Информативность тестов

Информативность тестов – это степень точности, с какой он измеряет свойство (качество, способность), для оценки которого используется.

Например: для оценки подготовленности спортсменов наиболее информативным показателем является результат в соревновательном упражнении. Но он зависит от большого количества факторов. Для выявления ведущих факторов и используются информативные тесты.

Существует 2 метода определения информативности. Суть первого, логического, заключается в качественном сопоставлении биомеханических, физиологических, психологических и др. характеристик критерия и тестов. Чаще всего он используется в видах спорта, где нет четкого количественного критерия (спортивные игры). В циклических видах спорта логическая информативность может быть проверена экспериментально.

Логический анализ используется для предварительной оценки информативности теста. Информативность отобранных таким образом тестов определяют далее эмпирическим методом. Для этого результаты теста сопоставляют с критерием, в качестве которого выбирают:

1) результат в соревновательном упражнении;

2) наиболее значимые элементы в соревновательном упражнении;

3) результаты проверенных информативных тестов;

4) сумму очков спортсмена по комплексу тестов;

5) квалификацию спортсмена.

Для оценки информативности вычисляют коэффициенты корреляции между значениями критерия и тестов. Наибольшие коэффициенты корреляции указывают на наиболее информативные тесты.

4. Стабильность тестов – это воспроизводимость результатов теста при его повторении через определенное время в одинаковых условиях.

Повторное тестирование называется ретестом.

Стабильность теста зависит от: вида теста, контингента испытуемых, временных интервалов между тестом и ретестом.

Высокая стабильность указывает на сохранение спортсменом приобретенных в ходе тренировок качеств. Например, если величина МПК спортсмена сохраняется на постоянном уровне в течение нескольких соревновательных периодов – это говорит о стабильности его работоспособности, физической подготовленности. Количественная оценка стабильности проводится аналогично оценке надежности.

5. Согласованность тестов – это надежность оценки результатов при проведении тестов разными людьми.

Согласованность тестов характеризуется независимостью результатов тестирования от личных качеств лица, проводящего или оценивающего тест. Она определяется по степени совпадения результатов, получаемых на одних и тех же испытуемых разными судьями, экспертами. При этом лица, проводящие тест, могут не только оценивать его результаты по-разному, но и влиять на результаты (различия в требовательности, мотивации испытуемых).

6. Эквивалентность тестов.Эквивалентными называют тесты, характеризующие одно и то же двигательное качество (способность).

Например – максимальная скорость – по результатам пробегания 10, 20, 30м. силовая выносливость – подтягивания, отжимание, подъем штанги. Эквивалентность определяется так: выполняют несколько разновидностей тестов с перерывами на отдых. Если результаты оценок совпадают – тесты эквивалентны. Коэффициент эквивалентности определяется с помощью корреляционного или дисперсионного анализа. Для углубленного обследования применяют несколько эквивалентных тестов – гомогенный комплекс.

Разновидности тестов.

В зависимости от целитесты подразделяют на несколько групп.

1. Показатели, измеряемые в покое:

- показатели физического развития (длина, масса тела, объем мышц и жировых складок);

- показатели, характеризующие функционирование основных систем организма (ЧСС, состав крови, мочи);

- психические тесты.

Тесты этой группы дают информацию для оценки физического состояния спортсменов. Их значения используют для сравнения результатов нагрузочных тестов (как уровень покоя).

2. Тесты, в основе которых лежат двигательные задания, называют двигательными или моторными (табл. 6).В свою очередь они делятся на:

1) стандартные тесты: для всех одинаковые задания (бег на тредбане в течении 5 мин со скоростью 5м/с), – на выполнение не предельной нагрузки.

2) тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный результат, а измеряют значения различных функциональных систем (ЧСС, МПК, МОК и т.д.). Особенность этих тестов – мотивация спортсмена (высокий психологический настрой) на достижение предельных результатов.

3)Контрольные упражнения.

Иногда используется не один, а несколько тестов, имеющих единую конечную цель (например, оценку состояния спортсмена в соревновательном периоде тренировки). Такая группа тестов называется комплексом или батареей тестов.

Результаты тестирования зависят от двух факторов: первый – уровень развития измеряемого качества (выносливость, техника и т. д.) и второй – мотивация.

Тесты результаты которых зависят от одного фактора называются гомогенными, от двух и более – гетерогенными. Оценка подготовленности спортсменов обычно проводится по комплексу тестов, а не по одному.

Таблица 6.

Классификация двигательных тестов.

Название теста Задание Результат теста Пример
Контрольные упражнения Показать максимальный результат Двигательные достижения Бег на 1500м, время бега
Стандартные функциональные пробы Дозируется по величине выполненной работы Физиологические и биохимические показатели Регистрация ЧСС при стандартной работе
Дозируется по величине физиологических сдвигов Двигательные достижения Скорость бега при ЧСС 160 уд/мин
Максимальные функциональные пробы Показать максимальный результат Физиологические и биохимические показатели Определение максимального потребления кислорода и макс.кисл. долга

Ход работы:

Студенты разбиваются на группы по 3-4 человека и выполняют последовательно на каждом предложенные далее тесты.

1. Ортостатическая проба – в положении обследуемого лежа подсчитывают пульс по 15-секундным интервалам и умножают на 4 (это частота пульса в минуту). Измеряют АД. После этого испытуемый медленно встает, и у него, повторно со 2-й минуты, подсчитывают пульс в течение 15с, затем измеряют АД. Реакция считается нормальной при учащении пульса до 12 уд/мин, при учащении до 18 и более – неблагоприятной. Также к неблагоприятным изменениям относят большие колебания АД и снижение пульсового давления.

2. Проба Штанге – время задержки дыхания на вдохе, проводят в положении сидя. Делают глубокий (не максимальный) вдох и по секундомеру регистрируют время задержки дыхания. У здорового человека это не менее 50-60 с, у спортсменов – до 2-3 мин.

3. Проба Генчи – время задержки дыхания на выдохе, испытуемый сидит и после обычного (не максимального) выдоха задерживает дыхание. Время задержки учитывают секундомером. У здоровых людей оно равно 25-30с.

4. Тест Мартинэ.

Известно, что физическая работа предъявляет повышенные требования к сердечно-сосудистой системе. Увеличение ударного объема или усиление сокращения сердца вызывает повышение систолического кровяного давления. Вследствие расширения сосудов в работающей мышце могло бы наступить снижение диастолического давления, если бы сужение других сосудов не сохраняло приблизительно на том же уровне сопротивления кровотоку, а тем самым и диастолическое давление. Если увеличенный ударный объем оказывается недостаточным, то минутный объем сердца выравнивается благодаря повышенной частоте ударов. У тренированных людей сердечно-сосудистая система работает эффективно и показатели быстро приходят в норму.

Для выполнения теста испытуемого усаживают на стул и после 5 минут отдыха трижды с интервалом в 1 минуту измеряют давление и пульс. Затем он делает 30 глубоких приседания в течение 30с и снова садится. Вслед за этим снова измеряют давление и пульс с 1-минутными перерывами до полного восстановления.

Наши рекомендации