О паломнике с.н. большакове и его встречах со старцем михаилом в ново-валаамском и псково-печерском монастырях
Сергей Николаевич Большаков (1901-1991) известен — в основном в Западной Европе и в США — как религиозный писатель, посвятивший значительную часть своих литературных трудов ознакомлению католиков и протестантов с сокровищами духовной мудрости Православия.
Родившись в Петербурге, С.Н. Большаков после коммунистического переворота эмигрировал в 1918 году сначала в Эстонию (будучи связан там преимущественно с Псково-Печерским монастырем), а затем во Францию. В 1946 году ему была присуждена степень доктора философии Оксфордского университета, где он затем и преподавал. Работая редактором в журнале «Церковь и мир», С.Н. Большаков опубликовал в нем, а также и в ряде других западных периодических изданий значительное число статей на церковно-исторические и религиозно-философские темы (взаимоотношение Церкви и государства, зарубежные миссии Русской Церкви, учение о единстве Церкви, жизнеописания и духовные характеристики как выдающихся представителей православной аскезы в России, так и святых отцов- подвижников христианского Востока). После долгого пребывания в Англии он жил затем в Италии (в Риме) и в Швейцарии (с 1974 года) — где и скончался, и погребен.
Русские читатели узнали о С.Н. Большакове преимущественно в связи с выходом в свет его книги «На высотах духа», рассказывающей о поисках автором
опытных делателей молитвы Иисусовой. В этой книге две главы посвящены его духовным беседам с валаамскими старцами — схиигуменом Иоанном и иеросхимонахом Михаилом.
Наряду с этим С.Н. Большаков в свое время издал и отдельную небольшую книгу о последнем (на английском языке), в которой кратко изложил историю встречи с о. Михаилом и пересказал содержание четырех бесед с ним. Впоследствии этот текст был включен
О паломнике С.Н. Большакове и его встречах со старцем Михаилом игуменом Германом (Подмошенским) в опубликованный Братством Св. Германа Аляскинского и уже не раз упоминавшийся здесь сборник воспоминаний и исторических материалов о старце Михаиле; но, к сожалению русских читателей читателей, и это издание явилось также англоязычным, так что содержание бесед оказалось им вновь недоступным. В вышедшем же не так давно у нас уже русскоязычном варианте той же самой книги воспоминания С.Н. Большакова вообще оказались не напечатаны — вероятно, из-за отсутствия их перевода. Восполняя столь существенный пробел в наших знаниях об этом замечательном старце, ниже и публикуется впервые перевод указанных четырех бесед.
Предваряя своим предисловием текст С.Н. Большакова об отце Михаиле, игумен Герман (Подмошенский) так писал в изданной им еще в 1992 году книге о старце: «Как раз перед созданием Братства Св. Германа члены братства вступили в контакт с доктором Сергеем Николаевичем Большаковым, чей день рождения приходился на день канонизации Св. Германа [Аляскинского]. Будучи активным проводником сведений о Православии и используя свои связи в Оксфорде, доктор Большаков поспешил установить связь с «конвертами» из англоязычного мира [то есть с новообращенными православными из западной среды, преимущественно протестантской]. Он прислал нам книги: первое английское издание "Жития старца Силуана” [уже упоминавшейся здесь известной книги архимандрита Софрония (Сахарова). — Авт.] и свою брошюру о Новом Валааме, опубликованную "Журналом Московской Патриархии" в 1959 году. Мы получили от него и несколько статей на соответственные же темы. Присущие ему любезность и интерес к англоязычным публикациям о Православии сделали его одним из первых подписчиков-доброхотов журнала нашего Братства Святого Германа — ["Православное слово”]. Последовали целые серии его писем — особенно после упокоения отца Серафима (Роуза) и вплоть до кончины самого автора.
