Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения

Пример 10. При изучении производительности труда X тыс. руб. на одного работника было обследовано 10 предприятий и получены следующие значения:

4,2; 4,8; 4,7; 5,0; 4,9; 4,3; 3,9; 4,1; 4,3; 4,8.

Определить выборочное среднее Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru , выборочную дисперсию, исправленное среднее квадратическое отклонение.

Решение. Находим выборочную среднюю при n=10:

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru (тыс.руб)

Найдем выборочную дисперсию. Для этого вычислим Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru и Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru .

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru , Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru .

Исправленное среднее квадратическое отклонение:

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru .

Смысл полученных результатов заключается в следующем. Величина Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru характеризует среднее значение признака X в пределах рассматриваемой выборки. Средняя производительность труда для изученных предприятий составила Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru =4,5 тыс. руб. на одного работника. Исправленное среднее квадратическое отклонение S описывает абсолютный разброс значений показателя X и в данном случае составляет S=0,383 тыс. руб.

Пример 11. В ходе обследования банковских счетов была проведена случайная выборка записей по вкладам. Из выборки n=100 оказалось, что средний размер вклада составляет 1 837 у.е.; среднее квадратическое отклонение размера вклада равно 280 у.е. Найти с надежностью g=0,95 доверительный интервал для среднего размера а вкладов по всем счетам, если известно, что размер вкладов распределен по нормальному закону.

Решение. По условию Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru =1837; n=100; s=280; g=0,95. По таблице значений функции Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru находим t из условия Ф(t)= Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru , получаем t=1,96. По формуле (7) находим доверительный интервал:

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru , Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ,

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru .

Это означает, что с вероятностью, равной 0,95, можно утверждать, что средний размер вклада генеральной совокупности находится в пределах от 1 782,12 у.е. до 1 891,88 у.е. Интервал ±54,88 составляет примерно ±3% среднего размера вклада в выборке (1 837). Это не очень большое отклонение, поэтому среднее значение выборки можно считать надежной оценкой среднего значения генеральной совокупности. Однако существует вероятность, равная 0,05 того, что можно получить значение вне доверительного интервала.

Пример 12. Выборочно обследовано 100 снабженческо-сбытовых предприятий некоторого региона по количеству работников X и объемам складской реализации Y (у.е.). Результаты представлены в корреляционной таблице (табл.1).

Таблица 1

X У ny
     
   
 
 
   
     
nх n=100

По данным исследования требуется:

1) в прямоугольной системе координат построить эмпирические ломаные регрессии Y на X и X на Y, сделать предположение в виде корреляционной связи;

2) оценить тесноту линейной корреляционной связи;

3) составить линейные уравнения регрессии Y на X и X на Y, построить их графики в одной системе координат;

4) используя полученные уравнения регрессии, оценить ожидаемое среднее значение признака Y при х=40 чел. Дать экономическую интерпретацию полученных результатов.

Решение.

1. Для построения эмпирических ломаных регрессии вычислим условные средние Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru и Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru Вычисляем Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru . Так как при х=5 признак Y имеет распределение

Y
ni

то условное среднее Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru .

При х=15 признак Y имеет распределение

Y
ni

тогда Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru .

Аналогично вычисляются все Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru и Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru .Получим таблицы, выражающие корреляционную зависимость Y от X, (табл.2) и X от Y (табл.3).

Таблица 2

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru
Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru 130,8 132,86 135,74 137,08 137,86

Таблица 3

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru
Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru 6,25 19,54 32,35 43,57

В прямоугольной системе координат построим точки Аii, Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ), соединим их отрезками прямых, получим эмпирическую линию регрессии Y на X (точечная линия). Аналогично строятся точки В i( Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ,yi) и эмпирическая линия регрессии X на Y (сплошная линия) (рис. 1).

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru

 
Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru

 

       
    Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru
 
 
 

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru

 

       
    Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru
 
 
 

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru

 

       
    Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru
 
 
 

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru

 
 

       
    Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru
 
 
 

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru

 
 

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru

 
  Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru

5 10 15 20 25 30 35 40 45 Х( Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ) Рис.1

Построенные эмпирические ломаные регрессии Y на X и X на Y свидетельствуют о том, что между количеством работающих (X) и объемом складских реализаций (Y) существует линейная зависимость. Из графика видно, что с увеличением X, Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru также увеличивается, поэтому можно выдвинуть гипотезу о прямой линейной корреляционной зависимости между количеством работающих и объемом складских реализаций.

2. Оценим тесноту связи. Вычислим выборочный коэффициент корреляции.

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru , Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru , Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ,

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru , Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru , Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ;

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru , Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ;

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ;

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ;

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ;

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ; Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ;

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru .

Полученное значение rB говорит о том, что линейная связь между количеством работников и объемом складских реализаций высокая. Этот вывод подтверждает первоначальное предположение, сделанное исходя из графика.

3. Запишем уравнения регрессии:

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru , Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru .

Подставляя в эти уравнения найденные величины, получаем искомые уравнения регрессии:

1) уравнение регрессии Y на X:

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru , или Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ;

2) уравнение регрессии X на Y:

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru , или Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru .

Построим графики найденных уравнений регрессии.

Зададим координаты двух точек, удовлетворяющих уравнению

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru (точечная линия).

Пусть х = 10, тогда Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru .

А1(10; 132,41),

Если х = 40, тогда Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru .

А2(40; 137,51)

Аналогично находим точки, удовлетворяющие уравнению Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru (сплошная линия).

В1(10,2; 131), В2(43; 139)

  Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru      
5 10 15 20 25 30 35 40 45 Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru
Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru

Контроль: точка пересечения прямых линий регрессии имеет координаты Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru . В нашем примере: С(29,8; 135,78).

4. Найдем среднее значение Y при х=40 чел., используя уравнение регрессии Y на X. Подставим в это уравнение х=40, получим Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru .

Ожидаемое среднее значение объема складских реализаций при заданном количестве работников (х=40) составляет 137,51 у.е.

Замечание1. Если в корреляционной таблице даны интервальные распределения, то за значения вариант надо брать середины частичных интервалов.

Замечание2. Если данные наблюдений над признаками X и Y заданы в виде корреляционной таблицы с равноотстоящими вариантами, то целесообразно перейти к условным вариантам:

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru , Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ,

где h1 - шаг, т.е. разность между двумя соседними вариантами xi;

С1 - «ложный нуль» вариант xi (в качестве «ложного нуля» удобно принять варианту, которая расположена примерно в середине ряда);

h2 - шаг вариант Y;

С2 - «ложный нуль» вариант Y.

В этом случае выборочный коэффициент корреляции

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru , где Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru , Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ,

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru , Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru .

Зная эти величины, определим

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru , Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru , Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru , Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru .

Так в данном примере С1 =25, h1=10, С2=136, h2=2; Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru , Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru .

U V -2 -1 ny
-3      
-2    
-1  
 
   
     
nx n=100

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ;

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ;

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ;

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ; Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ;

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ;

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ;

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ;

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ; Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ;

Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru ; Модуль 3. Задачи математической статистики. Статистические оценки параметров распределения - student2.ru .

Наши рекомендации