Информационное обеспечение социальной политики
Теоретико-методологические основы информационного обеспечения социальной политики
Реализация социальной политики немыслима без сбора и обработки большого количества информации об обществе и тех процессах, которые в нем протекают. Подобную информацию называют социальной информацией. Сам термин «социальная информация» и возник, чтобы оттенить проблемы информационного взаимодействия в социальных (общественных) системах от информационных процессов, протекающих в физических и технических системах.
Социальная информация обладает новыми свойствами по сравнению с той частью информации, которая циркулирует в физических и технических системах. К этим свойствам относятся: смысл, ценность, достоверность, оперативность. Смысл — это инвариант относительно средств передачи информации, выражающий содержание данной информации (т.е. то отраженное разнообразие, которое приходит к получателю). Ценность информации — это ее полезность для получателя (т.е. только то отраженное разнообразие, которое позволяет получателю решать какие-либо проблемы, является полезным). Достоверность — это истинность информации. Оперативность — это включение информации в коммуникативную систему общества непосредственно после возникновения данной информации.
Особенность социальной информации в том, что она никогда не теряет ценности. Потеряв актуальность, она становится носителем исторических фактов. Социальная информация имеет непосредственное отношение к предметной деятельности людей, к социальной практике.
Социальная информация выполняет следующие функции: управленческую, организационную, идеологическую, воспитательную, коммуникативную (т.е. по передачи сведений другим индивидам во времени и в пространстве) и отражательную (научно-познавательную). Все эти функции неразрывно связаны друг с другом и вместе с тем каждая из них имеет свою специфику. Управленческая функция неразрывно связана с коммуникативной. Именно коммуникативность информации позволяет осуществлять управление. Задача субъекта управления обеспечить наибольшую степень коммуникативности своей информации для объекта управления. Научно-познавательная функция тесно связана и с коммуникативной, и с управленческой функциями. С коммуникативной потому, что значительную часть научной информации человек получает в процессе общения и обмена информации. С управленческой потому, что новые знания приобретаются, как правило, не ради самого знания, а ради управления природными и социальными процессами. С другой стороны, отражательная функция отличается от коммуникативной тем, что процесс связи между объектом и субъектом познания, как правило, обходится без помощи знаков. Идеологическая и воспитательная переплетаются так тесно, что трудно отделить одну от другой. А все вместе функции способствуют выполнению организационной функции.
Существуют разные критерии деления социальной информации. Большинство из них основываются на роли информации, которую она играет в процессе принятия решения. В этом случае информация подразделяется на следующие попарно непересекающиеся множества:
- на относящуюся к данному вопросу и не относящуюся (соответственно релевантная и нерелевантная);
- на принятую во внимание и не принятую
Кроме этого, информацию подразделяют на следующие множества:
- входная и выходная;
- командная (с помощью которой субъект управляет системой);
- шумы (ненужная информация, влияющая на управления системой)
Социальную информацию классифицируют по функциям управления дующие типы:
- исходную;
- организационную;
- регулирующую;
- учетную;
- контрольную.
На современном этапе у социальной информация выявлено еще одно — структурообразующее. Данное свойство заключается во взаимном влиянии накопления информации и информационных процессов на структурные характеристики экономики и других ключевых социальных систем.
Социальная информация — основа социального управления — включает в себя такие важные для социальной политики понятия, как показатели социального положения и социального развития.
Социальная информация, необходимая для реализации социальной политики, аккумулируется двумя способами:
- сбором статистических данных;
- проведением различных социологических опросов.
Статистические данные представляют собой объективную, независящую от сознания конкретных людей информацию. Данные социологических опросов — это субъективная информация, выражающая отношение конкретных людей к тому или иному явлению.
2. Социальная статистика: сущность, задачи, структура.
Сферы социальной жизни и социальные процессы очень специфичны и не могут быть адекватно отображены с помощью универсальных измерительных и аналитических средств. Для сбора и обработки подобных данных оформилось специальное направление в статистической науке, называемое социальной статистикой.
Социальная статистика прежде всего одна из важнейших сфер приложения статистического метода — дает количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределении благ между ними.
Понятие «социальная статистика» имеет два толкования: как область науки и как область практической деятельности.
1)Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе.
2)Социальная статистика как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы.
Отличие социальной статистики от математической состоит в объекте исследования. Математическая статистика имеет дело со случайными величинами, которые заданы теоретически или получены экспериментально. Социальная статистика имеет дело со значениями, полученными в результате мотивированных действий, т.е. величинами детерминированными. В социальных системах заложена возможность внутреннего целеполагания: отдельные компоненты социальных систем могут самостоятельно. в определённом смысле — произвольно, устанавливать цели своего развития, каждая из которых совсем не обязательно будет совпадать с общей целью системы. Без выхолащивания их смысла невозможно представить компоненты социальной системы в виде формальных конструкций с точным (функциональным или вероятностным) описанием их реакций на те или иные «раздражители». Это исключает вероятностную трактовку социальных явлений и процессов. Изучение подобных величин требует невероятностной логики и специализированных методов.
