Возрастная периодизация

Периодизация Бромлей

Классификация Б. Бромлей [1966]. Человеческую жизнь она рассматривает как совокупность пяти циклов:

утробного (ста­дии беременности),

детства,

юности,

взрослости и

старения.

Каж­дый из этих циклов состоит из ряда стадий, характеризуемых воз­растными датами (с учетом изменчивости) и общими чертами раз­вития (при игнорировании индивидуальных различий).

Первый цикл, утробный,(состоит из четырех стадий:

1) зиготы (оплодотво­ренного яйца);

2) эмбриона (ранней стадии биологического разви­тия);

3) плода (поздней стадии биологического развития);

4) мо­мента рождения (смены жизни во внутренней среде материнского организма на жизнь во внешней среде), с этого момента развитие определяется по возрастным датам (от рождения) и характеризу­ется сменой способов ориентации, поведения и коммуникации во внешней среде.

Второй цикл - детство - состоит из трех стадий, охватывающих 11-13 лет жизни.

1) Первая из них - младенчество (от рождения до 18 месяцев жизни) характеризуется многими важными чертами развития. Именно в этот период ребенок приобретает основные на­выки движения,' восприятия и манипулирования, у него образуется сенсомоторная схема, регулирующая поведение. Весьма интенсивно развивается несловесное общение, с помощью которого осуществля­ется начальная социализация' индивида. Полная зависимость ребенка от взрослых, особенно от матери, имеет особое значение для начальной социализации, образования потребностей в общении и привязанностей, накопления опыта коммуникации, необходимого для дальнейшего развития.

2) Вторая стадия детства (от 18 месяцев до 5 лет) - дошкольное детство - характеризуется развитием перцептивных, мнемических, элементарных мыслительных процессов, сложных манипуляций и действий с вещами, на­коплением опыта поведения в различных жизненных ситуациях. Эта стадия отличается интенсивным развитием речи, формировани­ем словесных связей в процессе общения. Однако наряду с ними применяются и более ранние, несловесные средства общения (экспрессивные формы поведения: мимика, жестикуляция, поза, интонация). Постепенно упрочиваются семейные и другие социаль­ные отношения в ближайшей среде.

3) Поскольку в Англии школьное обучение начинается с пятилет­него возраста, Д. Б. Бромлей указывает границы следующей ста­дии детства - раннего школьного детства - от 5 до 11 или 13 лет. Эта стадия, по ее определению, характеризуется ассимиляцией культуры через образование, развитием символического начала. В мышлении и поведении, усвоением конкретных операций группиро­вания и т. д. Во многих отношениях эта стадия имеет решающее зна­чение для социализации индивида, поскольку она осуществляется уже не только эмпирически, посредством накопления опыта поведе­ния в общественной среде, но и рационально, путем освоения мора­ли и регулирования связей на этих основах.

Цикл юности состоит из двух стадий: 1) полового созреваниястаршего школьного детства (ранняя юность), длящегося от 11­-13 до 15 лет (в английских условиях), и 2) поздней юности (15­-21 год). Надо отметить, что, начиная с этого цикла, Д. Б. Бромлей

характеризует развитие определенными сдвигами личности, ее статуса, ролей, позиций в обществе и именно этот подход отличает ее классификацию от других, например от классификации Дж. Биррена. Вместе с тем она пытается отметить наиболее важ­ные психофизиологические изменения индивида в различные перио­ды жизни.

Первая стадия юности отличается интенсивным развитием вто­ричных половых признаков и производительных функций, сомати­ческим развитием и нервно-психическим созреванием. В этот период складывается система формальных операций и логических структур, повышающих уровень умственной активности. В англий­ских условиях к концу этой стадии завершается основное образо­вание. Весьма значительные изменения происходят в социальном развитии: начинает действовать система ограниченной правовой ответственности, осваиваются основные роли и позиции. Поведение ориентировано на взрослые нормы поведения, и: притязания на взрослость отличают многие мотивы поведения в этом возрасте.

Вторая стадия юности - завершение главной фазы биологиче­ского развития, дальнейшее образование и профессиональная под­готовка, освоение некоторых профессиональных ролей, начало самостоятельной трудовой и экономической жизни. Решающее зна­чение имеет переход от зависимости (экономической, правовой; нравственной) к независимости от родителей. Именно этим перехо­дом, остро переживаемым отдельными. юношами и девушками, объясняется, по мнению Бромлей, тот факт социальной статистика, что как раз в эти годы имеет место «пик» антисоциального поведения.

Цикл взрослости (Д. Б. Бромлей предпочитает термин «взрос­лость» термину «зрелость», употребляемому многими другими авторами, например Бирреном) состоит из четырех стадий:

1) ран­ней взрослости (21--25 лет);

2) средней взрослости (25--40 лет);

3) поздней взрослости (40--55 лет);

4) предпенсионного возраста (55--65 лет), являющегося переходным к циклу старости.

Ранняя взрослость - это овладение ролью взрослого человека, правовая зрелость, избирательные права, экономическая ответст­венность - в общем, полное включение во все виды социальной ак­тивности своей страны. На этой стадии складывается собственная семья и строится собственный образ жизни: вступление в брак, рождение первого ребенка, установление круга знакомств, связан­ных с общей работой. На работе осваиваются профессиональные роли, продолжается профессиональная подготовка и начинается совершенствование .мастерства. Для атлетических достижений эта стадия развития является годами «пик», или оптимума, хотя во многих видах спорта эти достижения возможны, по данным. Б. Бромлей, и позже (до 35 лет). (Разумеется, вся хронологиче­ская характеристика стадий Д. Б. Бромлей связана с особенностя­ми экономической, правовой и т. д. жизни современной Англии идругих капиталистических стран.)

Среднюю взрослость (25 – 40) Д. Б. Бромлей характеризует как годы «пик», или оптимума, для интеллектуальных достижений, как пери­од консолидации социальных и профессиональных ролей по роду службы, накопление сравнительно постоянных материальных средств и социальных связей, лидерство в различных видах дея­тельности и старшинство по возрасту среди многих сотрудников и знакомых, небольшое снижение некоторых физических и умствен­ных функций, проявляющееся при максимальной деятельности.

Поздняя зрелость имеет своими главными чертами продолже­ние установления специальных (по роду занятий) и социальных ролей с доминированием некоторых из них и ослаблением других, уход детей из семьи и изменение в связи с этим образа жизни

(возвращение некоторых женщин к служебной роли), менопауза, дальнейший упадок физических и умственных функций. По мно­гим экспериментальным данным, средняя точка этой стадии разви­тия находится между 45--50 годами.

Предпенсионный возраст характеризуется более очевидным упадком физических и умственных функций, дальнейшим ослаб­лением сексуальных функций и интересов. Вместе с тем это «пик» для наиболее общих социальных достижений -- положения в об­ществе, власти и авторитета, частичной освобожденности от заня­тий и отбора наиболее интересных для личности общественных дел. В не меньшей мере существенно, как подчеркивает Д. Б. Бромлей, изменение всей мотивации в связи' с подготовкой К предстоящему пенсионному образу жизни.

Цикл старения. 3стадии

1. удаление от дел, 65-70, повышение впечатлительности, ухудшение физического и умственного развития,

2. старости 70 + полная незанятость в обществе

3. дряхлость, синильные явления.

Возрастная периодизация,

Наши рекомендации