Коновалова Галина Геннадьевна

Коновалова Галина Геннадьевна

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Статистика»

учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 080109.65 – «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», 080104.65 – «Экономика труда», 080507.65 – «Менеджмент организации», направления 080100.62 – «Экономика»

Ярославль, 2012 г.

Содержание

Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к дисциплине «Статистика»:............................................ 3

Раздел №1. Программа учебного курса.............................................. 4

Цель курса............................................................................................ 4

Содержание курса.............................................................................. 7

Раздел №2. Организация изучения курса по дисциплине................. 20

Распределение часов учебного курса по дисциплине по заочной форме обучения в соответствии с действующими учебными планами....................... 20

Тематический план по дисциплине................................................... 20

Планы практических занятий.......................................................... 22

Вопросы к экзамену........................................................................... 79

Раздел №3. Методические указания по изучению дисциплины........ 84

Раздел №4. Самостоятельная работа над концептуально обобщающими вопросами по дисциплине........................................................................................... 85

Вопросы для самопроверки полученных знаний............................... 85

Тесты для внутрисеместровых аттестаций студентов............... 86

Раздел №5 Литература........................................................................ 95

Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к дисциплине «Статистика»:

Теория статистики: предмет, метод, задачи и организация, статистическое измерение, методы сплошного и выборочного наблюдения социально-экономических явлений и процессов, статистические группировки, методы обработки и анализа статистической информа­ции, метод средних величин, вариационный анализ, корреляцион­ный, индексный методы анализа, анализ рядов динамики, многомер­ный статистический анализ, статистические методы моделирования и прогнозирования социально-экономических явлений и процессов; социально-экономическая статистика: статистика населения, систе­мы статистических показателей отраслей и секторов экономики, ста­тистика рынка труда, статистика национального богатства, анализ эффективности функционирования предприятий и организаций, эко­номической конъюнктуры, статистические методы исследования уровня жизни населения; система национальных счетов: статистиче­ская методология построения национальных счетов, балансов и сис­темы показателей, характеризующих экономические процессы на макроуровне; статистика финансов: методология финансово-экономических расчетов и их использование в статистическом ана­лизе, статистика государственных финансов, системы статистиче­ских показателей финансовой деятельности предприятий и органи­заций, статистические показатели денежного обращения, инфляции и цен, банковской и биржевой деятельности, страхования, налогов и налогообложения.

Раздел №1. Программа учебного курса.

Настоящая программа дисциплины «Статистика» предназначена для студентов Академии труда и социальных отношений.

Изучение статистики необходимо для реализации требований, установленных в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, к уровню статистической подготовки специалистов всех экономических специальностей.

Цель курса

– изучение студентами основ методологии и методики расчета важнейших статистических показателей, а также овладение теоретическими и практическими навыками количественной оценки социально-экономических явлений и процессов; изучение студентами принципов построения и расчета важнейших статистических показателей на уровне народного хозяйства в целом и его отдельных отраслей, а также овладение теоретическими и практическими навыками количественной оценки социально-экономических явлений и процессов на макро- и микроуровне.

Изучение курса имеет целью дать студентам представление о содержании статистики как науки, познакомить с ее основными понятиями, методологией и методами статистического наблюдения, сводки, группировки, средних величин, индексным, а также основами регрессионного, корреляционного и многомерного анализа.

Изучение курса посвящено важнейшим понятиям и показателям анализа социально-экономических процессов, применению статистики в конкретных исследованиях (оценка уровня экономического развития, основных условий и факторов социальных и экономических процессов, факторов и результатов деятельности в сфере производства и уровня жизни).

В ходе изучения дисциплины ставятся следующие задачи:

· овладение комплексом современных методов сбора и обработки статистической информации для изучения тенденций и закономерностей экономических явлений и процессов;

· приобретение навыков исчисления абсолютных, относительных, средних и других обобщающих показателей для отражения конкретных социально-экономических явлений;

· выработка умения анализировать результаты статистических исследований и получения аргументированных выводов;

· формирование общих представлений о принципах функционирования статистических органов и их структуре, об использовании статистических методов в практической деятельности, о проведении специально организованных статистических обследований.