Основные задачи социальной статистики:
- систематический анализ ситуации в социальной сфере;
- анализ важнейших тенденций и закономерностей развития отраслей социальной сферы;
- изучение состава и характеристик статистических и реальных социальныхгрупп;
- изучение уровня и условий жизни населения;
- оценка степени дифференциации всех характеристик уровня и условий жизни населения;
- прогнозирование наиболее вероятного хода развития на ближайшую и более отдаленную перспективу;
- исследование факторов, под влиянием которых сложилась данная ситуация;
- оценка степени соответствия фактических параметров их нормативным значениям;
- выяснение соотношения и роли объективных и субъективных факторов;
- исследование взаимодействия социальных процессов с другими составляющими общественного развития.
Социальная статистика разрабатывает специальную методологию получения информации: отбора, измерения, фиксации и агрегирования данных. В ней используются различные инструментальные измерительные системы и показатели, которые специализированы для соответствующих социальных структур.
В настоящее время ещё не сложилась общепринятая структура направлений социальной статистики. В одних источниках к наиболее важным относят следующие:
- статистика политической системы;
- моральная статистика (девиантного поведения);
- статистика населения и трудовых ресурсов;
- статистика уровня жизни населения;
- статистика здравоохранения и сферы обслуживания населения;
- статистика жилищно-коммунального хозяйства;
- пассажирского транспорта и связи по обслуживанию населения;
- статистика образования; культуры, спорта, досуга;
- статистика состояния окружающей среды и природных ресурсов.
В других источниках к подобным направлениям относят:
- статистику потребления населением материальных благ и услуг;
- статистику уровня жизни;
- статистику труда и заработной платы;
- статистику населения;
- статистику здравоохранения и социального страхования:
- статистику социального обеспечения;
- статистику физической культуры и спорта;
- статистику образования;
- статистику науки;
- статистику культуры;
- статистику средств массовой информации;
- статистику жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения;
- политическую статистику:
- статистику партийных и общественных организаций;
- судебную статистику;
Социальная статистика использует как количественные, так и неколичественные данные, которые либо можно упорядочивать (измеренные на порядковой шкале), либо нельзя упорядочивать (измеренные на номинальной шкале).
Социальная сфера развивается под воздействием множества факторов. Подобные факторы можно разбить на группы факторов, к которым относятся:
- экономические, связанные с уровнем социально-экономического развития страны и каждого конкретного региона, особенностями развития социальной инфраструктуры, характеров и типов собственности на предприятиях, распределительных отношений;
- политические, характеризующие сущность и влияние социальной политики на повышение потенциала социальной сферы, реализацию правовых гарантий в области социального воспроизводства населения, социальную поддержку и помощь депривированным слоям населения, а также социально-политической ситуации на ее развитие:
- правовые, обусловливающие законодательные нормы правоотношения и области регулирования социальных отношений, уровень правосознания населения;
- культурные, определяющие воздействие системы нравственных и культурно-духовных ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, их региональных особенностей на социальные отношения;
- природно-климатические, подчеркивающие особенности естественной среды обитания населения и экологическую ситуацию в регионе и влияющие на стандарты и образ жизни населения;
- социально-демографические, учитывающие численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, миграцию, занятость, профессионально—квалификационную структуру:
- национально-этнические, определяющие воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обычаев;
- социально-психологические, представляющие особенности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок.
Показатели социального положения и социального развития являются совокупностью объективных и субъективных показателей, отражающих эффективность социального воспроизводства населения, социальные предпочтения, нравственные ценности и установки людей, получаемые путем анализа социальной статистики и в ходе опроса жителей региона и экспертов, а также показателями, характеризующими стороны наиболее острых, нерешенных в регионе проблем. Особую группу показателей составляют нормативные показатели перспективного развития социальной сферы, добываемые в ходе экспертных опросов и из нормативных документов.
Вся система данных показателей может быть разбита на восемь разделов:
1. Социально-демографический (динамика численности населения, включая половозрастную характеристику, рождаемости, смертности, средней продолжительности жизни по различным половозрастным, профессиональным и региональным группам, численности семей, их состава, брачностно разводимое миграции и характеристика мигрантов, пороговые значения социально-демографических показателей).
