Аналитическая группировка характеризует взаимосвязь между двумя и более признаками, из которых один рассматривается как результат, другой (другие) – как фактор (факторы).
Пример.На основе информации, представленной в табл. 3.3 провести анализ функционирования 30 торговых организаций по району применяя метод группировки и используя аналитическую группировку.
В качестве факторного (группировочного) признака примем торговую площадь, а результативного признака – розничный товарооборот.
Результаты группировкиизложены в табл. 3.8
Таблица 3.8. Зависимость розничного товарооборота от величины торговой площади по торговым организациям района
Номер группы | Группы магазинов по величине торговой площади | Количество магазинов | Торговая площадь, м2 | РТО, млн. руб. | ||
всего | в среднем на один магазин | всего | в среднем на один магазин | |||
150 – 215 215 – 280 280 – 345 345 – 410 | 183,5 305,1 | 170,4 209,3 | ||||
Итого | – | – | ||||
В среднем на один магазин | – | – | 275,3 | – | 181,7 |
Данные, представленные в табл. 3.8, показывают, что с увеличением величины торговой площади от группы к группе увеличиваются средние размеры розничного товарооборота. Это говорит о наличии прямой связи между рассматриваемыми признаками, т.е. чем крупнее магазин, тем эффективнее управление розничным товарооборотом.
Мы рассмотрели примеры группировок по одному признаку. Однако в ряде случаев для решения поставленных задач такая группировка является недостаточной. В этих случаях переходят к группировке исследуемой совокупности по двум и более существенным признакам во взаимосвязи (сложной группировке).
Пример.Необходимо провести группировку данных торговых предприятий по двум признакам: величине торговой площади и розничному товарообороту.
Аналогично, расчетам, произведенным в примере использования структурной группировки, определим границы интервалов для группировки данных торговых организаций по величине розничного товарооборота.
Результаты расчетов представим в виде табл. 3.9
Таблица 3.9. Группировки торговых организаций района по величине торговой площади и розничному товарообороту
Номер группы | Группа предприятий по величине торговой площади | В том числе подгруппы по величине РТО | Количество магазинов | Торговая площадь, м | РТО, млн. руб. |
150 - 215 | 100 - 200 200 - 300 | - | - | - | |
Итого по группе | |||||
215 - 280 | 100 - 200 200 - 300 | ||||
Итого по группе | |||||
280 - 345 | 100 - 200 200 - 300 | ||||
Итого по группе | |||||
345 - 410 | 100 - 200 200 - 300 | ||||
Итого по группе | |||||
Всего |
Группировки, построенные за один и тот же период времени, но для разных регионов или, наоборот, для одного региона, но за два разных периода времени, могут оказаться несопоставимыми из-за различного числа выделенных групп или неодинаковости границ интервалов.
В таком случае необходима перегруппировка данных с помощью вторичной группировки. Вторичная группировка – операция по образованию новых групп на основе ранее осуществленной группировки.
Применяются два способа образования новых групп. Первым, наиболее простым и распространенным способом является изменение (чаще укрупнение) первоначальных интервалов. Второйспособ получил название долевой перегруппировки и состоит в образовании новых групп на основе закрепления за каждой группой определенной доли единиц совокупности
Пример. Необходимо произвести перегруппировку данных, образовав новые группы с интервалами до 500, 500 – 1000, 1000 – 2000, 2000 – 3000, свыше 3000 руб. по данным о распределении контрактов строительной фирмы по величине прибыли (табл. 3.10).
Таблица 3.10
Распределение контрактов строительной фирмы по величине прибыли
Номер группы | Группы контрактов по величине прибыли, тыс. р. | Число контрактов, ед. |
До 400 400 – 1000 1000 – 1800 1800 – 3000 3000 – 4000 4000 и более | ||
Итого |
В первую группу войдет полностью 1-я группа контрактов и часть 2-й группы. Чтобы образовать группу до 500 тыс. руб., необходимо от интервала 2-й группы взять 100 тыс. руб. Величина интервала этой группы составляет 600 тыс. руб. Следовательно, необходимо взять от нее 1/6 (100 / 600). Аналогичную же часть во вновь образуемую новую группу надо взять и от числа контрактов, т.е. 20*1/6 = 3 контракта. Тогда в первой группе будет контрактов 16+3 = 19 контрактов.
Вторую новую группу образуют контракты 2-й группы за вычетом отнесенных к 1-й, т.е. 20 – 3 = 17 контрактов. Во вновь образованную третью группу войдут все контракты 3-й группы и часть контрактов 4-й. Для определения этой части от интервала 1800 – 3000 (ширина интервала равна 1200 тыс. руб.) нужно добавить к предыдущему 200 тыс. руб. (чтобы верхняя граница интервала была равна 2000 руб.). Следовательно, необходимо взять часть интервала, равную 200 / 1200, т.е. 1/6. В этой группе 74 контракта, значит надо взять 74*(1/6) = 12 единиц. В третью новую группу войдет: 44 + 12 = 56 контрактов.
Во вновь образованную четвертую группу войдет: 74 – 12 = 62 контракта, оставшихся от прежней 4-й группы. Пятую, вновь образованную группу составят контракты 5-й и 6-й прежних групп: 37 + 9 = 46 контрактов.
Техника перегруппировки показана в табл. 3.11.
Таблица 3.11
Распределение контрактов строительной фирмы по величине прибыли
Номер группы | Группы контрактов по величине прибыли, тыс. р. | Число контрактов, ед. |
До 500 500 – 1000 1000 – 2000 2000 – 3000 3000 и более | ||
Итого |