Кризис 2014 года и его последствия
Падение товарных рынков во второй половине 2014 года, в особенности цен на нефть, и большие выплаты по внешним долгам в период конца 2014 начала 2015 года вызвало потребность балансированиярования внешнеторгового и платежного баланса России. Затрудненый доступ к внешним рынкам капиталов, из-за санкций, и неразвитость собственных рынков, сократили окно возможностей российской экономики до незбежной девальвации национальной валюты, в размерах соответсвующих падению цен на нефть. Девальвация рубля позволила торгуемым секторам экономики компенсировать негативную динамику товарных рынков, а торговому балансу выйти в профицит. Основной же удар пришелся на домашние хозяйства (потребителей) и неторгуемые сектора экономики (в том числе строительный сектор, удар на последний был смягчен ажиотажным спросом конца 2014 года, в связи с ассоциацией у обывателя недвижимости, как надежного инструмента сохранения капитала). Ужесточение монетарной политики ЦБР создало дополнительные трудности для пострадавших секторов экономики и потребителей, сократив их доходы, ростом платежей кредиторам, и ограничив достув к новым кредитным ресурсам.
Рынка труда испытал давление снижающейся экономической активности, при этом выравнивание на рынке найма произошло в основном не за счет роста безработицы, а за счет понижения оплаты труда. Последнее обстоятельство снижает трудовую мобильность и увеличивает время адаптации экономики. Согласно официальной статистики основной удар понижения доходов приняли на себя работники государственного сектора и торгуемых секторов экономики. Снижение доходов произошло как за счет существенного роста инфляции, основной рост цен в потреблении пришелся на продукты питания, так и номинального сокращения размеров оплаты труда. Повышение цен на продукты питания произошело как за счет девальвации национальной валюты, так и за счет принятых правительство России контр-санкции, запрещающие импорт продовольствия из стран основных торговых партнеров, что создало дополнительные издержки для доставки продуктов потребителю. Официальные данные по показателю инфляции выглядят заниженными и не вызывают доверия: так за 2014 год Росстат «рисует» 11,4%, а за 9 месяцев 2015 года -- 10,4% (итого 23,0% за 2 года). Реальные цифры должны быть близки к уровню девальвации национальной валюты и составлять порядка 44% за 2 года. Схожие результат показывает опросы «инФОМ»-а, сделанные по заказу ЦБ России, в первой половине 2015 года – 26,8% размер наблюдаемой инфляции, при значении ожидаемой около 15,0%. Такие цифре неизбежно сократят потребление, заставять малообеспеченные слой перейти на более дешевые продукты питания и существенно снизят способность населения к накоплению. Данное предположение потверждают данные фонда «Общественное мнение», согласно опросу, проводившемуся в июне 2015 года, от возможности делать накопления отказалось 53% опрошеных и 71% не смогли это сделать за последний месяц. Впервые с кризиса 1998-99 года ожидается существенный рост бедности в России. Если в 2010 году численость населения с доходами ниже 5 USD на человека не превышала 10,0%, согласно данным Росстата, то уже к 2015 году, по прогнозу Всемирного Банка, ожидается рост до 14,2%.
Сокращение совокупного спроса неизбежно ударит по производителям, при чем наибольшее сокращение спроса придется на неторгуемые сектора экономики, поскольку последние не смогут компенсировать снижение спроса поставками продукции на экспорт. Снижение способности домашних хозяйств направлять средства на сбережения, сократат платежеспособный спрос на товары долгосрочного пользования и недвижимость. Рост процентных ставок по кредитам и рост уровня проблемных и невозвратных кредитов в банковской сфере, сократит доступность кредитного источника финансирования крупных покупок, включая ипотечное финансирование сделок с недвижимостью. В середине года ряд строительных компаний Москвы и Московской области отметили 30-50% падение уровня спроса («Мортон», «Абсолют», «НДВ-недвижимость»). Схожая динамика отмечается и в обращении застройщиков за одобрением градостроительных планов земельных участков (Москомстройинвест). При этом можно отметить, что больше пострадают от падение спроса на недвижимость те регионы России, где ниже средний уровень доходов населения. А в регионе с большим уровнем доходов будет отмечатся рост конкуренции среди строителей за своего покупателя. Это обстоятельство приведет к снежению цен на рынке и сокращению маржи строительных компаний. Рост стоимости кредитования реального сектора, меньшая доступность кредитов (рост невозврата и повышение норм резервирования для банковского сектора), вместе с падением текущих доходов создает риски роста неплатежей в отрасли и череды банкротств и/или недружественных поглащений.
Прогноз на 2016 год.
