Гостиничных зданий и помещений
Строительство гостиничных предприятий в первую очередь исходит из потребности города или региона в обеспечении туристов, посещающих эти места с различными целями, как для ознакомления с культурно- историческими, архитектурными и природными памятниками, представляющими интерес, как национальное наследие государства, так и с деловыми целями и с целью отдыха. В любом случае строительство или реконструкция здания, предназна-
ченного для гостиницы, должно отвечать требованиям градостроительного ко
декса и генплана городской застройки, городским строительным нормам, (для Москвы это МГСН 4.16-98 «Гостиницы» и МосСанПин 2.1.2.043-98 «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию гостиниц Москвы» и другим нормативным документам.
Проектируемое гостиничное здание должно соответствовать градостроительным нормам. Прилегающая территория, технические системы жизнедея-
тельности гостиниц, оборудование номеров, планировочные решения службы питания независимо от организационно- правовых форм владения гостиничными предприятиями должны соответствовать ГОСТ Р 51185-08» Туристские услуги. Средства размещения», а также ГОСТ Р50762-2007 «Общественное питание, классификация предприятий».
Техническое задание на проектирование гостиничного здания в первую очередь предусматривает инфраструктурные разделы такие как:
- место будущего гостиничного здания;
- подъездные пути, транспортная инфраструктура близость аэропорта
железнодорожного вокзала и т.д. ;
- ландшафт вокруг будущей гостиницы;
Маркетинговый анализ предполагаемого места размещения гостиницы включает такие позиции как:
-присутствие и количество гостиниц-конкурентов и их загрузка;
- количество и социальный состав клиентской базы;
- наличие трудовых ресурсов в данном регионе и их квалификацию.
Планировка здания гостиниц предусматривает стандартное соотношение жилых площадей гостиниц, площадей для обслуживающего персонала и площадей для совместного пользования в процентах к общей площади гостиниц,
Внутренняя планировка гостиничного здания делиться на зоны:
- зона вестибюльных помещений;
- зона номеров для проживания гостей и гостевые коридоры;
- зоны помещений для дополнительных услуг(бассейны , тренажёрные залы);
- зоны для проведения конференций, переговоров;
- помещения для общественного питания(рестораны, бары, кафе, столовые);
- зоны, куда не допускают гостей (кухни, складские помещения, служебные помещения);
- помещения для бытовых услуг(прачечные, химчистки и т.д.).
Функциональные зоны должны быть спроектированы так, чтобы гостевые проходы и проходы для персонала не участвующего в обслуживании гостей не пересекались. При этом в проекте должно быть предусмотрено оптимальное количество номеров различных классов желательно в разных местах гостевых зон или этажей. В проект закладывается оборудование и устройства, повышающие комфортность пребывания гостя в гостинице (эскалаторы, лифтовые устройства, системы вентиляции, водоснабжения и т.д.).
Проектирование, строительство и реконструкция зданий гостиниц и мотелей проводят на основании заданий заказчика на строительство в соответствии с требованиями действующих в настоящее время нормативных документов, норм и правил проектирования и строительства, как отдельно стоящих гостиниц, так и встроенных в здания другого функционального назначения. Гостиница, занимающая часть здания другого назначения, должна иметь отдельный вход и самостоятельный подъезд для обслуживающего персонала [13].
В связи с постоянно увеличивающемся в Россию потоков въездных и внутренних туристов возникает проблема нехватки гостиниц особенно двух – трёх звёздочного класса, поэтому объём строительства и реконструкции год от года растёт.
. Разнообразие архитектурных форм и дизайна внутренних помещений, их постоянное совершенствование направлено на повышение привлекательности гостиниц для туристов . Первое впечатление о комфортном проживании у гостей связано с образом гостиницы, с желанием остановиться именно в ней, и эта одна из причин экономического успеха современных гостиниц. Такой подход к строительству гостиниц по мнению ведущих маркетологов побуждает желание самодеятельных туристов поселиться в этой гостинице иначе говоря архитектура и дизайн внутренних помещений гостиничного здания является одной конкурентных характеристик.
Российский опыт архитектуры и дизайна гостиниц, как прошлых лет, так и в настоящее время огромен. Выдающаяся архитектура гостиниц способствует организации в ней высокого класса обслуживания, бренд такой гостиницы становится привлекательным для гостей во всём мире. Характерным примером разнообразия архитектурных решений гостиничных зданий является Москва.
В качестве примера успешного бренда можно сослаться на построенные около ста лет назад бренды московских гостиниц «Метрополь» и «Националь», а также ряда современной постройки гостиниц таких как « Ритц – Карлтон, Москва.
Объём номерного фонда гостиниц и мотелей, их назначение, местоположение, этажность, уровень комфорта и архитектурное решение определяется проектным заданием инвестора.
Проектировочно - дизайнерские решения, входящих в состав гостиниц и мотелей групп помещений таких как помещения для приёма гостей, номера для проживания, административные помещения, зоны общественного назначения, помещения для физкультурно-оздоровительных мероприятий, зоны общественного питания и др, проводят с учётом требований заказчика и строительных норм, норм пожарной безопасности, санитарных норм и правил.
Выбор архитектурно – планировочных решений и дизайна помещений напрямую связан с типом гостиниц, концепцией их предназначений, включая требования связанные с брендом управляющих компаний.
Независимо от количества номеров и их категорий внутренняя организация гостиниц имеет много общего, первые этажи обычно предназначаются для приёма гостей, технических служб, служб охраны и безопасности, службы питания, складского комплекса. Верхние этажи предназначены для номерного фонда и служб обслуживания гостей в номерах. Такая горизонтально – вертикальная схема расположения помещений характерна для крупных гостиниц. В малых и мини – гостиницах жилые номера могут располагаться на первом этаже рядом со всеми службами приёма и обслуживания гостей и на последующих этажах. Авторы архитектурных проектов при проектировании гостиниц принимают во внимание их предназначение и в зависимости от этого меняют размеры зон этажей с номерным фондом. По назначению гостиницы могут быть: туристские; курортно – оздоровительные, бизнес и конгресс гостиницы; гостиницы для транзитных пассажиров, каждые из этих типов гостиниц согласно классификации могут быть разные по количеству номеров и категориям.
Гостиницы, как правило, предназначены для длительного проживания организованных групп туристов.
Фешенебельные гостиницы высшего класса . предоставляющие весь набор мыслимых и немыслимых услуг. Соотношение площадей номеров к общей площади в этих гостиницах составляет как правило 50%. Состав номеров от делового номера с кабинетом и спальней до президентского номера с комнатами для работы, отдыха, переговоров, для личного персонала.
Пятизвёздные гостиницы обычно предназначены для гостей с высоким уровнем дохода, номера большой площади, с гостиной , с раздельными спальнями для детей и взрослых, поэтажной структурой питания: ресторанов кафе, баров известных брендов, обязательной парковки и услуг парковщиков;
Бизнес гостиницы ориентированы на индивидуальных бизнес – туристов. Такая гостиница обычно включает высокого класса рестораны, бары, бассейны, фитнс центры, медицинские кабинеты. На первом этаже обычно располагаются киоски печати, отделения банков, небольшие магазины. В обязательном порядке такая гостиница располагает конференц – залами, комнатами для переговоров с современной оргтехникой теле коммуникационными системами, интернетом, банкетным залом. При проектировании этих гостиниц архитекторы делают номера немного меньше и скромнее по дизайну чем в номера в пятизвёздочных гостиницах.
Четырёх и трёх звёздные гостиницы со службами питания самые распространённые средства размещения во всём мире. Архитектурно – планировочные решения в этих гостиницах в большей степени стандартизированы. Жилые помещения обычно стандартных размеров, в номерах предусматривается элементы «самообслуживания»: кофеварка, утюг с гладильной доской. Объём помещений для предоставления дополнительных услуг и количество этих услуг сокращается, например в гостиницах три звезды часто не планируется ресторан, однако могут быть запланированы комнаты для переговоров с соответствующей оргтехникой для бизнесменов соответствующего уровня.
Бизнес- гостиница, предназначенная для деловых туристов, является предприятием высокого уровня комфорта, имеющая набор помещений предназначенных для ведения переговоров, а также офисных помещений для работы, залов для совещаний и конференций, оснащенных современной организационной техникой и коммуникационным оборудованием.
Конгресс - гостиницы, предназначенные для проживания делегатов
съездов, конгрессов, симпозиумов и т.п. В гостиницах этого типа, помимо залов большой вместимости предусмотрены залы для проведения заседаний по секциям и других мероприятий, а также помещений для выставок и банкетные залы.
