О духовных причинах ухода старца михаила из ново-валаамского монастыря
Возвращение иеросхимонаха Михаила в Россию стало одним из итогов скорбного, растянувшегося, по сути, на треть века противостояния старостильников — этих до конца верных канонам Церкви Христовой православных иноков — новостильному «духу века сего», подлинных иноков Святой Руси, чья память и по сей день благоговейно чтится в Псково-Печерской обители.
К сожалению, именно все более обмирщающийся дух сего века и стал источником великой монашеской трагедии: следование этому обновленческому духу, а отсюда и непонимание частью валаамского иночества всей духовной серьезности «календарно-пасхального отступничества» и того, какие внутренне бездуховные силы стояли и стоят за этой, казалось бы, всего лишь внешней формальностью (сдвигом календарных чисел), привело к расколу в обители и к постепенной все большей и большей утрате в ней православных монашеских традиций.
Увы, способствовали этому и такие чисто человеческие слабости, как равнодушие, сервилизм, страх перед государственными властями, но прежде всего — нетвердость веры, недостаток упования на силу Божию и наступившая к началу XX столетия характерная для большинства монастырей значительная утрата понимания духовной сути и смысла монашества вообще, о чем за полвека до того со скорбью писал святитель Игнатий (Брянчанинов).
Уже в XVIII столетии монастыри разорялись Императором Петром I, более трех четвертей их было попросту закрыто Императрицей Екатериной II. Постепенно подлинный монашеский духовный строй утрачивал во многих из обителей прежнюю свою соль и силу, и в предреволюционные годы монашество — как таковое — нередко понималось и осуществляло себя в жизни весьма формально, не будучи порой наполнено подлинно горящим духом былого российского (тем более — древнерусского) иночества Святой Руси.
Недаром еще в середине XIX века великий святитель Московский Филарет (Дроздов) ясно говорил о все более наступавшем духовном оскудении российского общества: «Кажется, уже и мы живем в предместьях Вавилона, если не в нем самом» или: «Людие поучаются тщетным. Из христианских обществ исходят мужие, глаголющий развращенная... Соль обуявает. Камни святилища падают в грязь на улицу. С горем и страхом смотрю я на изобилие людей, заслуживающих лишения сана...»
Точно так же и другой замечательный архипастырь и учитель монашества той же поры, святитель Игнатий (Брянчанинов), отмечал наступающее «общее стремление всех исключительно к одному вещественному, будто бы оно вечно, забвение вечного как бы не существующего... заменение Бога и Его уставов лжеименным разумом и уставами, исходящими от миродержца [то есть сатаны. —Авт.]».
При этом святитель, говоря в своих известных записках о необходимости проведения в России Поместного Собора (еще в 1862-1866 годах!), дабы поставить преграду проникновению в церковную жизнь элементов западноевропейского модернизма, призывал: «Не будем вводить ничего нового! Последуем с точностью поучению», которое передано нам «Святой Церковью... святыми апостолами и святыми отцами! Таков возглас, повторенный почти на всех Вселенских и Поместных Соборах святыми святителями и святыми отцами, присутствовавшими на этих Соборах».
Одновременно с критикой духовного состояния российского общества в целом святитель призывал обратить особое внимание и на оскудение духа непосредственно в монастырской среде.
Так, в частности, еще в 1838 году докладывая Синоду о положении дел в том же Валаамском монастыре, он отмечал обнаруженное им здесь «отсутствие правильного духовного управления и руководства монашествующими, вследствие чего возникли беспорядки и пороки, как частные некоторых лиц, так и общие, объявшие всю обитель», а в рапорте непосредственно митрополиту Серафиму писал, что на Валааме от сектантского духа внутренних расколов «согласие утрачено... искреннего послушания мало заметил я... многие из братий живут совершенно по произволу, берутся за высокие делания и впадают или в прелесть, или в пьянство, или прочие слабости <...> воскресные утрени... по зимам отправлялись вместо [!] всенощных бдений». Относительно же «самочинных валаамских пустынников» святитель замечал, что из них «большая часть необузданной вспыльчивости», и в итоге заключал: «Причина всех таковых несообразностей на Валааме есть отступление от пути отцов святых и самочиние».
Даже молитва и богослужения становились во многих обителях — особенно в предреволюционную уже эпоху — лишь дополнением к монастырскому труду и быту, переставая быть «единым на потребу» и превращаясь нередко лишь в часть формально же понимаемой более или менее уставной жизни. Например, многие иноки, ссылаясь на усталость от различных «послушаний» хозяйственного рода, даже сами церковные службы, бывало, посещали от случая к случаю.
