Понятие о статистических индексах, их значение и задачи в изучении коммерческой деятельности.

Важное значение в статист. исследованиях коммерческой деятельности имеет индексный метод. Полученные на основе этого метода показатели используются для характеристики анализируемых показателей во времени, по территории, изучение структуры и взаимосвязей, выявления роли факторов в изменении сложных явлений.Индексный метод имеет широкое применение в статистической торговле. В зависимости от хар-ра изучаемого явления здесь вычисляются индексы объемных и качественных показателей. Посредством индексов объемных показателей хар-ются изменения объема поступления и реализации товаров, уровня тов.запасов и т.д. Индексами качественных показателей характеризуются изменение цен, производительности труда, издержек обращения, прибыли и других показателей.

Статистический индекс-это относительная величина сравнения сложных совокупностей и отдельных единиц. При этом под сложной понимается такая статистическая совокупность, отдельные элементы которой непосредственно не подлежат суммированию.

Например, ассортимент продовольственных товаров состоит из товарных разновидностей, первичный учёт которых на производстве и в оптовой торговле ведется в натуральных единицах измерения: молоко - в литрах и т.д. Для определения общего объема производства и реализации продовольственных товаров суммировать данные учёта разнородных товарных масс в натуральных измерителях нельзя. Не подлежат непосредственному суммированию и данные о количестве производственных и реализованных различных видов непродовольственных товаров.

Основой индексного метода при определении изменений в производстве и обращении товаров явл-ся переход от натурально-веществ. формы выражения товарных масс к стоимостным денежным измерителям. Именно посредством денежного выражения стоимости отдельных товаров устраняется их несравнимость как потребительных стоимостей и достигается единство.

Этапы экономико-статистических исследований. Характеристика этапов исследования.

К этапам статистического исследования относятся:

· Статистическое наблюдение – массовый научно организованный сбор первичной информации об отдельных единицах изучаемого явления.

· Группировка и сводка материала – обобщение данных наблюдения для получения абсолютных величин (учетно-оценочных показателей) явления.

· Обработка статистических данных и анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучаемого явления и закономерностях его развития

Виды статистических наблюдений. Понятие о выборочном методе исследования, его значение и задачи.

По первому признаку (по полноте охвата единиц совокупности) различают сплошное и не сплошное наблюдение.
Сплошное наблюдение представляет собой полный учет всех единиц совокупности, составляющих изучаемое явление (при переписи населения – полный учет всех жителей данной страны).
Не сплошное наблюдение организовывается как учет только части единиц совокупности, но достаточно массовый, чтобы получить обобщающие характеристики по всему изучаемому явлению.

По второму признаку (по учету фактов во времени) различают текущее (постоянное), периодическое и единовременное наблюдение.
При текущем наблюдении регистрируются постоянно возникающие факты (например, затраты и результаты деятельности предприятий). Поэтому с исчерпывающей полнотой осуществляется учет развития того ил иного процесса или явления во времени. Надо иметь в виду то, что и при этом статистическая отчетность по таким показателям может представляться по усредненным периодам (месяцам, кварталам и т.д.)
Периодические наблюдения проводятся через определенные промежутки времени. Чаще всего эти наблюдения характеризуют состояние какого-либо явления в определенный момент времени. Например, стоимость основных фондов учитывается по состоянию на 1-е число каждого месяца.
Единовременные наблюдения проводятся в порядке разовых обследований и учетов на определенный момент времени. Момент, к которому приурочены такие обследования, называют критическими моментами времени. Например, перепись населения, производственного оборудования, объем товарных запасов.

Наши рекомендации