Транзитные гостиницы предназначены для транзитных пассажиров. Месторасположение этих гостиниц целесообразно предусматривать в районах аэропортов, железнодорожных, авто и морских вокзалов. Гостиницы этого типа служат для кратковременного пребывания транзитных пассажиров при пересадках, отмене или задержке рейсов. В таких гостиницах предусматривается сокращенный набор услуг, обычно проживания не более 2-х дней , а
также минимальный размер номеров и дополнительных помещений. Категории таких гостиниц обычно не более 3звёзд.
Бюджетные гостиницы экономического класса располагаются как правило на окраинах или вблизи городской черты на магистралях откуда легко добраться до центральной части города, количество номеров до 150. В таких недорогих гостиницах останавливаются маршрутные туристы и туристы индивидуалы. Цена за номер в этих гостиницах на 20-30% ниже за счёт меньшего размера номеров, сокращённого набора дополнительных услуг, сокращения пунктов питания. Планировка и дизайн типовые, однако низкие цены за номер не связаны с качество обслуживания. К гостиницам экономического класса относятся
Хостелы - молодёжные гостиницы с минимальным количеством услуг. В хостелах продают не номера, а места по низкой цене. Номера обычно рассчитаны на 4-14 человек, Контингент- студенты, школьники, пенсионеры.
Апарт – гостиницы – это особая категория средств размещения. Номера в такой гостинице не отличаются от жилых квартир, как в обычной квартире в номера помимо гостиной и спальни существует полноценная кухня. При этом на первом этаже обязательно присутствует стойка приёма и размещения гостей помещения для администрации, обслуживающего и технического персонала и охраны. В мебелированных квартирах в основном останавливаются для проживания бизнесмены, приезжающие на деловые встречи с семьёй, туристы индивидуалы, иногда предприятия арендуют «номера – квартиры» для своих сотрудников. Часть номеров резервируется для аренды под офисы. Во многих странах существует практика размещать апарт – гостиницы на верхних этажах гостиниц, В России в последнее время вырос к строительству апарт – гостиниц. Так на верхних этажах башни «Федерация» в комплексе Москва – Сити размещена апарт – гостиница.
Мотели - предприятия гостиничного типа круглогодичного использования, предназначены для временного пребывания автотуристов. Мотели классифици
руют по вместимости, уровню комфорта, а также по уровню технического обслуживания автомобилей. Категорийность мотелей до четырёх звезд зависит от качества предоставляемых услуги. Вместимость мотелей определяется в соответствии с заданием на проектирование и месторасположением. Рекомендуемая вместимость мотелей – от 200 до 800 мест.
Специализированные средства размещения - это организованные места отдыха: коллективные ( дома отдыха, пансионаты, кемпинги лагеря) и индивилуальные (ротели, ботели ). В особый вид гостиниц можно отнести флотели - плавающие - круизные средства, сочетающие отдых и экскурсионный туризм. Огромные морские и речные суда специально оборудованные комфортабельными номерами различных классов предоставляют всевозможные услуги туристам для активного отдыха, культурно –развлекательных и спортивных мероприятий.
Градостроительные требования к зданиям гостиниц, мотелей и кемпингов заключаются в том, что гостиницы, мотели и кемпинги следует размещать в соответствии с Генеральным планом города, проектами планировки функциональных территорий застройки, утвержденными в установленном порядке.
При выборе участков для гостиниц и мотелей необходимо учитывать экономический фактор, учёт которого позволит снизить затраты на инженерную подготовку территории и оборудование зданий инженерными системами. Для мотелей , кроме того необходимо учитывать наличие достаточной площади участков для организации автостоянок и технического обслуживания автомобилей. При размещении гостиниц в зданиях, являющихся объектами культурного наследия (федерального, регионального, местного значения ) или на территориях, отнесенных к объектам культурного наследия, градостроительное и архитектурно-строительное проектирование должно производиться в соответствии с архитектурно-реставрационными нормами и правилами. Проектирование гостиниц, мотелей, расположенных в границах зон охраны природных, экологических объектов, следует вести с учётом режима охраны и использования данной территории. В проекте гостиничного предприятия, если это новострой, должно быть предусмотрено возможное развитие гостиничного хозяйства т.е. наличие свободной территории.
