О братских взаимоотношениях старца михаила с другими иноками валаама
Каким монахом стремился быть сам отец Тимон-Михаил, хорошо видно не только, в частности, из некоторых сохранившихся его поучений о монашестве, но и из того, к кому именно он был наиболее дружески расположен и как отзывался (стремясь при этом никогда никого лично не осуждать) о других иноках: что он особенно уважал и ценил в своих собратьях...
В этом смысле весьма показательно, что самым предельно близким ему по духу монахом был монастырский духовник-старостильник отец Михаил Старший — человек мягкий и добрый, но замечательно твердый духом, с ясным и честным, истинно церковным святоотеческим сознанием, которым всегда и определялось его строго принципиальное отношение, прежде всего к собственному долгу православного инока.
В то же время отец Тимон с самой искренней любовью и уважением мог относиться и к отдельным нестаростильникам — если видел, что те смиряются с обновленчеством новостильного епархиального (а отсюда — и монастырского) начальства вовсе не из страха прещений либо из какой-то корысти или же считая это начальство сколько-нибудь правым, но лишь по «простоте души» или же по недостаточному пониманию важности сохранения канонов — для духовной подлинности внутренней жизни самой Церкви. Поэтому отец Тимон равно уважал и уже упоминавшегося здесь отца Памву, и известного простеца-прозорливца коневского старца-отшельника схимника Николая (Толстова; до схимы — Адриана; 1864-1947), отнюдь не бывших сколько-нибудь принципиальными и последовательными защитниками старого стиля, но и не являвшихся по внутреннему своему духу новостильными обновленцами.
Особенно же он почитал отца Николая.
Монахиня Мария, вспоминая об этом старце, пишет, в частности, что «отец Николай женился молодым и очень любил свою жену, которая рано умерла, не прожив с ним и года... Он очень скорбел и унывал. В таком состоянии его уговорили поехать на Валаам. Побывав там, он посмотрел [монастырь], вернулся, но тоска не уходила... Так как он никуда стал не годен в полевых работах, то уговорили его опять поехать на Валаам на подольше. Он на сей раз остался и стал послушником, но тоска не уходила... [Жил он] в пустынной келье неподалеку от духовника — отца Феодора. Однажды глубокой темной ночью, будучи обуреваем тоскою по жене, он стоял на молитве в своей пустынной келье и услыхал похоронное пение. Удивился, как могли пройти с пением в его чащу. Он открыл оконце и увидал целое шествие похоронное, несущее гроб, и даже открытым. Все со свечами, все в черном, и много народу. Любопытство его заставило взглянуть в открытый гроб. Ужас вдруг его охватил, и он оцепенел, когда в гробу, несомом темными фигурами, лежал... он сам! Не выдержал он и во весь ход, изо всех сил побежал к старцу Феодору в страхе и трепете через лес. Бился в дверь кельи старца, требуя впустить... От страха он пробежал большое расстояние, не зная, как это у него вышло. Когда старец его впустил и растолковал, что это было ему искушение, тоска по жене вмиг исчезла и он изменился и стал трезвым, жизнерадостным иноком до своей кончины, большим молитвенником Иисусовой молитвы».
Как продолжает далее монахиня Мария, отец Николай не был ни старостильником, ни, по сути, новостильником, — его можно причислить к некоей третьей группе валаамских иноков: «Они ни во что не входили (думаю, что их было немного), но активного сопротивления не оказывали, выражая, однако, свои симпатии
и даже [напротив, оказывая] посильную помощь старо- стильникам и, когда можно было, защищая их».
Именно этого простого, добрейшего монаха особенно ценил отец Тимон (Михаил), о чем матушка Мария свидетельствует так: «Отец Михаил сказал мне про отца Николая: "Он правильный монах, сильный духом, настоящий отшельник, по-детски простой, чистое сердце (двадцати лет женился по горячей любви, но едва прожили год, она умерла, он пришел в такое отчаяние, что хотел на себя наложить руки; не знал, что с собой делать). Бог помог: стал искать утешение в хождении по святым монастырям и местам и пришел на Валаам, где и проходил науку из наук и достиг того, что бес ему не страшен стал: что он может? Он меньше мухи может".
Келья отца Николая была возле озера, где обитал страшный бес, но про него говорил старец: "Я его не боюсь, он ничего не может — муха больше сделает, чем он”, — повторял отец Николай».
