Глава 1.Зарождение института смертной казни в Древней Руси
М-2015
Содержание:
Введение | |
Глава 1. Институт смертной казни в Древней Руси | |
1.2 Отражение смертной казни в качестве наказания в законах Руси | |
Глава 2. Институт смертной казни с дореволюционной России по сегодняшний день. | |
2.1 Отражение института смертной казни в Советском праве. | |
2.2. Значение смертной казни для современной России. | |
Заключение | |
Список использованной литературы |
Введение.
Тема смертной казни очень актуальна для современной России,данный вид наказания существует в нашей стране и по сей день , но на него наложен мораторий в связи со вступлением России в Совет Европы и ну и конечно же попытками построения правового государства. Однако стоит отметить , что еще в Древней Руси применялся такой вид наказания ,как «смертная казнь».Вытекало это из того ,что люди следовали принципу «око за око,зуб за зуб».Со временем данный вид наказания стал отражаться в законах , впервые смертная казнь появляется в «Двинской судной грамоте» в 1358 году.Она получила свое развитие и при последующих правителях.Во время революций 1905-1906 гг. предпринимались попытки упразднения смертной казни, но в день «красного террора» вновь было расстреляно около 4 тысяч человек. Позже в СССР Сталин И.И отменил смертную казнь , однако через какое-то время, был восстановлен расстрел.
Главной целью моей работы является :на основе историко-правового анализа проследить процесс развития и применения института смертной казни в истории российского законодательства.
В соответствии с данной целью , я предполагаю решить следующие задачи:
- Рассмотреть как зарождалась и применялась смертная казнь на Руси
- Проанализировать нормативно-правовые акты , которые включали смертную казнь в качестве наказания
- Изучить процессы , которые оказывали воздействие на развитие института смертной казни
- Определить место института смертной казни в современной России.
Объектомисследования выступают общественные отношения, складывающиеся в связи с институтом смертной казни и ее назначением как уголовного наказания.
Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе назначения смертной казни.
Нормативными источниками исследования послужили :Конституция РФ, УК РФ ……
Глава 1.Зарождение института смертной казни в Древней Руси.
Генетическая связь кровной мести и смертной казни
несомненна . Еще до зарождения государства смертная
казнь была эффективным инструментом регулирования
межплеменных и внутриобщинных отношений. Ярким
примером может служить месть княгини Ольги древлянам
за убийство ее мужа князя Игоря в 945 году [1]
В Договоре Руси с Византией 911г. также присутствуют
упоминания элементов смертной казни. Так, «если убьет русский христианина, или христианин русского, пусть умрет на
месте свершения убийства» - говорится в ст. 4 Договора.
Смертная казнь могла быть применена и в случае кражи
имущества - если в случае совершения кражи и поимки
вора он «окажет сопротивление и будет убит, то не взыщется
его смерть ни христианами, ни Русью...»[2] - следует из ст.6 Договора . Не сложно понять , что когда у людей еще не было законов , их отношения регулировались нормами обычного права.И разного рода преступления наказывались именно смертной казнью. В основном казнили тех, кто шел против воли царской , кто даже в мыслях затеивал что-либо против царя , и это кто-то узнавал, этот человек немедленно должен был быть убит. Ну и конечно же действовал принцип «око за око..» .Кровная месть является одним из наиболее ярких обычаев, получивших свое законодательное закрепление. Определяя характер кровной мести, М. Ковалевский пишет, что она предполагает участие именно лиц единокровных в преследовании правонарушителя и его родственников и принуждении последних к уплате за кровь[3].Одно из первых законодательных упоминаний о кровной мести мы встречаем в статьях договоров Руси и Византии 911 и 944 гг. об убийстве. Однако именно по поводу правовой природы кровной мести (досудебная это или послесудебная расправа) в исторической литературе возникает большое количество разногласий. Так, М. А. Дьяконов полагает, что месть за убийство в первой статье Русской Правды, не является местью по приговору суда, а является местью, осуществляемой по инициативе самих потерпевших.
Что касается вопроса о смертной казни как некоей более совершенной формы кровной мести, закрепленной законодательно в виде наказания, осуществляемого судом, то необходимо констатировать следующее. Смертная казнь не была известна письменному уголовному законодательству Древней Руси. Ее не знала Русская Правда, если, конечно, не предполагать, что такое известное наказание как поток и разграбление, не являлось, в том числе, и смертной казнью для виновного лица. Впервые смертная казнь как вид уголовного наказания появляется в Двинской уставной грамоте 1398 г. и закрепляется в статье 5 за кражу, совершенную в третий раз: «…а уличат втретие, ино повесити». Такое, достаточно позднее законодательное закрепление смертной казни вызывает, по меньшей мере, удивление. Большинство исследователей объясняют эту ситуацию тем, что смертная казнь в принципе была чужда правовому мировоззрению русского народа.[4] Но стоит отметить, что по мнению многих учёных кровная месть является смертной казнью , например ,А.Ф. Кистяковский считает ,что убийство в виде мести и смертная казнь в виде наказания в сущности есть одно и то же: «И то и другое состоит в лишении жизни; и то и другое обрушивается на голову виновного или, по крайней мере, того, которого считают виновным; если смертная казнь основывается на установленном властью законом, то убийство в виде мщения освящается неизменно соблюдаемым обычаем и считается не только правом, но и обязанностью»[5] Поэтому в дальнейшем на Руси этот обычай стал оформляться законодательно, и к смертной казни теперь приговарились за определённые законом преступления . А также самым важным оставался объект преступления для определения наказания преступнику.