Цели, задачи и функции закупочной логистики
ТЕМА 4. ЛОГИСТИКА ЗАКУПОК
План.
1. Цели, задачи и функции закупочной логистики
2. Организация закупочной деятельности
3. Этапы организации процесса закупок.
4. Определение потребности в материальных ресурсах
5. Выбор поставщика
Цели, задачи и функции закупочной логистики
Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления.
Закупочная логистика является одной из основных логистических подсистем и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.
Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.
Появление термина «закупочная логистика» не случайно. За рубежом сфера деятельности по обеспечению предприятия (фирмы-производителя или торговой компании) необходимыми видами материальных ресурсов и готовой продукции традиционно называется purchasing/procurement - закупки/управление закупками (снабжением). Эта же область производственной деятельности в отечественной практике до сих пор называется материально-техническим снабжением (обеспечением), на предприятиях оптовой торговли - товароснабжением. Однако в последние годы эту область стали определять как закупочную логистику.
Стандартное определение общих целей функции закупок таково, что организация должна получать необходимое по качеству и количеству сырье в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене. В соответствии с этим можно выделить:
1. Необходимость обеспечения непрерывного потока сырья, по-ставок комплектующих и предоставления услуг, необходимых дЛя работы предприятия. Дефицит сырья и комплектующих может привести к остановке производства и соответственно к большим наклад, ным расходам - росту эксплуатационных затрат в связи с постоянными расходами и неспособностью удовлетворять требования клиентов к срокам доставки продукции.
2. Сведение инвестиций, связанных с запасами, и расходов к минимуму. Одним из путей обеспечения непрерывного потока материальных ресурсов и готовой продукции является создание и хранение крупных запасов этих ресурсов и продукции. Запасы предполагают использование капитала, который нельзя еще куда-либо инвестировать. Ежегодно стоимость текущего запаса может составлять 20-50% общей стоимости активов.
3. Поддержание и повышение качества. Производство продукции или предоставление услуг должно отвечать принятым требованиям, что ведет к росту производственных расходов до значительного уровня.
4. Поиск компетентных и надежных поставщиков. Успех функции закупок зависит от способности находить поставщиков и развивать отношения с ними, анализировать их возможности, выбирать соответствующего поставщика, а затем работать с ним, постоянно совершенствуя совместную деятельность.
5. Приобретение по возможности многофункциональных товаров. Если в процессе закупки можно приобрести одно изделие, которое выполнит функцию, ранее выполняемую двумя-тремя изделиями, предприятие получит преимущество за счет: первоначальной низкой стоимости, образующейся из скидки на изделия; более низкой стоимости инвестиций в запас без ухудшения обслуживания; более низкой стоимости обучения персонала и расходов, связанных с содержанием оборудования в ходе его эксплуатации, а также повышение конкуренции среди поставщиков.
6. Соблюдение принципа «цена-качество» в процессе закупки. Деятельность по закупке предполагает использование большого объема оборотных средств, поэтому необходимы товары и услуги с наименьшей общей стоимостью с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса.
7. Повышение конкурентоспособности. Организация будет конкурентоспособной, если сможет контролировать все расходы, связанные с закупками, и временные параметры с тем, чтобы избежать неприбыльной деятельности, либо деятельности, требующей дополнительного времени и т.д. Для этого необходима оптимизация размеров затрат, изменения в программе дистрибыоции, внедрение достижений технического прогресса и т.п.
8. Достижение гармоничных отношений, эффективного сотрудничества с другими функциональными подразделениями предприятия. Закупочная деятельность не может быть эффективной без сотрудничества с другими отделами и сотрудниками организации: отделен технического контроля (ОТК), производственным отделом, бухгалтерией, отделами маркетинга, дизайна, инженерной разработки и т.д.
9. Снижение административных расходов. Если деятельность по закупкам нерациональна, административные расходы отдела закупок будут слишком высокими. Состав целей закупочной логистики зависит от специализации предприятия (промышленное, торговое, сервисное), степени развития и (или) сложности производства, отрасли экономики, в которой функционирует предприятие, конкурентоспособности.
Достижение этих целей в области управления закупками (закупочной логистики) требует выполнения различных стандартных функций.
- определение потребности в материальных ресурсах;
- исследование рынка закупок;
- выбор поставщиков;
- осуществление закупок;
- контроль поставок;
- подготовка бюджета закупок;
- координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками.