Основные проблемы и перспективы развития безналичных расчетов в России

Если рассматривать безналичные расчеты как составляющую финансовой инфраструктуры рынка, то четко обуславливается взаимосвязь с основным объемом реализации ВНП.

Прошлый год стал значимым в системе безналичных расчетов, что обуславливается в первую очередь тем, что доля безналичных расчетов в общем объеме транзакций «перевесила» составляющую долю операций по снятию наличных.

На данный момент, безналичные расчеты продолжают набирать темпы, становясь наиболее актуальным направлением расчетов. Однако, существует ряд трудностей, которые являются тормозом в развитии системы безналичных расчетов.

Основными проблемами безналичных расчетов является большой объем документооборота, скорость совершения платежей, проблема использования аккредитивов, задержка расчетов банками, проблема вексельного обращения, проблема использования расчетных карт.

Также следует отметить консерватизм россиян, являющийся составляющей менталитета. Россиянам тяжело отойти от привычных расчетов наличными денежными средствами, перейти на новый уровень расчета – картами. Еще одним «антикатализатором» развития безналичной системы является то, что основному числу юридических лиц, задействованных в системе расчетов, безналичная система не кажется привлекательной из-за обязательной комиссии банка, в размере 1,5 % от покупки.

Согласно статистическим данным Центрального банка РФ, в 2013-2014 году на долю безналичных операций пришлось более 70 %, снятие наличных составило 30 %. Иными словами, доля операций, совершенных с картами, превысила долю операций по снятию наличных.

Министерство Финансов РФ разработало ряд мер, которые направлены на ограничение объема наличных платежей. С 2014 года был введен запрет на совершение оплаты наличными деньгами, размер которой превышает 600 тысяч рублей.

С 2015 года произошло ужесточение этого правила и снижение размера с 600 тысяч до 300 тысяч рублей. В сравнении с 2012 годом структура безналичных платежей кредитных организаций и платежей их клиентов, не являющихся кредитными организациями (как физических, так и юридических лиц), существенных изменений не претерпела. Значительную долю в общем количестве и объеме платежей (62,0 и 98,4 % соответственно) составляли кредитовые переводы.

В 2012 году российские банки продолжали проведение уже начатой политики по расширению областей применения дистанционного банковского обслуживания. Особое внимание уделялось в разработке программ по стимулированию клиентов к использованию дистанционных каналов доступа при осуществлении переводов и платежей. Количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях физическим и юридическим лицам, не являющимися кредитными организациями, возросло в течение 2013 года более чем на четверть и составило 99,9 миллиона.

Значительно (в 1,4 раза) возросло количество счетов с доступом посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и мобильных телефонов. Постепенное развитие и модернизация банковских методов и технологий в Российской Федерации, к которым можно отнести и увеличение объема банковских карт, должно в конечном итоге привести к сокращению наличных денег, а также к ускорению процесса переводов и увеличению уровня надежности безналичных расчетов.

За 2011-2013 год платежной системой России проведено 12171,6 млн. ед. платежей, в общем суммарном объеме 1220855,9 млрд. рублей. Так, по сравнению с 2011 г., в 2012 г. количество платежей возросло на 343,6 млн. ед. платежей, в денежном эквиваленте прирост составил 35082 млрд. рублей или же 8,78 %.

Динамика на увеличение наблюдается и в 2013 году: по сравнению с тем же 2011 годом, в количественном измерении рост операций составил 740,3 млн. ед. платежей, в денежном измерении 92681,9 млрд. рублей или же 25,44 %. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что именно РФ в 2013 году была одним из самых быстрорастущих рынков безналичных платежей России.

Полномасштабное развитие систем и технологий электронного обмена информацией, платежей и системы безналичных перечислений в целом, позволят банковской системе соответствовать информационному прогрессу и не отставать от него. Данный фактор позволит обеспечить высокий процент востребованности, сделать банки более конкурентоспособными, удерживать высокие рейтинги на рынке банковских услуг.

Увеличение объемов безналичных расчетов в общем итоге способствует повышению значения денег в народном хозяйстве России, а также постепенному и последовательному развитию путей к условиям рынка, увеличению процента взаимодействия совокупного предложения на те, или иные товары, а также формированию платежеспособного спроса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Формы безналичных расчетов устанавливаются Центральным банком. Клиенты банка самостоятельно выбирают применяемые формы расчетов, что отражается в договоре с банком.

В современных условиях на основании действующего положения ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (в ред. от 2 марта 2008 г.) в России действуют следующие формы безналичных расчетов:

· расчеты платежными поручениями;

· расчеты по аккредитиву;

· расчеты чеками;

· расчеты по инкассо.

Формы безналичных расчетов применяются клиентами кредитных организаций (филиалов), учреждений и подразделений расчетной сети Банка России, а также самими банками.

К стандартным формам безналичных расчетов в России относят: расчеты платежными поручениями; по аккредитиву; расчеты инкассовыми поручениями; расчеты чеками; расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств.

Расчеты по аккредитиву, расчеты чеками являются редкими, поскольку более сложны с организационной точки зрения. Как по объему платежей, так и по средней сумме одной операции наиболее востребованным платежным инструментом является платежное поручение.

Увеличение объемов безналичных расчетов в общем итоге способствует повышению значения денег в народном хозяйстве России, а также постепенному и последовательному развитию путей к условиям рынка, увеличению процента взаимодействия совокупного предложения на те, или иные товары, а также формированию платежеспособного спроса.

Наши рекомендации