Отношение сподвижников, их последователей и имамов к къуссасам и къысас
Харис ибн Му’ауия аль-Кинди рассказывал, что однажды он приехал к ‘Умару ибн аль-Хаттабу, спросить его о некоторых вещах, и среди прочего он сказал: “И я хочу спросить тебя о рассказах (къысас), так как люди желают рассказов”. ‘Умар ответил: “Как пожелаешь”, как будто он не желал запрещать это. Харис сказал: “Я желаю сделать так, как скажешь ты!” ‘Умар сказал: “Я боюсь для тебя, что если ты станешь рассказывать къысас, то возвысишься над ними в своей душе. Затем ты будешь рассказывать къысас, пока не возвысят тебя так, что тебе будет казаться, словно ты достиг высот звезды, однако потом Аллах поместит тебя под их стопы в День воскрешения по причине этого!” Ахмад 1/18. Хафиз ас-Суюты, шейх Ахмад Шакир и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность.
‘Амр ибн Динар рассказывал: “Однажды Тамим ад-Дари попросил разрешения у ‘Умара ибн аль-Хаттаба обращаться к людям с къысас, однако ‘Умар не разрешил. Затем он снова попросил его, но ‘Умар снова отказал. Когда же он попросил его об этом в третий раз, ‘Умар сказал: «Если желаешь», и провел рукой себе по горлу”. ат-Табарани в “аль-Кабир” 2/49, ат-Туртуши в «аль-Хауадис уаль-бида’» 109. Хафиз аль-Хайсами сказал, что передатчики этого сообщения, являются передатчиками аль-Бухари и Муслима, а имам ас-Суюты назвал его иснад сильным. См. “Маджма’у-ззауаид” 1/189, “Тахзир аль-хаууас” 60.
Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Обрати внимание на действие ‘Умара, запретившему это человеку, из числа сподвижников, каждый из которых был достойным и правдивым! Но разве есть подобный Тамиму из числа таби’инов и тех, кто после них?!” См. “Тахзир аль-хаууас” 223.
А где же подобные Тамиму в наши дни, учитывая то, что Тамим не рассказывал историй, кроме тех, которые действительно имели место! И что бы сказал хафиз аль-‘Иракъи о къуссасах наших дней, услышь он их многочисленные и удивительные истории и рассказы?! Как, например, распространившиеся рассказы некоторых современных проповедников о том, как омывавшие умершего ощущали жар из его живота, или как не совершавшего молитву раскопали в изуродованном виде, или как змея залезла в могилу одного грешника, которого похоронили. И все это рассказывается в качестве устрашения грешников и преподносится как признак дурного конца тех, о ком говорится. Во-первых, никто из этих къуссасов никогда не предоставлял достоверного источника на подобные рассказы. А во-вторых, разве на основании этих вещей следует говорить о сокровенном?! Более того, дело дошло до того, что для многих къуссасов источником их рассказов стало то, что изобретают неверные и выставляют в просторах интернета, как история о превращении некой женщины, порвавшей Коран, в страшное существо, и т.п. Дело в том, что эти вещи настоящий фотомонтаж, однако некоторые къуссасы отыскав их в просторах интернета, выдают эти фотографии за знамения и чудеса, используя это в качестве сюжета для очередного рассказа. В то время когда неверные издеваются и смеются над этими так называемыми «знамениями», которые они сами же и подсунули им!
И к упомянутому можно отнести любые рассказы и сообщения, полученные из сомнительных источниках в просторах интернета, газет, новостей и т.п.
‘Абдуллах ас-Сальми рассказывал: “Однажды ‘Али ибн Абу Талиб увидел человека, который рассказывал рассказы и спросил его: «Ты можешь отличать отменяющее от отмененного?!» Он ответил: “Нет”. ‘Али сказал: “Тогда ты губишь себя и других!” Абу Хайсама в “Китаб аль-‘ильм” 130, аль-Байхакъи в “Мифтах аль-джанна” 45. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Имам Ибн Абу ‘Асым сказал: “В этом указание на дозволенность проверки знания рассказчика”. См. “аль-Музаккир уа-ттазкир уа-ззикр” 36.