Отец Тимон, ставший после кончины отца Михаила Старшего фактически главным духовником иноков- старостильников, по возможности старался поддерживать добрые отношения и с монастырским духовником иноков- новостильников — отцом Иоанном (Алексеевым), ранее одно время являвшимся настоятелем Трифонова Печенгского монастыря (иноки этой известной северной обители также проживали тогда на территории Финляндии).
Отец Иоанн представлял собой несколько иной по сравнению с отцом Тимоном тип монаха — тип, так сказать, более житейски ориентированный, с гораздо более выраженным практическим складом и не столь склонный к келейному молитвенному внутреннему деланию, хотя и предельно искренний в своей вере.
Будучи не слишком образованным, к тому же в известной мере простецом по натуре, он, однако, не прочь был иногда почитать аскетические творения святых отцов, но скорее все же любуясь ими как бы несколько со стороны: он искренне умилялся их духовным подвигам, использовал их поучения в деле воспитания своих пасомых, однако не слишком прилагал их аскетический опыт к собственной иноческой жизни.
Отец Иоанн знал за собой такую слабость, нередко скорбел о том и порой в меру присущей ему искренности покаянно признавался в этом своим же духовным чадам.
Он любил посылать тем, кого окормлял, всевозможные — от души — посылки («Посылаю посылочку, не стесняйтесь принять»), но любил получать их и сам, нередко увлекаясь на минуту наряду с вечным и «вещным» — вареньицем, грибками, рыбкой... Как, например, сообщал он в письме одному из чад: «Уставал, службы церковные, и еще за грибами ходил. Насушил белых грибов. Иногда сваришь с макаронами — очень хорошо... Сварил варенье черносмородинное, пятилитровую банку. И грибы сушеные есть...»; в другом: «У меня чай есть, и селедочка есть, масла купил три кило — вот как схимник живет, не схимник, а чревоугодник. Иногда у меня бывают помыслы жить построже, довольствоваться только одной скудной трапезой; а потом думаю: "Поддержи здоровье, помогай братии". Вот таким образом и обманываю себя, схимник нерадивый»; или: «На именины спек булочку. Печенгских угостил чайком с булочкой!» — и тут же: «Конечно, служил...»
За всем этим встает образ инока достаточно благодушного, добросердечного, во многом весьма связанного с естественными реалиями монашеской обыденной жизни, но не слишком, однако, склонного к внутренней аскезе духа и к постоянной иноческой борьбе ради мира иного.
...Подобного рода писем никогда не писал и, конечно же, не мог писать отец Тимон-Михаил, всегда остававшийся глубоко равнодушным к любым (пусть порой и достаточно безопасным в духовном смысле) проявлениям стихий мира сего, неизменно стремившийся к пребыванию во внутреннем затворе своего сердца и выходивший из него лишь ради отеческой помощи пасомым им чадам, — ибо он столь же постоянно помнил (о чем свидетельствует вся его жизнь) обличающее многих из нас вопрошание святого апостола и евангелиста Иоанна: кто... видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? (1 Ин 3,17). И недаром отца Михаила так часто еще при жизни называли затворником валаамским.
Отец Иоанн же, будучи уже и схимником, к реальному затворничеству отнюдь не стремился, о чем, правда, и сам порой сожалел.
Личная же вера его была очень живой и искренней, имея характер вполне, так сказать, природноестественный, хотя и не столь созерцательно-глубокий, как у отца Михаила.
В силу этого хозяйственно-бытовое, житейски обыденное, с одной стороны, и одновременно духовноопытное и собственно церковное, с другой, легко и просто смешивались во внутреннем устроении отца Иоанна. И потому не удивительно, что сомнения именно практического, бытового характера сыграли немаловажную роль в конечном его отказе от возвращения в Россию...
Свое решение остаться в Финляндии схиигумен Иоанн объяснял в одном из писем так: «И что еще нам нужно?., даже пенсию дают. Лавка близко, и монахи свободно покупают, что хотят».
Те же резоны он приводит и в другом письме: «У нас очень мало говорят о переезде в Россию... Из тех, которые записались, некоторые разочаровались: ведь там определенного места нет, и придется жить в разных местах. Это неудобно, а здесь хорошо все устроено, полная свобода, пенсия, и лавка близко. Чего еще надо искать?.. Отец Памва погорячился и сам не знает, зачем хотел уезжать, а отец Симфориан даже и не думал уезжать...»