Помещения в составе гостиниц, мотелей рекомендуется группировать по функциональным признакам с учётом технологий оказания услуг, санитарных и противопожарных норм и требований к эксплуатации зданий. Жилая часть гостиниц и мотелей (номерной фонд) может занимать от 50 до 70% площади этажей. На жилых этажах размещаются номера, помещения поэтажного обслуживания, коридоры и лестнично-лифтовые узлы. «Система классификации гостиниц и других средств размещения», одобренных Распоряжением Правительства Российской Федерации от15.07.2005г.№ 1004-р устанавливает следующие характеристики номеров: [14]
Т а б л и ц а 3
Размеры жилых номеров в гостиницах различных категорий
характеристика | Бюджетные Одна, две звезды (кВ м) | Три звезды (кВ м) | Четыре, пять Звёзд (кВ м) | Фешенебельнные гостиницы |
Площадь номера без санузла | 9-12 | 9-12 | 12-16 | Классификацией Не предусмотрено |
Площадь санузлов | 1,75-2,5 | 2,5 | 3,8 |
Размеры номеров бюджетных гостиниц аналогичны категории три звезды.
Номера высшей категории «сюит», «апартамент», «люкс», «студия»- в европейской практике имеют размер от 35 кв м и более.
Т а б л и ц а45
Доля функциональных зон в структуре гостиницы (%)
Площади зон | Бюджетные | Три звезды | Четыре, пять звёзд | Высшей категории |
Жилая | Зависит от проекта | |||
Общественная | - | |||
Служебные и технические | - | |||
Парковочные места | Зависит от к-ва номеров | Зависит от к-ва номеров | Зависит от к-ва номеров |
Состав и площади помещений поэтажного обслуживания принимаются, как правило, в соответствии с табл.3 [14].
Т а б л и ц а 5
Состав и площади помещений поэтажного обслуживания
Наименование помещений | Категории гостиниц (мотелей) | Площадь, м2 |
Комната администратора этажа | «***», «*****», | 12,0 |
Кладовая для грязного белья | все категории | 6,0-8,0 |
Кладовая уборочной техники и инвентаря | все категории | 4,0-5,0 |
Комната дежурного персонала | «**», «***» «****», «*****» | 10,0 16,0 |
Кладовая для чистого белья, посуды | «****», «*****» | 4,0-6,0 |
Кладовая для моющих средств | все категории | 6,0-8,0 |
Санитарный узел для персонала (душ, туалет, умывальник) | все категории | в зависимости от оборудования |
Комната для поэтажной охраны | «****», «*****» | 4,0-6,0 |
Комната для поэтажной охраны. Один пункт охраны на два этажа | «**», «***» | 4,0-6,0 |
Комната администратора этажа предусматривается в гостиницах и мотелях вместимостью от 300 мест и более.
В гостиницах и мотелях категорий от «3 звезд» и выше предусматриваются поэтажные помещения общего пользования площадью из расчета 0,3 м2 на одного гостя, но не менее 35 кв м, которые используются для отдыха, просмотра телепередач, сбора туристических групп и др. мероприятий. Транзитные коммуникации (поэтажные коридоры) связывают номера с
лестнично-лифтовыми узлами и всеми помещениями обслуживания, а также служат путями эвакуации. Ширина коридоров длиною до 40 м должна быть не менее 1,6 -1,8 м. В помещения общего назначения гостиниц и мотелей входит Лобби- вестибюльно – приёмное помещение . Состав лобби зависит от категории и вместимости гостиниц и мотелей. В составе вестиюльно-приёмного помещения – лобби входят стойка для приёма и размещения гостей и помещение для портье, комната дежурного администратора, информационное бюро, помещение для охраны. Помимо этого, при вестибюле могут размещаться зона отдыха и ожидания, лобби- бар, отделение связи и банка, помещение индивидуальных сейфов, экскурсионное бюро, торговые киоски, санитарные узлы, комната для швейцаров, носильщиков и посыльных, кладовую уборочной техники и инвентаря. Все помещения вестибюльно - приёмного комплекса должны быть доступны для всех категорий граждан, включая инвалидов на колясках.
Помещения вестибюльной зоны рекомендуется проектировать с учётом удельных показателей (м2 /место), приведенных в табл. 7 [14]. Службы приёма и размещения , дежурного администратора, информационного обеспечения, портье и часть службы сервиса (заказ билетов на междугородный транспорт, в зрелищные предприятия и музеи, бронирование номеров в гостиницах других городов и др.) располагаются, как правило, за стойкой оформления туристов.