Еще задолго до смерти доктор Большаков просил наше Братство, чтобы оно напечатало его работы, одну из которых мы опубликовали (1988 г.) — "Старец Мел- хиседек, отшельник Рославльских лесов”. Но мы не решались переиздать его книгу бесед с о. Михаилом — "Отец Михаил, затворник нововалаамский", потому что никогда не существовало русского текста — подлинника русскоязычных собеседований между старцем Михаилом и доктором Большаковым. Он написал эту книгу по-английски — не с той единственной целью, чтобы нарисовать образ отца Михаила, но чтобы использовать свое посещение старца как средство для ознакомления современного западного человека со Святая Святых Православия Руси. При этом, увы, сам старец Михаил был мучим как раз той стихией обновленчества (проявлявшейся — в его случае — в насаждавшемся на Валааме реформировании церковного календаря), с которой доктор Большаков и пытался найти общий язык, добиваясь примирения сторон...» При этом «он старался передать сложившиеся различия — и в исторической традиции, и в героическом стоянии за истину от имени святых отцов. Одним из таких отцов был, несомненно, сам отец Михаил, последний великий старец Валаама».
В свою очередь и С.Н. Большаков, обращаясь в предисловии к книге «На высотах духа» к читателям, интересующимся вопросами православного «молитвенного делания», особо отметил присущую именно схимонаху Михаилу наибольшую духовную опытность в данной области: «Эта небольшая книжечка написана главным образом для делателей молитвы Иисусовой. В ней я изложил мои беседы с разными делателями ее в разное время и в разных странах... Из делателей молитвы я выбрал только достигших внутреннего безмолвия, то есть никого не судивших, в большей или меньшей мере.... Старец Михаил, нововалаамский затворник, дал мне самые ценные указания».
...Во время своего пребывания в Финляндии С.Н. Большаков, собираясь побывать и в Ново-Валаамской обители, при случае не раз интересовался состоянием ее внутренней жизни и расспрашивал встречавшихся ему местных финских православных о том, с кем в первую очередь стоило бы ему там посоветоваться, — не только относительно верных путей молитвы, но и по поводу своих личных духовных проблем. И тогда некая Нина Николаевна М. — несмотря на то, что сама она постоянно окормлялась у валаамского схиигумена Иоанна, — настоятельно рекомендовала С.Н. Большакову встретиться в первую очередь с о. Михаилом: «На Новом Валааме есть теперь чудный старец Михаил Затворник. Побеседуйте с ним о ваших трудностях в жизни, и он вам преподаст совет».
Вняв ее добрым словам, С.Н. Большаков вскоре же и посетил Ново-Валаамскую обитель, прибыв туда в качестве паломника из Куопио, местного административного и церковного центра, 9 августа 1954 года, и прожив затем под гостеприимным монастырским кровом всю последующую неделю... За это время он сподобился четырех бесед со старцем Михаилом, содержание которых и изложил в опубликованных впоследствии нескольких церковных изданиях. В общем для всех них тексте им был помещен также рассказ о его приезде в обитель, краткий очерк истории возникновения Нового Валаама, небольшой раздел, посвященный явлению православного старчества в России, и, кроме того, описание состояния самого монастыря на тот период.
После упомянутых бесед со старцем С.Н. Большаков, как известно, пытался впоследствии в своих письмах подвигнуть его на создание фактически совместной книги по духовным вопросам (главным образом о монашеской аскезе, исихастской практике и «внутреннем безмолвии») для современных читателей, от чего смиренный инок-затворник, естественно, уклонился. Пусть и мягко выраженная, но решительно отрицательная позиция отца Михаила относительно этого предложения С.Н. Большакова, разумеется, не способствовала дальнейшим их встречам в Ново-Валаамском монастыре. К тому же старец вскоре переселился в Россию, оказавшись в конце концов в Псково-Печерской обители, где он и прожил еще четыре последних года своего земного бытия — до самой кончины (завершив иноческую жизнь уже, по сути, полным затвором).
Однако именно здесь С.Н. Большакову удалось сподобиться еще одной встречи со столь почитавшимся им схимником — встречи, состоявшейся 25 июля 1960 года. О ней он упомянул затем в двух своих публикациях: в зарубежной церковной печати и на страницах «Журнала Московской Патриархии».
