Силы, действующие на основные части тележек
Части тележек грузовых и пассажирских вагонов рассчитываются на наибольшие нагрузки, действующие в наиболее невыгодном, но возможном в эксплуатации сочетании. Расчетными нагрузками для основных частей тележек являются статическая, вертикальная динамическая, боковые от действия центробежной силы и ветра, силы инерции и тормозные.
Статическая нагрузка на тележку Qст (рис. 1) определяется по формуле
где Q – полезная нагрузка на вагон;
Tʹ – тара вагона без тележек.
Рассматривая кузов вагона как балку на двух опорах (подпятники задней (2) и передней (1) тележек), найдем, как распределяется нагрузка на них:
на подпятник передней тележки действует
а на подпятник задней тележки
где l1 и l2 – расстояния от центра тяжести вагона с грузом до подпятника соответственно передней и задней тележек по горизонтали;
S – база вагона.
Рис. 1 – Распределение нагрузки между тележками вагонов
Для расчета выбирается наиболее нагруженная тележка. При грузе, равномерно распределенном по всему вагону, и симметричной конструкции кузова, что справедливо для большей части вагонов, будем иметь
Вертикальная динамическая нагрузка Qд определяется путем умножения статической нагрузки Qст на коэффициент вертикальной динамики kд:
Горизонтальные нагрузки вызывают дополнительное вертикальное загружение тележек с одной стороны вагона и соответствующее разгружение – с другой.
Дополнительная вертикальная нагрузка на подпятники от сил инерции Qи, возникающая при торможении, составляет
где Ри – продольная сила инерции вагона без учета колесных пар.
Дополнительные вертикальные нагрузки на скользун, возникающие под действием центробежной силы Pц и силы ветра Рв, определяются тележками вагона по формуле
где hц и hв – расстояния по вертикали между векторами сил Рц и Рв и плоскостью пятника;
а – расстояние между пятником и скользунами.
Поперечная горизонтальная (боковая) нагрузка Рг на пятник от центробежной силы Рц вагона и давления ветра на его кузов Рв для одной тележки определяется по формуле
Определив основные силы, действующие на тележку, приступают к расчету главных частей тележек: колесных пар, деталей, буксового узла, элементов рессорного подвешивания и рычажной передачи тормоза и др. Рассмотрим расчет надрессорной балки, деталей люлечного устройства тележки и основные положения расчета боковых рам.
Методы расчетной оценки элементов тележки