Финансовое обеспечение социальной политики

Основные принципы финансирования социальной политики

Реализация социальной политики предполагает законодательное установление и финансовое обеспечение исполнения социальных обязательств государства, ко­торые можно определить как конституционно или законодательно зафиксирован­ную совокупность социальных (общественных) благ, которые государство обязу­ется сделать доступными для своих граждан, гарантируя по определенному кругу этих благ бесплатность для всего населения или определенных групп. Организация исполнения социальных обязательств государства осуществляют­ся как министерствами, ведомствами и организациями «социального блока», вхо­дящими в систему исполнительной власти «центра», регионов и муниципальных образований, а также и обще функциональными министерствами (Мин эконом раз­вития РФ, Минфин РФ).

Методы финансирования социального сектора должны способствовать повы­шению экономической эффективности. Экономическую эффективность социаль­ной политики следует рассматривать, по крайней мере, в трех аспектах.

Макроэкономическая эффективность означает, что общество тратит на разви­тие людских ресурсов достаточно средств, но не настолько много, чтобы вытес­нить другие важнейшие направления экономической деятельности. Важно найти баланс между развитием людских ресурсов и другими направлениями капитало­вложений.

Микроэкономическая эффективность связана с распределением всего объема имеющихся средств между различными программами: денежными пособиями, ме­дицинским обслуживанием, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров, услугами в сфере занятости и т.п.

Третий аспект эффективности воздействие социальных программ на систему стимулов, т.е. система социальных выплат и льгот должна финансироваться таким образом, чтобы свести к минимуму негативное воздействие на трудовую актив­ность.

Объем государственного финансирования социальных программ определяется задачами государства в социальной сфере.

Вступление в третье тысячелетие можно рассматривать как новую стадию эко­номического развития России, присоединения к странам, определяемым как «на­рождающийся рынок» («emerging markets»). Формирование социальной политики в России совпало с коренными преобра­зованиями главных ценностей социального государства.

2. Динамика государственных социальных расходов в переходный период

С точки зрения финансового обеспечения социальных расходов в переходной экономике России четко просматриваются три этапа, имеющие существенные раз­личия.

Первый этап — 1991-95 гг. — характеризуется наращиванием государствен­ных расходов на социальные нужды.

Второй этап — 1995-98 гг. — период поиска эффективных форм и методов реализации социальной политики.

Третий этап — 1999-2010 гг. ­­­- связан с принятием рамок практически всех институциональных социальных реформ согласно «Стратегии развития Россий­ской Федерации до 2010 г.»

3. Консолидированный бюджет Российской Федерации состоит из федерального бюджета; бюджетов 89 субъектов Российской Федерации; местных бюджетов. Особое место в финансировании социальной сферы играют внебюджетные соци­ально-страховые социальные фонды.

Федеральный бюджет России разрабатывается на основе анализа развития экономики.

Значительное различие в уровнях экономического развития регионов, бюджет­ной обеспеченности субъектов Федерации привело к тому, что финансирование этих законов колебалось от 100% (Москва) менее чем 10% .

Ряд регионов-доноров, положительно оценивая создание Фонда компенсаций в целом, выступил против перераспределения средств от «богатых» регионов в пользу «бедных.

На следующем уровне бюджетной системы — местные бюджеты. Нацелены они на недопущение резкого снижения жизненного уровня населения, в настоящее время это бюджеты выживания для слабо защищенных слоев населения. Местные бюджеты, как правило, не располагают возможностями свободы финансового ма­невра и создания предпосылок для социально-экономического развития города, района.

Цель данных фондов — обеспечить реализацию важнейших социальных га­рантий — государственного пенсионного обеспечения, оказание бесплатной медицинской помощи.

Структура ФСС включает федеральный уровень, региональные отделения, цен­тральные отраслевые отделения и их филиалы. При ФСС образуется Правление, а в его отделениях — координационные советы. Члены

Фонд обязательного медицинского страхования создан в 1993 г. в соответствии с постановлением ВС РФ «О порядке финансирования обязательного медицинско­го страхования граждан на 1993 г», территориальные фонды создаются местными органами власти.

Размер обязательного страхового тарифа установлен в размере 3,6% от фонда оплаты труда для всех категорий плательщиков. Причем в федеральный фонд — 0,2%, а в территориальные — 3,4% (с 2001 г. расщепление тарифа и его размер бу­дет определяться согласно шкале единого социального налога).

Основные задачи федерального фонда: реализация государственной политики обязательного медицинского страхования, обеспечение прав граждан и достиже­ние социальной справедливости в системе обязательного медицинского страхова­ния, осуществление мер финансовой устойчивости системы, в том числе за счет выравнивания условий деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования программ.

Благотворительный фонд — весьма распространенная форма неправительст­венной некоммерческой организации, В 1995 г. в России принят Федеральный закон «О благотворительной деятель­ности и благотворительных организациях», аналогичные законы приняты в целом ряде регионов РФ.

Наши рекомендации