Меры безопасности при возникновении пожара в автобусе, троллейбусе, трамвае
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7. «ТРАНСПОРТ И ЕГО ОПАСНОСТИ »
План лабораторной работы:
1. Городской и общественный транспорт.
2. Железнодорожный транспорт и его опасности.
3. Метрополитен. Характеристика опасных зон: эскалатор, платформа, вагон. Пожар в метро.
4. Особенности поведения на авиационном транспорте.
5. Вопросы безопасности при пользовании водным транспортом.
Литература : основная [1, 2, 4], дополнительная [10, 12].
Контрольные вопросы:
1. Какие обязанности имеются у водителя, пассажира, пешехода в целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий? 2. Какие самые безопасные места в вагоне поезда? Самые безопасные вагоны поезда? 3. Какие зоны опасности есть в метрополитене? 4. Какие действия пассажира, упавшего на пути? 5. В каких случаях нельзя останавливать поезд? 6. Что нужно делать при задымлении и пожаре в вагоне поезда? 7. В каких случаях приходиться пользоваться кислородной маской в самолете? 8. Какие существуют рекомендации для предотвращения или уменьшения травматизма при авариях на взлете и посадке воздушного судна? 9. Какие места тела человека особенно подвержены теплопотерям при нахождении в воде? 10. Что должен знать пассажир при нахождении на водном транспорте? 11. В каких случаях отдается распоряжение оставление судна? 12. Как необходимо вести при аварийных ситуациях на различных видах транспорта?
ГОРОДСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ.
Интенсивность транспортных потоков в городе, не всегда достаточно высокая квалификация водителей, недисциплинированность участников дорожного движения и ряд других обстоятельств создают предпосылки возникновения экстремальных ситуаций аварийного характера.
Городской транспорт включает в себя автотранспорт различного назначения, троллейбусы и трамваи, метрополитен. Для соблюдения мер безопасности необходимо знать специфические особенности каждого из них.
Городской транспорт - наиболее многочисленный и наиболее аварийный. По магистралям и улицам города непрерывными потоками совершаются перевозки грузов и людей. Участвуют в этом потоке и легковые машины, технически исправные и с дефектами, управляемые профессионалами и водителями-любителями с различным опытом и ответственностью за свои действия, с разнообразными спектрами психического состояния и здоровья.
Нередки случаи лихачества, грубого нарушения правил дорожного движения (ПДД) и откровенного автохулиганства, а также управления автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения. Следует учитывать также и то, что состояние автодорожного полотна большинства улиц оставляет желать много лучшего.
Автотранспорт в настоящее время стал наиболее опасным. Так, на 1 млрд пассажирокилометров на железнодорожном транспорте приходится 2 погибших, на воздушном - 6, а на автомобильном - 20 человек.
Жертвами аварий транспорта становятся водители, пассажиры и пешеходы. По статистике до 65% пострадавших погибает еще на месте происшествия, причем более 2/3 из них - внутри автомашины. Большое количество погибающих на месте аварии объясняется неспособностью окружающих оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.
Пешеходам необходимо руководствоваться следующими правилами:
1) двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, а где их нет - по обочине;
2) вне населенных пунктов при движении по обочине или краю проезжей части надо идти навстречу движению транспорта;
3) проезжую часть следует пересекать по пешеходным переходам (в том числе по подземным и наземным), а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин;
4) при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка дорогу переходить под прямым углом к краю проезжей части на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны;
5) в местах, где движение регулируется, руководствоваться сигналами светофора или регулировщика;
6) в других случаях выходить на проезжую часть можно только после того, как есть убежденность, что переход безопасен, и вы не создадите помех движению транспорта;
7) нельзя выходить из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии движения.
Никогда не забывайте, что на улицах с интенсивным движением автотранспорта необходимо быть исключительно внимательным и осторожным. Зачастую даже цвет машины играет существенную роль. Установлено, что чаще всего пешеходы попадают под машины песочного, сиреневого и молочно-белого цветов.
Аварийные ситуации
Правильное поведение водителя и пассажиров в аварийной ситуации залог спасения
жизни.
* При начале движения необходимо пристегнуться ремнями безопасности. Они могут спасти вашу жизнь в случае столкновения. Боковое столкновение менее деформирует автомобиль за счет конструктивных особенностей, в то время как лобовое столкновение наиболее опасно для жизни. Если неизбежно боковое столкновение необходимо сгруппироваться так, что бы получить наименьшие повреждения. Например, необходимо подбородок прижать к груди, а во избежание попадания стекол в глаза, они должны быть зажмурены (закрыты). Крайне не желательно держаться за ручки, поскольку рука может быть зажата. Правильнее - руки должны быть скрещены на груди, а ноги лучше поджать, вместо того чтобы прятать их под сидение. Пассажирам заднего сидения также необходимо группироваться, необходимо упереться ногами в пол, а спиной о спинку сиденья, это позволит остаться на месте, а не лететь через весь салон при столкновении.
Меры безопасности при возникновении пожара в автобусе, троллейбусе, трамвае
· Немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам, потребовать остановить транспорт и открыть двери.
· При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стекла (при необходимости можно выбить стекла ногами).
· При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя.
· В любом транспортном средстве имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.
· Помните! В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к ним лучше не прикасаться.
· Выбравшись из салона, необходимо отойти подальше от транспортного средства, оказать посильную помощь пострадавшим.