· освоение статистических методов анализа ситуаций в экономической и социальной сфере;

· изучение применяемых принципов и сложившихся систем показателей для количественного выражения закономерностей на уровне народного хозяйства и его отраслей;

· выработка навыков анализа социально-экономических явлений на основе исчисления абсолютных, относительных, средних и других обобщающих показателей;

· формирования навыков моделирования и прогнозирования социальных и экономических процессов для анализа различных ситуаций;

· выработка умения анализировать результаты статистических исследований и получения аргументированных выводов.

Изучение курса состоит из двух частей.

Первая часть - «Теория статистики» - имеет целью дать студентам представление о содержании статистики как науки, познакомить с ее основными понятиями, методологией и методами статистического наблюдения, сводки, группировки, средних величин, индексным, а также основами регрессионного, корреляционного и многомерного анализа.

Вторая часть – «Социально-экономическая статистика» – посвящена важнейшим понятиям и показателям анализа социально-экономических процессов, применению статистики в конкретных исследованиях (оценка уровня экономического развития, основных условий и факторов социальных и экономических процессов, факторов и результатов деятельности в сфере производства и уровня жизни).

Изучение курса предполагает, что студенты уже ознакомлены с основными понятиями и категориями экономической науки в процессе изучения основ экономической теории, владеют основными методами математики, математической статистики и теории вероятности.

Полученные при изучении статистики знания в последующем используются в курсах экономического, управленческого и финансового анализа, менеджмента, эконометрики, а также для решения разнообразных задач, связанных с прогнозированием экономических и социальных процессов.

Содержание курса

Часть 1. ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ.

Тема 1. Предмет и метод статистики.

Предмет, метод и основные категории статистики. Статистическая совокупность, единица совокупности, признак, статистический показатель, система статистических показателей. Органы государственной статистики Российской Федерации.

Тема 2. Статистическое наблюдение.

Основные этапы статистического исследования. Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения. Формы, виды и способы наблюдения. Отчетность и специальное статистическое исследование. Понятие выборочного наблюдения.

Тема 7. Индексы.

Понятие и виды индексов. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатная и средняя формы общих индексов. Индексный анализ итогового показателя. Индексы при анализе структурных изменений. Индексы средних величин. Территориальные индексы.

Планы практических занятий

Часть 1. Теория статистики.

Статистика населения

8. Численность населения области на начало 1997 г. составила 1441,9 тыс.человек, а на начало 1998 г. – 1434, 9 тыс.человек. В 1997 г. в области родились 10,2 тыс.человек, умерли 23,6 тыс.человек. Определите коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста населения.

9. Численность населения города составила (человек):

На 1 января – 45500; на 1 февраля – 45550;

На 1 марта – 45600; на 1 апреля – 45670;

На 1 июля - 45690; на 1 октября – 45730;

На 1 января следующего года – 45780.

Определите среднюю численность населения города в первом квартале, в первом полугодии и за год в целом.

10.Численность населения региона характеризуется следующими данными:

Год
Численность на начало года, тыс.человек                            

Проанализируйте динамику численности населения региона с помощью абсолютных приростов (цепных и базисных), темпов роста и прироста (цепных и базисных), среднегодового абсолютного прироста, среднегодовых темпов роста и прироста. Составьте прогноз численности населения региона на 5 лет, используя все известные Вам методы.

11.Численность населения города на начало года составила 215 тыс.человек, в том числе 25% женщин в возрасте 15-49 лет. В течение года в городе родились 2 тыс.человек, умерли 1,5тыс.человек, в том числе дети в возрасте до 1 года – 45 человек. Сальдо миграции за год составило 4 тыс.человек. Доля женщин в возрасте 15-49 лет в численности населения города на конец года – 28%. В Предыдущем году число родившихся в городе составило 2,2 тыс.человек. Определите коэффициенты естественного и механического движения населения.

12.В одном из районов численность постоянного населения на начало года составила 28 тыс.чел., на конец года – 30 тыс.чел. В течение года в районе родились 12 чел на каждую тысячу населения и умерли 8 чел. на каждую тысячу населения. Определите абсолютные и относительные показатели прироста населения за счет миграции.

