Понятие статистического наблюдения, этапы его проведения
Для того чтобы изучить массовые явления и процессы общественной жизни, в том числе и преступность, следует, прежде всего, собрать о них необходимые сведения — статистические данные (информацию, под которой понимают совокупность количественных ( цифровых) характеристик, полученных в результате статистического исследования (наблюдения и научной обработки)).
Государственное статистическое наблюдение осуществляется путем сбора от отчитывающихся субъектов статистической информации (первичных статистических данных по формам государственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности) в виде документированной информации) в целях форсирования сводной официальной статистической информации о социально-экономическом и демографическом положении страны.
Официальная статистическая информация — часть государственных информационных ресурсов о социально-экономическом и демографическом положении страны.
Обязательные этапы исследования: статистическое наблюдение, сводка и группировка собранного материала, обработка и анализ сводных статистических данных (информации). Последние два этапа (стадии) составляют научную обработку статистических данных (информации).
Перечисленные этапы (стадии) неразрывно связаны между собой, проводятся по предварительному плану и только в своей совокупности составляют законченный вид всякого статистического исследования.
Статистическое наблюдение - первая стадия статистического исследования любого правового или юридически значимого явления, представляющая собой научно организованный сбор данных о правовых и юридически значимых явлениях и процессах путем регистрации устанавливаемых фактов в учетных документах для последующего обобщения.
Любое статистическое исследование начинается, во-первых, с получения исходных статистических данных (например, с учета правонарушений, судебных решений или других юридически значимых фактов), во-вторых, с обобщения установленных фактов в соответствующую совокупность (полученные данные по каким-либо признакам сводятся в различных формах отчетности).
Результаты исследования и объективность выводов об изучаемом явлении во многом зависят от качества проведения статистического наблюдения и правильной научной организации. Поэтому к статистическому наблюдению предъявляется ряд требований, главное из которых достоверность и массовость исходной информации. Достоверность данных (их соответствие фактическому положению дел) определяется рядом причин: профессиональностью статистического персонала, программой наблюдения, социальным содержанием показателя (например, преднамеренное искажение данных о количестве преступлений) и т. д. Массовый характер статистического наблюдения определяется тем, что для получения объективных статистических данных необходимо охватить достаточно большое число фактов проявления исследуемого явления или процесса. Статистическое наблюдение обязательно должно носить систематический характер, так как только непрерывное или регулярное наблюдение позволяет изучить тенденции и закономерности правовых процессов, характеризующихся количественными и качественными изменениями.
Важнейшее требование статистического наблюдения сопоставимость единиц наблюдения между собой (например, нельзя сопоставлять преступность, измеренную в преступных деяниях (фактах преступления), и преступность, измеренную в субъектах преступления (лицах, их совершивших), так как одно преступление может быть совершено группой лиц, а одно лицо может совершить несколько преступлений). Сопоставимость данных достигается единством методов регистрации (учета) данных, программы наблюдения, сроков и времени наблюдения (например, преступления регистрируются по моменту возбуждения уголовного дела, а лица, совершившие преступления, по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения) [6].
Содержание учета и отчетности, характер статистического наблюдения зависят от его целей и задач, которые, в свою очередь, определяются исходя из потребностей юридической практики и возможностей тех организаций, па которые статистическое наблюдение возлагается.
Всякое статистическое наблюдение включает следующие этапы: подготовительные работы, непосредственный сбор массовых данных, контроль за их качеством, подготовку данных к автоматизированной обработке.
Этап подготовки наблюдения включает разработку плана его проведения, который должен содержать решение программно-методологических и организационных вопросов.
К программно-методологическим вопросам относятся: определение цели (задачи), объекта, единиц наблюдения, совокупности и измерения; состава признаков, подлежащих регистрации; разработка программы наблюдения и документов для сбора данных, а также выбор места и времени наблюдения.
К организационным выбор вида и способа наблюдения, определение круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения, подбор, обучение и инструктаж кадров, размножение и рассылка документов первичного учета и форм статистической отчетности, установление сроков представления материалов, а также другие практически важные вопросы, связанные с проведением статистического наблюдения.
Непосредственный сбор массовых данных—это заполнение статистических формуляров — документов первичного учета (переписных листов, статистических карточек, анкет, бланков и т. д.) и статистической отчетности. Он начинается с их рассылки и заканчивается сдачей после заполнения в органы (подразделения), проводящие наблюдение.
Полученные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются проверке на качество путем арифметического и логического контроля, основанного на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.
2. Программно-методологические вопросы организации статистического наблюдения
Статистическое наблюдение — начальный этап статистического изучения любого правового или юридически значимого явления, и его конечные результаты непосредственно зависят от его правильной научной организации.
К программно-методологическим вопросам организации статистического наблюдения относятся:
• определение цели и задач наблюдения:
• установление объекта и единицы наблюдения;
• составление программы наблюдения;
• выбор вида и способа наблюдения.
Цели статистического наблюдения в правовой статистике могут быть самыми разными. Они вытекают из реальных социально-правовых потребностей, например при изучении преступности целью может быть поставлено отслеживание уровня учтенной преступности. На уровне республик, городов могут возникнуть свои специфические потребности в исследовании тех или иных правовых явлений, сведения о которых собираются помимо общегосударственных форм учета и отчетности.
Главной целью любого статистического наблюдения является получение достоверной информации об изучаемых явлениях и процессах с целью выявления закономерностей и тенденций их развития.