В московском издании, в статье, носящей более официальный характер и посвященной краткому описанию его пребывания в России совместно с владыкой
Василием [Кривошеиным], архиепископом Брюссельским, С.Н. Большаков уделил собственно посещению Псково-Печерской обители не так уж много строк, но о встрече со старцем Михаилом все же упомянул особо. Вот что им было сказано тогда в этой статье:
«Из Ленинграда мы ездили на автомобилях... в древний Псково-Печерский монастырь. В 1926 году я провел три месяца в этом монастыре, находившемся тогда в Эстонии. Мне было очень интересно узнать, в каком состоянии монастырь находится ныне. Наместник монастыря архимандрит Алипий, много поработавший для реставрации Троице-Сергиевой Лавры, а ныне трудящийся в той же сфере в Печерской обители, встретил нас весьма радушно. Монастырь находится в безукоризненном состоянии. Число братии удвоилось по сравнению с моим первым визитом. В ней много молодых иноков со всех концов Советского Союза. Древний пещерный собор почти полностью реставрирован. Мы поклонились раке преп. Корнилия и других преподобных обители, осмотрели ее храмы и пещеры, где почивают иноки и многие благочестивые духовные и миряне.
Архиепископ Василий служил всенощную и Литургию в Свято-Михайловском соборе монастыря. Было очень много молящихся, главным образом паломников со всех краев — из Москвы, Ленинграда, балтийских республик, с Украины, из Мурманска, Сибири, Средней Азии и с Дальнего Востока. Паломники эти бывают и зимой и летом. Перед отъездом из монастыря наместник провел нас в Лазаревский корпус — очаровательный домик в саду с домовой церковью праведного Лазаря. В этом домике проживают три валаамских старца, с которыми я встречался в 1954 году на Новом Валааме в Финляндии. С наиболее почитаемым из них — иерос- химонахом Михаилом — я долго беседовал в 1954 году. Беседы эти я описал во многих статьях. Они были изданы и отдельно. Последнее издание, на английском языке, было опубликовано в текущем году Американским Экзархатом. Я был рад повидаться с о. Михаилом, а также с о. Николаем, сказавшим каждому из нас краткое поучение».
Несколько более подробно то же посещение Псково- Печерской обители описано С.Н. Большаковым в другой статье, где он, в частности, приводит слова отца Михаила — с высказанной в них краткой оценкой его иноческого положения в Печерском монастыре старец тогда совершенно искренне определил свою жизнь в обители — как райскую.
Этот текст достаточно важен как для истории взаимоотношений с отцом Михаилом одного из особых его почитателей, оставившего нам весьма ценные записки о нем, так и для дополнительной характеристики положения и — что важно — духовного состояния старца во время его пребывания в Печорах. Поэтому приведем здесь эту небольшую статью почти целиком:
«В 1957 году отец Михаил, затворник финляндской Ново-Валаамской обители, с которым я имел несколько бесед в 1954 году, — бесед, оказавших огромное влияние на мою жизнь, покинул Финляндию со своими сторонниками [то есть со старостильниками. — Авт.] и поселился в Псково-Печерском монастыре. Именно это особенно усилило мое желание посетить обитель. Неожиданно это стало возможным. В июне 1960 года я, будучи в Риме и намереваясь на июль отправиться в Бретань во Франции, получил письмо от моего старого друга — Его Высокопреосвященства Василия (Кривошеина), архиепископа Брюссельского, приглашающего меня сопровождать его в июле в Россию. Я сразу же согласился. В России я не был 41 год. Я был преисполнен желания посетить Ленинград, где я родился, и Москву, в которой я жил. Я намеревался также совершить паломничества в Свято-Троицкую Лавру в Загорске [таково было название Сергиева Посада в 1930-1991 годах. — Авт.] и в Псково-Печерский монастырь. Кроме того, я надеялся встретиться со своей сестрой и несколькими старыми друзьями.
