Основные процедуры разработки, согласования, принятия, утверждения и организации выполнения решения
Для процедуры разработки управленческого решения руководителю и аппарату управления необходимо осуществить следующие действия:
1. Оформить документацию о начале выполнения работ с указанием конкретного задания, состава персонала и системы его подчинения, времени исполнения решений, промежуточных этапов контроля и размера выделяемых ресурсов.
2. Разработчикам решения разъяснить содержание организационных документов о начале выполнения работ по разработке решения.
3. Разработчикам решения разъяснить их права, ответственность и полномочия.
4. Обсудить с разработчиками неучтенные детали для успешного выполнения работ.
5. Акцентировать внимание на важности задания и значении его качественного исполнения.
6. После окончания разработки решения провести юридический контроль на соответствие его действующему законодательству и уставным документам организации.
7. Получить заключение о выполнимости вариантов и заключение экспертов об общей и экологической (если требуется) безопасности реализации решения.
Процедуры согласования управленческого решения с вышестоящими органами, заказчиками, клиентами следующие:
1. Оформить документацию на физических и юридических лиц, с которыми необходимо согласовать решение, временные периоды согласования.
2. Документально оформить акт согласования.
Процедуры принятия решения:
1. Документально подтвердить отсутствие в вариантах решения противоречивости.
2. Документально оформить набор критериев для выбора решения: наименования и значения.
3. Документально зафиксировать отклонения параметров решения от запланированных критериев.
4. Документально оформить процедуру принятия решения с указанием даты, ответственных лиц.
Процедуры утверждения решения:
1. Оформить документацию о физических и юридических лицах, у которых нужно утвердить решение.
2. Документально оформить акт утверждения.
Процедуры организации выполнения решения:
1. Оформить документацию о начале реализации решения с указанием необходимых элементов.
2. Разъяснить исполнителю содержание и порядок выполнения задания.
3. Разъяснить исполнителям их права, ответственность и полномочия при выполнении задания.
4. Обсудить с исполнителями неучтенные факторы для успешного выполнения работ.
5. Акцентировать внимание на важности предстоящей работы, выделить средства для реализации решения.
6. Активизировать работу исполнителей по эффективной реализации решения.
7. Осуществлять контроль за ходом реализации задания.
8. Сдать документацию по реализованному решению в архив.
Социально-психологические основы разработки управленческого решения
Управленческое решение может встретить противодействие или взаимодействие со стороны исполнителей.
Потребности и интересы руководителя и исполнителей, их ожидания должны быть согласованы. Социально-психологическая согласованность достигается применением специальных методов, основанных на удовлетворении социальных интересов и потребностей человека и коллектива. Для отдельного человека социальные потребности – это потребности в порядке, стабильности, информации, безопасности, управлении, творчестве, вере, любви, семье, знании, патриотизме, общении, самовыражении и саморазвитии. К социальным потребностям коллектива могут быть отнесены безопасность, результативность, самоуправление. Значимость социально-психологических методов (рис. 3.15) в арсенале современного руководителя постоянно растет.
Рис. 3.15. Социальные методы при разработке и реализации решений
Психологические методы призваны обеспечить благоприятную атмосферу, учитывая формальные и неформальные отношения в коллективе. Первые формируются как должностные обязанности, вторые – на базе общности интересов, симпатий и антипатий, создавая гармонию в коллективе.
Управленческая практика выработала следующие приемы убеждения исполнителя:
· руководитель может уклониться от спора по принятому решению с потенциальным исполнителем: исполнитель решит, что руководитель абсолютно уверен в правильности принимаемого решения или что за этим решением стоит могущественная сила;
· руководитель может проявить повышенный интерес к мнению исполнителя относительно решения, дав ему выговориться;
· руководитель сообщает исполнителю, что ему самому решение не нравится, но его нужно выполнять;
· перед объявлением решения руководитель всячески демонстрирует исполнителю свое дружеское расположение;
· решение способно сделать вызов: "Кто может лучше?".