Именно о таком характере монашеской жизни печально свидетельствуют, например, строки из более уже близкого нам по времени письменного сообщения валаамского игумена Иоанна (Алексеева, до схимы — Иакинфа), назначенного в конце 1921 года настоятелем Трифонова-Печенгского монастыря, игумену Старого Валаама отцу Павлину о положении дел в порученной ему северной обители.
В этом докладе отец Иакинф (будущий старец Иоанн) пишет, в частности, что в монастыре: «Работа начинается с 6 часов утра... До нас работали до 6 часов вечера. Я часик убавил и попросил братию, чтобы ходили [!] в церковь к вечерне...»
Но, по-видимому, увещания эти не имели особо положительных результатов, поскольку и гораздо позже, в октябре 1924 года, он все еще вынужден был обращаться к печенгским инокам с такой просьбой: «Святые отцы и братия!.. Прошу вас, ходите в церковь почаще; очень редко ходите, точно миряне: ходите только по воскресным дням (!) [словно это был не монастырь, а какая-то сельскохозяйственная артель. — Авт.], надобно ходить и на буднях... Скорблю и скорблю о том, что вижу среди братии упадок духовной жизни... Святые отцы и братия! Надо начинать жить получше, в церковь ходить почаще да Богу молиться побольше. Не надо на церковь глядеть как на что-то ненужное [!], без церкви и работа впрок не пойдет. Ежели мы Бога забудем, тогда и Бог от нас отступится и мы все пропадем... Надеюсь, что вы исправитесь и исполните обеты, данные при пострижении...»
Тенденция к превращению Старого Валаама из собственно монастыря в некую огромную трудовую артель исподволь проявлялась в нем, к сожалению, уже начиная, по крайней мере, с конца XIX века. Сам труд в любом монастыре — необходим и свят, но, однако же, не в ущерб молитве и славословию Божию...
Но вспомним — и это весьма показательно для «нового стиля» подобной монастырской жизни — ведь даже и будущему старцу Тимону-Михаилу в начальный период его пребывания на Валааме долго не хотели давать мантию, заявляя, что он «и теперь только духовного (!) ищет, а когда получит мантию — и совсем перестанет работать, а нам в монастыре работники нужны»; иначе говоря, нужны были не столько иноки- молитвенники, сколько иноки - «трудники»!
И не удивительно поэтому читать в одном из писем того же схиигумена Иоанна (от 15 декабря 1957 года) такие вот строки сожаления (лишенные какой бы то ни было романтической идеализации прошлого) именно по данному поводу: «Вообще как-то на Валааме внутренний дух не развивался, а царила буква, убивающая дух. Ведь я живу на Валааме с шестнадцати лет, но о едином на потребу мне не преподавали, а обучали только внешнему поведению: если после правила вечернего чаю попьешь, то положи пятьдесят поклонов; за квас — двенадцать поклонов, а за воду — три поклона. Вот и все тут старческие советы. И теперь говорят старые монахи: "Старцы учили нас, что после правила нельзя пить чай" — и т.д. Как-то я не встречал действительных иноков по святоотеческому понятию».
Однако даже и такая — весьма, заметим, трезвая — оценка самого Валаама той поры отнюдь не приводила старца Иоанна в уныние, и он с полным основанием отмечал сохранение Россией (даже и после отступничества части русских людей от веры отцов, даже и в условиях коммунистического атеистического ига) многого из ее прежнего православного характера, — именно поэтому в первом из цитированных писем мы читаем и такие его строки: «Господи! За молитвы святых русских молитвенников, спаси и сохрани Россию от бед и скорбей! Ведь Россия — страна православная и верующая, и я верую, что и теперь так есть. Настоящие православные и остались-то только в России, ибо они прошли огонь и воду».
(Не потому ли Божественный Промысл и привел в конце концов отца Михаила именно в стены Псково- Печерской обители, с лихвой испытавшей на себе множество бед, которые принес ему богоборческий XX век, но сохраненной Богом от уничтожения, даже и под натиском безбожных большевиков?) Подобное же мы читаем и в другом письме отца Иоанна: «Честь и слава русскому духовенству, ибо оно в такое тяжелое время безбожия удержало кормило Православия, и русский народ стал религиознее других народов».
Однако все-таки исподволь проступавшее еще и на Старом Валааме внешне-формальное понимание монашеской жизни (с которым потому-то здесь относительно легко и уживались позднее всевозможные обновленческие тенденции), — иначе говоря, пользуясь словами Псалмопевца, оскудение преподобного, многократно к тому же усиленное внутренней «календарной смутой», и привело к последующему фактическому угасанию монастыря на финской земле — уже в виде Нового Валаама. И не удивительно, что (по свидетельству двух его иноков, чье письмо приводится здесь чуть ниже) уже к 1970 году в монастыре оставалось лишь семь человек: два иеромонаха, три монаха и два послушника!
Как справедливо оценивается эта жизненная трагедия валаамского иночества в книге «Валаам Христовой Руси»: «Последние валаамские старцы вошли в историю Православия XX века как исповедники и стоятели за чистоту апостольской веры нашей. Как только рухнула православная Россия, на вселенское православное монашество обрушился воинствующий модернизм, или обновленчество экуменического масштаба. Чтобы упростить Православие и сделать его более пригодным для суетной современной жизни (подменить Истину ради земного удобства), патриарх Константинопольский начал войну против тех традиционных Поместных Церквей, которые воспротивились этому новшеству. Весь Афон восстал за Православие, боролся все эти семьдесят лет и отстоял — весь Афон сейчас старостильный. Но Северный Афон — Валаам — не мог отстоять. Оказавшийся на территории Финляндии, под натиском угрозы быть выданным на растерзание коммунистам в Россию, Валаам официально принял новый стиль, но не без боя». И далее: «Злочестивый вопрос нового стиля причинил смертельный удар Старому Валааму. Монахам совершенно ясно было, что именно стоит за этим явлением, какая цель в конечном итоге. На Западе уже явной стала цель — убить вечно свободный дух здорового православного монашества! Иерусалимская Церковь и ее монашество, как и весь Афон, категорически не приняли эту папскую заразу и этим сохранили монашество, а где только он засел — монашество чахнет...
На Западе, в "свободном мире”, церковный враг действовал обновленчеством и "новостилием”; за железным занавесом всюду проникающий тоталитаризм, лишив свободы, уничтожал истинное монашество. Но внутренняя опасность, выражавшаяся в "новостильной" проблеме угашения духа, была смертельнее убиения тела, и после долгих душевных борений монахи решились обратиться к Московской Патриархии за помощью, надеясь избавиться от уз, убивающих душу. Другого выхода у них, видимо, не было. Соблазн, что им обещают вернуть Старый Валаам, подействовал. Но их так и не пустили на Валаам, послав туда вместо них криминальный элемент с целью уничтожить Валаам навеки. Полтора десятка лет спустя, когда оставшиеся валаамские старцы решили во что бы то ни стало уехать умирать на Родину, их и тогда не пустили на их монашескую Родину — Валаам, хотя опять обещали, и они сложили свои праведные кости в псковских пещерах, так и не увидав островов своей священной Ладоги».
Один из современных иноков, церковный писатель и историк, так подвел итог скорбной истории былой валаамской обители в XX веке: «И новостиль- ники, и старостильники вместе являлись свидетелями умирания русского Валаама на финской земле. Но только старостильники до конца, до самого финала валаамской трагедии оставались преисполнены упования, что они изгнаны Христа ради и что страдают они за Святое Православие... Знать бы, на что уповали новостильники? <...>
Прошли десятилетия, и теперь, глядя на события минувших лет, кажется правомерным сказать, что Валаамское стояние вышло за рамки пасхально-календарного вопроса, и его вполне можно назвать истинно православным стоянием. В целом Валаамские исповедники на все коварные вопросы современности дали ответы в подлинно христианском духе, что свидетельствует об их неразрывном единстве с гонимым, но необоримым Вселенским Православием.
Верится, что настанет время, когда не только на небе, но и на земле воинствующей Церковью будет канонизирован святой Собор Валаамских иноков-исповедников православной Пасхалии и календаря.
Да не угаснет по их молитвам жизнь возрожденного в 1989 году старостильного Валаамского монастыря на Ладожском озере, монастыря, являющегося красноречивым свидетельством торжества валаамских исповедников XX века.
Да не угаснет по молитвам этих исповедников свет православной истины в наших умах и сердцах!»
Сказанное выше о состоянии иноческой жизни на Валааме касалось преимущественно внешней ее стороны. Но не лучшим образом обстояло порой дело и с внутренними духовными ее основами. Ибо и в этом отношении жизнь многих монашествовавших нередко покоилась на лишь поверхностном следовании столь же внешне понимаемой традиции. Поэтому многим инокам было чуждо, с одной стороны, столь необходимое для единства Церкви глубокое восприятие церковных канонов и понимание всей важности их сохранения (и потому значительная часть валаамцев так легко смирилась с изначально, по сути, анафематствованной святыми отцами Вселенских Соборов новостильной Пасхалией); с другой же стороны, им было порой столь же непонятно и творческое, подлинно духовное развитие внутреннего миросозерцания православного монашества, того его действительно спасительного смысла (иноческого плача и молитвы за весь мир), выразителем которого стал, например, великий русский афонский святой XX века — преподобный Силуан.
