Значение воскресения Христова для нашего спасения
"Ныне же Христос воста из мертвых, начаток умершим бысть" (1 Кор. 15, 20), т. е. Христос воскрес из мертвых — первенец из умерших. Чтобы понять значение этого для нашего спасения, надо начать с цели развития человеческого рода и природы. Мы находимся в падшем состоянии, поэтому наша цель — примирение духовности и телесности, природы и истории. Не должно вечно продолжаться противостояние между физическими и нравственными явлениями, между царством природы и царством благодати. В (1 Кор. 15, 21-24) говорится: "Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу". Обратите внимание, что здесь есть последовательность: "первенец Христос", затем "Христовы". Может создаться ложное впечатление (как и поняли многие еретики), что не будет одновременного воскрешения всех. Речь здесь идет только о тех, кто "Христовы" и о том, как первенец из умерших передаст Царство, которое Он имеет. Речь идет о конце Царства Благодати и начале Царства Славы. Термины эти потом будут разъяснены.
Воскресение Христово ставится в связь с судьбой мира. "Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков" (1 Кор. 15, 13-14„ 19). То есть судьба мира связана именно с воскрешением Самого Господа нашего Иисуса Христа, и только от Его воскресения зависит наше спасение.
Пасха — это первый христианский праздник, этим праздником Церковь исповедует, что Бог воскресил Христа из мертвых и дал Ему славу, чтобы мы имели веру и упование на Бога (1 Пет. 1, 21). "...Иисус Христос дал ближайшее доказательство того, что страдания и смерть Его спасительны для нас человеков" (Кат.).
Состояние, в котором был Иисус Христос после Своей смерти и прежде воскресения
Оно изображается следующей церковной песнью: "Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняли неописанный". Рекомендую еще посмотреть Православное исповедание ч. 1, вопр. 49.
Понятие об аде
Слово "ад" в переводе с греческого — "место, лишенное света"; "ades" — невидимый, мрачный. Катихизис: "В Христианском учении под сим именем разумеется духовная темница, т. е. состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединенного с ним света и блаженства". Когда мы говорим об аде, речь идет, прежде всего о нравственном омертвении обитателей ада. Надо помнить те слова, которые мы говорили, когда разбирали, что такое смерть души. Это не разложение, не распад, не уничтожение души, а состояние, когда радость, блаженство заменяются мраком, скорбью и страданием. Ад характеризуется именно этими чертами.
Цель сошествия Христа во ад
В Катихизисе говорится об этой цели: "Для того, чтобы и там проповедать победу над смертью и избавить души, которыя с верою ожидали его пришествия". Сюда же относится следующее изречение (1 Пет. 3, 18-19): "Христос... однажды пострадал за грехи наши, праведник за праведных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом (своей душой), которым он и находящимся в темнице духам, сошел, проповедал". Это означало следующее. До пришествия Христова была преграда не только между Богом и человечеством, но была преграда и между живыми и умершими. Эту преграду преодолеть было нельзя, и только Господь наш Иисус Христос соединил воедино все. Поэтому преграда между живыми и мертвыми была снята, ибо в Боге все живы. И именно те, кто живы в Боге, действительно живы. Появляется единство во Христе, и это дает основание говорить о Церкви как Церкви не только находящейся на земле, но и находящейся на Небесах.
С другой стороны, Иисус Христос, как подвергший Себя всей участи грешного человека на земле, и "по смерти должен был низойти во ад", как нисходили все грешники. Подобно тому, как Его смерть попрала смерть, так и сошествие Его во ад разрушило врата ада. "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Мы понимаем, что, для того чтобы победить смерть, необходимо было принять ее, с нею соприкоснуться. Для того чтобы победить ад, надо было сойти в него, разрушить врата ада, чтобы ад опустел, чтобы он не имел силы над людьми.
Смысл выражения "по писанием"
Смерть Христа была предсказана задолго до этого события. Учение о Его смерти и воскресении взято из Писания. "Предах бо вам исперва, еже и приях, яко Христос умре грех наших ради, по писанием; и яко погребен бысть, и яко воста в третий день по писанием" (1 Кор. 15, 3-4).