Абу ‘Амир аль-Хузани рассказывал: “Однажды я отправился совершить Хадж с Му’ауией ибн Аби Суфьяном, а когда мы прибыли в Мекку, ему сообщили о том, что рассказчик из племени бану Махзум обращается с къысас к жителям Мекки. Тогда Му’ауия послал за ним, и когда его привели, он спросил его: «Тебе было велено это делать?!» Тот ответил: «Нет». Му’ауия сказал: «Тогда что тебя побудило обращаться к людям без моего согласия?!» Тот сказал: «Мы распространяем то знание, которому нас обучил Аллах!» Тогда Му’ауия сказал: «Если бы я пришел сюда раньше, то отрезал бы тебе часть тела!»” аль-Хаким в “аль-Мустадрак” 1/128, Ибн Наср в “ас-Сунна” 51. Иснад хороший.
‘Амр ибн Зарара рассказывал: “Однажды Ибн Мас’уд встал надо мной, когда я рассказывал къыссы, и сказал: «О ‘Амр! Поистине, ты изобрел заблудшее нововведение! Или же ты следуешь более правильным путем, чем Мухаммад и его сподвижники!» И после этого они оставили меня, и я видел, что в том месте, где находился я, не было больше никого”. ат-Табарани в “аль-Кабир”. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “Сахих ат-таргъиб” 57.
Салим рассказывал, что однажды встретили Ибн ‘Умара, который выходил из мечети и говорил: “Ничто не вывело меня из мечети, кроме голоса этого вашего рассказчика!” аль-Маруази в “Китаб аль-‘ильм”. См. “Тахзир аль-хаууас” 71.
Сообщается, что однажды, когда жители города узнали о том, что Сальман аль-Фариси сидит в мечети, они стали приходить и собираться возле него, пока их не стало около тысячи. Сальман сказал им: “Садитесь, садитесь”. После того, как люди уселись, Сальман открыл суру Юсуф и стал ее читать. Люди стали расходиться, пока их не осталось около сотни. Тогда Сальман разгневался и сказал им: “Собрались для слов, которые для вас приукрашены, а когда я стал читать вам Книгу Аллаха, разошлись?!” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 1/203.
Также и в наши дни, многие мусульмане забывают о величии Корана, отдавая предпочтение различным историям и рассказам и считая их более воздействующими на людей, чем Коран, который для них представляется чем-то обычным!
Аль-Хакам ибн ‘Утайба рассказывал: “Я спросил Ибн Абу Лейлю про къысас и он сказал: «Я застал сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые сидели друг с другом и каждый из них рассказывал то, что слышал (от пророка). Но чтобы кто-то из них сидел как проповедник, то такого не было!»” Ибн Уадах в «аль-Бида’» 85.
Речь идет именно об увещевании в виде къысас, а не о сидении и слушании обучающего религии, как говорил шейх Салих аль-Хидджи при комментарии книги Ибн Уадаха «аль-Бида’», поскольку саляфы часто сидели в кружках и обучали людей религии, как например, это делал Му’аз в Шаме, или как это делали ученые Медины и др.
Маймун ибн Михран говорил: “Рассказчик (къасс) находится в ожидании ненависти Аллаха!” Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” 84.
‘Асым ибн Бахдаля рассказывал: “Когда мы были молодыми, мы приходили к ‘Абдур-Рахману ас-Сальми, и он говорил нам: «Не сидите с къуссасами! И пусть не садится с нами тот, кто сидит с ними! Остерегайтесь къуссасов!»” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 4/193.
Абу Идрис аль-Хауляни говорил: “Увидеть в мечети разгоревшийся огонь, для меня любимее, чем увидеть рассказчика, рассказывающего къысас!” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 5/124.
Ад-Даххак рассказывал: “Я видел ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза, который сажал в тюрьму къусасов и тех, кто сидел с ними”. Ибн Уадах в «аль-Бида’» 87.
Ясно, что ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз не сажал в тюрьму ученых и обладающих знанием, но делал это с заблудшими. И в этом указание на то, что есть огромная разница между истинными учеными и рассказчиками, которых простой народ считает учеными!
Когда ‘Абдуль-Малика ибн Маруана спросили про къысас, он ответил: “Это нововведение, подобное тому, что вы делаете, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если народ внесет нововведение, то они потеряют Сунну, равнозначную этому нововведению!»” См. “Тахзир аль-хаууас” 73.