Перспективы 2016 года видятся больее несущими угрозы, чем возможности. Если в конце 2014 года начале 2015 года навес предложения нефти в 3-2% (2-2,5 млн баррелей в день) от объема потребления отправил цены строго на юг. То при сохраняющемся текущем давление предложения, есть риск возвращени на нефтяной рынок Ирана. При снятии с Тегерана нефтяного эмбарго страна обещает за год нарастить объем добычи нефти на 1,5 млн баррелей в день. Текущие консультации ОПЕК пока не падают сигналов готовности картеля сократить уровень добычи нефти и отойти от политики сохранения доли рынка в обмен на высокие цены. Напротив Саудовская Аравия продолжает практику продажи своей нефти с существеным дисконтом к рыночным условиям. Последние иницеативой Эр-Рия́да стала продажи нефти Польше через порт Гданьска. На середину октября Польша уже получила три партии нефти по 100 тыс. тон из Саудовской Аравии с «просто волшебной» скидкой. Кроме того Эр-Рияд обозначил намеренье перевести энергообеспечение королевства на попутный газ с тем, чтобы высвободившиеся объемы нефти отправить на рынок, и тем самым пополнить выпавшие доходы от падения цен.
Не сулит хороших перспектив рынку энергоносителей и спрос. Замедление роста развивающихся экономик (исключение может составить разве что Индия), действие программ энерго- и ресурсосбережения создают риски стагнации объема спроса на энергоносители. Переодически усиливаются опасения экспертов за состояние экономики Китая. Традиции региональной бюрократии завышать статистические показатели роста, с целью добиться карьерного роста, подрывают достоверность официальной статистики и служат основанием распространению негативных слухов. Рост Поднебесной шел за счет использования кредитного плеча. С 2007 года размер мирового долга увеличился на 57 трлн. Долларов США, при этом около 50% этого долга выпустил Китай. В тоже время необходимо отметить продолжающийся вектор снижения рентабельности промышленного сектора Поднебесной. Тем не менее, Пекин до сегодняшнего дня демонстрирует умение управлять своей экономикой, по средством регулирования объемов кредитования и прилагает усилия, чтобы сделать свои рынки все более открытыми, а национальную экономику более конкурентоспособной. В Азии в противовес Китаю набирает обороты экономика Индии. Страна с большим и растущим населением показывает темпы роста около 7,5% в год в текущем, и как ожидается будущем году. Однако поскольку экономика Нью-Де́ли в 3 раза уступает Пекину товарным рынкам не стоит упавать только на силу индийской экономики.
Поскольку текущий цикл падения товарных рынков был вызван, в основном, ростом со стороны предложения, то востановления рынков займет более значительный период, чем в случае временного сокращения спроса (как в кризис 2008-09). Таким образом, в 2016 году существенного улучшения условий на рынке энергоносителей ожидать не стоит. Напротив, в первой половине года, можно ожидать попытки Brent сходить ниже 40$ и возвращения в текущий диапазон к концу года, или в 2017 году (при таком сценарии RUBUSD можно будет увидеть на 100). Положительным сценариаем может стать самоограничение Саудовской Аравии по объемам добычи, поскольку Эр-Рияд вынужден финансировать высокий дифицит государственного бюджета 140 млрд Долларов США из своих резервов 672 млрд. Внушительные траты рано или поздно заставят королевство пересмотреть свою стратегию на нефтяном рынке. Вопрос только когда это произойдет. Следущий год может стать последним, или предпоследним годом когда Саудовская Аравия будет придерживаться текущей стратегии. Это позволит королевству укрепить дисциплину внутри ОПЕК и показать остальным «кто в доме хозяин». Но в росте цен на нефть будет стоять объективное препятствие ввиде предельных издержек сланцевой добычи нефти. Таким образом, в среднесрочной перспективе цены на нефть не опустятся ниже 40,0 USD за баррель на долго, но и не поднимятся выше 70,0 USD. В среднесрочной перспективе положение Российской экономики вряд ли претерпит кардинальные изменения, но следующий год может приподнести неприятные сюрпризы. Право первого хода за Эр-Риадом и предсказать точно время, когда королевство сменит стратегию невозможно.
Стремительное таяние ФНБ и Резервного фонда на поддержание банковского сектора и военных расходов сокращают окно возможностей и сужают перспективы экономики до воспроизводства такущего положения дел. Управление экономикой в ближайшее время будет сводится к ручному регулированию в период обострения, попыткам выжать больше налогов в остальное и увеличение доли государственного сектора.
На строительном рынке выживут осторожные и близкие к власти компании. Поэтому видится целесообразным осторожное управление запасами непроданного жилья, без резкого наращивания объемов строительства и осторожного обращения с кредитным финансированием.