Возрастная периодизация
Периодизация Бромлей
Классификация Б. Бромлей [1966]. Человеческую жизнь она рассматривает как совокупность пяти циклов:
утробного (стадии беременности),
детства,
юности,
взрослости и
старения.
Каждый из этих циклов состоит из ряда стадий, характеризуемых возрастными датами (с учетом изменчивости) и общими чертами развития (при игнорировании индивидуальных различий).
Первый цикл, утробный,(состоит из четырех стадий:
1) зиготы (оплодотворенного яйца);
2) эмбриона (ранней стадии биологического развития);
3) плода (поздней стадии биологического развития);
4) момента рождения (смены жизни во внутренней среде материнского организма на жизнь во внешней среде), с этого момента развитие определяется по возрастным датам (от рождения) и характеризуется сменой способов ориентации, поведения и коммуникации во внешней среде.
Второй цикл - детство - состоит из трех стадий, охватывающих 11-13 лет жизни.
1) Первая из них - младенчество (от рождения до 18 месяцев жизни) характеризуется многими важными чертами развития. Именно в этот период ребенок приобретает основные навыки движения,' восприятия и манипулирования, у него образуется сенсомоторная схема, регулирующая поведение. Весьма интенсивно развивается несловесное общение, с помощью которого осуществляется начальная социализация' индивида. Полная зависимость ребенка от взрослых, особенно от матери, имеет особое значение для начальной социализации, образования потребностей в общении и привязанностей, накопления опыта коммуникации, необходимого для дальнейшего развития.
2) Вторая стадия детства (от 18 месяцев до 5 лет) - дошкольное детство - характеризуется развитием перцептивных, мнемических, элементарных мыслительных процессов, сложных манипуляций и действий с вещами, накоплением опыта поведения в различных жизненных ситуациях. Эта стадия отличается интенсивным развитием речи, формированием словесных связей в процессе общения. Однако наряду с ними применяются и более ранние, несловесные средства общения (экспрессивные формы поведения: мимика, жестикуляция, поза, интонация). Постепенно упрочиваются семейные и другие социальные отношения в ближайшей среде.
3) Поскольку в Англии школьное обучение начинается с пятилетнего возраста, Д. Б. Бромлей указывает границы следующей стадии детства - раннего школьного детства - от 5 до 11 или 13 лет. Эта стадия, по ее определению, характеризуется ассимиляцией культуры через образование, развитием символического начала. В мышлении и поведении, усвоением конкретных операций группирования и т. д. Во многих отношениях эта стадия имеет решающее значение для социализации индивида, поскольку она осуществляется уже не только эмпирически, посредством накопления опыта поведения в общественной среде, но и рационально, путем освоения морали и регулирования связей на этих основах.
Цикл юности состоит из двух стадий: 1) полового созреваниястаршего школьного детства (ранняя юность), длящегося от 11-13 до 15 лет (в английских условиях), и 2) поздней юности (15-21 год). Надо отметить, что, начиная с этого цикла, Д. Б. Бромлей
характеризует развитие определенными сдвигами личности, ее статуса, ролей, позиций в обществе и именно этот подход отличает ее классификацию от других, например от классификации Дж. Биррена. Вместе с тем она пытается отметить наиболее важные психофизиологические изменения индивида в различные периоды жизни.
Первая стадия юности отличается интенсивным развитием вторичных половых признаков и производительных функций, соматическим развитием и нервно-психическим созреванием. В этот период складывается система формальных операций и логических структур, повышающих уровень умственной активности. В английских условиях к концу этой стадии завершается основное образование. Весьма значительные изменения происходят в социальном развитии: начинает действовать система ограниченной правовой ответственности, осваиваются основные роли и позиции. Поведение ориентировано на взрослые нормы поведения, и: притязания на взрослость отличают многие мотивы поведения в этом возрасте.
Вторая стадия юности - завершение главной фазы биологического развития, дальнейшее образование и профессиональная подготовка, освоение некоторых профессиональных ролей, начало самостоятельной трудовой и экономической жизни. Решающее значение имеет переход от зависимости (экономической, правовой; нравственной) к независимости от родителей. Именно этим переходом, остро переживаемым отдельными. юношами и девушками, объясняется, по мнению Бромлей, тот факт социальной статистика, что как раз в эти годы имеет место «пик» антисоциального поведения.
Цикл взрослости (Д. Б. Бромлей предпочитает термин «взрослость» термину «зрелость», употребляемому многими другими авторами, например Бирреном) состоит из четырех стадий:
1) ранней взрослости (21--25 лет);
2) средней взрослости (25--40 лет);
3) поздней взрослости (40--55 лет);
4) предпенсионного возраста (55--65 лет), являющегося переходным к циклу старости.
Ранняя взрослость - это овладение ролью взрослого человека, правовая зрелость, избирательные права, экономическая ответственность - в общем, полное включение во все виды социальной активности своей страны. На этой стадии складывается собственная семья и строится собственный образ жизни: вступление в брак, рождение первого ребенка, установление круга знакомств, связанных с общей работой. На работе осваиваются профессиональные роли, продолжается профессиональная подготовка и начинается совершенствование .мастерства. Для атлетических достижений эта стадия развития является годами «пик», или оптимума, хотя во многих видах спорта эти достижения возможны, по данным. Б. Бромлей, и позже (до 35 лет). (Разумеется, вся хронологическая характеристика стадий Д. Б. Бромлей связана с особенностями экономической, правовой и т. д. жизни современной Англии идругих капиталистических стран.)
Среднюю взрослость (25 – 40) Д. Б. Бромлей характеризует как годы «пик», или оптимума, для интеллектуальных достижений, как период консолидации социальных и профессиональных ролей по роду службы, накопление сравнительно постоянных материальных средств и социальных связей, лидерство в различных видах деятельности и старшинство по возрасту среди многих сотрудников и знакомых, небольшое снижение некоторых физических и умственных функций, проявляющееся при максимальной деятельности.
Поздняя зрелость имеет своими главными чертами продолжение установления специальных (по роду занятий) и социальных ролей с доминированием некоторых из них и ослаблением других, уход детей из семьи и изменение в связи с этим образа жизни
(возвращение некоторых женщин к служебной роли), менопауза, дальнейший упадок физических и умственных функций. По многим экспериментальным данным, средняя точка этой стадии развития находится между 45--50 годами.
Предпенсионный возраст характеризуется более очевидным упадком физических и умственных функций, дальнейшим ослаблением сексуальных функций и интересов. Вместе с тем это «пик» для наиболее общих социальных достижений -- положения в обществе, власти и авторитета, частичной освобожденности от занятий и отбора наиболее интересных для личности общественных дел. В не меньшей мере существенно, как подчеркивает Д. Б. Бромлей, изменение всей мотивации в связи' с подготовкой К предстоящему пенсионному образу жизни.
Цикл старения. 3стадии
1. удаление от дел, 65-70, повышение впечатлительности, ухудшение физического и умственного развития,
2. старости 70 + полная незанятость в обществе
3. дряхлость, синильные явления.
Возрастная периодизация,