Особенности тушения на танкере с нефтепродуктами
ВВЕДЕНИЕ
В начале XXI столетия отмечается увеличение темпов роста строительства морских и речных судов. Одновременно с этим растут потери судов от аварий и пожаров. Современное надводное судно – это сложная система, состоящая из жилых помещений, силовой установки большой мощности, грузовых отсеков, танков большой ёмкости для ЛВЖ И ГЖ и других вспомогательных помещений и агрегатов.
Длина судна может достигать 300 метров, ширина 40, а высота 30 метров. На нём имеются стационарные автоматические системы обнаружения и тушения пожара. Однако, как показывает практика, они не всегда находятся в исправном состоянии, и при возникновении пожара не могут выполнять своё предназначение. Пожары и взрывы являются основными причинами катастроф судов, как в период их эксплуатации, так и при строительстве и ремонте.
В наше время взрывы и пожары в портах, на морских и речных судах довольно частое явление. Статистика свидетельствует, что только в результате пожаров в мире ежегодно погибает 40 – 50 судов (лайнеры, сухогрузы, танкеры). Эти данные не включают пожары, происходящие на речных и озёрных судах.
Современная пожарная техника позволяет ликвидировать многие пожары, особенно если тушение начато своевременно. Строительство судов с учетом требований пожарной безопасности, оборудование их автоматическими системами предупреждения и тушения пожаров снижают вероятность возникновения пожаров и взрывов. Однако она все еще велика, особенно при транспортировке и обработке в портах нефти и нефтепродуктов, химических и взрывоопасных веществ и материалов, аммиачной селитры, ядохимикатов, леса, хлопка, некоторых сортов каменных углей, склонных к самовозгоранию.
Проектировщики, строители, эксплуатационники постоянно работают над совершенствованием систем пожарной охраны судов. Наиболее перспективными направлениями следует считать ограничение использования горючих материалов при отделке внутренних помещений, в том числе пассажирских кают, оборудование всех кают и трюмов сухогрузов установками пожарной сигнализации с высокочувствительными датчиками, реагирующими на инфракрасное излучение и появление малейшей струйки дыма; оснащение машинных отделений, отсеков трюмов и других помещений установками, позволяющими быстро использовать огнетушащие вещества.
ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРА
Особенности тушения на танкере с нефтепродуктами
При пожаре возможны:
- возникновение паники среди пассажиров;
- быстрое распространение огня по сгораемым материалам внутренней отделки и коммуникационным пустотам, и системам вентиляции;
- быстрое блокирование огнем и высокотемпературными токсичными продуктами горения судовых помещений и путей эвакуации;
- сложная планировка, стесненность, ограниченное количество входов и выходов, затрудняющих эвакуацию и спасение людей на пассажирских судах;
- сложность проникновения к очагу пожара и введения средств для его тушения;
- незначительная огнестойкость и хорошая теплопроводность конструктивных элементов судна;
- сосредоточение на ограниченной площади большого количества груза, имеющего различные физико-химические свойства, требующего определенных веществ и средств для тушения;
- ограниченная площадь сосредоточения сил и средств;
- наличие значительного количества горючих материалов в том числе высокотоксичных;
- большое количество механизмов, работающих при высоких температурах и давлениях на жидком топливе и масле;
- образование взрывоопасных концентраций с воздухом продуктов пиролиза при неполном сгорании или под действием высоких температур и взрывов;
- выход из строя пожарных насосов, силовой и осветительной сети при пожаре в машинном отделении;
- наличие на отдельных судах энергетических ядерных установок или оборудования для их технологического обслуживания.
- Если общее руководство аварийно-спасательными работами осуществляет капитан судна, РТП действует в точном соответствии с его распоряжениями и отвечает за отведенный ему участок тушения пожара. В обратном случае, РТП следует действовать в соответствии с ниже изложенным.
