Модуль 2. Социально-экономическая статистика
Тема 10. Статистики населения и трудовых ресурсов.
Показатели численности населения, методы их расчета. Изучение естественного движения населения. Изучение миграции населения. Расчет перспективной численности населения;
Тема 11. Статистика национального богатства.
Показатели объема, структуры и динамики национального богатства. Нефинансовые и финансовые активы. Система показателей статистики национального богатства.
Модуль 3 Система национальных счетов
Тема 12 Система национальных счетов (СНС).
Методологические положения СНС. Сущность СНС. Национальные счета. Балансирующая статья счета. Выпуск товаров и услуг. Промежуточное потребление. Налоги на производство и импорт. Другие налоги на производство и импорт. Чистые налоги на продукты и импорт. Валовая добавленная стоимость. Методы расчета валовоговнутреннего продукта (ВВП).
Экономический анализ на основе данных СНС. Темпы экономического роста и колебания экономической конъюнктуры. Изучение отраслевой структуры экономики. Индексы-дефляторы. Производительность труда в экономике.
Тема 13. Статистика цен.
Сущность цены и ее виды, Статистическое изучение цен. Индексы потребительских цен и покупательной способности рубля. Статистика инфляции.
Тема 14 Статистика денежного обращения.
Сущность и система показателей денежного обращения. Показатели обращения денежной массы. Показатели купюрного строения денежной массы. Показатели статистики денежных вкладов, их динамика.
Модуль 4 Статистика предприятия
Раздел 15. Статистика производительности труда
Производительность труда как важнейшая характеристика эффективности труда: ее прямые и обратные показатели. Показатели уровня производительности труда (выработка часовая, дневная, за период), их взаимосвязь. Методы измерения производительности труда (натуральный, стоимостной, трудовой), их особенности, применения.
Определение измерения объема продукции за счет изменения производительности труда.
Анализ динамики производительности труда: индексы переменного и постоянного состава, структурных сдвигов.
Раздел 16. Статистика заработной платы
Задачи статистического изучения оплаты труда. Фонд потребления. Фонд оплаты труда как основная часть фонда потребления. Анализ изменения фонда потребления и фонда оплаты труда, вследствие изменения их составных частей.
Показатели среднего уровня заработной платы: часовой, дневной, за период. Индексы переменного состава, постоянного состава, структурных сдвигов, их использование в анализе динамики средней заработной платы.
Раздел 17. Статистика основных фондов
Основные фонды производственных предприятий: состав, изучение структуры, натуральный и стоимостной учет, среднегодовая стоимость. Характеристики состояния и движения основных фондов.
Показатели вооруженности труда основными фондами. Фондоотдача, ее статистический анализ.
Раздел 18. Статистика издержек производства и обращения
Задачи и значение изучения издержек производства. Показатели стоимости и себестоимости продукции. Изучение состава себестоимости по экономическим элементам. Показатель затрат на 1 рубль продукции и его использование в анализе. Изучение динамики себестоимости. Анализ влияния цен на изменение себестоимости. Индексный метод анализа динамики денежных затрат на производство продукции и их факторов.
Раздел 19. Статистика финансовых результатов
Задачи и значение изучения финансовых результатов деятельности предприятий. Прибыль, статистический анализ ее состава. Показатели рентабельности продукции и рентабельности предприятия, их статистический анализ.
ВОПРОСЫ ДЛЯ СДАЧИ ЗАЧЕТА
1. Понятие и предмет статистики.
2. Метод и задачи статистики.
3. Органы государственной статистики.
4. Понятие и этапы статистического наблюдения.
5. Формы, виды и способы статистического наблюдения.
6. Программно-методологическое и организационное обеспечение статистического наблюдения.
7. Ошибки статистического наблюдения.