Вспомним, однако, что такие валаамские старцы, как Михаил Старший и Михаил Младший, на быт, как правило, вовсе не обращали никакого внимания и в силу своих твердо выраженных аскетических устремлений искали чаще всего совсем иного — вовсе не думая о том, чтобы все было «хорошо устроено»...
И вот, как естественное следствие всего этого, мы ныне и можем прочитать в жизнеописании отца Иоанна, составленном архимандритом Пантелеймоном, такую данную им сравнительную характеристику двух старцев — отца Иоанна и отца Михаила Младшего, причем характеристику вполне справедливую и объективную, с признанием тех добрых личностных черт, что были присущи каждому из них: «В Новом Валааме в то время (речь идет о конце 40-х — начале 50-х годов) был и другой духовник — иеросхимонах Михаил. До пострижения в схиму он носил имя Тимон. Эти два старца, отец Михаил и отец Иоанн, были совершенно противоположны по характеру. Отец Иоанн старался ежедневно бывать на службах, на братской трапезе и в меру своих сил выполнять работу вместе с другими. А отец Тимон оставался в своей келье в уединении, в молитве и созерцании. Он был отшельником и мистиком.
На Старом Валааме отец Михаил служил один в своей келье и продолжал поступать так и на Новом Валааме, хотя монастырское начальство не одобряло этого.
Отец Иоанн и в наставлениях, и в жизни держался открытости к людям, духовной трезвости и простоты, а вся деятельность, равно как и возвышенные поучения отца Михаила, замыкалась в стенах его кельи. Личность это была особенная, таинственная и одинокая. Отец Михаил почти совсем не выходил из кельи, служившей ему и храмом. Здесь он принимал тех, кто стремился к нему для духовной беседы.
Обоим старцам хватало учеников и людей, жаждавших духовного руководства. Удивительно, но в письмах отца Иоанна отсутствует какая-либо критика деятельности отца Михаила как старца, хотя по несовершенству человеческой природы случались, быть может, и такие мысли».
Однако, несмотря на столь значительное различие в характерах и практически-житейских установках обоих, отец Иоанн относился с необходимым уважением к отцу Михаилу и обычно старался подкреплять — также и собственным личным авторитетом — духовные советы своего склонного к гораздо большей аскезе собрата.
Так, например, по воспоминаниям С.Н. Большакова, когда он как-то раз в беседе с отцом Иоанном упомянул о словах старца Михаила, призвавшего его (как церковного писателя) к активной проповеди Православия в западном мире, а именно: «Сей, брате, доброе слово всюду,
и в тернии, и при дороге, и на камени, всё, может, и произрастет, и плод принесет, даже сторичный», и спросил затем отца Иоанна: «Что вы думаете [об этом призыве отца Михаила], отец схиигумен?» — тот ответил: «Ну уж раз отец Михаил так сказал, надо слушаться. Сей доброе слово всюду... Это, брат, немалый подвиг».
Показательно также, что именно отец Иоанн (как свидетельствует монахиня Мария) остановил попытки своего духовного чада, игумена Иеронима, являвшегося настоятелем Ново-Валаамского монастыря в 1948-1952 годах, запретить отцу Михаилу (причем — через монастырский суд!) келейно служить Литургию. Препятствуя в этом отцу Иерониму, схиигумен Иоанн явно понимал, «что из-за этого будет слишком много разговоров и волнения».
Об этом же искушении настоятеля и о примирительной позиции в тот период отца Иоанна сохранился достаточно показательный рассказ духовной дочери отца Михаила — Павлы Максимовны, который вкратце сводится к следующему.
Настоятель отец Иероним обычно давал Павле «после Литургии просфору. И некоторые другие старцы тоже имели такую привычку. Отец Иероним, как и Павла, был духовным чадом известного подвижника, схимника отца Михаила. И когда отношения отца Иеронима с отцом Михаилом [после избрания первого наместником] по какой-то причине охладились, Павла, как духовное чадо отца Михаила, уже более не получала просфоры от игумена. Тогда схиигумен Иоанн дал просфору Павле и утешил ее такими словами: "Не обращай внимания, что эта не от игумена Валаамского монастыря, — и все-таки она от игумена”»—так он счел необходимым
О братских взаимоотношениях старца Михаила с другими иноками Валаама
утешить несправедливо пострадавшее от наместника духовное чадо уважаемого старца Михаила. «Рассказывала это Павла печально-счастливым голосом, что говорит об умении отца Иоанна утешать людей».
