Глава 2.6 Организация инженерной службы
Рис. 26. Организационно-функциональная структура инженерной службы
Современное гостиничное предприятие имеет сложнейшее технологическое оборудование, поэтому на руководство этой службы необходимо приглашать специалистов, имеющих диплом инженера-менеджера.
Задачи инженерной службы:
– осуществление высококачественных ремонтно-восстановительных работ всех инженерных систем гостиницы. [33]:
- обеспечение бесперебойной работы инженерных систем и коммуникаций;
- поддержка внешнего и внутреннего эстетического вида здания и интерьера помещений гостиницы (работа по содержанию территории, вопросы озеленения).
Инженерная служба гостиниц обычно состоит из трёх подразделений
Функции административной службы:
- оперативная организация деятельности всех подразделений
– планирование капитальных, ремонтно-восстановительных и косметических ремонтов здания;
– определение потребности служб в материальных и трудовых ресурсах;
– организация, координация работ и распределение рабочей силы;
– учёт и контроль за рациональным расходованием материалов;
– контроль результатов и нормирование труда;
– оперативное выявление аварийных ситуаций;
– охрана труда работников служб;
– решение проблемы оплаты труда и стимулирования;
- повышение квалификации инженерно-технического персонала.
Функции подразделения по поддержанию инженерных систем:
- снижение стоимости ремонта за счет высокого качества ремонта,
-сокращения сроков ремонта и экономии расходных материалов и запасных частей;
Функции ремонтных мастерских:
- проведение мелких косметических ремонтов номера, мебели электрики и сантехники, после выезда гостей.
Наиболее высокая текучесть кадров наблюдается именно в этой службе, что связано иногда с низкой квалификацией рядовых исполнителей и с отсутствием мотивационных стимулов к работе.
Показатели деятельности инженерной службы. Одним из показателей является коэффициент продолжительности ремонта номерного фонда и оборудования.
К п.р. = ПР план / ПР практ,
Где Кп.р. – коэффициент продолжительности ремонта;
ПРплан – плановое время ремонта;
ПРпракт– реальное (практическое) время ремонта.
Если значение показателя меньше единицы, следовательно, реальное время ремонта превышает планируемое время, что отражается на задержке продажи номеров.
Второй показатель – качество выполнения ремонтных и других видов работ- этот показатель отсутствия повторных заявок на уже отремонтированное оборудование или номера.
Третий показатель показывает неправильное планирование работ и
распределение рабочей силы. Этот показатель отражает количество отложен
ных заявок на ремонтные работы, несмотря на то, что они стоят в утвержденном плане работ инженерной службы.
Анализ показывает, что недостатки в работе этой службы имеют как субъективные, так и объективные причины.
К субъективным причинам относятся:
-неправильная расстановка работников по объектам;
-недостаточно хорошее условие труда;
-несоответствие числа работников объёму работ;
-недостаточное стимулирование труда.
Объективные причины:
- недостаток расходных материалов, что связано с несогласованным
взаимодействием со службой материально –технического снабжения;
- низкая квалификация рядовых исполнителей;
-высокая текучести кадров.
Очевидно, что эффективное обслуживание находящегося в гостиницах и ресторанах оборудования сказывается на повышение качества обслуживания .
Для оценки результативности и эффективности ремонта оборудования используют экономические и технические показатели , которые контролируют характеристики оборудования на соответствие их нормативам эксплуатации и затратам на обслуживание.
Применяемые на практике экономические критерии отражают динамику изменения затрат на ремонт и обслуживание оборудования. К экономическим критериям оценки работы по обслуживанию оборудования можно отнести следующие [20].
Общие затраты на обслуживание
и ремонт оборудования
К1 = ——————————— руб./час
Время работы оборудование(часы)
Этот критерий показывает связь между затратами на ремонт и техническое обслуживание конкретного оборудования и временем работы этого оборудования в течении межремонтного периода.
Общая стоимость запчастей,
потраченных на ремонт за 1 год
К2 = ——————————— х 100%
Общая стоимость годовых
запасов закупленных для
этого оборудования
Этот критерий показывает годовой оборот запасных частей и процент оста- тка конкретных запасных частей на складе т.е. количество сверхнормативных запасов.
Поскольку не все работы по обслуживанию имеют право проводить сотрудники службы главного инженера гостиницы (например, лифтовое, газовое и другое сложное оборудование), гостиница заключает договора с субподрядчиками на ремонт и ТО этого оборудования .Показатель К3 отражает динамику этих затрат.
Стоимость договоров
с субподрядчиками
К3 = ———————————
Реальные затраты на ТО
Обслуживание оборудования можно подразделить на регулярное (плановое) и внеплановое, по состоянию оборудования на данный момент.
К техническим показателям относятся показатели, которые характеризуют степень загрузки оборудования и интенсивности поломок.
Первый показатель особенно важен для ресторанов так как свободные мощности можно использовать для кейтеринга, выносной торговли готовой ресторанной продукцией и полуфабрикатами. [20]
Время эксплуатации оборудования
Т1 = ———————————————
Максимальная производительности
оборудования
Второй показатель показывает интенсивность поломок оборудования.
.
Число остановок (время простоя)
Т2 = ————————————— х 100%
Время эксплуатации оборудования
В результате контроля за состоянием оборудования делается заключение о экономичности и технических возможностях оборудования, об уровне квалификации работников, работающих на этом оборудовании, о затратах на запасные части, расходный материал, инструменты, измерительные приборы и т. д.
Анализ вышеперечисленных экономических и технических показателей
дает возможность службе главного инженера управлять своей деятельностью,
т. е. планировать, организовывать и контролировать работы по ремонтно-эксплуатационной деятельности и оценивать эффективность и результативность своей деятельности.
Контролировать качество ТО и ремонтных работ желательно, используя семь инструментов оценки качества, предложенных К.Ишикава для «Кружков качества».
Обслуживание оборудования напрямую связано с его жизненным циклом, т. е. с физическим и моральным его устареванием. Интенсивность износа и отказов возрастает, а производительность падает к концу жизненного цикла, поэтому необходимо вовремя принять решение об инвестициях в оборудование. Физический износ состоит в ухудшении характеристик оборудования в результате их эксплуатации. Моральный износ связан с устареванием оборудования в связи с появлением более совершенного, Различают моральный износ первого рода, когда приобретают такое же, но новое оборудование и второго рода, когда появляется абсолютно новое, более эффективные, хотя и более дорогое оборудование.
Физический износ - это естественный процесс, но наступает момент, когда стоимость ремонта становится сопоставима со стоимостью нового оборудования и тогда его надо менять. Для того, чтобы накопить средства на новое оборудование используется процедуру амортизации.
Процесс амортизации состоит в перенесении частями стоимости оборудования на стоимость произведённого товара или услуги с последующим выделением этой части стоимости в отдельный счёт. Таким образом в течении времени жизненного цикла оборудования, накапливается сумма для приобретения нового оборудования. Для установления величины амортизационных отчислений устанавливается норма амортизации. Это выраженная в процентах, годовая доля балансовой стоимости оборудования, подлежащая переносу на стоимость услуги. Поскольку норма амортизации существенно влияет на формирование цены услуги, она устанавливается официальным порядком. Повышающие или понижающие поправочные коэффициенты устанавливаются также официальным порядком и могут достигать величины в среднем 1,5 – 2. Для расчёта амортизационных отчислений используется формула [32]
На =
где: На-норма амортизации
Фп – первоначальная стоимость основных фондов, (руб.).
Фл – ликвидационная стоимость основных фондов, (руб.);
Та – продолжительность амортизационного периода использования основных фондов,
Продолжительность амортизационного периода, т. е. срок службы до
полного физического износа, различны для разных видов оборудования. Если для зданий и сооружений она достигает значительной величины, (до 40 – 50 лет и более), то для машин и оборудования обычно измеряется в несколько лет. Что касается морального износа материальных фондов, то сроки его сокращаются благодаря научно-техническому прогрессу в области производства машин и оборудования.
На практике применяется несколько методов расчёта величины амортизационных отчислений. Приведенная выше формула основана на методе равномерной амортизации, когда предполагается стабильность условий работы и износа оборудования. Именно такой метод преимущественно применяется в гостинично- ресторанных предприятиях. Если в гостиничном предприятии амортизационный срок основного оборудования в среднем установлен 15 лет, то при расчёте нормы амортизации по такому оборудованию используют упрощённую формулу.
На = .
Однако такая равномерность вероятна лишь в отношении физического износа и практически исключена в отношении морального износа. Сущность метода ускоренной амортизации состоит в праве предприятий сокращать срок амортизации вплоть до двух раз, если на рынке появилось новое.
Степень износа оборудования характеризуют следующие коэффициенты.
Коэффициент физического износа оборудования
Кфи= ,
Где: ∆И – износ соответственно на начало и конец периода в денежном выражении;
∆Ф – стоимость оборудования соответственно на начало и конец периода;
Коэффициент обновления оборудования – эффект от замены оборудования
Коб= ,
Где: Фп – стоимость вновь поступившего оборудования
Фа – остаточная стоимость старого оборудования соответственно на начало Фн и конец Фк Периода эксплуатации. Фа=
Уровень показателей использования оборудования гостиницы связан с эффективностью работы инженерной службы.Не требуется доказательств, что потребность в оборудования может быть снижена при эффективном его использовании. Поэтому важно определять степени загруженности оборудования в производственном процессе. С этой целью используются различные показатели. Некоторые из них характеризуют общую картину использования оборудования гостиничного предприятия. Другие позволяют оценить уровень использования оборудования в рамках различных подразделения гостиницы на отдельных рабочих местах. Их называют частными показателями.
К обобщающим показателям относятся фондоотдача и фондоёмкость .
Фондоотдача от оборудования определяется, как отношение стоимости гостиничных услуг к стоимости оборудования. Она показывает общую отдачу от использования каждого рубля, затраченного на оборудования, т. е. эффективность инвестиций в оборудование.
Показатель фондоотдачи Фо исчисляется следующим образом
Фо= ,
где В услуг – валовый доход от реализации гостиничных услуг, руб.;
Фс – стоимость основных фондов гостиничного предприятия, руб.
Фондоёмкость основных фондов Фе рассчитывается, как отношение стоимости основного производственного оборудования к стоимости объёма произведённых услуг. Фондоёмкость – величина, обратная фондоотдаче. Чем ниже показатель фондоёмкости, тем, следовательно, эффективнее используются оборудование и появляются условия экономии капиталовложений. Ясно, что гостиничное предприятие должно стремиться обеспечить возрастание фондоотдачи и снижение фондоёмкости.
Фе = .
Частные показатели –это показатели использования оборудования, они определяются временем работы оборудования. К числу основных показателей относятся коэффициент сменности работы оборудования (Ксм), который определяется, как отношение количества машино смен в течение суток к общему числу машин. Он определяется по формуле. Этот показатель характерен для ресторанного оборудования.
Ксм= ,
где МС – количество фактически отработанных машино смен оборудования за сутки;
МО – общее количество оборудования
Рассмотрим коэффициент сменности работы оборудования на примере
кухонного оборудования. В кухне 10 единиц однотипного оборудования используются в одну смену, а 30 единиц оборудования – в две смены. Отсюда коэффициент сменности будет равен
Ксм = .
Возрастание коэффициента сменности позволяет увеличить объём производства ресторанной продукции и наоборот. Повышение коэффициента сменности работы оборудования – это важный источник повышения его эффективности.
Очевидно, что гостиничное предприятие должно стремиться к повышению эффективности использования своих производственных фондов. Это является залогом увеличения качества обслуживания, что ,в конечном итоге ведёт к увеличению доходов. Проблема достижения максимальной эффективности использования оборудования является одной из ключевых для любого гостиничного предприятия. Кроме того, при эффективном использовании оборудования снижается потребность в увеличении их количества, что ведёт к минимизации затрат, а это в свою очередь опять-таки влияет на повышение уровня рентабельности и прибыльности гостиницы
Пути повышения эффективности использования оборудования гостиничного предприятия заключаются в:
-увеличение сменности работы оборудования;
-повышение квалификации работников;
-повышение уровня организации технического обслуживания (ТО);
-своевременном проведении капитального ремонта оборудования;
-повышение трудовой дисциплины;
-своевременное обеспечение служб главного инженера материа
льными ресурсами (запасные части, инструмент).
Приобретение современного оборудования и внедрение новых технологий – необходимое условие сохранения конкурентоспособности гостиниц. Решить эту проблему можно с помощью такого эффективного инструмента, как Лизинг. [34]
Лизинг в соответствии с федеральным законом «О лизинге»,признан, как вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании «договора лизинга» физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.
Предметом лизинга может быть любое движимое или недвижимое имущество, в том числе здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, относящееся по действующей классификации к основным фондам. Субъектами лизинга являются:
Лизингодатель –это физическое или юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность, т. е. передачу по договору специально приобретенного для лизингополучателя этого имущества. В качестве лизингодателей часто выступать банки, в уставе которых предусмотрен этот вид деятельности т.е. финансирование покупки оборудования, передаваемого затем лизингополучателю Лизингополучатель–в нашем случае это гостиничное предприятие, которое приобретает по договору лизинга оборудование во временное пользование или выкупает его.
