Гибкость как одно из основных профессиональных качеств

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХОРЕОГРАФИИ

Выполнила: студентка

3 курса группы 33

специальность 050148

«Педагогика дополнительного образования»

Карпунина Татьяна Алексеевна

Руководитель:

Витренюк Наталья Евгеньевна

Егорьевск 2014-2015 уч.г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 2

Глава 1. Гибкость как физическое качество. 6

1.1. Гибкость как одно из основных профессиональных качеств. 6

танцора. 6

1.2. Возрастные и физиологические особенности развития гибкости младшего школьника 12

Глава 2. Методы и результаты исследования. 16

2.1. Методы исследования. 16

2.2. Результаты исследования. 24

Заключение. 28

Список литературы.. 29

Введение

Актуальность: За последние десятилетия все чаще и чаще на разных уровнях поднимаются вопросы о здоровье нации (Гуськов А.Я., . Государство и здоровье нации.2013г. ) [ ], в частности, вопрос о здоровье младших школьников (Рудковский В. А. ., проблемы здоровья младших школьников.2012г.) [ ] . Появляются данные статистики, в которых ясно показано, что здоровье детей ухудшается и это связанно чаще всего со школой. Около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в здоровье. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, поэтому это требует от учителя младших классов глубоких знаний физиологии и гигиены ребенка для эффективного построения учебного процесса.

Негативное влияние по отношению к своему здоровью оказывает ряд факторов, связанных с организацией учебного процесса в школе: увеличение учебной нагрузки, «совершенствование» учебного процесса за счет увеличения объема информации, отсутствие хорошо организованного, качественного питания в школах, отсутствие адаптации учебного процесса к индивидуальным психофизиологическим особенностям детей. Лишь очень крепкие и выносливые от рождения дети не испытывают вредных последствий этих нарушений, у других детей в этих условиях могут развиться нарушение осанки, искривление позвоночника, близорукость. Так, неправильное положение ребенка на занятиях в школе и при подготовке домашних заданий, ношение учебников в портфелях и папках при слабости опорно-двигательного аппарата вызывают изменение осанки ребенка с развитием искривления позвоночника. Эти нарушения чаще возникают у детей, которые не занимаются физкультурой и спортом, а также у детей со сниженным зрением и слуха.

Существенно влияют на рост и развитие учеников дефекты осанки. Вообще процесс формирования осанки как привычной, непринужденной манеры держать свое тело начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима. Осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но в большинстве случаев ее нарушения являются приобретенными. Чаще всего нарушения осанки встречаются у детей астенического телосложения, слабо развитых физически. Кроме того, длительное пребывание ребенка за партой в неправильной рабочей позе (неправильная посадка) достаточно легко приводит к патологическим искривлениям и слабости мышц, которые должны удерживать позвоночник в правильной форме; сам же он быстро привыкает к неправильному положению туловища.

Растяжка является одним из важных элементов в поддержании здоровья и хорошего состояния всего организма (Боб Андерсон .,Растяжка для каждого. 2010 г.) [ ] .Гибкость необходима для выполнения очень многих каждодневных действий. Выполнение упражнений на растягивания снижает риск травм, связанных со спортом, не говоря уже о переломах, растяжениях и трещинах, которые могут возникнуть у человека и при выполнении самых элементарных бытовых функций.
Упражнения данного вида также улучшают общую подвижность. Суставы и мышцы человека становятся более эластичными. Подвижность является одним из наиболее важных элементов . Она улучшает физические возможности тела, снижает напряжение и устраняет застой в мышцах.

Объект:процесс развития гибкости у детей младшего школьного возраста.
Предмет:средства, способы и методы развития и совершенствования гибкости у детей младшего школьного возраста посредством хореографии.
Цель: теоретически и экспериментально выявить и обосновать значение развития гибкости у детей младшего школьного возраста посредством хореографии.

Задачи:

· Подобрать и проанализировать психологическую литературу по изучаемой проблеме;

· Осуществить поэтапную и разностороннюю психолого-педагогическую диагностику изучаемого явления;

· Произвести качественную и количественную обработку полученных результатов.

