Каким образом смерть Богочеловека, последовавшая ни от кого другого, а от спасаемых Им же людей, не послужила к новому разделению между Богом и человеком?
Обратим внимание на сам вопрос. Люди опять подняли руку на Бога. И казалось бы раз они это сделали, то это должно было быть еще одним фактом, разъединяющим Бога и человека. Но здесь надо вспомнить о единстве рода человеческого. Крестные страдания и смерть нашего Господа Иисуса Христа вменяются всему человечеству. Человечество здесь представлено на Кресте (новый Адам, Иисус Христос), под Крестом и у Креста (древний Адам). В этом таинственном акте участвует все человечество. Благодаря этому можно дать приблизительный ответ и на данный вопрос: крестные муки пригвоздили к древу все то плохое, что в человечестве есть, и дало начало искуплению всего человеческого рода. Христос — представитель всего человеческого рода, Который взял на Себя все грехи мира.
Проиллюстрируем, что страдание и смерть Господа нашего Иисуса Христа были за все человечество: "Ибо не знавшего греха он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом" (2 Кор. 5, 21); и у апостола Петра: "Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились" (1 Пет. 2, 24). Следовательно, в лице Господа нашего Иисуса Христа человечество распяло самого себя, и поэтому Господь закончил историю падшего человечества. Как первый Адам начал историю человечества, так второй Адам ее закончил.
"Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу" (Рим. 8, 1-4).
Почему не все люди усвояют заслуги Христовы?
Нет осуждения тем, кто живет не по плоти, но по духу. Это очевидно. Со Своей стороны, Иисус Христос принес Себя в жертву за всех и всем приобрел благодать и спасение, но пользуются сим только те из нас, которые добровольно приемлют участие в страданиях его, "сообразуясь смерти Его" (Флп. 3, 10). В Евангелии от (И. 15, 6) говорится: "Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; и такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают".
Возможность и образ нашего участия в страданиях и смерти Иисуса Христа
Прежде всего, в Катихизисе говорится: "Мы участвуем в страданиях и смерти Иисуса Христа посредством живой сердечной веры, посредством Таинств, в которых сокрыта и запечатлена сила спасительных страданий и смерти Иисуса Христа, и наконец, посредством распинания плоти своей с ея страстями и похотями" (Кат.). Как можно участвовать в страданиях и смерти Иисуса Христа посредством живой сердечной веры? Ответ у апостола Павла (Гал. 2, 19-20): "Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня".
О возможности участия посредством таинств
"Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?" (Рим. 6, 3). "Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб и пьете чашу сею (идет речь о Евхаристии), смерть Господню возвещаете, доколе Он придет" (1 Кор. 11, 26). "Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстьми и похотьми" (Гал. 5, 24).
О возможности соединения со Христом посредством распятия плоти
"Те, которые Христовы, распяли плоть со страстьми и похотьми" (Гал. 5, 24). Кроме того в Катихизисе еще дается смысл понятия, что значит "распять плоть со страстьми и похоть-ми". "Распять плоть свою со страстями и похотями... можно воздержанием от страстей и похотей и действиями, им противными. Например, когда гнев побуждает нас злословить врага и делать ему зло, но мы противимся сему желанию и, вспоминая как Иисус Христос на кресте молился за Своих врагов, молимся и мы за своего, то сим образом мы распинаем страсть гнева". Такие примеры можно умножить до бесконечности.
Пятый член Символа Веры
"Верую...во единого Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, ...воскресшего в третий день по писанием..." Пятый, шестой, седьмой члены говорят о царском служении Господа нашего Иисуса Христа, начавшего с сошествия во ад и с победы над смертью. Но и раньше во время земной жизни Господа царское служение проявлялось в виде чудес, а здесь происходит новый этап, о котором поговорим.