Статистика рынка труда

17.Имеются следующие данные по области на начало года, тыс.человек:

 
Общая численность населения Экономически активное население – всего мужчины женщины Занятые – всего мужчины женщины Безработные – всего мужчины женщины 1451,4   732,5 367,9 364,6 651,8 321,3 330,5 80,7 46,6 34,1 1442,9   719,3 360,3 359,0 658,6 325,3 333,3 60,7 35,0 25,7 1434,9   699,6 353,1 346,5 640,7 315,2 325,5 58,9 37,9 21,0   1426,4   715,3 367,1 348,2 634,6 314,8 319,6 80,7 52,3 28,4

Определите за каждый год: а) коэффициенты экономической активности населения; б) коэффициенты занятости и безработицы отдельно для мужчин и женщин. Сделайте выводы.

18.По одному из цехов промышленного предприятия имеются следующие данные за июнь месяц:

Числомесяца Численность рабочих Числомесяца Численность рабочих
По списку Явившихся на работу Приступивших к работе По списку Явившихся на работу Приступивших к работе
выходной выходной выходной выходной                   выходной выходной выходной выходной                

Определите среднее списочное, среднее явочное и среднее число фактически работавших рабочих за июнь.

19.Имеются следующие данные о численности рабочих предприятия за сентябрь:

Число месяца 4-6 7-12 13-18 19-20 21-24 25-27 28-30
Число рабочих по списку                    

Определите среднее списочное число рабочих за сентябрь.

Статистика оплаты труда

49.Имеются следующие данные по предприятию:

Показатель Базисный период Отчетный период
Среднее списочное число рабочих, человек 1 280 1 260
Фонд заработной платы работающих, тыс.руб. 2 112 2 092
 

Контрольная работа.

При выполнении контрольной работы следует руководствоваться следующими требованиями:

1. Условие задачи приводится полностью, а ее решение отделается некоторым интервалом.

2. Необходимо соблюдать последовательность в вычислениях, приводить формулы с условными обозначениями, давать краткие письменные пояснения хода решения и экономического смысла получаемых результатов. Если имеется несколько методов решения, надо применить наиболее простой, указав при этом и другие возможные способы решения.

3. В процессе решения нужно проверять производимые расчеты, пользуясь взаимосвязью между исчисляемыми показателями.

4. По возможности решение задач следует оформлять в виде таблиц, соблюдая при этом принятые в статистике правила.

5. Расчеты относительных показателей производить с принятой в статистике точностью до 0,001, а проценты – до 0,1.

6. В конце работы следует привести список использованной литературы, с указанием использованных разделов (глав, параграфов, страниц).

7. Студенты, представившие неудовлетворительные работы, выполняют работу или заново, или в соответствии с замечаниями рецензента.

Выбор варианта контрольной работы:

Вариант № Начальная буква фамилии студента Номера задач
А,б,в,г, д,е,ж,з,и к,л м,о,п р,с,т,у ф,х,ц,ч,ш,щ,э,ю,я   1,7,13,19,25 2,8,14,20,26 3,9,15,21,27 4,10,16,22,28 5,11,17,23,29 6,12,18,24,30  

Задача 1.

Имеются данные 25 малых предприятий одной из отраслей экономики:

№ п/п Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб. Продукция в сопоставимых ценах, тыс.руб.

С целью изучения зависимости между среднегодовой стоимостью основных производственных фондов и выпуском продукции произведите группировку по среднегодовой стоимости основных производственных фондов, образовав четыре группы малых предприятий с равными интервалами.

По каждой группе и по совокупности заводов в целом подсчитайте:

1) число предприятий,

2) среднегодовую стоимость основных производственных фондов – всего и в среднем на одно предприятие,

3) стоимость продукции – всего и в среднем на одно предприятие,

4) размер продукции на один рубль основных производственных фондов (фондоотдачу).

Результаты расчетов представьте в виде групповой таблицы. Сделайте выводы.

Задача 2.

Имеются данные по 25 заводам одной из отраслей промышленности:

№ п/п Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.рублей Прибыль, тыс.рублей
42,0 104,5 58,0 53,7 80,5 94,3 41,2 34,7 70,8 29,2 33,1 54,0 50,3 70,5 79,0 64,3 46,1 41,5 38,3 85,1 18,9 46,4 52,0 90,3 86,7

С целью изучения зависимости между среднегодовой стоимостью основных производственных фондов и размером прибыли произведите группировку по среднегодовой стоимости основных производственных фондов, образовав четыре группы предприятий с равными интервалами.

