Могущественное действие Христианского учения
Действие Христианского учения на сердца человеческие — это действие свойственно только силе Божией.
"Из того, что двенадцать Апостолов, взятые из людей бедных, неученых, низкого состояния, сим учением победили и покорили Христу сильных, мудрых, богатых, царей и царства" (Кат.), можно видеть могущественное действие учения Христова.
Лекция 5
Я опускаю некоторые разделы Катихизиса, которые следует посмотреть самим:
— состав Катихизиса;
— первая часть Катихизиса, посвященная вероучению;
— о Символе Веры и его происхождении.
Не стану также комментировать того, для каких целей понадобилось разбиение Символа Веры на 12 членов. Будем изучать сами члены Символа Веры.
О первом члене
"Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым .
Содержание первого члена Символа Веры — это учение о Боге вообще, учение о Первом Лице Святой Троицы и учение о Боге как о Творце мира.
Что значит веровать в Бога?
Катихизис говорит: "Веровать в Бога значит иметь живую уверенность о Его бытии, свойствах и действиях". Кроме того, вера нужна нам для спасения, и в Катехизисе добавляется, что надо веровать и "всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческаго". Для нас это наиважнейшая часть. Приводится цитата из Апостола Павла: "Без веры невозможно угодити Богу; веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздаватель бывает" (Евр. 11, 6).
Вера означает, прежде всего, необходимость спасения. Для этого спасения надо знать, что Бог действительно есть, что Бог наделен высшими нравственными качествами — любовью, правосудием, потому что именно эти качества имеют прямое отношение к возможности нашего спасения. Бог — это Существо живое, деятельное, это не безразличная сила, как Солнце, которое светит на праведных и неправедных. Как ньютоновский закон всемирного тяготения, который одинаково притягивает с силой, соответствующей произведению масс, деленному на квадрат расстояния. Нет, Бог — это живое Существо.
Некоторые аналогии мы можем найти в себе. У нас есть нравственный закон отношения к другим людям, мы знаем, что Бог есть любовь и заповедовал нам любить ближних своих. Эта любовь должна выражаться в нашей воле: одни люди нам симпатичны, другие антипатичны, но, тем не менее, мы добиваемся не того, чтобы они все были симпатичны, а того, чтобы относиться равно ко всем и принимать живое участие во всех. Но, безусловно, участие будет разным. И Бог в такой же степени по-разному реагирует: всех любит, но Его действие будет разным в отношении праведных и неправедных. Мы должны быть в этом уверены, как должны быть уверены в обетованиях, данных нам Богом: о нашем воскресении, о нашей судьбе после смерти, о нашей судьбе после воскресения. Конечно, это не праздный вопрос, хотя мы с вами сталкиваемся, например, с любопытством к различным вероучениям в журналистской среде, где на веру смотрят как на заблуждение рода человеческого. Нет, это вопрос не любознательности, а действительно требование нашей природы. Именно наша природа должна требовать ответ на вопрос о нашем месте в этом мире: каково наше назначение, какова наша судьба, что требуется от нас и как мы не соответствуем этому требованию.
Следовательно, должны быть хотя бы общие представления о том, как мир соотносится с Богом, каково наше место здесь, откуда взялось зло в этом мире, является ли оно творением Божиим или же, наоборот, оно пришло откуда-то со стороны. Если оно пришло со стороны, то тогда естественно возникает вопрос, как оно могло прийти притом, что мир храним Богом. Мы также должны ответить на вопросы, как избежать зла, какова была цель Искупления, и как нам присоединиться к искупительным плодам. Получить на все это ответ — требование нашей природы. Без удовлетворения этого требования мы можем только лишь заглушать себя различного рода временной деятельностью. Наше существование в этом мире — это краткий миг по сравнению с той вечностью, которая нам предстоит. Поэтому этот краткий миг надо использовать наилучшим образом.
Здесь уместен вопрос: зачем нужна наша молитва? Катихизис отвечает: «Апостол действие веры в Христианах (речь идет об ефесянах) изображает в следующей молитве о них к Богу: "Да даст вам, по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша" (Еф. 3, 16—17)». Почему же надо вселиться "во внутреннем человеце", т. е., другими словами, структуризировать нашу душу таким образом, чтобы она была наиболее близка к Богу? Конечно, потому что там, где Христос, там не может быть колебания, там, где Христос, там есть надежная опора, которая дает не только наше утверждение в этом мире, но и определяет образ нашего действования. Если мы соединены со Христом, то никакие лжеучения не могут нас оторвать и увлечь в области, чуждые для нас. Известно по опыту, как легко нас сорвать с места, ибо есть много интересных учений, которые приковывают наше внимание. Со всем этим нам необходимо бороться, чтобы нам не растеряться, а для этого надо быть со Христом.
Исповедание веры
Катихизис говорит, что "ближайшее и непременное действие сердечной веры в Бога составляет исповедание сей самой веры. Это значит открыто признавать, что мы содержим Православную Веру, и притом с такою искренностию и твердостию, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истиннаго Бога и в Господа нашего Иисуса Христа". В этом отношении можно вспомнить не только гонение на первых христиан, которые действительно отдавали свою жизнь и страдали за веру в Господа нашего Иисуса Христа, но также вспомнить исповедников и мучеников в земле Российской просиявших в самое последнее время (новомучеников). Сейчас открывается их жизнь, суть их подвига на земле. Сейчас много говорится о равнодушии в вере, которое было перед революцией. Это не совсем верно. Огромное количество мучеников и исповедников за веру показывают, что исповедание веры есть и было.
Исповедание веры необходимо для того, чтобы сам человек спасся — это одна сторона. Другая важная сторона исповедания — это проповедь Господа в этом мире о жизни по вере, чтобы и другие прославляли Отца нашего Небесного. Апостол Павел свидетельствует о том, почему необходимо веровать для спасения: "Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение" (Рим. 10, 10). То есть сердцем мы веруем к праведности, а устами исповедуем ко спасению. Да, можно про себя держать веру, а можно и следовать этой вере. В этом случае происходит то, что праведность усиливается. Устное же исповедание ведет ко спасению. Исповедание не только укрепляет нашу веру, но и сообщает о вере другим и укрепляет других. Сошлюсь на Послание к Римлянам. Там говорится о том, как вера укрепляется, каким образом мы получаем знание о вере и каким образом это происходит. "Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего?" (Рим. 10, 14). Исповедание веры, конечно, говорит еще о проповеди Евангельской, об апостольстве нашей Церкви, о ее миссионерской деятельности, о распространении веры дальше.