Принцип максимального правдоподобия
Согласно принципу максимального правдоподобия, за оценку состояния природы принимают то состояние, которое представляется наиболее вероятным по результатам эксперимента. Например, для № 3.11 получаем, что при исходе эксперимента наиболее вероятным будет состояние природы
, так как
. Поэтому можно считать, что состоянием природы при
будет
, и принимать решение о выборе стратегии при этом предположении.
То есть в задаче о технологической линии принцип максимального правдоподобия рекомендует статистику применение следующих стратегий:
а) - при исходе эксперимента
;
б) - при исходе эксперимента
;
в) - при исходе эксперимента
.
Этот принцип часто применяют для выбора решений в, так называемой, двухальтернативной задаче, когда статистику обязательно надо принять решение о выборе одной из двух чистых стратегий или
.
Наглядно это можно продемонстрировать на примере, называемой задачей о радиолокационной станции (РЛС). В этой задаче имеет место два состояния природы: - цель есть,
- цели нет. Оператор по наблюдениям за экраном (по результатам эксперимента) может принять одно из двух решений:
- цель есть,
- цели нет. При этом он может допустить ошибки двух видов:
![]() | ![]() | |
![]() | Правильно | Ошибка 1 рода, «ложная тревога» |
![]() | Ошибка 2 рода, «пропуск цели» | Правильно |
И для принятия решений в такой задаче часто используют отношение правдоподобия
, (3.23)
и говорят, что имеет место проверка по отношению правдоподобия, если задано число такое, что решение принимается согласно следующему правилу:
а) , если
;
б) , если
;
в) или
, если
.
Значение выбирают в зависимости от тяжести последствий, к которым может привести неправильно принятое решение. Так в задаче о РЛС должно быть
, так как ошибка типа «ложная тревога» может иметь более тяжкие последствия. То есть решение
надо принимать только в случае, если есть достаточно большая уверенность в наличии цели, то есть при
.
Байесовские решения
Применение апостериорных вероятностей позволяет находить байесовские решения при каждом конкретном исходе эксперимента . И в отличие от решений, рассмотренных выше, вместо априорных вероятностей
применяются апостериорные вероятности
.
Найдем байесовские решения в задаче § 3.6. Для этого вычислим апостериорные вероятности при помощи расчетной таблицы:
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ||
![]() | 0,5 | 0,6 | 0,4 | 0,30 | 0,20 | 0,667 | 0,364 |
![]() | 0,5 | 0,3 | 0,7 | 0,15 | 0,35 | 0,333 | 0,636 |
![]() | 0,45 | 0,55 |
То есть получим следующие апостериорные вероятности:
,
,
,
.
Пусть результатом эксперимента будет . Построим матрицу потерь:
0,667 | 0,333 | |
![]() | ||
![]() |
и вычислим средние потери:
,
.
Таким образом, при исходе эксперимента байесовской стратегией будет
с потерями 5,661.
Если результатом эксперимента будет , то матрица потерь будет иметь вид:
0,364 | 0,636 | |
![]() | ||
![]() |
а средние потери будут равны:
,
.
То есть, при исходе эксперимента байесовской стратегией будет
с потерями 10,460.
Таким образом, решения этой задачи имеют следующий вид:
а) байесовское без эксперимента - ;
б) минимаксное без эксперимента - ;
в) байесовское с экспериментом - ;
г) минимаксное с экспериментом - ,
;
д) при применении апостериорных вероятностей с исходом эксперимента -
;
е) при применении апостериорных вероятностей с исходом эксперимента -
.
Отметим, что аналогично решается статистическая игра и в случае, если потери статистика оцениваются функцией полезности.