Сам отец Иоанн иногда упоминал об отце Михаиле в письмах, отмечая его особое подвижничество, себя же при этом осуждая за некоторую леность.
Так, когда упомянутый отец Иероним, тяжело болея, доживал последние дни, отец Иоанн сообщал об этом в письме Павле с явным самоукорением (как, в общем, и полагается истинному монаху): «Отец игумен... серьезно заболел, даже слег в постель и больше не встает... В Фомино воскресенье утром хотел причастить его, но он в бессознании, так и не причастил... Попивши чайку, пишу это письмо, вдруг приходит отец Леонид и говорит: "Там братия тебя разносит вовсю. Какой это духовник, такой халатный. Вот отец Михаил такой ревностный к больным”. И еще на эту говорил тему. Пошел я смотреть игумена. Он маленько пришел в сознание, так что они дали ему лекарство. С трудом принял самую малую часть Святых Таин... Сейчас десять часов ночи. Утром схожу к игумену». Письмо подписано: «Многогрешный схиигумен Иоанн».
И действительно, сам отец Иоанн очень смиренно, просто и искренне, вполне по-монашески, считал себя недостойным, грешным рабом Божиим и нередко печаловался в письмах об отсутствии в его собственной иноческой жизни черт внутренне столь любезной его душе сколько-нибудь последовательной аскезы... Так, например, в одном из писем (от 26 сентября 1954 года) он пишет: «Переменил обои в своей келье. Удалось очень хорошо. Теперь тут светло и приятно. Иногда
у меня появляется желание жить подвижнической жизнью. К сожалению, у меня это остается только попыткой. Дел нет... Метко сказал Н.Н., что я не похож на схимника. Я вполне согласен с ним... Все-таки не теряю надежды. Хотя и прожил жизнь недостойно, все-таки получаю утешение от учения Евангелия: Матфея, двадцатая глава. Слава великому милосердию Твоему, Господи».
Здесь отец Иоанн, ссылаясь на Евангелие (см.: мф 20, 1-16), явно причисляет себя к работникам «одиннадцатого часа», не теряя притом спасительной надежды на милость Божию, — несмотря даже на всю, как ему представлялось, малость своих трудов в Господнем «винограднике» иноческого Валаама.
На двери кельи отца Иоанна, на внутренней ее стороне, была прикреплена старинная литография с изображением двух беседующих монахов. При этом в глазу одного — маленький сучок, у глаза другого — огромное бревно. Сей весьма назидательный графический листок служил наглядной иллюстрацией к словам Спасителя: И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (мф 7,3) — именно этими словами и старался руководствоваться в своей иноческой жизни схиигумен Иоанн, при случае стремившийся (когда он считал это возможным и необходимым) гасить отдельные внутримонастырские конфликты, связанные с новостильничеством, и даже порой защищать отца Михаила Младшего от нападок начальства.
Хотя отец Михаил в свое время, естественно, с сожалением отнесся к выходу отца Иоанна из старостильного сообщества валаамских иноков и к переходу его на новостильные позиции монастырского руководства, он и в дальнейшем, не считая себя вправе никого судить, кроме самого же себя, также всегда относился
О братских взаимоотношениях старца Михаила с другими иноками Валаама
к нему с неизменным доброжелательством и братской христианской любовью.
Оба они старались в непосредственных отношениях между собой — как и вообще со всеми людьми — придерживаться не каких-либо строгих идейных позиций, не старого или нового стиля, а прежде всего того покаянного евангельского «стиля» и того «духа мирна», к которым их так убедительно зримо призывала, в частности, хорошо им обоим известная традиционная монастырская картинка-притча «о сучце и бревне».
ДОМОЙ, В СТРАДАЮЩУЮ РОССИЮ!
С годами отец Михаил, по-видимому, все острее ощущал свою личную монашескую неустроенность и, с его точки зрения, церковно-правовую, юрисдикционно-сомнительную неопределенность нововалаамского бытия в целом, все более проявлявшиеся на фоне значительно тогда подрастерявшего прежние великие традиции и, по сути, чахнувшего валаамского иночества: уж слишком часто оно было вынуждаемо оглядываться на полулютеранское по своему духу церковное начальство Финляндии.
