О постоянном пребывании благодати Божией в истинной Церкви
"Во-первых, о пребывании благодати Божией в истинной Церкви мы удостоверяемся тем, что глава ея есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины, и тело Свое, то есть Церковь, исполняющий благодатию и истиною" (см. Ин. 1, 14-17). То есть глава наделяет благодатью все члены Церкви.
"Во-вторых, тем, что Он обещал ученикам Своим Духа Святаго, чтобы Он был с ними вечно, и что, по сему обещанию, Дух Святый поставляет пастырей Церкви" (см. Ин. 14, 16). Здесь речь идет о том, что Дух Святый, исходящий от Господа, все время усваивается людьми через церковные структуры.
"Бог в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христа, посадил Его одесную Себя на небесах... превыше всякого начальства и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, Которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1; 10, 20-23). В силу этого благодать всегда действует в Церкви.
Члены Церкви могут заблуждаться, но эти заблуждения непременно открываются, и они никогда не затемняют истины.
"И от полноты Его [Бога Слова, ставшего плотию. — прим, о Бориса] все мы приняли благодать на благодать" (Ин. 1, 14-16), т. е. больше, чем благодать.
В Церкви вечно обитает Дух Святый. "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Дух истины" (Ин. 14, 16-17).
Дух Святый есть жизненное начало Церкви, Он есть руководитель ее. Приведу цитату из чина присоединения инославных к Православию. Иноверец произносит: "Верую и исповедаю, яко сея Церкви правитель и кормчий есть Дух Святый". В Церкви одновременно действуют глава Церкви Господь наш Иисус Христос и правитель и руководитель Дух Святый; их действия нельзя разделять, но в наших теоретических построениях мы по-другому не можем, как только разделять относящееся к Сыну Божию и к Духу Святому.
Дух Святый совершает в верующих все духовные плоды: "...любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5, 22-23). Он поставляет пастырей, через которых изливается на верующих благодать Божия: "Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20, 28). И еще цитата из Митрополита Филарета (Гумилевского): "Как душа и тело в нравственном лице связаны между собою — душа действует на тело, и тело на душу: так и в Церкви невидимый Дух животворно действует на видимый организм Церкви. И организм сей то более, то менее благоугодно Духу отправляет свои действия". Действительно, в Церкви объединяются не святые люди, а люди освящаемые. Конечно, они грешники, но идет постоянное их освящение, наполнение их благодатью. Кроме того, мы знаем, что Дух Святый будет пребывать в Церкви до скончания века, и, значит, благодать тоже будет изливаться на людей до скончания века: "Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея" (Мф. 16, 18).
Никакие злые советы, злые ухищрения и действия тайных или явных сил не победят Церкви.
"Азъ с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь" (Мф. 28, 20). Это сказано не только апостолам, но всей Церкви.
"Тому (Богу Отцу) слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь" (Еф. 3, 21). Все эти слова подтверждают одну истину о том, что благодать Божия будет пребывать в Церкви Христовой до скончания века. Следовательно, Церковь постоянно воздает славу и благодарность за обитающую в ней благодать Господу нашему Иисусу Христу.
Лекция 15—16
Что такое Церковь?
В Церковь входит Сам Господь Иисус Христос, входят Ангелы, входят праведные люди, достигшие святости, которые пребывают в Царстве Небесном. Входим мы с вами — каждый, кто называет себя членом Церкви. Часть людей достигнет Царства Небесного, а часть людей будут осуждены. В каждом из нас происходит борьба греха с добродетелью. Вопрос в том, что возьмет верх. То же самое можно сказать о многих, ушедших от нас и находящихся в аду. У них еще нерешенное состояние, происходит борьба между тем злым и добрым, которое они заслужили в этом мире, но окончательная победа неясна. Окончательный суд будет только после Второго Пришествия (живые своими молитвами еще могут облегчить участь усопших, находящихся в аду).
Там, где действует благодать Божия, там Церковь. Но, с другой стороны, благодать Божия действует везде, для всех людей, во всем мире; это связано с Промыслом Божиим о человеке. Существует такая благодать, которая направляет человека именно в добром направлении, именно ко спасению. Но принять или не принять это спасение зависит от самого человека. Поэтому можно говорить о более узкой благодати, которая связана с нравственными нормами, с Синайским Законодательством, с заповедями Божиими, которые даны в Новом Завете. В этом случае судьба человека на Страшном суде будет решаться в зависимости от того, что он сделал доброго: накормил, посетил и т.д. К этому мы вернемся в догматическом богословии.
Мы изучаем те свойства Церкви, которые неотделимы от нее и характеризуют только ее. "Верую...во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". Разберем эти четыре термина.
ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ
Церковь — это организм, который, на подобие организма в Иисусе Христе, состоит из двух сторон, или начал: видимого и невидимого; Божеского и человеческого, так что в Церкви трудно провести границу между этими двумя началами, как и в Самом Иисусе Христе. Есть видимая часть Церкви. Есть и невидимая очень глубокая, состоящая с одной стороны из праведников, С другой, — из благодати, Духа Божиего, действующего в Церкви и Господе нашем Иисусе Христе, главе этой Церкви. Раз одна есть глава, раз один Дух, который действует в Церкви и усваивает нам благодать Христову, то должно быть определено единство Церкви.
Именно потому, что Господь Иисус Христос есть Глава Церкви, а Церковь есть Тело Христово, то ап. Павел вместо "Церковь" иногда говорит "Христос". "Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их много, составляют одно тело, — так и Христос" (1 Кор. 12, 12). Понятно, что здесь речь идет о Церкви, только Церковь называется Христос.
Эта тесная связь между Божественным и человеческим осуществляется именно в Церкви. Целый ряд образов Священного Писания характеризует эту связь. Это отражается в названиях: "невеста Иисуса Христа", "образ и подобие Его", "от плоти Его и от костей Его".
Например: "Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его" (Еф. 5, 22-23). В том же послании к Ефесянам проводится параллель с семьей. В Церкви должно быть такое же единение, как и в семье: как семья есть некоторое новое образование, новый организм, малая Церковь, так и в большой Церкви все должно быть объединено таким же образом.
Следует помнить, что Церковь организована так же, как и человек. А человек состоит из тела и души, так же, как Господь наш Иисус Христос состоит из двух естеств — человеческого и божественного. Отсюда ясно, что поскольку Церковь понимается именно так, то следует ее рассматривать как живой организм, который имеет главу, Господа нашего Иисуса Христа, и этот организм одушевляется Духом Святым. Отсюда вытекает понятие о единстве Церкви.
В Катихизисе на вопрос, почему Церковь есть едина, дается ответ: "Потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу Христа, и одушевляется одним Духом Божиим".
Церковь это не масса единиц, а одно органическое целое, в котором есть свои функции, свои члены — об этом очень много написано у ап. Павла. Когда говорится, что Иисус Христос глава Церкви, то Дух Святой можно тоже отождествить с органом человека — с сердцем.
"Едино Тело, един Дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего: един Господь, едина вера, едино крещение: един Бог и Отец всех" (Еф. 4, 4-6). По-русски это звучит так: "Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания: один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми и чрез всех, и во всех".