Абсолютные приросты (млн. руб.) и темпы роста выпуска продукции
Порядковый номер текущего года - i | Год | Базисный абсолютный прирост - | Цепной абсолютный прирост - | Базисный темп роста - | Цепной темп роста - |
24,9-23,3= =1,6 | 24,9-23,3= =1,6 | 24,9:23,3= =1,07 | 24,9:23,3= =1,07 | ||
26,6-23,3= =3,3 | 26,6-24,9= =1,7 | 26,6:23,3= =1,14 | 26,6:24,9= =1,07 | ||
27,6-23,3= =4,3 | 27,6-26,6= =1,0 | 27,6:23,3= =1,18 | 27,6:26,6= =1,04 | ||
29,2-23,3= =5,9 | 29,2-27,6= =1,6 | 29,2:23,3= =1,25 | 29,2:27,6= =1,06 | ||
28,4-23,3= =5,1 | 28,4-29,2= = –0,8 | 28,4:23,3= =1,22 | 28,4:29,2= = 0,97 |
Таблица 1.12.9
Темпы прироста и темпы наращивания выпуска продукции
Порядковый номер текущего года - i | Год | Базисный темп прироста - | Цепной темп прироста - | Темп наращивания - |
1,069–1=0,07 | 1,069–1=0,07 | 1,6:23,3=0,07 | ||
1,142–1=0,14 | 1,068–1=0,07 | 1,7:23,3=0,07 | ||
1,185–1=0,18 | 1,038–1=0,04 | 1,0:23,3=0,04 | ||
1,253–1=0,25 | 1,058–1=0,06 | 1,6:23,3=0,07 | ||
1,219–1=0,22 | 0,973–1=–0,03 | –0,8:23,3=–0,03 |
Средний прирост выпуска продукции составил:
млн. руб.
Базисные темпы роста показывают, что по сравнению с 2004 г. выпуск продукции в 2005, 2006, 2007, 2008 и 2009 гг. увеличивался соответственно на 6,9% (106,9-100); 14,2% (114,2-100); 18,5% (118,5-100); 25,3% (124,3-100) и 21,9% (121,9-100).
Цепные темпы роста показывают, что с 2005 г. по 2008 г. наблюдалось увеличение выпуска продукции по сравнению с предыдущим годом соответственно на 6,9% (106,9-100); 6,8% (106,8-100); 3,8% (103,8-100) и 5,8% (105,8-100), а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. выпуск уменьшился на 2,7% (97,3-100).
Средние темпы роста и прироста составили соответственно:
и .
Результаты вычислений проверим с помощью Excel (рис. 1.12.1).
Рис. 1.12.1. Динамика выпуска продукции
Упражнение 1.12.3. Вычислите квартальные и средние показатели изменения уровней следующего ряда динамики.
Реализация телевизоров торговым
Предприятием в течение года
Квартал | I | II | III | IV |
Число телевизоров |
Для сопоставления двух рядов динамики применяются коэффициенты опережения или отставания – отношения темпов роста за один и тот же период.
Тренд и методы его изучения
Изменение уровней ряда динамики обусловлено влиянием многими факторами. Постоянно действующие факторы формируют основную тенденцию (направление) развития социально-экономичес-кого явления во времени, называемую трендом.
В некоторых рядах динамики тренд проявляется визуально при анализе его уровней, в других рядах тренд не просматривается и может быть выявлен только расчетным способом. Наиболее распространенными методами выявления и изучения тренда в рядах динамики являются: укрупнение интервалов, сглаживаниес помощью скользящего среднего и аналитическое выравнивание.
Метод укрупнения интервалов заключается в преобразовании ряда динамики в ряд с более продолжительными периодами времени.
Пример 1.12.6.Дан ряд динамики (табл. 1.12.10). Колебания уровней данного ряда динамики затушевывают тренд. Переходя от месячных уровней к квартальным, получим ряд динамики (табл. 1.12.11), имеющий возрастающий тренд.
Таблица 1.12.10
Динамика реализации ноутбуков торговым
Предприятием в течение года
Месяц | Число ноутбуков | Месяц | Число ноутбуков |
Январь | Июль | ||
Февраль | Август | ||
Март | Сентябрь | ||
Апрель | Октябрь | ||
Май | Ноябрь | ||
Июнь | Декабрь |
Таблица 1.12.11
Динамика реализации ноутбуков торговым