И потому в старце Михаиле исподволь все более росло стремление вырваться как из-под докучливой и отнюдь не духовной опеки последнего, так и из того, в каноническом отношении довольно двусмысленного, положения, в котором оказались загнанные на монастырские задворки (как бы полуразрешенные к существованию в условиях Нового Валаама) последние немногие представители старостильников.
Ведь и его, и ему подобных православных-традиционалистов новостильное начальство только терпело (поскольку их терпела с некоторого времени и мирская власть, чья яростная дискриминация старостильников вызвала уже значительное осуждение среди общественности Европы, — а к этому мнению правительство Финляндии вынуждено было прислушиваться).
От монастырского игумена, впрочем, постоянно можно было ожидать любых прещений и самых неожиданных неприятностей: в частности, старцу (всегда стремившемуся если не к затворничеству, то к известному уединению) то и дело пеняли на его келейное служение Литургии, а когда он пытался осуществлять свое пастырское духовничество, старались пресечь духовные связи с пасомыми и загнать его, по словам монахини Марии, «в келейку, под крышей». В то же время и свойственное ему в известной мере «отшельничество» также вызывало постоянное неудовольствие начальства, воспринимавшего эту отъединенность старца как подчеркнутое выражение им неприятия всех монастырских новшеств и всевозможных нарушений иноческого устава.
Скучал отец Михаил и скорбел — и по непосредственно самой России, которую всегда сердечно любил и чье христианское мученичество в условиях тогдашней атеистической советской государственности глубоко ощущал и почитал.
И потому, когда в послевоенных политических условиях появилась достаточно реальная возможность вернуться на Родину, он в конце концов, несмотря на все сомнения, решился на немыслимый для большинства тогдашних нововалаамцев шаг — вернуться в Россию!
Самой же реальностью эта возможность стала лишь в результате личного знакомства и доброго общения иеросхимонаха Михаила с известным владыкой Николаем, митрополитом Крутицким, ближайшим помощником Святейшего Патриарха Алексия I.
Монахиня Мария приводит в своих записках воспоминания бывшего валаамского послушника Николая Сайки о состоявшейся встрече отца Михаила с митрополитом Николаем: «Когда в пятидесятых годах вернулось церковное общение между Финляндской и Русской Церковью и русские иерархи, посланцы Московского Патриархата, стали приезжать сюда устанавливать церковные отношения, то они почти все посещали Ново- Валаам.
...Крутицкий митрополит Николай [Ярушевич], посетивший Ново-Валаам, спросил у тогдашнего игумена Иеронима, кто из братий мог [бы] быть его духовником; игумен указал ему иеросхимонаха Михаила, с которым он беседовал долгое время...
Митрополит Николай просил игумена, чтобы он разрешил отцу Михаилу принимать и наставлять желающих получать духовные наставления, особенно [же] священнослужителей. И так, уже в престарелых летах, отец Михаил оказался [наставником], как и Оптинские старцы».
Митрополиту Николаю недаром порекомендовали в качестве духовника именно отца Михаила — даже и столь преследовавшие его прежде своими придирками начальствующие новостильники (в этот период новостильники уже бывшие) знали ему истинную цену.
Рассказывая об этом послевоенном времени, матушка Мария особенно отмечает постоянный великий
молитвенный подвиг старца; она говорит: «Служа каждый день Божественную Литургию в своей убогой келье, начиная молитву в одиннадцать часов вечера, отец Михаил ко времени отъезда на Родину (1957 г.) поминал много-много за восемь тысяч имен, как он сам ответил своей духовной дочери [то есть ей самой. — Авт.], но сказать сколько — не хотел. И это были не только имена — но живые души, каждая со своим ликом; около каждого имени была сделана его рукой заметка, по которой он знал, кто тот, за кого он молится. Около семи утра можно было видеть в окне его кельи, затянутом плотной синей занавеской, сбоку полосочку света — он еще стоял на молитве, а около восьми двери его [уже] были открыты для тех, кто нуждался в его поддержке,
в утешении и совете или приходил каяться в своих грехах».
К нему, как к опытному духовнику, приходило все больше и больше людей, жаждущих его молитвенной помощи. Вспоминая впоследствии об этом времени, монахиня Мария в одном из писем игумену Герману приводила сетования старца: «"У меня работы все прибавляется; народу все прибавляется...”, а "где люди, там смятение!" — говорил отец Михаил. Но верно, что Господь ставит каждого в те условия, какие ему нужны. Не напрасно мой отец Михаил говаривал мне: "Держи себя всегда в напряжении" ("Добротолюбие"), и еще: "Послушание [только то] спасительно, что тяжело дается, а что нравится и легко — дешево стоит”».
Но, как и всегда, враг нашего спасения не дремал.
Некоторым из монастырского начальства духовническая оптинская традиция, которую стремился воплотить в своей жизни отец Михаил, была глубоко чужда; и к тому же ему также все еще временами пытались запретить служение Литургии в келье.
Связанное с подобными прещениями, по словам матушки Марии, «последнее и едва ли не самое жестокое и грубое преследование отца Михаила [об этом случае вкратце уже упоминалось. — Авт.] было со стороны одного из [прежних] многолетних духовных чад его — отца Иеронима, ставшего игуменом после смерти игумена Харитона. Официально духовником монастыря — но- востильников (управлявших монастырем, финоманской партии) — был бывший игумен Печенгского монастыря схимник Иоанн [Алексеев]», ккоторому и перешел отец Иероним, являвшийся до того старостильником.
«Враг, — продолжает монахиня Мария, — по зависти искал всяких возможностей досадить и оскорбить через других отца Михаила... С какой-то непонятной злобой преследовал игумен Иероним своего многолетнего духовного отца и старца. Дошел до того, что, однажды обратившись к духовным дочерям отца Михаила, сказал: "Сегодня Троица, а завтра Духов день — мы будем судить духовника Михаила". Господь не допустил этого суда. Когда стало всем известно о предстоящем суде над отцом Михаилом, казначей отец Нестор, впоследствии игумен Нового Валаама, придя в алтарь, накинулся на отца Иеронима — "какими только словами его не называл!” Не поддержанный никем другим, отец Иероним замолчал. Суд не состоялся... Хотел он, очевидно, запретить отцу Михаилу келейно служить Литургию, но его остановил игумен Иоанн...»
Однако «отец Михаил никогда не жаловался на своих преследователей, но сильно скорбел о том упадке и распущенности, в какие пришел Валаам [то есть Новый Валаам в Финляндии. — Авт.] в последнее время — после раскола и войны. На "отсутствие монашеского духа" не мог он не указывать своим духовным чадам как на недопустимую язву. [Об этом, увы, отсутствии неоднократно говорит в своих письмах и упомянутый схиигумен Иоанн. — Авт.] Сильно скорбел об этом. "Едят свинину, покупают колбасу, деньги на руках, начальники попускают всё, строгости нет — безначалие развращает монахов... о внутреннем, о нестяжании и постничестве и не говори — слушать не будут. Страшное время пришло — для безмолвников нет пристанища; они — как дурачки, как посмешище для всех”, — сетовал старец своим "сиротам”, тайным монахиням».
И это тоже постепенно все более склоняло его к мысли вовсе оставить Ново-Валаамскую обитель и выйти наконец из юрисдикции Финляндской Церкви, где столь силен оставался дух обновленчества.
Одно время валаамцам предлагали переселиться в Троицкий монастырь в США, но они отказались. Сам отец Михаил считал, что православному русскому человеку в Америке делать нечего: как отмечает в одном из писем матушка Мария, «вообще он Америку не одобрял. "Там, — говорит [беседа ее со старцем происходила в 1957 году. — Авт.], — капище сатаны, центр сатанистов". Тогда я ему возразила: "А что же на нашей Родине теперь?!” — "Это земля мучеников, земля исповедников, полита их кровью, очищается — как золото в огне”. Этим она была дорога ему».
Тогда же матушка Мария записала и такие слова старца, в которых он ясно изложил свой остававшийся всегда неизменным взгляд на положение Церкви в подсоветской России: «Во всем есть две стороны — вот святой Михаил, князь Черниговский, и боярин Феодор, попавши к татарскому хану, приняли мученическую смерть. Богу было угодно дать власть язычникам над нашей большой Родиной, и князь, повинуясь гражданским законам, соглашается поклониться этой земной власти; но когда от него потребовали они, чтобы он поклонился их идолам, он отказывается от княжеской власти, славы, от жены, детей и отдает свою жизнь за верность Господу. Так и сейчас в России: гражданским властям приходится повиноваться, но твердо держаться своего — хоть на крест, хоть на распятие. Так теперь у нас на Родине — две стороны»... «Да, — заключает матушка, — Россию отец Михаил горячо любил и хотел, по его словам, "умереть на своей Родине, [пребыв до конца] со своим страдающим народом”».
