Понятие статистического наблюдения, этапы его проведения

Для того чтобы изучить массовые явления и процессы общественной жизни, в том числе и преступность, следует, прежде всего, собрать о них необходимые сведения — статистические данные (информацию, под которой понимают совокуп­ность количественных ( цифровых) характеристик, полученных в результате стати­стического исследования (наблюдения и научной обработки)).

Государственное статистическое наблюдение осуществляет­ся путем сбора от отчитывающихся субъектов статистической информации (первичных статистических данных по формам го­сударственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности) в виде документированной инфор­мации) в целях форсирования сводной официальной статистиче­ской информации о социально-экономическом и демографическом положении страны.

Официальная статистическая информация — часть государ­ственных информационных ресурсов о социально-экономическом и демографическом положении страны.

Обязательные этапы исследования: статистическое наблюдение, сводка и группировка собранного материала, обработ­ка и анализ сводных статистических данных (информации). Последние два этапа (стадии) составляют научную обработку статистических данных (информации).

Перечисленные этапы (стадии) неразрывно связаны между собой, проводятся по предварительному плану и только в своей совокупности составляют закончен­ный вид всякого статистического исследования.

Статистическое наблюдение - первая стадия статистическо­го исследования любого правового или юридически значимого явле­ния, представляющая собой научно организованный сбор данных о правовых и юридически значимых явлениях и процессах путем регистрации устанавливаемых фактов в учетных документах для последующего обобщения.

Любое статистическое исследование начинается, во-первых, с получения ис­ходных статистических данных (например, с учета правонарушений, судебных ре­шений или других юридически значимых фактов), во-вторых, с обобщения уста­новленных фактов в соответствующую совокупность (полученные данные по ка­ким-либо признакам сводятся в различных формах отчетности).

Результаты исследования и объективность выводов об изучаемом явлении во многом зависят от качества проведения статистического наблюдения и правиль­ной научной организации. Поэтому к статистическому наблюдению предъявля­ется ряд требований, главное из которых достоверность и массовость исходной информации. Достоверность данных (их соответствие фактическому положению дел) определяется рядом причин: профессиональностью статистического персо­нала, программой наблюдения, социальным содержанием показателя (например, преднамеренное искажение данных о количестве преступлений) и т. д. Массовый характер статистического наблюдения определяется тем, что для получения объ­ективных статистических данных необходимо охватить достаточно большое число фактов проявления исследуемого явления или процесса. Статистическое наблюде­ние обязательно должно носить систематический характер, так как только непре­рывное или регулярное наблюдение позволяет изучить тенденции и закономерно­сти правовых процессов, характеризующихся количественными и качественными изменениями.

Важнейшее требование статистического наблюдения сопоставимость еди­ниц наблюдения между собой (например, нельзя сопоставлять преступность, из­меренную в преступных деяниях (фактах преступления), и преступность, измеренную в субъектах преступления (лицах, их совершивших), так как одно преступле­ние может быть совершено группой лиц, а одно лицо может совершить несколько преступлений). Сопоставимость данных достигается единством методов регистра­ции (учета) данных, программы наблюдения, сроков и времени наблюдения (на­пример, преступления регистрируются по моменту возбуждения уголовного дела, а лица, совершившие преступления, по моменту утверждения прокурором обви­нительного заключения) [6].

Содержание учета и отчетности, характер статистического наблюдения зави­сят от его целей и задач, которые, в свою очередь, определяются исходя из по­требностей юридической практики и возможностей тех организаций, па которые статистическое наблюдение возлагается.

Всякое статистическое наблюдение включает следующие этапы: подготовительные работы, непосредственный сбор массовых дан­ных, контроль за их качеством, подготовку данных к автоматизи­рованной обработке.

Этап подготовки наблюдения включает разработку плана его проведения, ко­торый должен содержать решение программно-методологических и организацион­ных вопросов.

К программно-методологическим вопросам относятся: определение цели (за­дачи), объекта, единиц наблюдения, совокупности и измерения; состава признаков, подлежащих регистрации; разработка программы наблюдения и документов для сбора данных, а также выбор места и времени наблюдения.