Т а б л и ц а 6
Площади помещений для обслуживания на этажах
Вместимость гостиниц и мотелей, мест | Единица измерения | Категории | |||
гостиницы и мотели | гостиницы | ||||
«**» | «***» | «****» | «*****» | ||
м2/ место | 0,8 | 1,0 | 1,1 | 1,2 | |
м2/ место | 0,6 | 0,8 | 0,9 | 1,1 | |
0,4 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | ||
- | 0,5 | 0,6 | 0,7 | ||
- | - | 0,6 | 0,6 |
Площади номеров гостиниц различных категорий отражены в табл. 8 [14].
Т а б л и ц а 7
Площади номеров гостиниц различных категорий
Категории средств размещения | Номерной фонд | |||||||
Категория номеров | Количество жилых комнат | Количество мест | Площадь жилых комнат, м2 (не менее) | Площадь санузла м2 (не менее) | ||||
5 звезд («*****») гостиницы | Высшая | «Сюит» | 3 и более | 1-2 | 75,0 | 3,8 | ||
«Апартамент» | 2 и более | 1-2 | 40,0 | 3,8 | ||||
«Люкс» | 1-2 | 35,0 | 3,8 | |||||
«Студия» | 1-2 | 25,0 | 3,8 | |||||
Первая | 16,0 | 3,8 | ||||||
14,0 | 3,8 | |||||||
«Люкс» | 1-2 | 35,0 | 3,8 | |||||
«Студия» | 1-2 | 25,0 | 3,8 | |||||
4 звезды («****») гостиницы, мотели | Высшая | «Апартамент» | 2 и более | 1-2 | 40,0 | 3,8 | ||
«Люкс» | 1-2 | 35,0 | 3,8 | |||||
«Студия» | 1-2 | 25,0 | 3,8 | |||||
Первая | 15,0 | 3,8 | ||||||
12,0 | 3,8 | |||||||
3 звезды («***») гостиницы, мотели | Высшая | «Люкс» | 1-2 | 35,0 | 2,5 | |||
«Студия» | 1-2 | 25,0 | 2,5 | |||||
Первая | 15,0 | 2,5 | ||||||
12,0 | 2,5 | |||||||
9,0 | 2,5 | |||||||
2 звезды («**») гостиницы, мотели | Высшая | «Студия» | 1-2 | 25,0 | 2,5 | |||
Первая | 14,0' | 2,5 | ||||||
10,0 | 2,5 | |||||||
Вторая | 12,0 | 1,75 (2,00) | ||||||
9,0 | 1,75 (2,00) | |||||||
Третья | 18,0 | 1,75 (2,00) | ||||||
Четвертая | 18,0 | - | ||||||
1 звезда («*») | Первая | 14,0 | 2,5 | |||||
10,0 | 2,5 | |||||||
Вторая | 12,0 | 1,75 (2,00) | ||||||
9,0 | 1,75 (2,00) | |||||||
Третья | 13,5 | 1,75 (2,00) | ||||||
Четвертая | 13,5 | - | ||||||
Четвертая | 13,5 | - | ||||||
Пятая | 13,5 | - | ||||||
18,0 | - | |||||||
Архитектурный образ здания, интерьер и дизайн номеров и общественных помещений, а также качество обслуживания должны быть логическим продолжением друг друга и обеспечивать комфортную среду для гостя и желанием его при удобном случае вновь остановиться в этой гостинице.
Контрольные вопросы
1. Какую роль в имидже гостиниц играет архитектура гостиничного здания
и внутренние дизайнерские решения?
2.Покажите классификацию гостиниц по всем признакам для деления , характеристику каждого класса.
3. Какие помещения входят в лобби?
4. Какие требования выдвигает будущий владелец к проекту гостиницы?
5. Какие помещения входят в состав всей гостиницы?
6.На основании каких нормативных и разрешительных документов проводится строительство и реконструкция гостиниц?
7.Каковы доли в (%) функциональных зон гостиниц разной категории. С чем связано это различие?
8. Какие пункты питания в обязательном порядке предусматриваются в проектном задании на этажах различных типов гостиниц?
9.Дайте краткую характеристику различным типам гостиниц, начиная с фешенебельных, кончая гостиницами эконом класса ?