Впервые речь о возможности возвращения валаамских иноков на Родину пошла еще в начале осени 1945 года, когда состоялось воссоединение валаамцев с Московской Патриархией.
Как отметил это в своей летописи обители ее постоянный архивариус-летописец, уже упоминавшийся иеромонах-старостильник Иувиан, «Божиим изволением совершилось у нас великое и отрадное событие: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий прислал к нам светлого ангела мира, в лице Высокопреосвященного Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, прибывшего к нам в 4 ч. вечера 21 сентября по ст. ст. Вся монастырская братия обоих
стилей встречали Владыку при торжественном колокольном звоне. Преподав всей братии общее благословение, при пении тропаря Преподобным Валаамским Сергию и Герману, Владыка последовал в игуменские покои.
Через час времени всему братству было предложено собраться в храме, где Владыка объяснил, что он послан Святейшим Патриархом, по просьбе некоторых братий и о. Игумена, для воссоединения с Патриаршей Церковью, при сем спросил, все ли желают этого присоединения. Вся братия единогласно и единодушно заявили свое желание присоединиться к родной Матери — Церкви Российской. После этого Владыка произнес проникновенное слово на евангельскую тему: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам” (Ин 14, 27). Это благодатное слово Архипастыря глубоко умилило и растрогало всю братию: некоторые во время произнесения его не могли удержаться от слез, что заметил сам Владыка и приказал петь радостную Пасхальную песнь "Да воскреснет Бог!" и прочие стихиры Пасхи, завершившиеся хвалебным гимном "Тебе Бога хвалим!"
По окончании этих песнопений Владыка Митрополит вновь сказал очень прочувствованное слово, которое завершилось сообщением, что отныне в церковно-богослужебной практике в Валаамском монастыре вводится для всех старый стиль, который все время оставался в действии в Российской Православной Церкви, и что с этого дня у нас прекращается молитвенное общением с архиепископом Финляндским Германом и с его новостильным духовенством, пока они не присоединятся к Русской Церкви и будут совершать Св. Пасху по ст. стилю, но в административном отношении [общение] будет продолжаться, впредь до последующего... распоряжения. <...>
На другой день 22-го числа в 11 часов, после трапезы, вся братия собственноручно подписали протокол взаимного между собою примирения и воссоединения с Патриаршей Церковью, а в 4 часа вечера того же дня всё без исключения братство, в присутствии митрополита Григория, принесли свою присягу на верность и послушание Московской Патриаршей Церкви. При этом Владыкою был совершен чин воссоединения с родной Материю-Церковью, состоявший из нескольких нарочитых умилительных молитвословий. Вся братия с радостью и сердечным умилением молились при этом. Затем в шесть часов вечера этого знаменательного дня заблаговестили ко всенощному бдению, которое совершалось в честь и славу Преподобных Отцев Сергия и Германа, Валаамских Чудотворцев. Предстоятельствовал и служил сам Высокопреосвященный митрополит Григорий, при участии священнослужителей старого и нового стилей, впервые за 20 лет разъединения совершавших теперь совместное богослужение...» Во время состоявшейся на следующий день, после Литургии, общей трапезы Владыка Григорий обнадежил нововалаамцев в том, что, «совместно с Патриархом
Алексием, он будет хлопотать перед правительством о возвращении нас на Валаам, а некоторым лицам при непосредственной личной беседе говорил: "Будете на Валааме!" или "Я приму все меры, чтобы вам вернуться на Валаам!”»
Однако все это явилось лишь официальным оформлением, так сказать, стихийно уже шедшего процесса восстановления отношений Нового Валаама с Матерью-Церковью (как и поиска путей возвращения его иноков на Старый Валаам), начавшегося несколько ранее.
Так, еще 10 марта 1945 года игумен Харитон писал архиепископу Куопиосскому и всея Финляндии: «Вы, владыко, сообщили для нас новость: монах Иувиан выписал из СССР двадцать экземпляров бланков- заявлений о получении разрешения переехать обратно на остров Валаам.
Я призвал монаха Иувиана и спросил его об этом деле, и он сознался и принес мне список тех лиц, которые, по предположению монаха Иувиана, пожелали бы ехать с ним на Валаам. Личности следующие: иеромонахи — Иероним, Тимон, Иезекииль, Никита и Исавр; иеродиаконы — Родион, Ксенофонт, Нон, Сергий и Питирим; монахи — Иувиан, Василий, Гервасий, Трифилий, Феопемпт, Лонгин, Борис, Гурий, Артемий, Гавриил и рясофорный Николай Васновский.
