Статистические показатели, учитываемые при оценке деятельности следственного подразделения

Приказом МВД России от 26.12.2011 № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации» утверждена и введена в действие с 01.01.2012 инструкция по оценке деятельности и показатели ведомственной оценки деятельности управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам.

Показатели по содержательному значению делятся на положительные (количественный рост которых свидетельствует об увеличении эффективности деятельности) и отрицательные (количественный рост которых свидетельствует о снижении эффективности деятельности).

Например, к положительным показателям относятся: количество предварительно расследованных тяжких и особо тяжких преступлений общеуголовной направленности[4]; количество предварительно расследованных преступлений (из числа выявленных территориальным органом МВД России), совершенных в составе организованных групп и преступных сообществ, лица по которым установлены сотрудниками полиции, в расчете на 100 единиц штатной численности подразделений полиции; количество предварительно расследованных преступлений по ст.ст. 112, 115, 116, 117, 119, 150, 151, 156, ч.ч. 1, 2 ст. 213, 232, 241 УК РФ (из числа выявленных территориальным органом МВД России), в расчете на 100 единиц штатной численности подразделений полиции и следственных подразделений, и другие.

К отрицательным показателям – доля преступлений против собственности, уголовные дела по которым приостановлены по пп. 1-3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, от общего числа преступлений данной категории по которым принято решение; количество преступлений, совершенных в общественных местах, связанных с угрозой жизни, здоровью и имуществу граждан, хулиганством (ст.ст. 105, 107-109, 111-115, 131, 158, 159, 161-163, 166, 167, 213 УК РФ) в расчете на 100 тысяч населения, и другие[5].

Постановлением Федеральной службы государственной статистики "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания" утвержден единый отчет о следственной работе и дознанию формы 1-Е, где отражаются, в том числе, сведения об уголовных делах. В соответствии с отраженными в нем показателями оценивается деятельность органов предварительного расследования.

К основным положительным показателям относятся, в частности:

- количество оконченных уголовных дел;

- количество уголовных дел направленных в суд;

- число обвиняемых, дела о которых направлены в суд;

- число внесенных представлений об устранении причин способствующих совершению преступления (рассчитывается удельный вес к числу оконченных)

- поставлено на учет новых и дополнительных преступлений по оконченным производством уголовным делам и др.

Как отрицательный показатель учитывается в том числе:

- количество оконченных уголовных дел в срок свыше 2-х месяцев (для расследования в форме предварительного следствия);

- число уголовных дел, возвращенных прокурором для дополнительного расследования;

- число уголовных дел, возвращенных судом прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ;

- число лиц, о которых производство по реабилитирующим основаниям, в том числе содержащихся под стражей;

- оправдано лиц, в том числе содержащихся под стражей и др.

Одним из важных критериев оценки деятельности следственных подразделений является нагрузка. Нагрузка рассчитывается с учетом расследованных, оконченных уголовных дел, направленных в суд и находившихся в производстве.

Основные показатели оценки деятельности следственных подразделений применяются многие десятки лет. Безусловно, они отстают от экономического, социального развития общества, местами противоречат современному правовому регулированию.

К примеру, закончил следователь уголовное дело сроком свыше 2-х месяцев (что предусмотрено уголовно-процессуальным законом), в отчете будет выставлен отрицательный показатель. Не берется во внимание ни сложность, ни многоэпизодности дела, ни затягивание расследования многочисленными защитниками обвиняемых, ни какие-либо другие процессуальные препятствия.

Или другой пример, в случае прекращения уголовного дела по п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в отношении лица, не достигшего возраста уголовной ответственности, в силу УПК РФ такое лицо не обладает правом на реабилитацию, однако, в соответствии с п. 2.13 Положения такое решение считается реабилитирующим и в отчете формы 1-Е учитывается в качестве отрицательного показателя.

Следует привести еще один пример. Следователь в течение года расследовал сложное многоэпизодное уголовное дело, которое было прекращено по реабилитирующему основанию. Такое преступление снимается с учета. Оно будет учтено как оконченное, но в "копилке" расследованных учтено не будет. Это обстоятельство может отрицательно сказаться на присвоении следователю звания, повышения его по службе и т.д. Понятно, что следователь, обладая по закону процессуальной самостоятельностью, вынужден при принятии процессуальных решений учитывать ведомственные критерии оценки его деятельности, что зачастую влечет нарушение законности.

По цифрам в отчете анализируются показатели работы следственного подразделения и конкретного следователя. Кроме того, определяются средне городские, средне областные, средне российские показатели.

Руководители правоохранительных органов в ряде случаев не заинтересованы в отражении достоверных данных о состоянии преступности и работе своих ведомств. Формально-количественная – "палочная" – система оценки деятельности правоохранительных органов никуда не делась. Отражение недостоверных сведений в статистических карточках (а затем и в отчетах) обусловлено стремлением руководителей правоохранительных органов показать деятельность по борьбе с преступностью с положительной стороны[6].

По данным Генеральной прокуратуры РФ[7] прокурорами ежегодно выявляются миллионы нарушений законов, допущенных при рассмотрении сообщений о преступлениях, а также дополнительно ставится на учет свыше 100 тысяч ранее известных, но по разным причинам неучтенных посягательств. В некоторых регионах установлены случаи фальсификации статистических карточек, подписанных неустановленными лицами от имени работников прокуратуры.

Так, в Омской области возбуждено уголовное дело по факту подделки печатей окружной прокуратуры и подписей прокурорских работников на статистических карточках по уголовным делам.

Уже ни для кого не секрет, что деятельность правоохранительных органов несовершенна и должна меняться. Сегодня гонка за показателями зачастую является первопричиной и манипуляций со статистикой, и применения незаконных методов расследования. Как показывает надзорная практика, статистический учет нередко создает более благополучное впечатление о состоянии преступности в стране, чем фактическое. Очень важно выстроить объективную информационную политику в этом вопросе. Мы должны понимать, с какой преступностью имеем дело, каков ее срез, латентная составляющая. И начинать нужно с объективного учета на низовом уровне[8].

Заключение

Имеющаяся система единого учета преступлений, лиц, их совершивших и уголовных дел обеспечивает выполнение возложенной на нее задачи. Порядок регистрации преступлений таков, что позволяет достоверно учесть каждое преступное деяние. Данный учет не является закрытым, статистические данные носят общедоступный характер.

Наши рекомендации