Статистические возможности анализа некоторых правовых явлений
1. Статистические возможности анализа преступности позволят сделать следующее:
– определить реальное состояние преступности, ее уровень, структуру, динамику;
– произвести соотношение различных видов преступлений в структуре преступности с целью выявления латентной преступности;
– осуществить сравнительный анализ взаимосвязанных показателей по категориям преступлений;
– выявить причины и условия, способствующие совершению преступлений;
– изучить личности преступников;
– осуществить прогнозирование преступности и индивидуального преступного повеления,
– спланировать организацию борьбы с уголовно-правовыми деяниями;
– выполнить проверку эффективности борьбы с преступными проявлениями.
Изучение статистических данных о преступности не должно ограничиваться только данными уголовной статистики. Для более глубокого познания преступности как социального явления, ее причин и условий, способствующих совершению преступлений, изучения личности преступников и всей системы мер борьбы с преступностью важно привлекать материалы других отраслей статистики – экономической, социальной и др.
2. Статистические возможности анализа работы судов по уголовным и гражданским делам. Работа судов складывается из рассмотрения уголовных, гражданских, административных дел, аналитической работы и других форм деятельности.
Работа судов по рассмотрению уголовных дел – важная составляющая судебной деятельности. Она отражается в отчетах о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел, о работе судов по исполнению решений и приговоров, о работе судов по рассмотрению уголовных дел
в кассационном порядке, рассмотрению в кассационном и надзорном порядке дел с исключительной мерой наказания, о работе по рассмотрению уголовных дел в порядке надзора.
Статистические возможности изучения работы судов могут быть расширены за счет отчетов других форм. В отчете о работе судов по исполнению решений и приговоров можно почерпнуть данные о движении исполнительных листов, об их распределении по видам исполнения, о суммах материального ущерба, причиненного различным видам собственности (государственной, муниципальной, общественной, частной, личной),
об обеспеченности взыскания и его исполнения.
Комплекс показателей анализа должен состоять из системы статистических оценок качества рассмотрения и разрешения уголовных дел,
в том числе:
– сведения об общем количестве нарушений, выявленных всеми вышестоящими судами и повлекших отмену и изменения приговоров;
– соотношение указанных данных с числом рассмотренных;
– доля отмененных приговоров от всех вынесенных по отдельным категориям дел;
– соотношение числа отмененных и измененных приговоров с числом обжалованных и опротестованных в кассационном и надзорном порядке;
– относительное число судей, не имевших отмены и изменения приговоров, в структуре уголовных судей;
– относительное число судей, имевших отмену и изменение по одному, двум, трем и более делам.
Более глубокое изучение работы судов возможно на основе уголовного и уголовно-процессуального законодательства, теории уголовного права и уголовного судопроизводства, что выходит за рамки правовой статистики. Методики такого анализа излагаются в специальной литературе.
Статистическое изучение работы судов по рассмотрению гражданских дел основывается главным образом на данных отчетов о работе судов
первой инстанции по рассмотрению гражданских дел (Ф. № 2) и о работе судов по исполнению решений и приговоров (Ф. № 4).
Основную массу дел представляют собой дела искового производства. Вот их перечень по отчету:
– брачно-семейные дела;
– трудовые споры;
– иски о возмещении вреда за увечье и смерть кормильца;
– иски о выселении;
– иски о возмещении ущерба за нарушение природоохранного законодательства; споры о праве собственности на землю; другие споры, связанные с землепользованием;
– иные виды исков, связанные с приватизацией предприятий; договором аренды; о защите интеллектуальной собственности; о защите прав потребителей; о наследовании имущества и т. д.;
– споры, вытекающие из собственности государственной, муниципальной, общественных организаций; совместных предприятий, иностранного гражданина, государства; споры участников хозяйств, товариществ, обществ;
– иски акционеров, вкладчиков;
– дела, возникающие из административно-правовых отношений.
Отслеживание движения гражданских дел разных категорий, как и уголовных, начинается с констатации числа неоконченных дел, оставшихся от прошлых лет, числа дел, поступивших в отчетном периоде, и кончается остатком не оконченных дел на конец отчетного периода. В числе оконченных дел в течение отчетного периода отмечается число рассмотренных дел
с вынесением решения удовлетворить иск или отказать в иске; число прекращенных дел; дел с исками, оставленными без рассмотрения; дел, переданных в другие суды. В отчете фиксируются также сроки рассмотрения дел, суммы, присужденные к взысканию, и суммы госпошлины, уплаченные
в доход государства. Завершается отчет показом проведенной аналитической работы по гражданским делам, числа проведенных обобщений судебной практики и внесенных представлений.