По каждой группе и по совокупности заводов в целом подсчитайте:

1) число заводов,

2) среднегодовую стоимость основных производственных фондов – всего и в среднем на один завод,

3) прибыль – всего и в среднем на один завод,

4) размер прибыли на один рубль основных производственных фондов.

Результаты расчетов представьте в виде групповой таблицы. Сделайте выводы.

Задача 3.

Имеются данные о работе негосударственных предприятий отрасли:

№ п/п Произведено продукции, тыс. штук Сумма затрат на производство, тыс.рублей
3,6 4,6 5,5 4,8 2,7 2,0 7,5 6,3 4,1 4,8 7,6 6,5 11,5 10,6 9,0 6,9 5,0 11,2 8,1 7,8 4,2 6,3 12,1 9,8 8,5

Для изучения зависимости между количеством произведенной продукции и затратами на ее производство произведите группировку предприятий по объему произведенной продукции, образовав четыре группы с равными интервалами.

По каждой группе и по совокупности в целом подсчитайте:

1) число предприятий,

2) количество произведенной продукции - всего и в среднем на одно предприятие,

3) сумму затрат на производство – всего и на единицу продукции.

Результаты представьте в виде групповой таблицы и сделайте выводы.

Задача 4.

Имеются следующие данные по 25 предприятиям одной из отраслей промышленности:

№ п/п Возраст оборудования, лет Затраты на капитальный ремонт, млн.рублей
5,6 6,0 10,6 3,6 7,0 8,4 8,0 5,8 6,4 8,5 3,9 5,2 7,5 4,6 3,5 10,2 6,2 4,3 3,5 6,0 6,2 3,0 8,9 9,0 4,0 6,7 23,0 24,2 12,0 20,0 14,8 27,0 6,9 10,0 15,0 9,3 13,0 16,7 8,0 9,5 24,5 14,1 10,9 9,0 11,0 10,2 8,0 12,6 14,0 15,0  

Для изучения зависимости между возрастом оборудования и затратами на капитальный ремонт произведите группировку предприятий по возрасту оборудования, образовав четыре группы с равными интервалами.

Пор каждой группе и по совокупности заводов в целом подсчитайте:

1) число заводов,

2) возраст оборудования – всего и в среднем на одно предприятие,

3) сумма затрат на капитальный ремонт – всего м в среднем на одно предприятие.

Результаты расчетов представьте в виде таблицы. Сделайте выводы.

Задача 5.

Имеются следующие данные о реализации товаров и издержках обращения по предприятиям торговли, млн. рублей:

№ п/п Розничный товарооборот Сумма издержек обращения
30,0 34,0 46,0 30,9 15,9 25,2 42,0 26,0 16,4 34,8 37,0 28,6 18,7 39,0 36,0 36,0 25,0 38,5 44,0 37,0 27,0 35,0 40,0 25,0 24,0

Для выявления зависимости между объемом розничного товарооборота и издержками обращения сгруппируйте предприятия по объему розничного товарооборота, образовав четыре группы с равными интервалами.

По каждой группе и совокупности в целом подсчитайте:

1) число предприятий,

2) объем товарооборота – всего и в среднем на одно предприятие,

3) сумму издержек обращения – всего и в среднем на одно предприятие,

4) относительный уровень издержек обращения (процентное отношение суммы издержек обращения к объему розничного товарооборота).

Результаты расчетов представьте в виде групповой таблицы. Сделайте выводы.

Задача 6.

