Учение Священном Писания о Втором пришествии Христовом

В Катихизисе говорится следующее: «Сие сказали Апостолам Ангелы в самое время Вознесения Господня: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо"» (Деян. 1, 11). При Вознесении на небо, когда любимый Учитель стал для апостолов невидимым, они получили это обетование о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Заметим, что когда ап. Лука описывает это событие, он говорит, что апостолы возвратились в Иерусалим с великою радостью. Эта радость была оттого, что они уверовали во Второе пришествие и в то, что Господь будет пребывать с нами во все дни до скончания века.
Господь Иисус Христос говорил на эту тему неоднократно. В изъяснении притчи, изображающей судьбы человечества (Мф. 13, 40-41); другой случай — (Лк. 12, 40) и (Лк. 9, 26). Остановлюсь подробнее на том месте, которое наиболее ярко говорит о Втором пришествии (Мф. 24, 25). Начинается разговор о судьбе Иерусалимского храма. Ученики спрашивают: "Когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?" (Мф. 24, 3). Ответ Господа разделяется на две части.
Сначала Он говорит о судьбе отечества (Мф. 24, 4-26). Дальше Господь открывает следующее: "Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого... где будет труп, там соберутся орлы... вдруг солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их" (Мф. 24, 29-31). Знак непреложности этих слов, стих 35: "небо и земля прейдут; но слова мои не прейдут" (Мф. 24, 35).
Обратите внимание на блистание молнии. Это мгновение очень краткое. В описании речь идет об изменении существующих законов природы.
Имеется одно неясное место — "где труп, там соберутся орлы..." Комментируется это по-разному: есть натуралистическое толкование. Другое толкование у свт. Иоанна Златоуста. Он считает, что понятие "труп" введено для того, чтобы указать на смерть Господа нашего Иисуса Христа. Под трупом надо понимать Самого Иисуса Христа и что к Нему соберутся те, которые Его любят, которые к Нему стремятся.
Знамение Сына Человеческого. У свт. Василия Великого и у свт. Иоанна Златоуста под знамением Сына Человеческого понимается одно — Крест. Причем Крест будет обладать таким удивительным свойством, что его увидят во всех концах земли, в том числе и наши противники.
Трубные гласы — это гласы юбилейных труб. По знаку этой трубы должно совершиться некое событие — воскрешение всех умерших.
Четыре ветра — образ четырех стран мира, как мы привыкли понимать (восток, запад, север, юг). Здесь имеется в виду все вокруг, все направления сторон света.

Будущий суд

"...ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия. И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (Ин. 5, 28-29). Это единственное место, в котором с определенностью говорится о всеобщем воскрешении мертвых, о том, что воскреснут все, но одни — в воскресение жизни, а другие — в воскресение осуждения.
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира; ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели меня; был болен, и вы посетили меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне".
Тогда праведники скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим и накормили? или жаждущим и напоили?
Когда мы видели Тебя странником и приняли? или нагим и одели?
Когда мы видели Тебя больным или в темнице и пришли к Тебе?"
И Царь скажет им в ответ: "Истинно говорю вам, поелику вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне".
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня".
Тогда и они скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или в темнице и не послужили Тебе?"
Тогда скажет им в ответ: "Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне".
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 31-46).
Обратите внимание, что здесь говорится только о суде над христианами (из всех народов), здесь не идет речь о всеобщем суде. Именно от христиан, знавших закон, требуется, чтобы они этот закон выполняли. Здесь описан суд только над верными. Что касается суда над другими, об этом есть одно место у апостола Павла: "Разве не знаете, что святые будут судить мир?" (1 Кор. 6, 2). Напрашивается представление о двойном суде — суд над христианами, с одной стороны, и суд христиан над всеми остальными, с другой. Но никто из наших святых отцов такую точку зрения не разделяет, потому что все-таки все говорится о едином суде, только формы этого суда могут быть разными. Например, те, кто не знал о Христе, как они выполняли тот закон, который был дан для них.
Мы говорим, что все отдается на суд Божий. Фантазировать на эту тему негоже. Надо внимательно проследить, что по этому поводу известно. К сожалению, известно мало. Эти вопросы будут уточняться в курсе Догматического богословия.



Наши рекомендации