3. Статистические возможности анализа судимости. Анализ судимости обычно включает в себя изучение состояния, структуры и динамики преступности («прошедшей» через суд), осужденных, мер наказания и других аспектов, связанных с судимостью. Статистика судимости, в отличие от статистики учтенной преступности, более надежна и объективна.
Судимости, как преступность, «прошедшую» через суд, и меры уголовного наказания, освобождение от наказания и оправдание невиновных можно изучать по отчетам формы 10. В них судимость отражается по группам (главам УК), лицам (статьям и частям УК) преступлений. Преступность же
в полном объеме отражается по статьям и их частям. Судимость в полном объеме отражается лишь по главам УК, а по статьям и частям статей – только наиболее распространенные составы.
Количество и качество статистических показателей о судимости, осужденных и мерах наказания открывают большие возможности для практического и научного изучения многих проблем судимости, понимаемой в широком плане. Эти возможности могут быть расширены за счет сопоставления имеющихся данных с данными других отчетов судов, прокуратуры, органов внутренних дел, а также с данными демографической, социальной, экономической и другой статистики.
Анализ судимости по всем ее статистическим показателям
в соотношении с иными данными правоохранительных органов, а также
с данными демографической, социальной и экономической статистики при квалифицированном использовании методов юридической статистики может способствовать выявлению многих важных фактов, тенденций и закономерностей.
4. Статистические возможности анализа причин преступности, личности правонарушителей и мотивации преступного поведения. Задачей статистического анализа причин преступности, личности преступника и мотивации преступного поведения является выявление и измерение имеющейся связи между теми признаками, которые отражены
в криминальном учете, и признаками социальных, экономических и других явлений, которые сопровождали жизнь и деятельность правонарушителя.
Собственно юридическая (уголовная) статистика отслеживает причины преступности не прямо, а лишь косвенно и в ограниченном, можно сказать, – условном виде. Предварительное статистическое выявление причин преступности начинается с количественной характеристики ее состояния, уровня, структуры, динамики. Эти знания помогают относительно точно сориентироваться в наиболее криминогенных зонах, территориях, сферах, отраслях и т. д.
Анализ преступности по объективным показателям, месту и способу совершения преступлений, объектам и предметам преступного посягательства, квалификации и категориям деяний, отраслям хозяйства
и т. п. помогает уточнить особо криминогенные обстоятельства. В первичных документах учета преступности регистрируется дополнительная характеристика преступлений.
В статистических карточках на лицо, совершившее преступление, отражается более 200 обобщенных признаков личности, текстуальных и закодированных.
Особо ценные сведения о возможных причинах и условиях совершения преступлений наличествуют в мотивах преступного поведения. Первичные учетные документы отслеживают преступления, совершенные по корыстным побуждениям; по мотивам приобретения (получения) наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ, прекурсоров, спиртных напитков, денежных средств, кредита; совершение преступлений с целью завладения транспортным средством, грузом, оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми веществами, боеприпасами; с целью сбыта или промысла; из хулиганских, сексуальных, бытовых (ссора, ревность, иные бытовые мотивы) побуждений; по мотивам вражды, ненависти, мести (расовой, национальной, религиозной), иной личной заинтересованности; в целях раздела сфер влияния, облегчения совершения или сокрытия других преступлений, сокрытия прибыли от налогообложения, в целях трансплантации человеческих органов и многие другие.
Перечень мотивов далек от совершенства. Это связано в первую очередь с тем, что содержание мотивов, их иерархия и система недостаточно разработаны в науке и судебной практике.
Статистическое изучение соответствующих показателей в динамике имеет исключительную аналитическую значимость. Обратимся к некоторым частным показателям: организованной преступности и преступлениям, совершенным с применением оружия. По данным статистики, и первый, и второй вид преступлений в реальной действительности широко распространены. Обращение же к динамике анализируемых показателей
в целях выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, имеет важное значение. Именно их динамика, положительно или отрицательно коррелируемая с динамикой самой преступности, позволяет зачислить те или иные обстоятельства в систему криминогенных или антикриминогенных факторов, среди которых могут быть и преступления одного вида по отношению к другому.
Следующий шаг в статистическом выявлении причин и условий, способствующих совершению преступлений, – это сопоставление данных криминальной статистики с данными статистики социальной,
экономической, демографической, культурной, географической, медицинской, моральной и т. д.
Элементарным примером может служить обращение к коэффициенту преступности, который строится на соотношении абсолютного числа преступлений (юридическая статистика) на 100 тыс. или 10 тыс. жителей (демографическая статистика). Это соотношение помогает решать очень многие проблемы объективной оценки преступности, сравнительного анализа по территориям и годам, в том числе и в плане определения криминогенности той или иной группы населения. Аналогичные сопоставления можно произвести между данными о преступлениях и площадью территории, на которой они совершены, путем исчисления числа преступлений на 1 кв. километр территории.
5. Статистические возможности изучения деятельности правоохранительных органов. К правоохранительным органам относятся органы прокуратуры, внутренних дел, безопасности, налоговой полиции, таможенного комитета, военной прокуратуры и др. Им свойственны общие задачи по обеспечению правопорядка в стране и свои собственные направления работы и формы деятельности. В связи с этим изучение деятельности правоохранительных органов представляет собой сложную и многоаспектную систему. Рассмотрим статистическое обеспечение лишь некоторых направлений работы.
Согласно Закону о милиции ее задачами являются обеспечение личной безопасности граждан; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям и учреждениям в осуществлении их законных прав и интересов. Эти задачи детализируются в обязанностях и правах милиции.
В абсолютном большинстве случаев исполнение обязанностей и реализация прав милицией – это юридически значимый акт, который находит то или иное отражение в документах первичного учета и соответствующих формах отчетности.
Следующий показатель – уровень соответствия регистрируемой преступности на обслуживаемой территории действительному положению дел и уровень раскрываемости преступлений. Это комплексный показатель.
Он включает в себя исполнение таких важных милицейских обязанностей, как а) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию
о преступлениях; б) выявлять преступления, особенно те их виды, которые совершаются без видимых жертв; в) возбуждать уголовные дела, проводить дознание и предварительное следствие.
У милиции есть и другая обязанность – выявление преступлений.
Она имеет особое значение при преследовании преступлений против государства, государственной собственности, экономических, экологических, коррупционных и иных деяний. Выполнение этой обязанности отслеживается в документах первичного учета и в ряде отчетов непосредственно (Ф. 5;
Ф. 5-К; Ф. 4-3).
Следующий важный показатель работы правоохранительных органов – раскрываемость преступлений. По действующему учету и отчетности она представляет собой отношение числа раскрытых деяний к числу расследуемых, выражается и процентах.
При изучении деятельности и правоохранительных органов значимое место занимает анализ следственной работы. Он касается следственных подразделений органов внутренних дел (около 90%), прокуратуры, федеральной службы безопасности, таможенных органов и органов военной прокуратуры. Сопоставительный анализ сведений о следственной работе
с другими показателями уголовной статистики позволяет получить достаточно полную картину о деятельности следователей и дознавателей.
Не меньшее значение в практической юридической статистике имеет анализ работы прокурора. Он базируется, главным образом, на данных отчета о работе прокурора (Ф. П), который также входит в ведомственную государственную статистическую отчетность. В отчете отражены все функции деятельности прокурора, предписанные законом о прокуратуре.
Интегрирующим направлением изучения работы правоохранительных органов может быть анализ эффективности деятельности правоохранительной системы в целом и ее отдельных составных частей или видов деятельности: оперативной работы, предварительного следствия и дознания, борьбы с преступностью и т. д.
Под эффективностью работы следует понимать отношение фактически достигнутого общественно-полезного результата к той цели, которая была определена законом, решением соответствующих властей в центре и на местах в целом или в каком-то конкретном направлении деятельности (снизить брак в работе следственных подразделений, уменьшить уровень латентности, сократить сроки расследования уголовных дел и т. д.), в этом случае очень важно статистически соотнести фактические и планируемые результаты. Система учета и отчетности правоохранительных органов более или менее удовлетворительно позволяет решать и эти обобщенные задачи.