При ведении действий по тушению пожаров необходимо:
- установить количество и место нахождения людей, степень угрозы их жизни, пути, способы и первоочередность эвакуации и спасения;
- выявить место возникновения очага пожара и вид горящего материала;
- потребовать от капитана судна, руководства порта, судостроительного или судоремонтного завода план-схему устройства горящего судна;
- выяснить наличие на судне опасных грузов, их наименование, количество и места складирования, способ упаковки, рекомендуемые вещества для тушения и способы их защиты, индивидуальных средств для защиты личного состава от возможных опасных факторов;
- установить возможность использования имеющихся на судне стационарных систем пожаротушения, средств и судовых механизмов для эвакуации людей, и грузов, а также портальных кранов дока или других судов;
- определить необходимость отвода горящего судна от других судов или береговых сооружений учитывая, что непосредственное сообщение с судном будет затруднено;
- поддерживать постоянную связь с диспетчером порта (завода), капитаном, оперативным штабом и задействованными судами, согласовывать свои действия с администрацией порта, пароходства, объекта;
- развернуть судно так, чтобы предотвратить распространение горения и обеспечить благоприятные условия для тушения пожара и эвакуации;
- перекрыть все краны и клапаны на топливо проводах;
- перекрыть по возможности доступ воздуха к очагу пожара, путем задраивания дверей, люков, иллюминаторов и отключения вентиляции;
- производить постоянно охлаждение водяными струями запасных и расходных топливных цистерн, цистерн с маслом, пусковых баллонов с воздухом и металлические переборки;
- установить постоянное наблюдение за судном (возможен крен или дифферент), при необходимости организовать откачку воды из отсеков;
- обеспечить ствольщиков, при наличии угрозы поражения электрическим током, резиновыми ботами и перчатками, а также соединение с корпусом судна стволов и генераторов пены;
- производить прокладку рукавных линий по трапам и грузовым лифтам, подачу огнетушащих веществ осуществлять через световые, загрузочные, вентиляционные люки или специально проделанные отверстия;
- держать действующий водяной ствол у места вскрытия конструкций судна;
- применять при недостаточной видимости средства освещения привлекаемых сил и средств;
- производить в крайних случаях затопление судна, с посадкой его на мель;
- соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.
- При тушении целесообразно применять:
- внутри помещений - водяные стволы с малым расходом с распылителями;
- в небольших помещениях - тонкораспыленную воду, в том числе и с ПАВ;
- в надстройке и наружных помещениях - водяные стволы с большим расходом;
- если нельзя проникнуть к очагу пожара - объемное тушение воздушно-механической пеной средней и высокой кратности;
- при пожаре в трюме, машинно-котельном отделении - компактные и распыленные струи воды или пену различной кратности;
- при ликвидации горения топлива под котлами - пар и тонкораспыленную воду из стационарных систем судна;
- в сухогрузных трюмах - компактные водяные струи со смачивателями, пену.
На нефтеналивных судах (танкерах), кроме этого необходимо:
выяснить вид наливного груза, уровень заполнения танков и степень опасности;
остановить все виды работ по наливу или откачке груза, удалить сливо-наливные устройства, задраить люки не горящих танков;
установить характер повреждения палубы, если был взрыв, количество вскрытых танков и их уровень заполнения, определить площадь горения;
выбрать средства тушения и способы их подачи с учетом конструктивных особенностей танкера и характера повреждений;
расположить силы и средства тушения вверх по течению от горящего судна;
организовать охлаждение горящих танков, палубы и бортов судна распыленными струями из водяных стволов с большим расходом;
заполнить по возможности пустые танки водой или инертным газом;
смывать и отсекать в случае выброса или разлива горючего на поверхность воды, мощными водяными струями от других судов и береговых объектов;
установить боновые заграждения для предотвращения растекания ГЖ и ЛВЖ по акватории; по акватории;
Рисунок. 3 Боновое заграждения для предотвращения растекания ГЖ и ЛВЖ по акватории.
- оставлять на позициях только личный состав, непосредственно связанный с тушением пожара;
- производить тушение последовательно, при недостатке сил и средств, начиная с наиболее опасного танка, огонь которого больше всего угрожает смежным;