Му’ауия ибн Къурра говорил: “Когда мы видели человека, рассказывающего рассказы, мы говорили: «Это приверженец нововведений!»” Ибн Уаддах в «аль-Бида’» 48.
Шу’ба говорил: “Поистине, мы не рассказываем къуссасам хадисы!” Его спросили: «Почему, о Абу Бистам?!» Он ответил: “Потому что они берут от нас хадис пядью и превращают его в локоть!” См. “аль-Джами’ аль-ахлякъ ар-рауи” 2/165.
Хаммам ибн Харис рассказывал: “Когда Ибрахим ат-Тайми стал рассказывать рассказы, его отец выгнал его из дому, сказав: «Что это ты выдумал?!»” Ибн Уаддах в «аль-Бида’» 51.
Абу Къиляба говорил: “Никто не умертвил знание, кроме къуссасов! Человек может находиться с къуссасами год и ничего полезного не взять, а может сидеть в кругу знания, и он не встанет, не взяв что-то полезное!” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 2/287.
Как же прав был этот великий имам, ведь именно так обстоит дело с теми, кто слушает къуссасов, которые по прошествии даже нескольких лет не приобретают никаких шариатских знаний!
Имам Малик говорил: “Я порицаю рассказы (къысас) в мечети, и не считаю дозволенным сидеть с рассказчиками! Поистине, къысас – это нововведения! Не следует людям устремляться к ним, словно к хатыбу (проповеднику). И Ибн аль-Мусайиб и другие покидали рассказчика, когда он рассказывал къысас”. См. “аль-Мадхаль” 2/144.
Яхья ибн Яхья аль-Лейси рассказывал: “Однажды, когда мы отправлялись из Тарабилиса в Медину, с нами выехал один молодой человек. И в каком бы месте мы ни останавливались, он увещевал нас, пока мы не добрались до Медины. И мы удивлялись этому. Когда же мы добрались до Медины, он пожелал сделать среди ее жителей то же, что делал и среди нас. И я видел, как он встал и рассказывал что-то стоя, однако люди покинули его, а дети стали кидать в него камни и говорить: «Замолчи, о невежда (джахиль)!» Я был поражен тем, что увидел! Когда мы зашли к Малику, первым, что спросили мы его после того, как поздоровались с ним, это то, что случилось с тем юношей. Малик сказал: «Правильно поступили люди, когда оставили его, и правильно поступили дети, когда выразили порицание за его ложь!»” См. “аль-Мадхаль” 2/145.
Аль-Фадль ибн Михран рассказывал: “Однажды я сказал Яхье ибн Ма’ину: «Мой брат сидит у къуссасов». Он ответил: «Запрети ему!» Я сказал: «Он не слушает». Ибн Ма’ин сказал: «Увещевай его». Я сказал: «Он не принимает». Тогда он сказал: «Отстранись от него!» Я сказал: «Хорошо». После этого я пришел к Ахмаду бин Ханбалю и рассказал ему примерно то же самое, на что он ответил: «Скажи своему брату, чтобы читал Коран, поминал Всевышнего Аллаха и изучал хадисы посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!» Я спросил: «А если он это не сделает?» Он ответил: «Сделает ин ша-Аллах». Я спросил: «А если нет, отстраняться мне от него?», на что Ахмад улыбнулся и ничего не сказал”. См. “аль-Мадхаль” 2/149.
Однажды имама Абу Зур’у спросили об известном рассказчике своего времени – Харисе аль-Мухасабе и его книгах, и он ответил: “Остерегайся этих книг! Эти книги являются нововведением и заблуждением! Следуй за сообщениями от саляфов, поистине в них есть то, чего вполне достаточно, чтобы не прибегать к этим книгам!” Ему сказали: “Но в этих книгах есть назидание!” На что Абу Зур’а ответил: “Тот, для кого нет назидания в Книге Аллаха, не будет для него назидания и в этих книгах!” После чего сказал: “Как же быстро люди устремляются к нововведению!” См. “ас-Сияр” 13/99, “аль-Ансаб” 4/99.
Таковым было предостережение имама Абу Зур’и от аль-Мухасаби, который был правдивым, был увещевателем, и написал множество книг, посвященных аскетизму и опровержениям заблудших, как рафидиты и му’тазилиты. См. “аль-Мизан” 2/165.