Методы:

1.Наблюдение за школьниками на занятиях;

2.Экспериментальные исследования развития гибкости у детей младшего школьного возраста посредством хореографии;

3.Статистические методы обработки

Глава 1. Гибкость как физическое качество

Гибкость как одно из основных профессиональных качеств

Танцора

Одним из ценных двигательных качеств танцора является гибкость. Учёные и исследователи в области физической культуры ставят гибкость по степени важности на второе место после выносливости, называя упражнения на растягивание эффективным средством оздоровления и гармонического развития. Под гибкостью понимают, способность выполнять движения с большой амплитудой, морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, обуславливающее степень подвижности его звеньев относительно друг друга писал (В.И. Лях) [4] .

Таким образом, гибкость характеризует степень подвижности в суставах и состояние мышечной системы.

Термин «гибкость» более применяем, если иметь ввиду суммарную подвижность в суставах всего тела, применительно к отдельным суставам правильно использовать писал (Ж.К. Холодов) [8].

Гибкость имеет большое значение в спортивной деятельности. Она способствует правильной осанки, улучшает внешний вид и влияет на жизненный тонус. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений. Благодаря достаточной подвижности позвоночного столба и растянутости в плечевых и тазобедренных суставов человек имеет возможность выполнять мягкие, плавные и изящные движения.

Недостаточно развитая гибкость у танцора ограничивает проявление таких физических качеств, как выносливость, сила, быстрота реакции и скорость движения. Увеличивая энергозатраты и снижая экономичность работы, она затрудняет координацию движений человека, так как имитирует перемещение отдельных звеньев тела в пространстве и может привести к травмам мышц и связок при выполнении физических упражнений.

Снижениегибкости вызывает проблемы со здоровьем – ухудшение осанки, механическое разбалансирование костей спины, таза и шеи, смешение отдельных частей тела относительно друг друга и как следствие повреждение связок, хрящей и деформацию тела. Короткие мышцы груди приводят к сутулости спины, которая в итоге проявляется во впалой грудной клетке и уменьшённой вентиляции лёгких. Малоэластичные сгибатели бедра и короткие спинные мышцы поворачивают таз вперёд и вызывают лордоз, хронические боли в пояснице и воспаление седалищного нерва. Опущенная голова вызывает головные боли. Головокружение и хроническое переутомление мышц задней части тела.

Гибкость – это рациональная работа мышц. При отсутствии в них запаса подвижности, им трудно выполнять амплитудные двигательные действия.

С точки зрения морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата по (Холодову Ж.К.) различают следующие формы гибкости:

- Активную, пассивную, смешанную;

- Общую и специальную;

- Динамическую и статическую. [8]

Активная гибкость – движения с большой амплитудой за счёт мышечных усилий, т.е. проявление гибкости, происходит без посторонней помощи, самостоятельно.

Пассивная гибкость – выполнение движений под действием внешних растягивающих сил (усилий партнёра, внешнего отягощения, тренажёров). Величина пассивной гибкости всегда больше активной. Разница между пассивной и активной гибкостью называют «запасом гибкости». (Ашмарин Б.А.и Виленский М.Я.) писали что под влиянием утомления активная гибкость уменьшается за счёт снижения способности мышц к полному расслаблению, а пассивная увеличивается. [1]

Общая гибкость – высокая подвижность во всех суставах опорно-двигательного аппарата.

Специальная гибкость – амплитуда движений проявляется при выполнении конкретного двигательного действия.

Статическая гибкость – подвижность, проявляемая в позах в неподвижном положении тела.

Динамическая гибкость – подвижность опорно-двигательного аппарата, проявляемая в движении. Проявление гибкости зависит от ряда факторов:

Анатомические особенности строения суставных поверхностей, форма костей во многом определяет направление и размах движения;

Способность произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать те, которые осуществляют движение, т.е. степень совершенствования межмышечной координации;

Состояние нервно-мышечной системы. Как известно, мышцами управляет нервная система. Движение в суставах осуществляется за счёт мышц, которые под действием нервных импульсов изменяют свою длину. Поэтому, от того, насколько чётко нервная система координирует процессы возбуждения и торможения, протекающие в мышцах, и будет зависеть гибкость. Занимаясь упражнениями на развитие гибкости, т.е. развивая силу мышц (синергисты) и способность их удлиняться (антогонисты), мы тем самым заставляем их адаптироваться к новым условиям работы, подготавливаем нервно-мышечную систему к более высоким амплитудам движения.

