О «старой» и «новой» пасхалиях
«Календарная проблема» (особенно там, где она касается отмены или, напротив, сохранения единственно каноничной старостильной пасхалии) в свое время сыграла решающую роль в разрушении духовного единства иночества Старого Валаама, как, впрочем, и некоторых Поместных Церквей в целом.
Недаром в свое время профессор П.П. Глубоковский (1863-1937), известнейший богослов и историк Церкви, предупреждал, что в данной области «никакие произвольные новаторства... недопустимы, чтобы не произошло церковное расстройство с явным соблазном и опасностью для верующих». Другой выдающийся историк Церкви, профессор В.В. Болотов (1853-1900) называл стремление к утверждению нового календарного стиля в жизни Православия «безумной григорианской мыслью о реформе календаря», заявляя при этом о «решительном почитании им календаря юлианского», так как григорианский год, по его мнению, является «истинным мучением для хронологов».
Вообще же пренебрежение традиционным пасхальным календарем есть, по сути, пренебрежение богослужебным, церковным (в известном смысле — сакральным, священным!) восприятием времени, не говоря уже о пренебрежении соборным мнением святых отцов.
Отсюда понятна, например, тревога братской Русской Православной Церкви Заграницей, выраженная по этому поводу в одном из выпусков интернет- журнала «Русскш Инокъ» (издается с 2002 года при Свято-Троицком монастыре Зарубежной Церкви в Джорданвилле, в США, по благословению ныне уже покойного Предстоятеля РПЦЗ Митрополита Лавра (Шкурлы)).
Здесь вполне справедливо утверждается, в частности, следующее:
«...Пророк Даниил, говоря об антихристовых временах предсказывал, что антихрист даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон (Дан 7, 25). В славянском переводе Ветхого Завета слову "отменить” соответствует глагол "пременити", т.е. "переменить”. Это пророчество уже сбывается: вследствие принятия некоторыми поместными церквами "новоюлианского календаря” произошла перемена, или перемещение церковных праздников, что вызвало нестроения в богослужебной жизни, разлад в церковном народе и разделение. <...> Особенно пострадала от календарной реформы Финская Православная Церковь (ФПЦ), единственная в православном мире дерзнувшая полностью порвать с веками освященной Православной Пасхалией... Это каноническое отступление ФПЦ повлекло за собой и ряд других, больших и малых отступлений... Назовем лишь некоторые из них: допущение ко Св. Причастию инославных; фактическое упразднение исповеди; позволение женщинам причащаться в любом состоянии; изменение богослужебных текстов в угоду лютеранам; разрешение венчаться в неположенные дни и т.п. <...> Эта Церковь, почти семь десятилетий идущая путем отступлений — канонических, екклезиологических и прочих — являет собой поучительный пример духовного "соскальзывания" и "окамененного нечувствия”. <...> Не довольствуясь смутой, которую вызвал в Поместных Церквах "новоюлианский календарь", [современные псевдо-православные обновленцы]... намечают во имя объединения православных с инославными, подобно Финской Православной Церкви, изменить также Православную Пасхалию что означает и изменение времени празднования связанных с Пасхой подвижных праздников».
А подобная реформа — то есть та «отмена праздничных времен», о которой предупреждал еще святой пророк
Божий Даниил, — естественно, «повлечет за собой и “отмену закона” (ср.: Дан 7, 25), поскольку изменение Православной Пасхалии означает нарушение неприкосновенности канонов святой Православной Церкви (например, 7-го Апостольского правила, 1-го правила Антиохийского собора, 7-го правила II Вселенского Собора и прочих)».
«Календарный вопрос» остается и поныне одним из удобных орудий секулярного мира в апостасийном процессе разрушения общецерковной соборности. В силу этого, безусловно, будет полезным представить здесь по этой, навязываемой Вселенскому Православию проблеме авторитетное мнение двух современных архипастырей — Патриарха Сербского Павла и одного из митрополитов Русской Православной Церкви, Владимира (Икима).
Печатаемая в этом Приложении проповедь владыки Владимира представляет тем больший интерес, что в ней напрямую затрагивается история валаамской «календарной смуты».