Мы прилетели в Москву 16 июля и побывали в Загорске 18 июля. В Москве мы оставались до 23 июля, когда отправились в Ленинград. Псково-Печерский монастырь мы посетили 25 июля 1960 года.
После завтрака о. архимандрит Алипий сопроводил нас в старинные помещения... где ныне проживают, как в скиту, три валаамских монаха. Мы пересекли двор и вошли в садик. Отец Лука встретил нас у входа и проводил в келью. Мы прошли через старую церковь Святого Лазаря с ее весьма своеобразным иконостасом XVIII века, где на боковых дверях изображены вместо обычных Архангелов Михаила и Гавриила или же святых диаконов Стефана и Филиппа — [первосвященники] Аарон и Мелхиседек. Мне эта церковь хорошо знакома еще с 1926 года.
Отец Михаил ожидал нас в своей большой и светлой келье — с окном, смотрящим прямо в сад. Он стоял посреди комнаты в полном облачении великой схимы. Ему было теперь 86 лет, но я не обнаружил в нем каких-либо перемен со времени нашей последней встречи в Финляндии в 1954 году. Я знал, что после того как он поселился в монастыре, его начали посещать толпы — в поисках духовного окормления и утешения. Одно время он принимал в целом по 300 человек в день, но это начало его изнурять. Он вернулся в уединение, в то время как отец Николай [до схимы Борис], другой валаамский монах, наследовал ему как старец.
Когда отец архимандрит представил нас отцу Михаилу, тот поклонился нам и сказал архиепископу: "Я очень рад видеть вас, Ваше Высокопреосвященство. Вы были много лет монахом Афонской Горы. Всё связанное с Афоном очень дорого для меня. От Горы Афон монашеская жизнь пришла в Россию, от Горы Афон мы научились Иисусовой молитве и многому другому".
Когда же архиепископ спросил отца Михаила, доволен ли тот, пребывая в новых окружающих его обстоятельствах, так отличающихся от валаамских, старый монах ответил: "Да, я доволен. Я вернулся на мою родину. Я живу в древнем монастыре. Келья, церковь и сад являются для меня истинным раем. Я стар, и я хочу быть наедине с Богом, готовя себя к жизни вечной. Молодые должны принять на себя духовное руководство. Молитесь за меня, и я буду молиться за вас. Пожалуйста, простите меня, но наше собеседование закончено. Я продолжу свои молитвы и уединение". Он поклонился нам, и мы один за другим вышли. Перед тем как покинуть старца, я подошел к нему и попросил его благословения. "Да, Сереженька, я помню тебя и наши беседы в Новом Валааме. Следуй моим советам. Благослови тебя Бог".
Мы направились к преемнику отца Михаила — слепому схимонаху Николаю. Когда мы вошли в его келью, он сидел на низеньком стуле перед иконой Божией Матери, перебирая пальцами плетеные четки. Я сразу понял, что он творит молитву Иисусову, — соответственно исихастскому обычаю. Слыша наше появление, слепой монах встал и повернулся к нам лицом. Он был невысок и хрупок, но его лицо было румяным и очень свежим, что было совершенно необычным для человека восьмидесяти лет.
Архимандрит представил нас.
Когда я подошел к старцу, тот взял обе мои руки в свои и очень по-доброму сказал мне: "Ты, мой дорогой друг, посетил как Гору Афон, так и Валаам. Ты беседовал с опытными старцами; у меня же нет ничего, что бы добавить к их наказам, кроме одного: недостаточно знать их указания, но следует также и осуществлять их. Мы спасаемся не словами, а делами. Бог да благословит тебя”.
Одному священнику отец Николай предсказал епископство. Когда отцу Николаю сообщили, что этот священник молод и женат, он ответил: "Да, я знаю это, как знаю и то, что этот молодой священник хотел быть монахом, но был предохранен от совершения такого поступка. Его время еще придет”. Каждому из представленных ему отец Николай что-нибудь да сказал.
Мы покинули дом валаамцев в тишине и задумчивости...»