2. Социально-трудовой {характеристика трудовых ресурсов и их расстановки, потребностей общественного производства в рабочей силе, динамика занятости" и характеристика безработицы населения, условия труда, оплата труда, пороговые значения безработицы, деградации трудового потенциала). Уровня и качества жизни населения (динамика денежных, реальных, среднедушевых доходов, потребления товаров, денежных сбережений, соотношения платежеспособного спроса и предложений товаров и услуг, с учетом дифференциации по группам и типам семей, социальные пособия, пороговые значения уровня и качества жизни населения).
3. Жилищного обеспечения населения (характеристика жилищного фонда по типу, метражу, принадлежности, благоустройству, потребности улучшения условий проживания, пороговые значения жилищных условий).
4. Здоровья населения и здравоохранения (динамика заболеваемости и ее характеристика, причин смертности, инвалидности, характеристика медицинской инфраструктуры и кадрового обеспечения).
5. Народного образования, культуры, информационных услуг (динамика количества обучающихся, посещающих дошкольные и внешкольные учреждения, характеристика образовательной инфраструктуры и инфраструктуры культуры, кадрового потенциала, пороговые значения образовательных и культурных показателей).
6. Экологической и социальной безопасности (динамика показателей чистоты воды, воздуха, вредных выбросов, материальных затрат на обеспечение экологической безопасности, преступности, пороговые значения экологических показателей и показателей криминогенности).
7. Социально-психологического самочувствия населения (социальные удовлетворенность, ущемленность, тревожность, напряженность, толерантность, конфликтность).
8. Система региональных социальных показателей хороший инструмент, позволяющим обеспечить потребности региональных органов управления в информации, характеризующей различные стороны социальных условий.
1. Параметры вычисления ИРЧП.
В России основными социальными индикаторами качества жизни на федеральном и регионом уровнях являются:
- величина прожиточного минимума;
- доля населения, находящегося за порогом бедности;
- величина поляризации доходов;
- доля получающих профессиональное образование:
- перечень и объем медицинских услуг, доступных всему населению:
- доля безработных;
- средняя продолжительность жизни;
- детская смертность;
- рождаемость.
На международном уровне для измерения уровня жизни первоначально (1961 год) экспертами ООН были выработаны следующие девять показателей:
- здоровье;
- потребление продуктов питания;
- образование;
- занятость, условия труда;
- жилищные условия;
- социальное обеспечение;
- одежда;
- рекреация, свободное время;
- права человека.
В последние годы самым важным и престижным показателем оценивающим качество жизни в странах мира является т.н. рейтинг ИРЧП (Индекс Развития Человеческого Потенциала) или HDI (Human Development Index). Качество жизни — показатель общего благополучия человека, которое является более широким, чем чисто материальная обеспеченность (уровень жизни). Качество жизни может зависеть, например, от состояния здоровья, содержания решаемых проблем, организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию и т.п. Переход к постиндустриальному обществу сопровождается всё большим вниманием к нематериальным аспектам качества жизни.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования и средней продолжительности жизни. С 1993 года публикуется ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала. Используются для выявления отличий между развитыми, развивающимися и недостаточно развитыми странами, а также для оценки воздействия экономической политики на качество жизни.
При подсчёте ИРЧП (HDI) учитываются 3 показателя (индекса):
1. Средняя продолжительность жизни (физическое состояние людей, их долголетие).
2. Уровень грамотности взрослого населения страны (2/3 индекса) и совокупная доля учащихся (1/3 индекса) – (духовное и интеллектуальное развитие людей).
3. Уровень жизни, оценённый через ВВП на душу населения при паритете покупательной способности (ППС) в долларах США (GDP (PPP) per capita) – (материальная обеспеченность людей, т.е. реальные доходы на душу населения).
Сбором, обработкой и публикацией результатов рейтинга HDI заниматся специальная «Программа Развития» при ООН.
Вся нижеследующая информация взята из последнего "Отчёта о Человеском Развитии 2009", опубликованном "Программой Развития", 5 октября 2009 года.
Все страны мира (в 2009 году) были поделены на 4 группы.
1. Страны с очень высоким ИРЧП (Very High Development) – 38 стран с рейтингом от 900 до 1000. Общая численность населения – 986.5 млн. человек (т.н. золотой миллиард).
2. Страны с высоким ИРЧП (High Development) – 45 стран с рейтингом от 800 до 899. Общая численность их населения – 918.4 млн. человек.
3. Страны со средним ИРЧП (Medium Development) – 75 стран с рейтингом от 500 до 799. С общей численность населения – 4 млрд 380.5 млн. человек. Сюда входят и такие гиганты как Китай и Индия.
4. Страны с низким ИРЧП (Low Development) – 24 страны с рейтингом от 0 до 499.
