Пробелы в трудовом законодательстве. Применение судами аналогии закона и аналогии права при рассмотрении трудовых споров
Место судебной практики в системе источников трудового права и роль судебной практики в совершенствовании законодательства о труде.
1. Место и роль судебной практики в системе источников трудового права. Юридическая природа и правовое значение заключение и решений Конституционного суда Республики Беларусь и постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
Понятие и необходимость толкования в судебной практике по трудовым делам. Способы и правила толкования.
Правоприменительная конкретизация в судебной практике по трудовым делам. Конкретизация оценочных понятий в судебной практике по трудовым делам.
Пробелы в трудовом законодательстве. Применение судами аналогии закона и аналогии права при рассмотрении трудовых споров.
1. Место и роль судебной практики в системе источников трудового права. Юридическая природа и правовое значение заключение и решений Конституционного суда Республики Беларусь и постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 51 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей Республики Беларусь от 29.06.2006 № 139-3 (вступил в силу 06.02.2007) Пленум Верховного Суда Республики Беларусь, помимо реализации прочих полномочий, рассматривает материалы обобщения судебной практики, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования общим судам разъяснения по вопросам применения законодательства.
Правовой базой для признания заключений Конституционного Суда источниками права являются часть вторая ст. 7, часть пятая ст. 116 Конституции Республики Беларусь, а также ст. 9, 10 Закона Республики Беларусь от 30.03.1994 № 2914-ХП «О Конституционном Суде Республики Беларусь» (далее - Закон о КС РБ).
В соответствии с частью первой ст. 9 Закона о КС РБ нормативные правовые акты, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом. Тем самым Конституционный Суд при принятии заключений осуществляет роль «негативного законодателя», поскольку вправе признать соответствующую норму права не имеющей юридической силы (по сути, происходит «отмена» соответствующих норм права).
На признание руководящих разъяснений пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда, а также актов Конституционного Суда в качестве источников права повлияло принятие действующего Гражданского кодекса Республики Беларусь от 07.12.1998 (далее - ГК РБ) и Закона о НПА. Вначале в ст. 3 ГК РБ, а затем и в ст. 2 Закона о ННА среди видов нормативных правовых актов были указаны акты Конституционного Суда Республики Беларусь, постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами. В указанной норме подчеркивается «связанность» высших судебных инстанций в процессе судебного нормотворчества положениями Основного Закона и принятыми в соответствии с ним иными законодательными актами (законами, декретами и указами Президента), хотя и последние могут быть объектом конституционного контроля со стороны Конституционного Суда.
На основании проведенного анализа можно сформулировать следующие выводы:
- Судебные постановления, принимаемые по конкретным делам, в настоящий момент в Республике Беларусь не являются источниками (формами) права, поскольку не отвечают признаку нормативности: они адресуются конкретным лицам, а следовательно, не распространяются на неопределенное число лиц. Кроме того, эти судебные постановления осуществляют правовое регулирование ad hoc (только для данного случая, спора) и не обязательны для судов и других правоприменителей, рассматривающих другие аналогичные споры. Ориентир на решения по ранее рассмотренным делам, в том числе вышестоящих инстанций, носит для судов добровольный, а не обязательный характер.
- Нормативные постановления Пленума Верховного Суда, Пленума Высшего Хозяйственного Суда, содержащие в себе руководящие разъяснения, являются разновидностью подзаконных нормативных правовых актов и могут предусматривать как правоположения, толкующие, конкретизирующие и детализирующие нормы законодательных актов, так и новые нормы права, временно заменяющие нормы закона до устранения соответствующего пробела в законодательном регулировании.
- Заключения Конституционного Суда, которыми нормы актов законодательства признаются неконституционными, являются источниками белорусского права.
- В перспективе возможно придание значения «судебного прецедента» судебным постановлениям Верховного Суда Республики Беларусь по конкретным делам, имеющим принципиальный характер и официально опубликованным.
Конституционный Суд и Верховный Суд имеют различную компетенцию как в области правосудия, так и в плане правотворческой деятельности, поэтому принимаемые ими акты имеют различную форму, назначение, а значит - и юридическую силу.
Органы конституционного контроля и надзора, функционирующие во многих современных государствах, своей деятельностью и принимаемыми актами оказывают существенное воздействие на всю правовую материю и в первую очередь на национальное законодательство и практику его применения. Не является исключением и Конституционный Суд Республики Беларусь.
Конституционный Суд имеет право давать казуальное толкование нормам Конституции, но из этого логически вовсе не следует вывод о том, что «решения Конституционного Суда должны в иерархии актов располагаться вслед за конституцией».
Решения Конституционного Суда, полагаем, уступают по юридической силе законодательным актам.Более того, сама юридическая сила данных решений (в отличие от заключений) Конституционного Суда основана на нормах обычных законов, а не Конституции. Расположение актов Конституционного Суда в части одиннадцатой ст. 2 Закона о НПА вместе с постановлениями Пленума Верховного Суда, полагаем, не свидетельствует об их равной юридической силе, хотя бы потому, что этому вопросу посвящена ст. 10 того же Закона. Важно отметить, что законодатель вообще не упомянул в ст. 10 Закона о НПА акты Конституционного Суда, не дав тем самым четкого ответа об их юридической силе и соотношении с иными нормативными правовыми актами.
