В чем состояло Вознесение Иисуса Христа на небо
"Иисус Христос... возшел на небеса... Человечеством, а Божеством Он всегда пребывал и пребывает на небесах" (Кат.). Когда речь идет о человеческом, то надо иметь в виду что представляло собою Тело Господне до Его Воскресения. Может быть, Оно обладало во многом такими же свойствами, как и наше тело, но с той разницей, что мы пребываем в грехе, в отличие от безгрешного Господа, Можно ли говорить о 6-
Его теле» как о нашем ("земля еси и в землю отыдеши"')? Маловероятно, потому что тело Господне тления не увидело. В каком же теле воскреснем мы? Какими свойствами будет обладать наше тело? Мы в этом случае ориентируемся на тело Господа нашего Иисуса Христа и на его свойства; во всяком случае, на то, что нам дано знать об этом.
Однако лучше скажем, чего мы с вами не знаем. Мы не знаем, обладало ли тело Господне до Своего Воскресения способностью проходить через стены, как это было по Воскресении. То есть по Воскресении Его тело получило некоторые новые свойства. Например, пребывание на небесах в славе. "Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное" (1 Кор. 15, 42-44).
Что значит духовное тело? Духовность тела означает то, что оно полностью подвластно духу, душе человеческой, что нет между ними (телом и духом) и не может быть никакого несоответствия. Полное подчинение тела духу обеспечивается после Воскресения.
Нетленность надо понимать, конечно, в том смысле, что оно не подвержено никаким болезням.
Когда мы говорим "восставать в славе", мы имеем в виду обычное понимание славы, т. е. что нравственное состояние человека станет очевидно каждому. Сейчас трудно отличить святого от грешника — все спрятано внутрь; другое дело, когда страшное состояние человека становится явным. Когда мы говорим о славе, не надо ограничиваться славой в хорошем смысле. Под славой понимается и греховное состояние, и грешники тоже восстанут из мертвых в славе, но их нравственное состояние будет очевидно каждому.
"В силе" означает не то, что речь идет о могуществе, а просто о том, что земного состояния утомления не будет. Сила в данном случае соответствует тому, что требуется для данного существа. Но когда мы говорим о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, то надо понимать это в несколько большем значении.
Значение выражения "седяща одесную отца"
Оно взято из Евангелия (Мк. 16, 19), когда говорится о правой стороне, "по правую руку" находится Господь наш Иисус Христос. Разумеется, ни о какой руке в прямом смысле не говорится в отношении Бога, потому что Бог есть Дух, а для Духа таких понятий не существует. Здесь надо понимать так, как это понимали в прежние времена. Сесть по правую сторону царя означало две вещи:
1. Принять почести такие же, какие приличествуют самому царю;
2. Царь наделяет того, кто занимает правую сторону той же самой властью и той же самой ответственностью, которой он обладает сам.
Речь здесь идет только о том, что человеческое естество заняло царское достоинство и царственное положение. Поэтому поклонение наше Богу Троице ничем не отличается от поклонения Богу воплощенному.
Человеческая природа не может быть всемогущей, всемогуществом обладает только Бог. Тем не менее, человеческая природа наделяется такой же царской властью, которая дает возможность укреплять свое царство, защищать его от внешних врагов, расширять в той мере, в какой это нужно.
При сотворении мира весь мир был миром Царства Божия, но из-за грехопадения часть этого мира узурпирована властью совершенно чуждой. Следовательно, эту власть необходимо вытеснить из мира, и для этого достаточно сил у Господа нашего Иисуса Христа. Достаточно сил защитить Церковь — врата адовы не одолеют ее; Господь пребывает в Церкви до конца мира. Царское достоинство было получено как венец дела искупления. Мы можем говорить о некоторых частных сторонах этой власти, которую обрел Иисус Христос при сидении "одесную Отца". "Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли" (Мф. 28, 18).
В Катихизисе сказано: "Сие должно понимать духовно. То есть: Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом" (Кат.). Однако это не то всемогущество, о котором говорится в первом члене Символа Веры, и которое прилагается к Слову (см. Ин. 1, 1). Это означает могущество в той области, которая дана, а именно во власти над сим миром. Как Бог, Иисус Христос безусловно обладает всемогуществом. Для нас интересно могущество человеческой природы Господа нашего Иисуса Христа.
В качестве частных пунктов вырисовывается следующая картина.
1. Как ходатай за человеков Господь наш Иисус Христос находится в тесном единении со всей Пресвятой Троицей. Таким образом, можно говорить о постоянном пребывании человеческой природы пред Богом. Также можно говорить о постоянном воздействии на мир, о постоянном снисшествии Господа в мир.
2. Имеет прямое отношение к миру. Человеческое естество Господа является родственным нам, единосущным, и поэтому имеется возможность понимать нужды человечества и эти нужды представить перед Богом.
Апостол Павел пишет: "...мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах... Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие" (Евр. 8, 1 и 9, 24). "...будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (приходящих через Него к Богу)" (Евр. 7, 25).
Поэтому как ходатай Господь живет и в человечестве и является главой той части человечества, которая желает быть с Богом и желает получить плоды освящения — благодать. Господь говорит: "...се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28, 20).
"Христос, Первосвященник будущих благ, пришед с большею и совершеннейшею скиниею... однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление... Он же, принесши одну жертву за грехи навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его" (Евр. 9, 11-12 и 10, 12-13).
Господь принес за нас примирительную жертву. Об этом мы должны всякий раз помнить и стараться быть достойными этой любви Бога к нам.
Надо еще помнить о защите от врагов, о том, что Господь, пребывая в вечном покое, не является бездеятельным. Его покой, это постоянная деятельность — "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин. 5, 17).
Седьмой член Символа Веры
"Верую... во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, ...паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца".