Из дневника иеромонаха памвы
Естественно, что события «календарной смуты» нашли достаточно подробное освещение не только в официальных, но и в личных письменных документах (дневниках, келейных записках, письмах, воспоминаниях и т.п.) ряда валаамских иноков. Поскольку же события эти стали реальным историческим фоном для исповеднического противостояния отца Тимона- Михаила местным обновленцам-«новостильникам», представляется тем более полезным дать здесь некоторые из подобных свидетельств очевидцев тех трагических лет: пусть читатель не только познакомится с мнением церковных историков по данному поводу, но и услышит живой голос самих участников
(или хотя бы наблюдателей) валаамского раскола 1920-1930-х гг.
В частности, одним из подобных свидетельских документов является дневник иеромонаха Памвы часть которого в свое время опубликовала матушка Мария (Стахович).
Она пишет: «Дабы глубже вникнуть в безвыходность положения валаамских монахов, ставших предметом насильственного внедрения в них обновленческого «нового стиля» со стороны финского церковного политиканства, приведем [для большей объективности] фрагменты из дневника всеми уважаемого старца иеромонаха Памвы, который не разделял взглядов "старостильников"».
При том, заметим, сам отец Памва считал действия новостильной администрации излишне жестокими...
Тем не менее, будучи — по своей природной мягкости и, так сказать, уклончивости от каких-либо житейских проблем — вообще в стороне от всех этих, достаточно принципиальных, споров, он оставался одинаково равнодушен как к канонически соборным идеалам защитников старой пасхалии, так и к позиции новостильников.
Основой же такой жизненной позиции отца Памвы, как и ряда других иноков Валаама, являлось, безусловно, не слишком ясное осознание ими не столько «внешне» канонической, сколько — и это главное! — глубинной, духовной сути разногласий между теми, кто последовательно защищал Православие, самый его соборный дух, и теми, кто, по сути, обновленчески равнодушно готов был идти на поводу у сильных мира сего. А ведь из-за подобных разногласий (в данном случае из-за беспринципной позиции валаамского начальства, послушного в церковных делах не самой Церкви, а мирской власти Финляндии — в лице ее антиправославных президентов) рушился изнутри уже сам монастырь, все его молитвенное единство и само христианское монашеское братство.
Не предполагая, однако, столь печальных результатов обновленческого раскола (а что иное, кроме
грядущего оскудения монастырской жизни, могло дать пренебрежение постановлениями Вселенских Соборов?), более того, воспринимая «календарный» повод ко внутрицерковным разногласиям как малосущественный, а «старостильную ревность» совершенно излишней (именно так в то время казалось некоторым валаамцам), отец Памва и смог тогда записать в дневнике лишь следующее: «Вот что стиль наделал, а главное, ихнее упорство»!
Не удивительно поэтому, что самому ему встать на «ихний» исповеднический путь, исполненный полного самоотречения во имя незыблемости канонов Святого Православия, оказалось, конечно же, не по силам.
Путь непримиримых и последовательных старо- стильников — в том числе духовника обители, старца
Михаила Старшего (сего, по словам архимандрита Афанасия Нечаева, «духовного исполина»), как и его содруга, отца Тимона-Михаила Младшего, — остался отцу Памве, увы, чужд...
Но приведем здесь все-таки вслед за монахиней Марией отдельные, достаточно интересные с церковноисторической точки зрения, отрывки из дневника этого доброго, хотя, к сожалению, в каноническом отношении и не слишком принципиального и твердого, валаамского монаха:
«1923, 3 сентября
После поздней обедни наш о. игумен Павлин в соборе прочитал послание нашего владыки Серафима <...> [чтобы] с 4 октября перейти на новый стиль...
Все шло тихо, хорошо, но пред концом [трапезы] встал иеромонах Авраамий и сказал, что подчиняться не надо, и после трапезы одни без начальства сделали бурное собрание.
Вторник. Приехал наш владыка Серафим... Отец игумен [Павлин] и отец наместник Иоасаф... доложили владыке ход нашего шума в трапезе и в келье о. игумена.