Такой же вывод можно сделать и на основании ст. 9 Закона о КС, посвященной в том числе и юридической силе решений Конституционного Суда. Систематическое толкование последней нормы и ст. 116 Конституции позволяет сделать вывод, что в ней регулируются вопросы при знания неконституционными актов законодательства путем принятия заключений. Юридическая сила решений Конституционного Суда в ней не определена. Вышеизложенными обстоятельствами объясняется тот факт, что действующее законодательство не позволяет четко определить природу актов Конституционного Суда, принимаемых в форме решений, а также установить их юридическую силу. Как неоднократно отмечалось в работах ученых-конституционалистов, в решениях Конституционного Суда выражается «правовая позиция» данного органа по рассматриваемым вопросам. При этом нет законодательных оснований говорить о том, что в этой позиции создается новая норма права, адресованная неопределенному кругу лиц и подлежащая неоднократному применению. В этой связи, по нашему мнению, нет веских оснований для отнесения актов Конституционного Суда Беларуси, принимаемых в форме решений, к источникам права.
За период своей десятилетней деятельности Конституционный Суд Республики Беларусь неоднократно (более 15 раз) в своих заключениях и решениях обращался к вопросам соответствия законодательства о труде и практики его применения Основному Закону и международно-правовым актам, участником которых выступает Республика Беларусь.
Анализ принимаемых Конституционным Судом актов показывает, что они различным образом воздействуют на правовую действительность. В частности, можно указать следующие пути такого воздействия:
- признание норм соответствующего нормативного правового акта неконституционными и не имеющими юридической силы;
- обращение внимания иных правотворческих органов на наличие пробелов и коллизий в правовом регулировании соответствующих отношений с рекомендациями по их устранению;
- признание неконституционности правоприменительной практики;
- указание на способ преодоления пробела или коллизии в законодательстве.
образец разрешения возникшей коллизии правовых норм при помощи иерархического способа: положения названных Закона и декретов обладают верховенством по отношению к постановлению Правительства и действуют непосредственно. Обратим внимание, что описанный пример носит в большей степени историческое значение, поскольку максимальная продолжительность трудовых отпусков при их суммировании согласно действующему законодательству о труде Беларуси не ограничивается, а вышеназванный Порядок в конце 2007 г. утратил силу.
Правовые позиции по регулированию трудовых и связанных с ними отношений содержат, в частности, следующие акты Конституционного Суда Республики Беларусь:
Заключение «О соответствии Конституции и законам Республики Беларусь пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 17 июня 1994 г. № 5 «О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров» с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 1994 г. № 12 и от 28 июня 1996 г. № 8» от 09.06.1998 № 3-65/98;
Решение «О минимальных компенсациях за ухудшение правового положения работников» от 13.11.2001 № Р-130/ 2001;
Решение «О правовом регулировании уплаты государственной пошлины при рассмотрении трудовых споров» от 24.04.2003 № Р-156/2003 и некоторые другие.
Проблема правовой природы постановлений Пленума Верховного Суда, по которой велись и продолжаются дискуссии среди ученых-юристов, в определенной степени законодательно в Беларуси решена. Как было выше показано, в Законе о НПА нормативные постановления Пленума Верховного Суда, по сути, отнесены к подзаконным нормативным правовым актам, которые в силу этого подлежат применению как общими судами, так и иными правоприменителями (КТС, нанимателями и др.).
Пленум Верховного Суда в своих постановления, в частности, конкретизирует оценочные понятия, дает толкование тем или иным нормам, вызывающим затруднения при их применении у судов, порой восполняет пробелы и разрешает коллизии в законодательстве о труде. Правда, порой данный орган, давая свои разъяснения, выходит за пределы своей компетенции, разрешав коллизии там, где их нет, создавая новые нормы при отсутствии пробелов в праве.
Назовем три наиболее значимых в сфере трудовых отношений постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь:
«О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» от 29.03.2001 № 2;
«О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей» от 26.03.2002 № 2;
«О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников» от 26.06.2008 № 4.
Решения Республиканского трудового арбитража (далее -РТА) принимаются, как правило, по конкретными коллективным трудовым спорам, разрешают спор о правах и обязанностях конкретных субъектов и в этом случае не имеют нормативного значения, не содержат норм права, а, следовательно, и не являются нормативными правовыми актами. Вместе с тем, РТА имеет право принимать по вопросам, относящимся к его компетенции, постановления и разъяснения, обязательные для трудовых арбитражей (ч. 4 ст. 385 ТК). И хотя РТА пока не активно использует это право и Закон о НПА не рассматривает его разъяснения и постановления в качестве нормативных правовых актов, полагаем, что указанные акты РТА в принципе могут носить нормативный характер и в перспективе приобрести то же значение, что и постановления Пленума Верховного Суда, но только преимущественно по вопросам коллективных трудовых отношений.
Нормотворческая составляющая в деятельности высших судебных инстанций не должна превалировать над их основным назначением, состоящим в осуществлении правосудия, а для Верховного Суда - и в направлении деятельности нижестоящих судов. Конституционный и Верховный суды не должны подменять собой законодателя. Их правотворческая деятельность носит вторичный и подзаконный характер: они могут формулировать правовые позиции в форме правоположений и временных норм права только при наличии реальных (а не мнимых) пробелов и коллизий в правовом регулировании трудовых и связанных с ними отношений.