Абсолютные приросты (млн. руб.) и темпы роста выпуска продукции

Порядковый номер текущего года - i   Год Базисный абсолютный прирост - Абсолютные приросты (млн. руб.) и темпы роста выпуска продукции - student2.ru Цепной абсолютный прирост - Абсолютные приросты (млн. руб.) и темпы роста выпуска продукции - student2.ru Базисный темп роста - Абсолютные приросты (млн. руб.) и темпы роста выпуска продукции - student2.ru Цепной темп роста - Абсолютные приросты (млн. руб.) и темпы роста выпуска продукции - student2.ru
24,9-23,3= =1,6 24,9-23,3= =1,6 24,9:23,3= =1,07 24,9:23,3= =1,07
26,6-23,3= =3,3 26,6-24,9= =1,7 26,6:23,3= =1,14 26,6:24,9= =1,07
27,6-23,3= =4,3 27,6-26,6= =1,0 27,6:23,3= =1,18 27,6:26,6= =1,04
29,2-23,3= =5,9 29,2-27,6= =1,6 29,2:23,3= =1,25 29,2:27,6= =1,06
28,4-23,3= =5,1 28,4-29,2= = –0,8 28,4:23,3= =1,22 28,4:29,2= = 0,97

Таблица 1.12.9

Темпы прироста и темпы наращивания выпуска продукции

Порядковый номер текущего года - i   Год Базисный темп прироста - Абсолютные приросты (млн. руб.) и темпы роста выпуска продукции - student2.ru Цепной темп прироста - Абсолютные приросты (млн. руб.) и темпы роста выпуска продукции - student2.ru Темп наращивания - Абсолютные приросты (млн. руб.) и темпы роста выпуска продукции - student2.ru
1,069–1=0,07 1,069–1=0,07 1,6:23,3=0,07
1,142–1=0,14 1,068–1=0,07 1,7:23,3=0,07
1,185–1=0,18 1,038–1=0,04 1,0:23,3=0,04
1,253–1=0,25 1,058–1=0,06 1,6:23,3=0,07
1,219–1=0,22 0,973–1=–0,03 –0,8:23,3=–0,03

Средний прирост выпуска продукции составил:

Абсолютные приросты (млн. руб.) и темпы роста выпуска продукции - student2.ru млн. руб.

Базисные темпы роста показывают, что по сравнению с 2004 г. выпуск продукции в 2005, 2006, 2007, 2008 и 2009 гг. увеличивался соответственно на 6,9% (106,9-100); 14,2% (114,2-100); 18,5% (118,5-100); 25,3% (124,3-100) и 21,9% (121,9-100).

Цепные темпы роста показывают, что с 2005 г. по 2008 г. наблюдалось увеличение выпуска продукции по сравнению с предыдущим годом соответственно на 6,9% (106,9-100); 6,8% (106,8-100); 3,8% (103,8-100) и 5,8% (105,8-100), а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. выпуск уменьшился на 2,7% (97,3-100).

Средние темпы роста и прироста составили соответственно:

Абсолютные приросты (млн. руб.) и темпы роста выпуска продукции - student2.ru и Абсолютные приросты (млн. руб.) и темпы роста выпуска продукции - student2.ru .

Результаты вычислений проверим с помощью Excel (рис. 1.12.1).

Абсолютные приросты (млн. руб.) и темпы роста выпуска продукции - student2.ru

Рис. 1.12.1. Динамика выпуска продукции

Упражнение 1.12.3. Вычислите квартальные и средние показатели изменения уровней следующего ряда динамики.

Реализация телевизоров торговым

Предприятием в течение года

Квартал I II III IV
Число телевизоров

Для сопоставления двух рядов динамики применяются коэффициенты опережения или отставания – отношения темпов роста за один и тот же период.

Тренд и методы его изучения

Изменение уровней ряда динамики обусловлено влиянием многими факторами. Постоянно действующие факторы формируют основную тенденцию (направление) развития социально-экономичес-кого явления во времени, называемую трендом.

В некоторых рядах динамики тренд проявляется визуально при анализе его уровней, в других рядах тренд не просматривается и может быть выявлен только расчетным способом. Наиболее распространенными методами выявления и изучения тренда в рядах динамики являются: укрупнение интервалов, сглаживаниес помощью скользящего среднего и аналитическое выравнивание.

Метод укрупнения интервалов заключается в преобразовании ряда динамики в ряд с более продолжительными периодами времени.

Пример 1.12.6.Дан ряд динамики (табл. 1.12.10). Колебания уровней данного ряда динамики затушевывают тренд. Переходя от месячных уровней к квартальным, получим ряд динамики (табл. 1.12.11), имеющий возрастающий тренд.

Таблица 1.12.10

Динамика реализации ноутбуков торговым

Предприятием в течение года

Месяц Число ноутбуков Месяц Число ноутбуков
Январь Июль
Февраль Август
Март Сентябрь
Апрель Октябрь
Май Ноябрь
Июнь Декабрь

Таблица 1.12.11

Динамика реализации ноутбуков торговым

Наши рекомендации