Имеются следующие данные по 25 заводам одной из отраслей промышленности, млн. рублей:

№ п/п Среднегодовая стоимость основных производственных фондов Продукция в сопоставимых ценах
6,9 8,9 3,0 5,7 3,7 5,6 4,5 7,1 2,5 10,1 6,5 7,5 7,1 8,3 5,6 4,5 6,1 3,0 6,9 6,5 4,1 4,1 4,2 4,1 5,6 10,0 12,0 3,5 4,5 3,4 8,8 3,5 9,6 2,6 13,9 6,8 9,9 9,6 10,8 8,9 7,0 8,0 2,5 9,2 6,9 4,3 4,4 6,0 7,5 8,9

С целью изучения зависимости между среднегодовой стоимостью основных производственных фондов и выпуском продукции произведите группировку заводов по среднегодовой стоимости основных производственных фондов, образовав четыре группы заводов с равными интервалами. По каждой группе и совокупности заводов подсчитайте:

1) число заводов,

2) среднегодовую стоимость основных производственных фондов – всего и в среднем на один завод,

3) стоимость продукции – всего и среднем на один завод,

4) размер продукции на один рубль стоимости основных производственных фондов (фондоотдачу).

Результаты расчетов представьте в виде групповой таблицы. Сделайте выводы.

Задача 7.

В целях изучения норм расходования сырья при изготовлении продукции на заводе применена 10%-ная механическая выборка, в результате которой получено следующее распределение изделий по массе:

Масса изделия Число изделий, штук
ДО 20 20-22 22-24 24-26 свыше 26
Итого

На основе этих данных вычислите:

1) среднюю массу изделия,

2) среднее квадратическое отклонение,

3) коэффициент вариации,

4) с вероятностью 0,997 предельную ошибку выборочной средней и возможные границы, в которых ожидается средняя масса изделий всей партии изготовленных изделий;

5) с вероятностью 0,997 предельную ошибку выборочной доли и границы удельного веса изделий с массой веса от 20 до 23 г.

Задача 8

С целью изучения уровня оплаты труда рабочих предприятия применена 5%-ная механическая выборка, в результате которой получено следующее распределение рабочих по заработной плате (выборка бесповторная):

Средняя заработная плата Среднесписочная численность рабочих, чел.
1800-2000 2000-2200 2200-2400 2400-2600 2600-2800 2800-3000 3000-3200
Итого

На основе этих данных вычислите:

1) среднюю заработную плату одного рабочего,

2) среднее квадратическое отклонение,

3) коэффициент вариации,

4) с вероятностью 0,997 предельную ошибку выборочной средней и возможные границы, в которых ожидается средняя заработная плата на предприятии;

5) с вероятностью 0,997 предельную ошибку выборочной доли и границы удельного веса числа рабочих предприятия со средней заработной платой 2200-2800 рублей.

Задача 9

В целях изучения урожайности подсолнечника в фермерских хозяйствах области заводе применено 5%-ное выборочное обследование, в результате которого получены следующие данные (выборка бесповтороная):

Урожайность, ц с га Посевная площадь, га
До 13 13-15 15-17 17-19 Свыше 19
Итого

На основе этих данных вычислите:

1) среднюю урожайность подсолнечника,

2) среднее квадратическое отклонение,

3) коэффициент вариации,

4) с вероятностью 0,997 предельную ошибку выборочной средней и возможные границы, в которых ожидается средняя урожайность подсолнечника в фермерских хозяйствах области;

5) с вероятностью 0,997 предельную ошибку выборочной доли и границы удельного веса посевных площадей фермерских хозяйств с урожайностью от 15 до 19 ц с га.

Задача 10

В целях изучения размера балансовой прибыли банков города проведена 10%-ная механическая выборка, в результате которой получено следующее распределение банков по размеру прибыли:

Балансовая прибыль, млн.руб. Число банков
10-20 20-30 30-40 40-50 Свыше 50
Итого

На основе этих данных вычислите:

1) среднюю прибыль на один банк,

2) среднее квадратическое отклонение,

3) коэффициент вариации,

4) с вероятностью 0,954 предельную ошибку выборочной средней и возможные границы, в которых ожидается средняя прибыль в банках в данном районе;

5) с вероятностью 0,954 предельную ошибку выборочной доли и границы удельного веса числа банков со средней суммой прибыли 30-40 млн. рублей.

Задача 11.

В целях затрат времени при изготовлении на изготовление одной детали рабочими завода применена 5%-ная случайная бесповторная выборка, в результате которой получено следующее распределение деталей по затратам времени:

Затраты времени на одну деталь, мин. Количество деталей, шт.
До 30 30-32 32-34 34-36 36 и более
Итого

На основе этих данных вычислите:

1) средние затраты времени на изготовление одной детали,

2) среднее квадратическое отклонение,

3) коэффициент вариации,

4) с вероятностью 0,997 предельную ошибку выборочной средней и возможные границы, в которых ожидаются средние затраты времени на изготовление одной детали на заводе;

5) с вероятностью 0,997 предельную ошибку выборочной доли и границы удельного веса числа деталей с затратами временим на их изготовление от 30 до 34 мин..