Так, тот же схиигумен Иоанн, к сожалению, отнюдь не чувствовал и не сознавал собственной личной ответственности пред Богом и Его Церковью за происходившее на его глазах вопиющее нарушение церковных канонов (а ведь личную ответственность любого верующего как раз и подразумевали Вселенские Соборы, сообщая о своих постановлениях каждому христианину, всей пастве, а не только ее предстоятелям и узкому кругу «богословов»),
И как следствие этого, отец Иоанн вполне спокойно мог считать, что собственного его выбора здесь (то есть, с православной точки зрения, — между правдой и ложью) вовсе и не требуется и что сам он тут как бы и «ни при чем», и ни за что пред Богом и Церковью не отвечает. Он так прямо и свидетельствует о подобном своем подходе к каноническим проблемам: «Пусть богословы разбираются в канонах. Если они погрешат, они и дадут ответ Богу».
И так, увы, считали тогда многие валаамцы... Что ж, с чисто житейской, практической точки зрения, в общем, весьма успокоительная и удобная позиция.
Но ни отец Михаил Старший, ни отец Тимон (Михаил Младший), ни их последовательно православные единомышленники не могли и помыслить для себя такого подхода, всегда оставаясь лично (предельно ответственно) верными церковным соборным постановлениям, что, — конечно же, напрочь лишало их всякого житейского покоя. Но ведь они никогда и не представляли себе монашеского подвига в виде тихой жизни — как говорится, «в келье под елью»... Собственно, они-то и были истинными традиционалистами Валаама.
В то же время именно они и подобные им иноки живо откликались и на тот, вполне современный им (но внутренне неизменный) дух монашеской жизни, что находил свое воплощение, например, в афонской иноческой среде — в частности, в великом благодатном опыте старца Силуана. И показательно, что как раз в среде новостильников к его духовному наследию, напротив, относились весьма подозрительно.
Схиигумен Иоанн отмечал, правда, в одном из писем (от 23 апреля 1956 года), что, когда он прочитал известное житие отца Силуана, составленное иеромонахом (впоследствии архимандритом) Софронием, ему стало
«стыдновато... о своих немощах». Однако тут же он с некоторым сомнением добавлял: «Многие, как слышно, увлекаются Силуаном...» — хотя, по мнению отца Иоанна, духовный опыт святого афонца «почему-то на сердце не ложится и в памяти не остается, как-то и к жизни применить нельзя... Все же что-то есть здесь мистическое, но это могут оценить ученые подвижники», ибо «толкование отца Софрония чисто научное [?]... не могу читать».
К сожалению, во многом именно бытовое, буквенное понимание самого характера монашеского жития, имевшее место порой на Валааме, как раз и мешало некоторым его инокам полностью воспринять
и принять к сведению (хотя бы, так сказать, теоретически) — тем более, по выражению отца Иоанна, «применить к жизни»! — духоносный опыт преподобного Силуана.
И далее схиигумен Иоанн пишет: «Очень многие его почитают, а автор книги иеромонах Софроний написал: "Преподобие отче Силуане, моли Бога о нас!"» [дерзновенное это обращение в конце концов полностью и оправдалось — с канонизацией преподобного Силуана в 1988 году. — Авт.]-, однако, продолжает он, некоторые «старцы валаамские [книгу о Силуане] забраковали».
Более того — и это еще одно беспристрастное свидетельство отца Иоанна о явном внутреннем духовном неблагополучии Нового Валаама того периода — «...игумен Иероним даже сжег эту книгу» — книгу о признанном впоследствии всею Полнотой Православной Церкви ее замечательном афонском святом! И сжигая житие и поучения преподобного Силуана (чьи благодатные слова во многом, по сути, обличали деяния и сего очередного обновленческого настоятеля), мог ли он представить себе, что празднование памяти этого русского подвижника Святого Афона будет, по Промыслу Божию, со временем совершаться, согласно нашему церковному календарю, в один день — 11/24 сентября — с праздником в честь перенесения мощей преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев!
...Выдерживать все эти и подобные им духовные искажения, в той или иной мере постоянно имевшие место в жизни Нового Валаама, отцу Михаилу становилось уже невмоготу, и старец, простившись с многовековой и некогда великой обителью, в которой он подвизался пятьдесят пять лет, вернулся в конце концов на свою историческую и духовную Родину.
Жизнь и здесь готовила ему немало еще испытаний, но он был внутренне вполне готов к ним, ибо если и теперь ему суждено было перенести какие-либо страдания ради Христа, то уже вместе со своей родной Матерью — страждущей Церковью Русской...