Понятие, причины и критерии бедности
Не смотря на то, что историю бедности можно проследить, начиная с истории самого общества, в нашем государстве данный феномен стал предметом исследования лишь в современной отечественной социологии в начале 70-90-х годов.
Под бедностью в широком смысле слова мы понимаем такое состояние, при котором возникает несоответствие между достигнутым средним уровнем удовлетворения потребностей и возможностями их удовлетворения у отдельных социальных групп, слоев населения.
Разногласия по поводу определения бедности затрагивают не только ее суть, но также причины, последствия и способы решения данной проблемы. Чаще всего бедность трактуют как материальную необеспеченность людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддержать общественно необходимое потребление для обеспечения жизнедеятельности, препятствуя нормальному существованию и развитию личности.
Бедность – это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, предающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психология. Поэтому социологи говорят о бедности как особой субкультуре [2].
В период с XVIII до первой половины XX века за рубежом доминировали два основных подхода в изучении бедности: социал-дарвинистский и эгалитаристский. Т. Мальтус связывал бедность с естественными условиями существования индивида. Он считал, что причина бедности не в особенностях общественного устройства, а в чрезмерном размножении населения.
Г. Спенсер в середине XIX века считал бедность вполне закономерным явлением общества. В книге «Социальная статика» он отмечал, что бедность и неравенство возникают и растут по мере того, как растет общественное производство. Но производство останавливать нельзя, следовательно, невозможно ликвидировать бедность. Он рассматривал бедность не как социальное явление, а как личную проблему, то есть индивидуальный выбор, индивидуальную судьбу. Также он считал, что невозможно определить четкие критерии бедности. Крайняя нужда (нищета) является лишь видимым показателем бедности, который скрыт в стандартах образа жизни данного общества. В целом он отводил бедности положительную роль, считая ее движущей силой развития личности [3].
Социал-дарвинистская концепция бедности основывается на принципах борьбы за существование, естественном отборе, неизбежности социального неравенства коренных реформ, которые вредят и обществу, и самим беднякам. Все общественные явления, бедность в том числе, они рассматривали через призму теории Ч. Дарвина о выживании сильнейших. Представители другого направления, эгалитаристского, проповедовали всеобщую уравнительность как принцип организации общественной жизни. Для них бедность – только социальное зло, следствие определенного типа либо распределительных отношений, либо отношений производства и прибавочной стоимости [3].
В организации социологических обследований в Британии значительную роль сыграл Бенджамен Сибом Раунтри. Изучение бедности привело его к выводу о том, что опора на собственные силы и индивидуализм – это не адекватные средства для решения проблемы, крайне необходимо также мудрое законодательство. Он стал энергичным сторонником системы социальной безопасности, построенной на государственной основе [15].
В своем докладе об исследовании бедности, проведенном в 1960-70-х гг. в Британии, П. Таунсенд дал определение бедности, которое оказало решающее воздействие как на ход исследования, так и на его результаты: «Можно сказать, что индивиды, семьи и группы населения живут в бедности, если им не хватает средств на питание, вести ту же деятельность, что и большинство населения, иметь жилищные условия и предаваться прелестям жизни, доступным большинству людей. Иными словами, если они не могут жить в обществе, к которому они принадлежат, так, как живет большинство населения».
Можно также выделить определение, данное в 1963 г. известным экономистом Г. Мюрдалем. Он определил низший класс как «ущемленный в своих интересах класс, состоящий из безработных, нетрудоспособных и занятых неполный рабочий день лиц, которые с большей или меньшей степенью безнадежности отделены от общества в целом, не участвуют в его жизни и не разделяют его устремлений и успехов» [18].
Таким образом, бедность – это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам.
В зависимости от того, какие потребности человек способен удовлетворить, выделяют три вида бедности, при этом исходят из трех основных концепций: абсолютной, относительной, субъективной. Абсолютная бедность – состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость.
Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни (это количество материальных благ, позволяющих человеку вести достаточно комфортный уровень жизни, не чувствовать себя ущемленным, вести достойный образ жизни, удовлетворяя все разумные потребности), или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная концепция бедности основана на сопоставлении денежных доходов домохозяйства не с прожиточным минимумом (абсолютным показателем), а со средним уровнем дохода домохозяйств по стране (относительным показателем). То есть, показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми. Она является сравнительной характеристикой в двух смыслах. Во-первых, она показывает, что вы бедны относительно того изобилия или достатка, которым обладают другие члены общества, не считающиеся бедными. Первое значение относительной бедности заключается в сравнении одной страты с другими стратами или слоями. Во-вторых, она показывает, что вы бедны относительно некоторого стандарта жизни, например, стандарта достойной, или приличествующей жизни [2].
Границы абсолютной и относительной бедности не совпадают. В обществе может быть ликвидирована абсолютная бедность, но всегда сохранится относительная. Ведь неравенство – неизменный спутник сложных обществ. Таким образом, относительная бедность сохраняется даже тогда, когда жизненные стандарты всех слоев общества повысились.
Относительная бедность |
Абсолютная бедность |
11,4% |
59,6% |
30% |
Рис. 1. Соотношение абсолютной и относительной бедности в России XX-XXI веков.
Субъективная бедность базируется на оценках собственного положения самими людьми; чувствующие, что не имеют достаточно, чтобы жить, сами для себя определяющие уровень бедности. За последнее время было проведено достаточно много социологических исследований касательно того, как сам человек оценивает свое положение в обществе, относит ли себя к так называемому «среднему» классу, или же считает себя причисленным к категории бедных. И социологи пришли к такому выводу: по многочисленным исследованиям ощущают себя бедными гораздо большее число людей, нежели согласно данным по абсолютной бедности (по величине прожиточного минимума) [2].
Кроме этой базовой классификации типов бедности, существуют и другие подходы. Так, выделяют первичную бедность (это семьи, ведущие рациональное домашнее хозяйство, но не имеющие достаточных финансовых средств) и вторичную бедность (семьи, которые имеют достаточно финансовых средств, но нуждаются из-за нерационального ведения хозяйства) [9].
Также различают бедность «слабых» и «сильных». Бедность «слабых» - это бедность нетрудоспособных и мало-трудоспособных людей, инвалидов, больных, физически и психологически неустойчивых, а также работников, вынужденных нести непомерно большую нагрузку (кормильцы многодетных семей). Ее можно назвать социальной бедностью, непосредственно обусловленной социально-демографическими свойствами определенных категорий населения.
В отличие от бедности «слабых», бедность «сильных» возникает в чрезвычайных условиях, когда полноценные работники, обычно способные получать доход, дающий «нормальный» жизненный стандарт, попадают в ситуацию, в которой не могут своим средненормальным трудом обеспечить принятый в данное время и в данном обществе уровень благосостояния. С этой точки зрения бедность «сильных» можно обозначить как производственно-трудовую или экономическую обусловленность кризисной ситуацией в экономике, когда работник не получает заработка обычного масштаба [8].
Существуют также две формы бедности: «устойчивая» и «плавающая». Первая связана с тем, что низкий уровень социальной обеспеченности, как правило, ведет к ухудшению здоровья, деквалификации, депрофессионализации, а в конечном счете – к деградации. Бедные родители воспроизводят потенциально бедных детей, что определяется их здоровьем, образованием, полученной квалификацией. Социальные исследования стабильности бедности подтвердили эту гипотезу и показали, что люди, «рождающиеся как постоянно бедные», остаются таковыми в течении всей своей жизни. Вторая форма, намного реже встречающаяся, связана с тем, что бедные подчас предпринимают невероятные усилия и «выскакивают» из своего социального, фактически замкнутого круга, адаптируясь к новым условиям, отстаивая свое право на лучшую жизнь. Разумеется, что в таком «прыжке» существенную роль играют не только субъективные, личностные факторы, но и объективные условия, создаваемые государством и обществом [16].
Проблема обновления систем доходов населения и социальной защиты – одна из ключевых в повестке дня социальной политики большинства стран, включая Россию. Необходимость преобразований связана как с общемировыми тенденциями в сфере труда и ухудшающейся демографической ситуацией, так и с последствиями перемен, вызванных изменением общественного устройства страны [17].
Среди важнейших причин «новой волны» бедности, которая «накрыла» своим валом большую часть россиян в 90-е годы, - глобализация мировыхрынков товаров, финансов и труда. Крайне низкая адаптивность национальной экономики к этим процессам, неконкурентоспособность целых отраслей и производств, невысокая производительность труда и отсталая его организация, превалирование низкооплачиваемых рабочих мест и дефицит специалистов требуемой квалификации привели к последствиям, сходным с теми, которые описывал А. Смит, сравнивая развитие экономик Англии и Индии в первой половине XVIII века.
Еще одной причиной расширения бедности для многих стран, включая Россию, является качественное изменение «матрицы» трудовых отношений. Вместо стандартизации и унификации, характерных для индустриального этапа, в условиях формирования постиндустриальной экономики происходит дестандартизация труда – развиваются его гибкие формы и небольшие предприятия, быстро меняющие технологии, возрастает роль науки и значимость креативности в профессиональных навыках персонала. Поэтому на смену еще недавно повсеместно применявшегося бессрочного трудового договора для работников наемного труда приходит непостоянный найм, то есть неполная и временная занятость, заемный труд, субсидируемый трудовой договор, при котором часть затрат на оплату труда несет государство. В этой связи прежние механизмы регулирования заработной платы и социальной защиты требуют обновления.
Третья причина бедности (причем бедности занятых трудовой деятельностью) – курс государства на дерегулирование заработной платы (соотношение заработной платы между крайними децилями составляет 1 к 24), существенное уменьшение ее доли в ВВП – с 38% в 1990 г. до 24% в 2008 г. [17].
В целом необходимо констатировать, что сложившаяся в стране модель бедности – прежде всего результат низкого уровня доходов от занятости. Факторы, связанные с крайне неудовлетворительной ситуацией на рынке труда, низким качеством рабочих мест, являются доминирующими среди причин дифференциации семей по статусу бедности. В этой связи российскую бедность можно определить в терминах «экономической», или «рыночной» бедности, которая обусловлена положением конкретных категорий экономически активного населения на рынке труда.
Четвертой причиной бедности выступает хроническое бюджетное недофинансирование социальной сферы. В России в 2005 г. государственные расходы на образование составляли 3,7% ВВП, столько же – на здравоохранение, что значительно меньше, чем в западноевропейских странах [17].