Эластические свойства мышц и связок, большое значение имеет длина мышцы, короткие мышцы ограничивают естественную амплитуду движения и делают их менее изящными.

Общее функциональное состояние организма. Под влиянием утомления гибкость уменьшается, положительные эмоции её увеличивают, а противоположные личностно-психические факторы ухудшают;

Также на уровень гибкости влияют внешние условия – время суток, температура воздуха, наличие разминки;

Пол. У женщин гибкость также выше, чем у мужчин. Это зависит от особенностей строения женского скелета, малой массы и силы мышц, а вследствие этого большей их податливостью к растяжению. Установлено, что гибкость женщины на 10 % выше, чем у мужчины. Интересно, что в раннем детском возрасте у мальчиков и девочек гибкость находится практически на одном уровне, главным образом потому, что их мышцы имеют примерно одинаковое развитие. Максимальный прирост гибкости у девочек наблюдается в период 9-12 лет, у мальчиков 10-13 лет;

Возраст человека. У детей гибкость выше, чем у взрослых. Подвижность в суставах, как и любое другое физическое качество, можно начать развивать в любом возрасте и достичь при этом неплохих результатов, но важно помнить, что гибкость, как, ни какое другое физическое качество теснейшим образом связано с возрастом и поэтому, чем раньше начатье развивать, тем больших результатов можно достичь.

Доказано, что главным фактором, ограничивающим, полную естественную амплитуду движения (гибкость) в суставе является сопротивление мягких тканей:

2% обеспечивает кожа;

10 %–сухожилия и связки;

41% –мышечные ткани и их длина. «Короткая» мышца делает сустав малоподвижным, «Длинная» мышца даёт возможность проявлять полную свободную амплитуду.

У младших школьников имеются все предпосылки к приобретению гибкости:

- преобладание в костной ткани органических элементов воды, которые делают скелет гибким и эластичным;

- сочленение костей подвижно в этом периоде развития;

- постепенное замещение костной ткани хрящевой;

- усиление темпов роста позвоночника и формирование естественных физиологических изгибов ( шейной и грудной кривизны);

- слабое развитие мышц и связок позвоночника, значительная толщина хрящевых прослоек позвоночника;

- кости скелета отличаются большой податливостью к внешним воздействиям;

- недостаточно развитые мышцы, крупные мышцы развиты лучше, чем мелкие, объём мышечной ткани 27.

Наиболее высокие естественныетемпы развития гибкости наблюдаются у детей в возрасте от 6до 8 лет и от 9 -11 лет. В целом подвижность крупных звеньев тела увеличивается до 13-14 лет и стабилизируется к 16-17 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если до 13-14 лет гибкость направленно не развивается, она может снижаться уже в юношеском возрасте. Значительное ухудшение отмечается у людей старше 50 лет.

Сенситивным периодом пассивной гибкости является возраст 9-10 лет, а активной 10-14 лет. Целенаправленное развитие гибкости должно начинаться с 6-7 лет, причём у детей 9-14 лет это качество развивается в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. У девочек показатели гибкости выше на 20-30%, чем у мальчиков.

В процессе системно построенного воспитания детей младшего школьного возраста главной задачей является обеспечение такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяет:

- успешно овладеть основами жизненно важными двигательными действиями, без ущерба для нормального состояния и функционирования ОДА;

- с высокой результативностью проявлять прочие двигательные способности: координационные, скоростные, силовые, выносливость.

Реализуя данные задачи, считается недопустимым чрезмерное развитие гибкости, приводящее к перерастяжению мышечных волокон и связок, а иногда необратимым деформациям суставных структур. Данные отклонения способствуют нарушению в формировании некоторых двигательных навыков, развитию плоскостопия, неправильной осанке, и некрасивой походке. Повышенная гибкость без достаточной мышечной силы может вызвать неустойчивость суставных соединений, приводящих к повреждениям суставов. Чрезмерно гибкие несущие суставы – коленный, голеностопный и тазобедренный становятся нестабильными и восприимчивыми к вывихам и травмам.

Наши рекомендации