Задача 12.

В целях изучения норм расходования дефицитного сырья при изготовлении продукции «Х» на заводе применена 2%-ная механическая выборка, в результате которой получено следующее распределение:

Расход сырья, г Количество изделий, штук
До 40 40-46 46-52 52-58 Свыше 58
Итого

На основе этих данных вычислите:

1) средний расход сырья на одно изделие,

2) среднее квадратическое отклонение,

3) коэффициент вариации,

4) с вероятностью 0,954 предельную ошибку выборочной средней и возможные границы, в которых ожидается средний расход сырья во всей партии изготовленных изделий;

6) с вероятностью 0,954 предельную ошибку выборочной доли и границы удельного веса изделий с расходом сырья от 46 до 52г.

Задача 13.

Перевозки грузов одним из видов транспорта характеризуются следующими данными:

Год Объем перевозок, млн.тонн
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й

Для анализа динамики объема перевозок грузов за весь период вычислите:

1) абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста по годам и к первому году; абсолютное содержание одного процента прироста; полученные показатели представьте в таблице; постройте график изменения анализируемого показателя;

2) среднегодовой объем перевозок грузов;

3) среднегодовой темп роста и прироста объема перевозок;

4) ожидаемые объемы перевозок грузов на три года вперед при условии сохранения среднегодового темпа роста и прироста.

Сделайте выводы.

Задача 14.

Производство пылесосов характеризуются следующими данными:

Год Выпуск, млн.шт.
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 4,5 4,7 4,3 3,7 1,6 0,9 1,0

Для анализа динамики объема производства пылесосов за весь период вычислите:

1) абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста по годам и к первому году; абсолютное содержание одного процента прироста; полученные показатели представьте в таблице; постройте график изменения анализируемого показателя;

2) среднегодовой объем производства пылесосов;

3) среднегодовой темп роста и прироста объема производства пылесосов;

4) ожидаемые объемы производства пылесосов на три года вперед при условии сохранения среднегодового темпа роста и прироста.

Сделайте выводы.

Задача 15.

Добыча нефти характеризуются следующими данными:

Год Добыча нефти, млн.тонн
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й

Для анализа динамики добычи нефти за весь период вычислите:

1) абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста по годам и к первому году; абсолютное содержание одного процента прироста; полученные показатели представьте в таблице; постройте график изменения анализируемого показателя;

2) среднегодовой объем добычи нефти;

3) среднегодовой темп роста и прироста добычи нефти;

4) ожидаемые объемы перевозок грузов на три года вперед при условии сохранения среднегодового темпа роста и прироста.

Сделайте выводы.

Задача 16

Конкурс на вступительных экзаменах в высших учебных заведениях (на 100 мест подано заявлений о приеме) характеризуются следующими данными:

Год Числи заявлений на 100 мест
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й

Для анализа динамики показателей конкурса на вступительных экзаменах в вузы за весь период вычислите:

1) абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста по годам и к первому году; абсолютное содержание одного процента прироста; полученные показатели представьте в таблице; постройте график изменения анализируемого показателя;

2) среднегодовое количество заявлений на 100 мест;

3) среднегодовой темп роста и прироста количества заявлений на 100 мест;

4) ожидаемый конкурс на вступительных экзаменах в высших учебных заведениях на три года вперед при условии сохранения среднегодового темпа роста и прироста.

Сделайте выводы.

Задача 17.

Валовой сбор зерна характеризуются следующими данными:

Год Валовой сбор зерна, млн.тонн
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 116,7 89,1 106,9 99,1 81,3 63,4 65,0

Для анализа динамики валового сбора зерна за весь период вычислите:

1) абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста по годам и к первому году; абсолютное содержание одного процента прироста; полученные показатели представьте в таблице; постройте график изменения анализируемого показателя;

2) среднегодовой валовой сбор зерна;

3) среднегодовой темп роста и прироста валового сбора;

4) ожидаемый валовой сбор зенна на три года вперед при условии сохранения среднегодового темпа роста и прироста.

