О «старой» и «новой» пасхалиях

«Календарная проблема» (особенно там, где она каса­ется отмены или, напротив, сохранения единственно каноничной старостильной пасхалии) в свое время сы­грала решающую роль в разрушении духовного един­ства иночества Старого Валаама, как, впрочем, и неко­торых Поместных Церквей в целом.

Недаром в свое время профессор П.П. Глубоковский (1863-1937), известнейший богослов и историк Церкви, предупреждал, что в данной области «ника­кие произвольные новаторства... недопустимы, что­бы не произошло церковное расстройство с явным соблазном и опасностью для верующих». Другой вы­дающийся историк Церкви, профессор В.В. Болотов (1853-1900) называл стремление к утверждению но­вого календарного стиля в жизни Православия «без­умной григорианской мыслью о реформе календа­ря», заявляя при этом о «решительном почитании им календаря юлианского», так как григорианский год, по его мнению, является «истинным мучением для хронологов».

Вообще же пренебрежение традиционным пас­хальным календарем есть, по сути, пренебрежение богослужебным, церковным (в известном смысле — сакральным, священным!) восприятием времени, не говоря уже о пренебрежении соборным мнением свя­тых отцов.

Отсюда понятна, например, тревога братской Рус­ской Православной Церкви Заграницей, выражен­ная по этому поводу в одном из выпусков интернет- журнала «Русскш Инокъ» (издается с 2002 года при Свято-Троицком монастыре Зарубежной Церкви в Джорданвилле, в США, по благословению ныне уже покойного Предстоятеля РПЦЗ Митрополита Лавра (Шкурлы)).

Здесь вполне справедливо утверждается, в частно­сти, следующее:

«...Пророк Даниил, говоря об антихристовых временах предсказывал, что антихрист даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон (Дан 7, 25). В славян­ском переводе Ветхого Завета слову "отменить” соответ­ствует глагол "пременити", т.е. "переменить”. Это проро­чество уже сбывается: вследствие принятия некоторыми поместными церквами "новоюлианского календаря” произошла перемена, или перемещение церковных праздников, что вызвало нестроения в богослужебной жизни, разлад в церковном народе и разделение. <...> Особенно пострадала от календарной реформы Финская Православная Церковь (ФПЦ), единственная в православном мире дерзнувшая полностью порвать с веками освященной Православной Пасхалией... Это каноническое отступление ФПЦ повлекло за собой и ряд других, больших и малых отступлений... Назовем лишь некоторые из них: допущение ко Св. Причастию инославных; фактическое упразднение исповеди; по­зволение женщинам причащаться в любом состоянии; изменение богослужебных текстов в угоду лютеранам; разрешение венчаться в неположенные дни и т.п. <...> Эта Церковь, почти семь десятилетий идущая путем отступлений — канонических, екклезиологических и прочих — являет собой поучительный пример духов­ного "соскальзывания" и "окамененного нечувствия”. <...> Не довольствуясь смутой, которую вызвал в По­местных Церквах "новоюлианский календарь", [совре­менные псевдо-православные обновленцы]... намечают во имя объединения православных с инославными, по­добно Финской Православной Церкви, изменить так­же Православную Пасхалию что означает и изменение времени празднования связанных с Пасхой подвижных праздников».

А подобная реформа — то есть та «отмена празднич­ных времен», о которой предупреждал еще святой пророк

Божий Даниил, — естественно, «повлечет за собой и “от­мену закона” (ср.: Дан 7, 25), поскольку изменение Право­славной Пасхалии означает нарушение неприкосновен­ности канонов святой Православной Церкви (например, 7-го Апостольского правила, 1-го правила Антиохийского собора, 7-го правила II Вселенского Собора и прочих)».

«Календарный вопрос» остается и поныне одним из удобных орудий секулярного мира в апостасийном про­цессе разрушения общецерковной соборности. В силу этого, безусловно, будет полезным представить здесь по этой, навязываемой Вселенскому Православию про­блеме авторитетное мнение двух современных архипа­стырей — Патриарха Сербского Павла и одного из ми­трополитов Русской Православной Церкви, Владимира (Икима).

Печатаемая в этом Приложении проповедь влады­ки Владимира представляет тем больший интерес, что в ней напрямую затрагивается история валаамской «календарной смуты».

Наши рекомендации