К организационным выбор вида и способа наблюдения, определение кру­га лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения, подбор, обуче­ние и инструктаж кадров, размножение и рассылка документов первичного уче­та и форм статистической отчетности, установление сроков представления мате­риалов, а также другие практически важные вопросы, связанные с проведением статистического наблюдения.

Непосредственный сбор массовых данных—это заполнение статистических формуляров — документов первичного учета (переписных листов, статистических карточек, анкет, бланков и т. д.) и статистической отчетности. Он начинается с их рассылки и заканчивается сдачей после заполнения в органы (подразделения), про­водящие наблюдение.

Полученные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются проверке на качество путем арифметического и логического контро­ля, основанного на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.

2. Программно-методологические вопросы организации статистического наблюдения

Статистическое наблюдение — начальный этап статистического изучения любого правового или юридически значимого явления, и его конечные результаты непосредственно зависят от его правильной научной организации.

К программно-методологическим вопросам организации статистического на­блюдения относятся:

• определение цели и задач наблюдения:

• установление объекта и единицы наблюдения;

• составление программы наблюдения;

• выбор вида и способа наблюдения.

Цели статистического наблюдения в правовой статистике могут быть самы­ми разными. Они вытекают из реальных социально-правовых потребностей, на­пример при изучении преступности целью может быть поставлено отслеживание уровня учтенной преступности. На уровне республик, городов могут возникнуть свои специфические потребности в исследовании тех или иных правовых явле­ний, сведения о которых собираются помимо общегосударственных форм учета и отчетности.

Главной целью любого статистического наблюдения является по­лучение достоверной информации об изучаемых явлениях и про­цессах с целью выявления закономерностей и тенденций их раз­вития.

Основной практической целью статистического наблюдения в сфере право­охранительных органов является регистрация и учет каждого выявленного пре­ступления и лиц, его совершивших, в соответствующих документах первичного учета. Для получения полных и необходимых для анализа данных цель наблюде­ния должна быть сформулирована ясно и четко.

В зависимости от цели ставятся конкретные задачи, которые должны быть ре­шены в ходе статистического наблюдения.

Задачи статистического наблюдения вытекают из задач статистического ис­следования (в зависимости от реальных социально-правовых потребностей пра­воохранительных органов или государства) и могут быть самыми разными. При определении цели и задач статистического наблюдения необходимо также учиты­вать практические возможности тех организаций, на которые возлагается стати­стическое наблюдение правовых или юридически значимых явлений [6].

В зависимости от цели статистического наблюдения выбирается объект наблю­дения.

Объектом статистического наблюдения в правовой статистике яв­ляется совокупность социально-правовых явлений и процессов, фактов или событий, которые подлежат наблюдению.

Следует четко установить пространственные (территория наблюдения: район, город и т. д.), временные (период наблюдения: месяц, год) и количественные пре­делы объекта наблюдения; указать существенные признаки объекта наблюдения, отличающие его от других объектов (например, при изучении преступности учету подлежат только лица, совершившие именно преступление, а не административ­ные или иные правонарушения).

Конкретными объектами уголовно-правовой статистики являются: преступ­ление, лицо, совершившее преступление, и наказание, т. е. мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Конкретными объектами гражданско-правовой статистики являются: спор о гражданском праве (гражданское дело), стороны в гражданском процессе (истец и ответчик), судебное решение.

Объектами административно-правовой статистики являются: администра­тивные правонарушения (проступки), лица, совершившие административные пра­вонарушения, меры административной ответственности (административные взыс­кания).

Любой объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов, поэтому, определяя объект наблюдения, необходимо решить вопрос о единице на­блюдения.

Единица наблюдения – это первичный элемент объекта статисти­ческого наблюдения (изучаемой совокупности), являющийся носи­телем юридически значимых признаков, регистрируемых при на­блюдении.