Ибрахим аль-Харби говорил: “Если бы в этом (къысас) было благо, то опередили бы в этом нас Суфьян ас-Саури, Уаки’ ибн аль-Джаррах, Ахмад бин Ханбаль и Бишр ибн аль-Харис!” См. “Тарих аль-Багъдад” 9/253.
Аль-Джунайд рассказывал: “Я слышал примерно от десяти шейхов, которые были праведными, знающими и аскетами, как они были единогласны в том, что къысас в основе являются нововведениями!” аль-Багъдади в “ат-Тарих”. См. “Тахзир аль-хаууас” 70.
Мухаммад ибн Ибрахим аль-Кафани рассказывал: “Когда я совершал Хадж, в это время также его совершали Абуль-Къасим ибн Мухаммад аль-Багъауи и Абуль-Адами аль-Къари. Когда же мы дошли до Медины, пришел ко мне Абуль-Къасим аль-Багъауи и сказал: «О Абу Бакр, тут есть один слепой человек, который собрал вокруг себя людей в мечети посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сидит, рассказывая къыссы и ложные хадисы. Что ты думаешь о том, что бы мы выразили этому порицание?!» Я сказал ему: «О Абуль-Къасим! Вряд ли наши слова повлияют на такое большое сообщество и собрание, ведь мы не в Багдаде, где знают наше положение и влияние. Поэтому тут иная обстановка». После этого я повернулся к Абу Бакру аль-Адами и сказал ему: «Приготовься читать Коран!» Не прошло много времени, как он начал читать Коран, после чего их круг стал уменьшаться, и все люди присоединились к нам, слушая чтение Абу Бакра, и оставив этого слепца одного”. См. “Тарих аль-Багъдад” 2/147, “Тахзир аль-хаууас” 267.
Обратите внимание, о мусульмане, на то, сколько мудрости и пользы содержится в данной истории! Посмотрите на то, с какой мудростью и с каким результатом, учитывая вопросы пользы и вреда, эти имамы изменили порицаемое!
Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Къуссасы порицаются не по причине своего названия, так как Всевышний Аллах говорит: «Мы рассказываем тебе наилучшие рассказы (къасас)» и говорит: «Рассказывай рассказы (къасас)». Однако къуссасы порицаются по причине того, что большинство из них увлекается рассказами без упоминания полезного знания. Также большинство из них путаются в том, что передают и зачастую опираются на абсурд”. См. “Тальбис иблис” 150.
Имам Ибн аль-Хадж говорил: “Кружок (маджлис) знания – это маджлис, в котором упоминают про запретное, дозволенное и следование саляфам, а не маджлис къуссасов и увещевателей, так как это нововведение!” См. “аль-Мадхаль” 2/144.
Хафиз аль-‘Иракъи говорил: “Даже если кто-либо из них (къуссасов) будет опираться на некоторые тафсиры, то ему не дозволенно передавать из них, поскольку в книгах по тафсирам содержатся как достоверные сообщения, так и отвергаемые! Что же касается того, кто не может отличить достоверное от недостоверного, не ему дозволенно опираться на книги!” См. “Тахзир аль-хаууас” 64.
Также аль-‘Иракъи говорил: “Из числа проблем къуссасов то, что они обращаются ко многим обычным людям с тем, что не доходит до их разума, по причине чего те впадают в заблудшее убеждение. И это бывает так, даже когда рассказывается достоверное, а что же сказать о том, когда при этом рассказываемое является ложью?! Ибн Мас’уд говорил: «Если ты расскажешь о чем-либо людям, что не доведешь до их ума, то это обязательно станет для некоторых из них смутой!» Муслим 1/27”. См. “Тахзир аль-хаууас” 64.
И завершая свою книгу, посвященную порицанию къуссасов, хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Для правителей мусульман является обязательным запрещать им обращаться к людям!”
Спросили имама аш-Шатыби: «Является ли чтение книги в соборных мечетях собранием для поминания Аллаха или нет?» Он ответил: “Это не является собранием для поминания, это является собранием для къысас, что было порицаемым у саляфов!” См. “Фатауа аш-Шатыби” 211.