8. Понятие и виды статистической группировки
9. Понятие и виды рядов распределения
10. Мода и медиана, понятие и способы расчета
11. Графическое изображение рядов распределения
12. Статистические таблицы
13. Абсолютные величины в статистике
14. Относительные величины в статистике
15. Средние величины в статистике, свойства средней
16. Виды средних величин
17. Средняя арифметическая, квадратическая
18. Средняя гармоническая, геометрическая, средняя хронологическая
19. Показатели вариации
20. Понятие о выборочном наблюдении. Виды и способы отбора
21. Ошибки выборочного наблюдения
22. Определение необходимой численности выборки
23. Понятие рядов динамики, условия сопоставимости построения динамических рядов
24. Показатели анализа ряда динамики
25. Средние характеристики ряда динамики
26. Аналитическое выравнивание динамических рядов
27. Виды взаимосвязей между явлениями
28. Определение формы связи между явлениями
29. Определение тесноты связи между явлениями
30. Понятие индексов, их основные виды
31. Индивидуальные и общие индексы
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Статистика численности и состава населения
2. Показатели воспроизводства и миграции населения
3. Статистика экономически активного и неактивного населения
4. Показатели состава, численности трудовых ресурсов и движения рабочей силы
5. Статистика оплаты труда
6. Понятие и состав национального богатства
7. Основные фонды, их оценка и классификация
8. Показатели состояния, движения и использования основных фондов
9. Статистика оборотных средств
10. Статистика уровня жизни населения
11. Статистика доходов населения
12. Методы дифференциации доходов населения
13. Основные положения и категории системы национальных счетов
14. Основные классификации в системе национальных счетов
15. Важнейшие агрегаты системы национальных счетов
16. Счет производства
17. Счет образования доходов
18. Счет первичного распределения доходов
19. Счета перераспределения и использования доходов
20. Счет операций с капиталом
21. Счета накопления
22. Понятие финансово-экономических расчетов
23. Расчеты при начислении простых и сложных процентов
24. Сущность цены и ее виды
25. Статистическое изучение цен
26. Статистика инфляции
27. Система показателей денежного обращения
28. Статистические показатели денежного обращения
29. Статистика производительности труда.
30. Индексы производительности труда, трудовые.
31. Статистика оплаты труда. Состав фонда оплаты труда.
32. Показатели уровня и динамики заработной платы.
33. Статистика основных фондов. Состав и классификация фондов. Показатели состояния и движения основных фондов.
34. Статистика издержек производства и обращения.
35. Индексный метод анализа динами денежных затрат на производство продукции.
36. Статистика финансовых результатов.
37. Анализ показателей прибыли и рентабельности
38. Показатели финансовых результатов предприятия
39. .Показатели финансовой устойчивости предприятий
40. Показатели платежеспособности предприятий
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Дисциплина «Статистика» обеспечивается необходимой учебной, учебно-методической и специализированной литературой.
Основная литература:
1. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 463с.
2. Общая теория статистики: Учебник/Под ред. И.Н. Елисеевой.- М.: Финансы и статистика.2010. - 368с.
3. Статистика: Курс лекций /Л.П. Харченко, В.Г. Долженкова, В.Г. Ионина - М,: ИНФРА-М. 2011. -310с.
4. Практикум по теории статистики: Учебное пособие/ Р. А. Шмойлова, В. Г. Минашкин, Н. А. Садовникова; Под ред. Р. А. Шмойловой. – 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Финансы и статистика, 2012. – 461 с.: ил.
Дополнительная литература:
1. Экономическая статистика: Учебник. - М.: ИНФРА-М., 2010. - 480 с.
2. Сиденко А. В. Практикум по социально-экономической статистике/А. В. Сиденко. - М.: Дело и сервис, 2011. - 144 с.
3. Практикум по статистике: Учеб. пособие / под ред. В. М. Симчеры. - М.: Финстатинформ, 2010. - 259 с.
4. Курс социально-экономической статистики: Учебник для студентов вузов/Под ред. М. Г.Назарова, - М.: Финстатинформ, 2010. - 771 с.
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Специализированные лаборатории и классы, приборы, установки, стенды.
Электронные ресурсы:
1) http:// www. Statsoft. ru/home/textbook/default.htm – электронный учебник по статистики
2) http:// www. pcwin.ru/elektronyi-uchebnik-po- download- электронный учебник по статистики
3) http:// www. finap.ru/kn 1601. shtml - электронный учебник по статистики
4) http:// www. rusoft.net/ download.php id =7102 - электронный учебник по статистики
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных задач, проведение блиц-опросов, исследовательские работы) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет не менее 15% аудиторных занятий (определяется ФГОС с учетом специфики ООП).
Лекционные занятия дополняются ПЗ и различными формами СРС с учебной и научной литературой В процессе такой работы студенты приобретают навыки «глубокого чтения» - анализа и интерпретации текстов по методологии и методике дисциплины.
Учебный материал по дисциплине «Статистика». разделен на логически завершенные части (модули), после изучения, которых предусматривается аттестация в форме письменных тестов, контрольных работ.
Работы оцениваются в баллах, сумма которых дает рейтинг каждого обучающегося. В баллах оцениваются не только знания и навыки обучающихся, но и их творческие возможности: активность, неординарность решений поставленных проблем. Каждый модуль учебной дисциплины включает обязательные виды работ – лекции, ПЗ, СРС (выполнение домашних заданий по решению задач).