Ещё около 20 стран не вошли в рейтинг , главным образом по причине отстутствия достоверной информации для рейтинга, Зимбабве, Сомали, Микронезия и др.
Рейтинг также имеет и другое популярное название – Best place to live (Лучшая страна для жизни).
Существуют и другие , менее популярные рейтинги, в которых учитывается большее число факторов, в том числе уровень преступности, смертности, экология и т.п.
Итак в 2009 году победила Норвегия с рейтингом 971, а последнее место (из стран с достоверной статистикой) занял Нигер с рейтингом 340. То есть разрыв не такой большой как в рейтинге уровня жизни (GDP per capita), о котором мы говорили в первой части исследования. Менее чем в 3 раза. Однако этот рейтинг не является номинальным, он процентный, то есть фактически можно считать его процентами от идеала (в 100%). Насколько успешно страна сдала тест из 1000 вопросов в процентах.
Немаловажным косвенным фактором качества жизни является международная миграция. Эмиграция представляет собой самостоятельное решение о переселении лица или семьи. Причины эмиграции — война, голод, бедность, политические репрессии, этнические конфликты, межконфессиональные противоречия, природные и экологические катастрофы, воссоединение семьи, дискриминация (национальная, религиозная, социальная и т.д.) невозможность получить образование, профессию, работу, трудности в реализации творческих, профессиональных, экономических и других личных и семейных планов в стране проживания.
В отличие от просто миграции внутри района или между районами страны эмиграция связана с выездом из страны, то есть подразумевает пересечение границы. Эмиграция отличается от кратковременных поездок с личными и деловыми целями или туристских путешествий тем, что обязательно связана со сменой постоянного места жительства.
Ниже приводятся некоторые статистические данные ИРПЧ.
Мир:
Население: 6,605,728,854 человек
HDI: 753
Средний ежегодный рост кол-ва иммигрантов в период 1960-2005 годов – 1.1%
Средняя продолжительность жизни (2009) – 67.5 лет.
Отношение общей численности учащихся к численности населения от 6 до 24 лет – 67.5%
Very High Human Development Countries:
Население: 986.5 млн. человек
HDI: 955
High Human Development Countries:
Население: 918.4 млн. человек
HDI - 833
Medium Human Development Countries:
Население: 4 млрд. 380.5 млн. Человек.
HDI - 686
Low Human Development Countries:
Население: 385.1 млн. человек
HDI – 423
Европейский Союз:
Население: 499 673 325 человек.
HDI: 937
Россия:
Население: 141,927,297 человек
HDI: 817
Украина:
Население: 45,982,936 человек.
HDI: 796
Качество жизни зависит от экономики. Самый важный показатель экономики в современном мире это так называемый рейтинг GDP per capita – валовый внутренний продукт (англ. Gross Domestic Product), - рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства поделённый на кол-во населения.
В последние годы вместе с «чистым», номинальным ВВП на душу часто применяется его более точный (реальный) собрат GDP (PPP) per capita, то есть ВВП с коррекцией Паритета Покупательной Способности. Под паритетом покупательной способности подразумеваться фиктивный обменный курс двух или нескольких валют, рассчитанный на основе их покупательной способности применительно к определенным наборам товаров и услуг. Но не будем вдаваться в экономические «дебри» и приводить формулы расчёта этих показателей, оставим это дело профессионалам-экономистам.
Мир:
Население: 6,605,728,854 человек
GDP на душу – 7178 долл.
GDP (PPP) на душу – 10.000 долл.
Кол-во миллионеров (в долл. США) – 7.7 млн. человек (0.1% от населения планеты)
Кол-во миллиардеров (в долл. США) – 946 человек.
Безработица – 30% от трудоспособного населения планеты.
Африка:
GDP – 671 долл.
GDP (PPP) – 1968 долл.
Доход 10% самых богатых 44.7% от общего дохода.
Европа:
GDP на душу – 30937 долл.
GDP (PPP) – 29300 долл.
Доход 10% самых богатых европейцев - 27.5% от общего дохода
Безработица 8.8%
Азия:
GDP на душу – 2195 долл.
GDP (PPP) на душу – 4518 долл.
Северная Америка:
GDP на душу – 24155 долл.
GDP (PPP) на душу – 25263 долл.
Доход 10% самых богатых североамериканцев - 32.9% от общего дохода
Австралия и Океания:
GDP на душу – 22647 долл.
Южная Америка:
GDP на душу – 2663 долл.
GDP (PPP) на душу - 7264 долл.
Доход 10% самых богатых южноамериканцев - 44.37% от общего дохода.
Россия:
GDP на душу – 9075 долл.
GDP (PPP) на душу – 12178 долл.
Украина:
GDP на душу – 3910 долл.
GDP (PPP) на душу – 7832 долл.