В правовой статистике единицами наблюдения могут выступать преступление, лицо совершившее определенное преступление, гражданское дело, истец и т. д. Единицу наблюдения не следует отождествлять с отчетной единицей.

Отчетная единица — это источник, откуда поступает первич­ная статистическая информация. Применительно к уголовно­-правовой статистике такими источниками выступают отделе­ния милиции, районная (городская) прокуратура, районный суд, учреждения исполнения наказаний.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые правами статистикой социально-правовые явления. В статистической отчетности органов уголовной юстиции для измерения преступности используются три единицы: уголовное дело (следственное или судебное производство>), преступление (по видам), субъект преступления (по лицам: подозреваемый, об­виняемый, подсудимый, осужденный, заключенный). Следует учи­тывать. что субъекты преступлений могут быть несопостави­мы на разных стадиях уголовного правосудия: не каждый подо­зреваемый становится обвиняемым, не каждый обвиняемый ста­новится подсудимым [6].

Важное требование статистического наблюдения в правовой ста­тистике сопоставимость единиц измерения.

Важно разграничивать преступность, измеренную в уголовных делах, преступ­лениях и лицах. Число зарегистрированных преступлений, как правило, превыша­ет число лиц, совершивших преступления, так как в процессе следственной и опе­ративной деятельности выявляется лишь часть лиц, совершивших преступления, а статистика зарегистрированных преступлений включает и те, по которым лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых, оказались неустановленными. В одном уголовном деле могут быть объединены несколько преступлений, одно преступление может быть совершено группой лиц, а одно и то же лицо может совершить несколько преступлений.

Программа статистического наблюдения разрабатывается исходя из содержа­ния объекта, цели и задач статистического наблюдения. Программа статистическо­го наблюдения составляется при организации любого статистико-правового иссле­дования.

Программа статистического наблюдения — это перечень четко сфор­мулированных вопросов, на которые должны быть получены до­стоверные ответы по каждой единице наблюдения. Содержание программы зависит от целей и специфики объекта исследования.

Например, при изучении личности преступника программа наблюдения долж­на содержать вопросы о социально-демографических данных преступников. Правильно составленная программа наблюдения и обеспечение достоверности дан­ных — залог успешно проведенного статистического исследования.

В программу наблюдения нежелательно включать лишние вопросы (ответы на которые не требуются для решения задач конкретного исследования), двусмыс­ленные вопросы или вопросы, которые могут вызвать недоверие у обследуемых субъектов (например, вопросы о социально-демографических данных при аноним­ном опросе о судимости могут насторожить респондента). Вопросы должны быть точными и отражать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление.

Основной инструмент наблюдения — это статистический форму­ляр (анкета, переписной лист и т.д.), в котором отражаются вопросы программы статистического наблюдения и ответы на них.

Выделяют два вида формуляров: индивидуальный (карточный) и списочный.

Индивидуальный формуляр предназначен для регистрации признаков одной единицы наблюдения. Примером индивидуального формуляра может служить ста­тистическая карточка первичного учета на выявленное преступление (по форме №1), заполняемая прокурором, следователем или дознавателем сразу после воз­буждения уголовного дела.

В списочном формуляре регистрируются данные нескольких единиц наблюде­ния, как, например, в списке судебных дел, назначенных к слушанию, где в каж­дой строке указывается отдельное дело. К списочным формулярам можно отнести журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления, в который органами внутренних дел заносятся данные статистических карточек первичного учета.

Статистический формуляр должен быть удобным для заполнения, чтения, шиф­ровки и, в настоящее время, для машинной обработки. К статистическим форму­лярам составляется подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи наблюдения и даются разъяснения по заполнению формуляра.

Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения.

Пример

Если речь идёт о переписи населения страны, в этом случае наблюдение охва­тывает территорию всей страны.

Выбор времени наблюдения в уголовно-правовой статистике опре­деляется единицей наблюдения.

Пример

Так, система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, основывает­ся на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, по моменту утверждения прокурором обвинитель­ного заключения.

Наши рекомендации