В среду 6 сентября, после трапезы, в соборе была собрана вся братия, и владыка наш Серафим сказал братии речь по поводу перехода на новый стиль... братия стала просить остаться на старом. Но владыка сказал, что нельзя; тогда некоторые из братии, как монах Фео фил, сильно владыке возражал... Иеромонах Иоанни- кий просил, чтобы дали отдельную церковь... Владыка... сказал, что с 1 октября переходит на новый стиль, и пошел из собора в келью.
В воскресенье, 17 сентября, в 2 с половиной часа пополудни наш пароход "Сергий” пошел в Сердоболь и повез наших отцов: иеромонахов о. Феодосия, о. Иоан- никия, о. Ираклия, иеродиакона Иувиана и монаха Феофила, а из Сердоболя их отправили в город Выборг в тюрьму, где их допрашивал сам выборгский губернатор. С прочих, т.е. монахов, сняли мантии и разослали по разным скитам. Вот что стиль наделал, а главное, ихнее упорство...
1924, 25 июня. С вечера в среду. Сегодня встречали епископа Карельского (Германа), временно управляющего Финляндскою Церковью вместо уволенного(?!) архиепископа Серафима...»
В связи с этой дневниковой записью о. Памвы следует особо заметить, что, несмотря на предоставление Патриархом Тихоном Финляндской Церкви статуса автономии, «правительство Финляндии хотело, чтобы канонические узы Финской Православной Церкви с Московской Патриархией были разорваны. Вопреки протесту правящего архиепископа Серафима (Лукьянова) Герман (Аав) без пострига [выделено нами. — Авт.] был хиротонисан в Константинополе в епископский сан. Архиепископ Серафим был удален... а Герман (Аав) возглавил Русскую Церковь [в Финляндии], которая при нем перешла в юрис-
дикцию Константинопольского Патриархата. Этот шаг имел тяжелые последствия для Валаамского монастыря».
Как продолжает затем свой дневник о. Памва: «Встречали [«епископа» Германа] у святых ворот. В соборе говорил речь. Вид у него странный, без волос (стриженый и бритый, как пастор протестантский), и на левой руке носит два обручальных кольца... Некоторые наши отцы и миряне не подходили под благословение, считая его за неправильно поставленного...
7 ноября... Сегодня было торжественное моленье, молились Божией Матери и Преподобным Сергию и Герману о том, чтобы Духовное Управление дало нам праздновать по старому стилю Пасху. Служили всенощную и обедню. Каково решение будет? О. игумен в воскресенье поедет в Выборг. Господи, положи этой смуте конец, дай мир душам нашим!
О. игумен, о. наместник и эконом Харитон вернулись из Гельсингфорса [Хельсинки]: результат таков — финский президент и его министр (лютеране!) не дали своего разрешения служить Св. Пасху по старому стилю. Вот запятая, что хочешь, то и делай! Архиерей и духовное правление говорят, что не подчинитесь — разгоним! На что наши отцы решатся — пока неизвестно.
1925. На 7/20 января в ночь был у нас очень сильный ураган, который повалил очень, очень много деревьев. Я 30 лет прожил здесь и не видал такой бури. Господи, пощади и помилуй Твое создание.
2/15 февраля служил с о. игуменом (Павлином) раннюю обедню в соборе, может быть и в последний раз. Он подал на покой из-за стиля. Что ему ответит Церковное Управление — неизвестно.
9 сентября, воскресенье. В 5 ч. вечера поехали в г. Сердоболь ко владыке Герману. О. Игумен и все наши соборные просят владыку, чтобы он вместе с митрополитом Германосом, представителем Патриарха Константинопольского, не приезжал: причина та, что владыка служил Пасху по новому стилю, и братия не желает его видеть у себя, или же если и приедет, то только бы не служил. Что из этой поездки получится — завтра узнаем. Господи, пошли нашей св. обители мир, тишину и братскую любовь.
16 сентября... В пол-одиннадцатого утра едет о. игумен и все соборные в г. Сердоболь на встречу митрополита Константинопольской Патриархии. Что-то они привезут? На улице погода стоит хорошая, солнечная, а на душе у всех темнота.