Сделайте выводы.

Задача 18.

Уровень рентабельности отрасли характеризуются следующими данными:

Год Уровень рентабельности, %
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 18,3 23,1 38,3 32,0 19,5 24,1

Для анализа динамики рентабельности за весь период вычислите:

1) абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста по годам и к первому году; абсолютное содержание одного процента прироста; полученные показатели представьте в таблице; постройте график изменения анализируемого показателя;

2) среднегодовой уровень рентабельности;

3) среднегодовой темп роста и прироста уровня рентабельности;

4) ожидаемые объемы перевозок грузов на три года вперед при условии сохранения среднегодового темпа роста и прироста.

Сделайте выводы.

Задача 19.

Динамика себестоимости и объема производства продукции заводов характеризуется следующими данными:

Вид продукции Выработано продукции, тыс. ед. Себестоимость продукции, руб.
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
Завод № 1 Изделие 1 Изделие 2   Завод № 2 Изделие 1   8,5 6,4     10,0   6,5 6,4     12,0            

На основании имеющихся данный вычислите:

1. Для завода № 1 (по двум видам продукции вместе):

А) общий индекс затрат на производство продукции;

Б) общий индекс себестоимости продукции;

В) общий индекс физического объема производства продукции.

Покажите взаимосвязь между исчисленными индексами.

2. Определите в отчетном периоде изменение суммы затрат на производство продукции и разложите по факторам (за счет изменения себестоимости и объема выработанной продукции).

3. Для двух заводов вместе определите (по изделию 1):

А) индекс себестоимости переменного состава;

Б) индекс себестоимости постоянного состава;

В) индекс влияния изменения структуры производства продукции на динамику средней себестоимости.

Объясните различие между величинами индексов постоянного и переменного состава.

Задача 20.

Динамика себестоимости и объема производства продукции заводов характеризуется следующими данными:

Вид продукции Выработано продукции, единиц Себестоимость продукции, руб.
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
Завод № 1 Б В   Завод № 2 В                        

На основании имеющихся данный вычислите:

1. Для завода № 1 (по двум видам продукции вместе):

А) общий индекс затрат на производство продукции;

Б) общий индекс себестоимости продукции;

В) общий индекс физического объема производства продукции.

Покажите взаимосвязь между исчисленными индексами.

2. Определите в отчетном периоде изменение суммы затрат на производство продукции и разложите по факторам (за счет изменения себестоимости и объема выработанной продукции).

3. Для двух заводов вместе определите (по изделию В):

А) индекс себестоимости переменного состава;

Б) индекс себестоимости постоянного состава;

В) индекс влияния изменения структуры производства продукции на динамику средней себестоимости.

Объясните различие между величинами индексов постоянного и переменного состава.

Задача 21.

Динамика себестоимости и объема производства продукции заводов характеризуется следующими данными:

Вид продукции Выработано продукции, тыс. ед. Себестоимость продукции, тыс. руб.
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
Завод № 1 А Б   Завод № 2 А                        

На основании имеющихся данный вычислите:

1. Для завода № 1 (по двум видам продукции вместе):

А) общий индекс затрат на производство продукции;

Б) общий индекс себестоимости продукции;

В) общий индекс физического объема производства продукции.

Покажите взаимосвязь между исчисленными индексами.

2. Определите в отчетном периоде изменение суммы затрат на производство продукции и разложите по факторам (за счет изменения себестоимости и объема выработанной продукции).

3. Для двух заводов вместе определите (по изделию А):

А) индекс себестоимости переменного состава;

Б) индекс себестоимости постоянного состава;

В) индекс влияния изменения структуры производства продукции на динамику средней себестоимости.

Объясните различие между величинами индексов постоянного и переменного состава.

Задача 22.

Динамика средних цен и объема продажи на рынках города характеризуется следующими данными:

Наименова-ние товара Продано, кг Средняя цена за 1 кг, руб.
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
Рынок № 1 Огурцы Помидоры   Рынок № 2 Огурцы   &n

Наши рекомендации