Краткая характеристика российской экономики
Аналитическая записка по экономической ситуации в России с прогнозом и дополнительно с привязкой к строительству.
Краткая характеристика российской экономики.
Российская экономика характеризуется двумя сильными дисбалансами. Первый это большое присутствие государства в экономике. Доля государственного сектора превышает 70% в создаваемом ВВП. Из них 38% приходится на консолидированный бюджет (включающий и внебюджетные фонды) и более 30% составляют доходы компаний с гос. участием (данные рассчитаны самостоятельно и подтверждаются оценкой МВФ). Из более 40 тыс. компаний публичного сектора половина — унитарные предприятия, четверть — акционерные компании, в Росстате и Минфине большую их часть относят к коммерческим предприятиям, однако при применении рыночного теста оценка будет в корне другой, считают в МВФ. При этом присутствие государства в ключевых секторах экономики существенно превышает средний 30% уровень. Так в нефтегазовом секторе доля госкомпаний составляет около 60% (по размеру выручки), а в банковском секторе (по размеру активов) превышает 70%. Высокая доля участия государства в экономике страны неизбежно проецирует проблемы гос. управления на ее экономику, делая последнюю, по сути, заложником обслуживания интересов высокопоставленных чиновников и политиков. В пользу данного вывода свидетельствует устойчиво слабое положение малого и среднего бизнеса (около 20%, с тенденцией снижения) в ВВП России.
Второй дисбаланс – это доминирование сырьевых секторов экономики. Данные официальной статистики занижают показатели дохода сектора добычи и первичной обработки полезных ископаемых. Движение минерального сырья и энергоносителей от производителя до потребителя отражается и вовсе как оказание услуг. Кроме того, высокий уровень налогообложения добычи энергоносителей переводит доходы производителей в доходы государства, что усложняет анализ влияние сектора на экономику и занижает его значение. Более низкие цены энергоносителей на внутреннем рынке дают дополнительный доход, потребляющим их секторам экономики, увеличивая конкурентоспособность торгуемых секторов на внешнем и внутреннем рынке (металлургия, производители азотных удобрений и т.п.). Согласно расчетам, сектора добычи энергоносителей, производства цветной, черной металлургии и минеральных удобрений, с учетом дополнительного дохода бюджета и без учета дополнительного доходов потребителей, составляли около 23,9% от ВВП в 2014 году и 25,8% в 2015 году (прогнозное значение). Рост доли сектора добычи полезных ископаемых в 2015 объясняется меньшей чувствительностью внутренних цен на энергоносители, за счет снижения экспортной пошлины; рублевым ростом вклада сектора производства мин. сырья и более слабой динамикой общего показателя ВВП. С учетом дохода бюджета и доходом потребителей от заниженных внутренних цен на энергоносители, цифры вырастают до 34,5% ВВП в 2014 году и 31,6% в 2015 году. Снижение экспортной пошлины на энергоносители в 2015 году сократило дополнительный доход внутренних потребителей, уменьшив итоговый показатель. Если к расчетам добавить эффект мультипликатора от стимулирующего эффекта на экономику, значение сектора добычи полезных ископаемых и минерального сырья приблизится к половине годового валового внутреннего продукта. Еще большее значение сырьевого сектора можно увидеть, взяв статистику внешней торговли. Около 80% экспортной выручки приходится на сектор добычи полезных ископаемых и производства цветной и черной металлургии. Таким образом, конъюнктура товарных рынков для российской экономики обладает определяющим характером.
Два указанных выше экономических дисбаланса способствуют формированию устойчивого петрократического типа государства. Краткосрочная устойчивость которого сопряжена с низкой адаптивностью и подверженности болезненным потрясениям, на большом временном отрезке, при росте внешних и внутренних вызовов.