Основной практической целью статистического наблюдения в сфере правоохранительных органов является регистрация и учет каждого выявленного преступления и лиц, его совершивших, в соответствующих документах первичного учета. Для получения полных и необходимых для анализа данных цель наблюдения должна быть сформулирована ясно и четко.
В зависимости от цели ставятся конкретные задачи, которые должны быть решены в ходе статистического наблюдения.
Задачи статистического наблюдения вытекают из задач статистического исследования (в зависимости от реальных социально-правовых потребностей правоохранительных органов или государства) и могут быть самыми разными. При определении цели и задач статистического наблюдения необходимо также учитывать практические возможности тех организаций, на которые возлагается статистическое наблюдение правовых или юридически значимых явлений [6].
В зависимости от цели статистического наблюдения выбирается объект наблюдения.
Объектом статистического наблюдения в правовой статистике является совокупность социально-правовых явлений и процессов, фактов или событий, которые подлежат наблюдению.
Следует четко установить пространственные (территория наблюдения: район, город и т. д.), временные (период наблюдения: месяц, год) и количественные пределы объекта наблюдения; указать существенные признаки объекта наблюдения, отличающие его от других объектов (например, при изучении преступности учету подлежат только лица, совершившие именно преступление, а не административные или иные правонарушения).
Конкретными объектами уголовно-правовой статистики являются: преступление, лицо, совершившее преступление, и наказание, т. е. мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.
Конкретными объектами гражданско-правовой статистики являются: спор о гражданском праве (гражданское дело), стороны в гражданском процессе (истец и ответчик), судебное решение.
Объектами административно-правовой статистики являются: административные правонарушения (проступки), лица, совершившие административные правонарушения, меры административной ответственности (административные взыскания).
Любой объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов, поэтому, определяя объект наблюдения, необходимо решить вопрос о единице наблюдения.
Единица наблюдения – это первичный элемент объекта статистического наблюдения (изучаемой совокупности), являющийся носителем юридически значимых признаков, регистрируемых при наблюдении.
В правовой статистике единицами наблюдения могут выступать преступление, лицо совершившее определенное преступление, гражданское дело, истец и т. д. Единицу наблюдения не следует отождествлять с отчетной единицей.
Отчетная единица — это источник, откуда поступает первичная статистическая информация. Применительно к уголовно-правовой статистике такими источниками выступают отделения милиции, районная (городская) прокуратура, районный суд, учреждения исполнения наказаний.
Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые правами статистикой социально-правовые явления. В статистической отчетности органов уголовной юстиции для измерения преступности используются три единицы: уголовное дело (следственное или судебное производство>), преступление (по видам), субъект преступления (по лицам: подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, заключенный). Следует учитывать. что субъекты преступлений могут быть несопоставимы на разных стадиях уголовного правосудия: не каждый подозреваемый становится обвиняемым, не каждый обвиняемый становится подсудимым [6].
Важное требование статистического наблюдения в правовой статистике сопоставимость единиц измерения.
Важно разграничивать преступность, измеренную в уголовных делах, преступлениях и лицах. Число зарегистрированных преступлений, как правило, превышает число лиц, совершивших преступления, так как в процессе следственной и оперативной деятельности выявляется лишь часть лиц, совершивших преступления, а статистика зарегистрированных преступлений включает и те, по которым лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых, оказались неустановленными. В одном уголовном деле могут быть объединены несколько преступлений, одно преступление может быть совершено группой лиц, а одно и то же лицо может совершить несколько преступлений.
Программа статистического наблюдения разрабатывается исходя из содержания объекта, цели и задач статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения составляется при организации любого статистико-правового исследования.
Программа статистического наблюдения — это перечень четко сформулированных вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой единице наблюдения. Содержание программы зависит от целей и специфики объекта исследования.
Например, при изучении личности преступника программа наблюдения должна содержать вопросы о социально-демографических данных преступников. Правильно составленная программа наблюдения и обеспечение достоверности данных — залог успешно проведенного статистического исследования.
В программу наблюдения нежелательно включать лишние вопросы (ответы на которые не требуются для решения задач конкретного исследования), двусмысленные вопросы или вопросы, которые могут вызвать недоверие у обследуемых субъектов (например, вопросы о социально-демографических данных при анонимном опросе о судимости могут насторожить респондента). Вопросы должны быть точными и отражать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление.
Основной инструмент наблюдения — это статистический формуляр (анкета, переписной лист и т.д.), в котором отражаются вопросы программы статистического наблюдения и ответы на них.
Выделяют два вида формуляров: индивидуальный (карточный) и списочный.
Индивидуальный формуляр предназначен для регистрации признаков одной единицы наблюдения. Примером индивидуального формуляра может служить статистическая карточка первичного учета на выявленное преступление (по форме №1), заполняемая прокурором, следователем или дознавателем сразу после возбуждения уголовного дела.
В списочном формуляре регистрируются данные нескольких единиц наблюдения, как, например, в списке судебных дел, назначенных к слушанию, где в каждой строке указывается отдельное дело. К списочным формулярам можно отнести журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления, в который органами внутренних дел заносятся данные статистических карточек первичного учета.
Статистический формуляр должен быть удобным для заполнения, чтения, шифровки и, в настоящее время, для машинной обработки. К статистическим формулярам составляется подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи наблюдения и даются разъяснения по заполнению формуляра.
Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения.
Пример
Если речь идёт о переписи населения страны, в этом случае наблюдение охватывает территорию всей страны.
Выбор времени наблюдения в уголовно-правовой статистике определяется единицей наблюдения.
Пример
Так, система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения.