Признаки, по которым люди могли узнать родившегося Спасителя
Прежде всего, пророчества о Мессии. Это были "многие точные предсказания о разных обстоятельствах Его рождения и земной жизни" (Кат). Многое надо разобрать самостоятельно. Разберу одно место чуть подробнее.
"Пророк Исайя предсказал, что Спаситель родится от Девы" — (Ис. 7, 14). На что здесь стоит обратить внимание? Иудеи говорят о том, что это предсказание относится не к Мессии, это предсказание относится к рождению царя Езекии. Еврейское слово "альма" может переводиться двояко: и как "дева", и как "молодая женщина". Еще до Рождества Христова это место однозначно понималось 70-тью толковниками как "дева". Греческое слово "парфенос", поставленное в их переводе пророчества означает "совершенная девственница", что неприложимо к "молодой женщине". Масореты же изменили смысл слова "альма" на "молодая женщина".
Теперь об имени Эммануил (с нами Бог) — это Богочеловек. У пророка Исайи (Ис. 8, 5-10) говорится о Младенце как о властителе Иудеи и одновременно говорится о нашествии царя Ассирийского. В (Ис. 9, 6) говорится о Младенце так, что это ни к кому, кроме Мессии, не может относиться — "владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира". "Народ (земли Завулоновой и Неффалимовой), ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет возсияет" (Ис. 9, 1-2).
В связи с чем было дано это пророчество? Исторические обстоятельства были таковы, что царь Сирийский Расой и Израильский Факей напали на Иудею для того, чтобы уничтожить династию царя Ахаза и установить новую династию. Пророк Исайя Ахаза успокаивает, напоминая известное пророчество Иакова о том, что "не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов" (Быт. 49, 10). Значит династия Ахаза не может прекратиться. Более того, пророк Исайя говорит, что знамением этому является то, "Дева во чреве приимет". И поэтому царь Ахаз может быть спокоен.
Речь идет прямым образом о Мессии. Это вполне понимали современники апостолов. Евангелист Матфей (Мф. 1, 22-23), писавший Евангелие для иудеев, указывал на это чудо как на одно из доказательств, что Господь наш Иисус Христос и есть тот долгожданный Мессия.
Пророк Михей возвестил, что Спаситель родится в Вифлееме: "И ты, Вифлеем — Евфрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который будет владыкой в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней века" (Мих. 5, 2). На это пророчество указывали волхвам, когда говорили о месте, где должен родиться Мессия (Мф. 2, 4-6).
Малахия по создании второго Иерусалимского Храма предсказал, что пришествие Спасителя приближается, что Он приидет в сей храм и что пред Ним будет послан Предтеча, подобный пророку Илии, чем ясно указуется Иоанн Креститель. "Се, Аз посылаю Ангела Моего, и призрит на путь пред л идем Моим: и внезапу приидет в церковь Свою Господь, Его же вы ищите, и Ангел завета, Егоже вы хощете" (Мал. 3, 1).
Пророк Захария предсказал торжественное вшествие Спасителя в Иерусалим: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной" (Зах. 9, 9). Здесь есть деталь, на которую стоит обратить внимание — на бедность. Действительно, торжественный вход царя должен быть на коне, со свитой, а здесь — на осле с осленком. Кроме того, у Захарии есть еще предсказание о прободении копьем: "И излию на дом Давидов и на живущия во Иерусалиме дух благодати и щедрот, и воззрят нань (на небо), Егоже прободоша" (Зах. 12, 10). Действительно прободение копьем было только у Иисуса Христа, разбойникам перебили голени.
Царь Давид (Пс. 21) изобразил крестные Страдания Спасителя с такой точностью, словно псалом писан был у самого Креста. "Боже, Боже мой! вонми Ми, вскую оставил мя еси... Вси видящий Мя поругаша ми ся, глаголаша устнами, покиваша главою: упова на Господа, да избавит Его, да спасет Его, тако хощет Его".
В этом Псалме описание страданий, но нам очень трудно говорить человеческим категориями о Страданиях Господа, потому что это страдания Безгрешного, Бессмертного Человека, Который стал смертным неизобразимы. "Обыдоша мя тельцы мнози, Юнцы тучнии одержаша мя: отверзоша на мя уста своя, тако лев восхищали и рыкаяй. Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя: бысть сердце мое яко воск таяй посреде чрева моего. Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси. Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя: ископаша руце мои и нозе мои. Изчетоша вся кости моя: тии же смотриша и презреша мя. Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий". Страшные слова.
Пророк Даниил в откровении, данном ему Архангелом Гавриилом определил число лет (490), которое оставалось от издания указа (453 г. до Р.Х.) царем Артаксерксом Лонгиманом на имя Неемии до времени явления Мессии, причем предсказал о Крестной смерти Спасителя, о последующем за ней разрушении Храма в Иерусалиме и о прекращении ветхозаветных жертв (9 глава книги Даниила).