20 сентября в 2 часа к нам в обитель прибыл митрополит Германос Фиатирский, представитель Патриарха Константинопольского, и наш владыка Герман. Встречали в нижнем соборе. Говорил речь на немецком языке, а переводил священник Казанский. Служил всенощное бдение и обедню и говорил речь, призывал братию к миру и любви, и в 2 часа дня они уехали на Салму.
Половина братии не была у службы, потому что наш епископ Герман служил Пасху по новому стилю.
Воскресенье. Сегодня в 3 часа дня на пароходе "Сергий" выслали из монастыря в Россию иеромонаха Поликарпа. Причина та, что он посылал в газету "Русские Новые Вести" статьи против Церковного Правления.
10 ноября. В понедельник 9 ноября в 2 ч. дня в монастырь прибыла Следственная комиссия: священники Симеон Окулов и Николай Варфоломеев и пробыли
4 дня и всю братию спрашивали отдельно каждого, признают ли Епископа Германа и будут ли с ним служить, и прочее.
3 декабря. Четверг. В 8 утра увезли в Тихвинский скит (самый отдаленный и суровый) на жительство о. наместника Иоасафа и Иувиана канцеляриста и иеродиакона Мардария. Причина все та же. И Един Господь ведает, чем все кончится это...
15 декабря. В 9 часов утра на пароходе "София" увезли духовника иеросхимонаха Михаила [Старшего] в скит на Германовский остров — причина та же. У него вся жизнь прошла без скорбей, но все-таки и он их не избежал...»
Читая о всех этих духовных бедах великой прежде обители, следует особо подчеркнуть, что приговоры, выносившиеся тогда о. Иоасафу и ряду других валаамцев-старостильников, по самому духу своему были совершенно нецерковны, предельно сервильны и готовились монастырскими обновленцами лишь в связи с требованием антиправославных мирских властей Финляндии — при полном нарушении апостольского завета: стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Тал 5,1) и Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков (1 Кор 7, 23).
Впрочем, всю внутреннюю неправедность и несправедливость приговоров, выносившихся тогда о. Иоасафу и ряду других валаамцев-«старостильников, подтвердили позже и сами былые монастырские «судьи»: как только финское правительство оказалось, по результатам Второй мировой войны, вынужденным считаться с мощью соседней России и сам монастырь (уже Новый Валаам) перешел на время в юрисдикцию «старостильной» Московской Патриархии, то в нем сразу же были восстановлены (причем прежними же начальствующими — недавними новостильниками!) православные — старостильные — церковный календарь и Пасхалия.
...Со времени этих печальных событий прошло около года, и вот мы вновь читаем очередные горестные строки в дневнике о. Памвы:
« [1926 г.] 12 сентября. С утра моросит маленький дождь... и на душе у меня мрачно, как и погода — мрачная. Господи Боже, помоги в мире кончить путь земного странствия! Сегодня в 3 часа едут наши прежние соборные на высший суд в г. Сердоболь...»
О том, как проходило это неправедное по всем христианским понятиям судилище в Сердоболе, чуть позже свидетельствовал еще один валаамский инок — игумен Филимон: «Со слезами на глазах монахи нечто новое открыли им [судьям], и допросчики сидели в страхе перед тем ответом роковым;
из апостольских соборных правил валаамцы прочитали вслух то, что грешный мир теперь оставил — стал к церковной дисциплине глух!.. Судьи молча, все в волнении, встали... и, как Каиафа — акт решения, председатель Солнцев произнес: "Обвиняетесь законом страны... в возмущении перед ней... Ваш отец игумен с нами, знайте, и наместник — наш усердный друг!" Форменный был суд и присудили монахов 35 изгнать совсем... посадить за город в Халахуты... С остальными справится игумен, разошлет их всюду по скитам».
Записью о дальнейшем исполнении этого решения суда и завершается рассказ о календарной смуте, сохранившийся в дневнике о. Памвы:
22 октября на пароходе "Сергий" отправили с полицией наших отцов 30 человек старостильников в город Сердоболь, а там за 12 верст от г. Сердоболя поместили в одном доме. Жаль их душевно — как своих о Христе братьев. Но судить их не берусь».