Взаимоотношения сторон лизинговой сделки следующие: гостиница, нуждающаяся в определенных видах оборудования, подбирает поставщика, обычно это дистрибьютер или банк, занимающиеся реализацией данного оборудования, Лизингодатель, сохраняя по договору право собственности на это оборудование, передает его гостинице. Гостиница, получая в пользование приобретенное оборудование, в течение срока, оговорённого в договоре о лизинге, выплачивает лизинговые платежи за пользованием оборудованием в сроки и форме предусмотренные в лизинговом договоре.
В российской практике наибольшее распространение получил «Финансовый лизинг». По сравнению с другими способами приобретения имущества: оплата по факту поставки, покупка с отсрочкой платежа осуществляется с использованием банковского кредита или ссуд. Этот вид лизинга имеет ряд существенных преимуществ: гостиница сразу выплачивает банку только 15% стоимости оборудования. В дальнейшем предполагает 100%-ное кредитование этой сделки из заёмных средств, что позволяет предприятию, не имеющему значительных финансовых ресурсов, например, малым гостиничным предприятиям, начать реализацию задуманного проекта обновления оборудования сразу по его получении. После выплаты стоимости оборудования, оно переходит в собственность лизигополучателя – гостиничного ресторана, а, после его физического износа может быть передано лизингодателю по договору о «Возвратном лизинге».
«Возвратный лизинг»-это такая форма, при которой лизингодатель выкупает у гостиницы её старое оборудование и тут же передает ей в лизинг новое оборудование.
Возвратный лизинг – это лизинг без передачи гостинице прав собственности на оборудование . При этой форме лизинга оборудование гостиницей не обязательно выкупать.
Пример финансового лизинга. Стоимость новой кухонной плиты 100 тыс. руб. На этой плите можно производит блюда, которые продаются в зале ресторана и в течении одного года приносят прибыль на сумму 40 тыс. руб. Ресторан заключает с банком договор лизинга на 5 лет на приобретение этой плиты. Из стоимости этой плиты банк получает половину 50 тыс. руб. в качестве предоплаты. Остальная половина остается у ресторана в качестве кредита с выплатой в течении пяти лет. За 5 лет ресторан полностью окупает это оборудование,(прибыль от реализации, приготовленной на этой плите продукции ( 5 х40=200 тыс. руб). Таким образом у ресторана остаётся выручка в размере 150 тыс. руб. (200-50=150тыс руб.).
Пример возвратного лизинга. Пусть остаточная стоимость старого кухонного агрегата 50 тыс. руб., а новая печь стоит 150 тыс. руб. Гостиница, приобретает по договору лизинга у лизингодателя новую печь за 100 тыс. руб., полученной фактически за счёт лизинговой операции. ( платит 100тыс руб. + передавая лизингодателю старое оборудование остаточной стоимостью 50 тыс.руб.). Таким образом, гостиница получает новый агрегат, не заботясь о реализации старого. Для гостиницы гораздо выгодней заключить договор о лизинге, чем брать ссуду, потому что обеспечением сделки служит само оборудование. В результате перед гостиничным предприятием открываются дополнительные возможности по расширению производственных мощностей. Платежи по договору лизинга распределяются на весь срок действия договора, тем самым высвобождаются дополнительные средства для вложения их в другие виды активов. Лизинг не увеличивает объём средств в балансе гостиничного предприятия и не затрагивает соотношения собственных и заёмных средств. Очень важно, что оборудование, приобретённое по договору лизинга, не числиться на балансе лизингополучателя(гостиницы) в течение всего срока действия договора, а значит, не увеличивает активы, что освобождает гостиницу от уплаты налогов на этот вид имущества.
Контрольные вопросы
1. Какие функции и задачи возложены на службу Главного инженера?
2. Основные три направления деятельности инженерной службы?
3. Какими коэффициентами оценивается работа подразделений этой службы?
4. Перечислите и прокомментируйте экономические показатели оценки группы Технического обслуживания.
5. По каким техническим показателям оценивается качество работы этой группы?
6. Какие существуют виды износа оборудования?
7. Что такое амортизация оборудования и как её рассчитывают?
8. Что представляет из себя Лизинг и какие виды лизинга существуют?
9. Какие преимущества даёт лизинг оборудования перед его покупкой и арендой?