Наезд на пешехода при обзорности, ограниченной движущимся Препятствием
Наезд на пешехода при ограниченной обзорности (неподвижное препятствие
Схема наезда отражена на рис. 5.6, из которой видно, что ключевым моментом в данной ситуации является тот, когда отрезки ВД и ДП представляют собой прямую линию.Рис. 5.6. Схема наезда при ограниченной обзорностиТреугольники ВСД и ДЕП подобны, следовательно
Sуд + ах-∆x/∆y- аy=∆x/ Sn-∆y-ly а кинематическое условие будет Sуд/v = Sп/vп откуда Sп= Sуд vп/ v откуда из квадратного уравнения определяется Sуд.После определения Sуд исследования продолжают в той же последовательности, что и для наезда при ограниченной обзорности.Если наезд произошел в процессе торможения, то расчеты несколько усложняются (см. схему рис. 5.7) Геометрическое условие обзорности остается тем же: откуда определим перемещение пешехода: Sп = х ( у + аy/(Sуд + aх — x) + y+lу С другой стороны ранее было полученно уравнение Sуд = (Snv /vn)-(v- vп)2/2J из которого определяется приравниваем правые части и определяем Sуд в следующем порядке: 1)вычисляют скорость движения тс 2)скорость тс в момент наезд автомобиля 3)определяют Sуд,которое сравнивают с величиной остановочного пути при своевременом принятии мер к экстренному торможению
Наезд на пешехода при обзорности, ограниченной движущимся Препятствием
Как пок. статистика, наезды на пешехода, вышедшего из-за автомобиля, движущегося в соседнем ряду, часто возникают даже при сравнительно малой интенсивности движения и небольшой скорости транспортных средств. Пешеходы, стоящие у края проезжей части, переходят дорогу при появлении подходящих с их точки зрения промежутков между автомобилями.
В городах и населенных пунктах с их оживленным движением обзорность ухудшается вследствие большого количества попутных и встречных автомобилей. Наибольшие помехи создают крупногабаритные транспортные средства
Однако необходимость учитывать движущиеся транспортные средства, ограничивавшие обзорность, требует дополнительных сведений об их скорости и расположении на проезжей части.
Отсутствие точных исходных данных значительно затрудняют исследования, ошибка может быть весьма большой, поэтому рассмотрим простейший случай - движение с постоянной скоростью
Схема наезда при обзорности, ограниченной встречным транспортным средством:
а — вариант А-III-2, б — вариант А-111-4
Из подобия треугольников обзорности получаем
(5.29)
Как пешеход, так и автомобили двигались равномерно, поэтому действительны следующие соотношения:
(5.30)
(5.31)
где — расстояние от границы проезжей части до полосы движения автомобиля А.
10. Наезд при обзорности, ограниченной попутным транспортом.
Как пок. статистика, наезды на пешехода, вышедшего из-за автомобиля, движущегося в соседнем ряду, часто возникают даже при сравнительно малой интенсивности движения и небольшой скорости транспортных средств. Пешеходы, стоящие у края проезжей части, переходят дорогу при появлении подходящих с их точки зрения промежутков между автомобилями. Время ожидания зависит от возраста пешехода. Так, дети и подростки терпеливо ждут 20—25 с, взрослые — 10—15 с, пожилые люди — 18—20 с. Дети быстрее всех перебегают проезжую часть и выбирают самые большие промежутки. Если ожидание затягивается, то через 1, 0—1, 5 мин пешеходы любого возраста бросаются наперерез транспортному потоку, рискуя собственной безопасностью.
Однако быстро проехавший встречный автобус может меньше ухудшить обзорность, чем легковой автомобиль движущийся в попутном направлении
В городах и населенных пунктах с их оживленным движением обзорность ухудшается вследствие большого количества попутных и встречных автомобилей. Наибольшие помехи создают крупногабаритные транспортные средства
Нередко подобные ситуации создаются потому, что у населения крупных городов вырабатывается привычка к риску. В результате они перебегают проезжую часть перед приближающимися автомобилями и лавируют среди насыщенного транспортного потока. Пешеход, внезапно появившийся из-за попутного автомобиля, движущегося в соседнем ряду, создает опасную ситуацию, предотвратить которую водителю не всегда удается.
Попутные транспортные средства ограничивают обзорность либо при движении автомобилей в потоке, либо при обгоне, когда скорость одного автомобиля значительно выше скорости остальных автомобилей
Соотношение, вытекающее из подобия треугольников обзорности,
(5.33)
где S2 — перемещение попутного автомобиля за время, необходимое пешеходу для того, чтобы уйти с полосы движения.Первое кинематическое соотношение описывает перемещение автомобиля Б и пешехода из положения / в положение //: S2= (Sn— y—ly) U2/Un.Второе соотношение характеризует перемещение автомобиля А и пешехода из положения / в положение III:
(5.34)
На основании этих выражений получаем формулу для определения расстояния видимости пешехода:
Рассм. экспертизу наезда при обгоне, в процессе которого пешехода ударила передняя часть автомобиля (рис. 5.9, а).
16.наезд на пешехода при ограниченной видимости
Ухудшение видимости является причиной большого количества
ДТП.
Видимость ухудшают осадки (дождь, снег, туман), обмерзание стекол в зимнее время года, облака пыли, смог.
Наиболее изученными в настоящее время являются ДТП в темное время суток. Динамика такова. Наибольшее количество ДТП происходит в вечерние часы.
Причины подобной ситуации известны:
- неудовлетворительное освещение проезжей части или его полное отсутствие;
неудовлетворительное техническое состояние систем освещения ТС;
повышенная утомляемость водителя при работе ночью.
В качестве непосредственной причины ДТП часто называют ослепление водителя встречным транспортом. При известном уровне освещенности водитель почти полностью утрачивает зрение, а время световой адаптации длится от 1-2 с до 4-5 мин.
Немалую роль играет психофизиологический фактор, связанный с внезапностью появления препятствия из неосвещенной зоны. Поэтому при проведении экспертиз ДТП, произошедших в ночное время параметр t1 увеличивают на 0,6 с.
Различают общую и конкретную видимость. Общая видимость-это возможность четко различать детали дорожной обстановки, позволяющие водителю двигаться в соответствии с требованиями ПДД. Конкретная видимость - это возможность четко опознать препятствие по его характерным признакам.
Дальность видимости определяют экспериментально в условиях, максимально приближенных к условиям исследуемого ДТП. ТС устанавливают за несколько сотен метров до места наезда (или столкновения). При определении дальности общей видимости наблюдатель с места водителя замечает место, до которого в свете фар просматривается дорога перед автомобилем. Ориентирование облегчается при наличии разметки или столбиков на обочине. При отсутствии четких ориентиров один из участников эксперимента медленно уходит от автомобиля вперед, держа на высоте 15-20 см от поверхности дороги лист белой (зимой - цветной) бумаги. Лист попеременно поворачивают к наблюдателю плоскостью или ребром. Когда наблюдатель перестает различать бумагу, он дает сигнал остановиться.
При определении конкретной видимости автомобиль с небольшой скоростью (1,0-1,5 м/с) приближается к стоящему на дороге участнику эксперимента или манекену. Наблюдатель на месте водителя и понятые из кабины наблюдают за проезжей частью. Когда препятствие хорошо различимо по внешним признакам, автомобиль останавливают, а расстояние замеряют.
Рассмотрим ДТП с наездом на пешехода, движущегося по проезжей части в направлении движения автомобиля или противоположно ему (рис. 5.10).
Считаем, что скорости движения автомобиля V и пешехода Vn постоянны.