Форма текущего контроля знаний – работа студента на практическом занятии. Форма промежуточных аттестаций – письменная (домашняя) работа. Итоговая форма контроля знаний по дисциплине – контрольная работа с задачами по всему материалу курса.
12 Регламент дисциплины
Дисциплина Статистика
Преподаватель Кочубей Елена Ивановна
Курс 3
1. Трудоемкость дисциплины (из учебной программы дисциплины)
Общая трудоемкость дисциплины 288 ч. – 8 з.е.
Виды учебной работы | Заочная форма обучения | Заочная форма обучения | ||
Итого | З.е | 5семестр | З.е. | |
Общая трудоемкость дисциплины | ||||
Аудиторные занятия | 0,94 | 0,5 | ||
Лекции | 0,39 | 0,22 | ||
Практические занятия (ПЗ) | 0,56 | 0,28 | ||
Самостоятельная работа | 6,69 | 5,25 | ||
Вид итогового контроля | Зачет, экзамен | Зачет, экзамен | Экзамен | Экзамен |
Экзамен | 0,36 | 0,36 |
Оценка текущей работы студента по дисциплине в 5 семестре
5 семестр
Номер темы занятия | Форма текущего контроля | Сокращенное буквенное обозначение формы текущего контроля | Баллы | |
интервал от «» до «» | максимум за семестр | |||
Проверка аудиторной работы, посещение лекционных занятий, посещение практических занятий, защита практической работы, | ПАР ПЛЗ ППЗ ЗПР | 0 - 0,5 0 - 0,25 0 - 0,5 4 - 10 | 11,25 | |
Посещение лекционных занятий, посещение практических занятий, защита практической работы | ПАР ПЛЗ ППЗ ЗПР | 0-0,5 0 - 0,25 0- 0,5 4 -10 | 11,25 | |
Проверка аудиторной работы, практических занятий, посещение лекционных занятий, защита практической работы, | ППЗ ПЛЗ КМР | 0- 0,25 0-0,25 20-37 | 37,5 | |
Всего за семестр |
Текущий контроль | |||||||
Опрос | О | 0,75 - 1 | |||||
Защита практической работы | ЗПР | 4 - 5 | |||||
Контрольная работа по модулю | КРМ | 9,5 - 12 | |||||
Проверка аудиторной работы | ПАР | 0 -0,25 | |||||
Посещение практических занятий | ППЗ | 0 -0,25 | |||||
Посещение лекционных занятий | ПЛЗ | 0 -0,25 | |||||
Промежуточный контроль | |||||||
Зачет: | |||||||
«зачтено» | 10-30 | ||||||
«незачтено» | 0-9 | ||||||
Экзамен: | Или | ||||||
- «Отлично» | 26-30 | ||||||
- «Хорошо» | 21-25 | ||||||
- «Удовлетворительно» | 10-20 | ||||||
-«Неудовлетворительно» | 1-9 | ||||||
«Бонусные» баллы | |||||||
Участие в олимпиадах, конференциях, выставках, нестандартные решения, умение быстро решать задачи, применение системного подхода в процессе изучения дисциплины, грамотная речь, использование ЭВМ, выполнение научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы по дисциплине. | 0-10 | ||||||
3 Рубежный контроль:
Зачет/Экзамен | Количество баллов, набранных по соответствующей шкале (100 баллов) |
Зачёт | 30 баллов |
Экзамен | 30 баллов |
Премиальные баллы по дисциплине (до 6 баллов):
Студенту начисляют бонусные баллы за прилежание, нестандартные решения, умение быстро выполнять практические задания, применение системного подхода в процессе изучения дисциплины, грамотную речь, выполнение научно-исследовательской работы по дисциплине.
Итоговая балльная оценка студента Q рассчитывается по формуле
Q=N+M+R,
где N, M и R соответственно количество баллов, набранных за текущую работу по дисциплине в течение семестра; количество баллов по промежуточной аттестации, премиальные баллы.
Шкала итоговых оценок экзамена (зачёта) в зависимости от набранных баллов
Балл по дисциплине | Традиционная система оценок | Соотнесение с системой оценок ECTS* | |
Экзамен | Зачет | ||
90-100 | «Отлично» | Зачтено | А – отлично |
89-89 | «Хорошо» | B – очень хорошо | |
70-79 | С – хорошо | ||
60-69 | «Удовлетворительно» | D - удовлетворительно | |
50-59 | Е – посредственно | ||
30-49 | «Неудовлетворительно» | Не зачтено | FX – условно неудовлетворительно |
0-29 | F - неудовлетворительно |
АКАДЕМИЯ МАРКЕТИНГА