Кроме иеродиакона Сергия, все эти лица — старостильники, руководимые монахом Иувианом и иеромонахом Иеронимом.
Из числа указанных здесь лиц трое, а именно иеродиакон Ксенофонт, иеродиакон Сергий и Николай Васновский, уже ранее подавали прошения, которые были возвращены в церковное управление, а также для отзыва монастырскому правлению...
Сейчас я спросил одного из упомянутых выше лиц — иеромонаха Нона, пожелавшего ехать на Старый
Валаам по предложению монаха Иувиана: "На чем основано ваше пожелание?” Он ответил, что монах Иувиан запросил консульство о принятии в советское гражданство и ему ответили, что никакого подданства не надо, можете ехать на Валаам; запросили архиерея, и он препятствия не имеет. "Валаам — наша родина, а потому мы пожелали ехать туда”».
Однако в тот период дело окончилось одними только пожеланиями иноков, благими, но весьма неясными посулами советских властей и самыми общими разговорами.
Более же реальным основанием к возвращению группы валаамцев в Россию послужил разговор отца Михаила с митрополитом Крутицким Николаем в Ново- Валаамском монастыре, состоявшийся в 1954 году.
Матушка Мария рассказывает о той встрече иноков с владыкой: «Всех собрали в церкви. Митрополит говорил. Когда отец Михаил двинулся к нему для беседы, владыка быстро встал со стула к нему навстречу. Монахи все удивились сему.
[Отец Михаил, в частности, сказал тогда владыке:]
"...Главное — хранить чистоту Православия: мне надо только четки и угол, где бы меня все оставили в покое.
Если кто нарушает каноны, если не бережет этой чистоты — будь это патриарх ли, митрополит, — никто мне не нужен; я — крещеный, православный, и это все; если они отходят от этого, они мне не нужны. И церкви мне не надо такой, какую они сами хотят устроить.
Были безмолвники, спасались в пустынях, пещерах, ото всех уходили и в Церковь [даже] не ходили, а теперь нет на земле безмолвного пристанища — связали всех по рукам и ногам".
Митрополит при этом молчал и молча развел руками.
"Теперь же безмолвники — как бы дурачки какие, посмешище!.." — продолжал отец Михаил.
"Желательно мне умереть у себя на Родине", — только и сказал отец Михаил. Этим был начат вопрос об отъезде ядра старостильников на Родину».
Подобным настроениям старостильников весьма способствовало и все более резко начинавшее тогда звучать отрицательное отношение руководства Финляндской Церкви к своеобразной полуавтономии Нового Валаама. «Присоединение [Ново-Валаамского] монастыря к Русской Церкви влекло за собой многочисленные конфликты в отношениях с представителями Финской Православной Церкви. Им было трудно примириться с самостоятельностью монастырей в таком важном вопросе, как переход в лоно другой Церкви» — пусть это и касалось лишь богослужебной и календарной сторон церковной жизни.
В частности, например, «в официальном журнале Финской Православной Церкви "Аамун Койтто” в 1954 году была опубликована статья о канонических проблемах Финской Церкви. Автор прямо требовал закрытия «русских» мужских монастырей на том основании, что они принадлежат к Московской Патриархии, к которой, по словам автора статьи, были приписаны незаконно, в обход руководства «своей» Церкви. Статья отражала церковно-политическую ситуацию того времени. Естественно, статья эта вызвала беспокойство [валаамской] братии и усилила ее стремление вернуться на родину».
«Оба своих приезда на [Новый] Валаам митрополит бывал у отца Михаила подолгу... Сидя против стены, где были фотографии царской семьи и отдельно маленького наследника, митрополит, покачав головою, скорбно сказал: "Мученики, они мученики” — [и] повторил несколько раз. Отец Михаил подарил митрополиту четки...
К митрополиту Николаю сначала отец Михаил относился очень сдержанно, но потом, видимо, переменил мнение. Мне кажется, что батюшка считал (в то время многие так считали), что [после войны] дана свобода Церкви и она возрождается, что Патриарх Алексий и митрополит Николай стремятся сохранить Церковь и сберечь от посягательства безбожников... Митрополит Николай кончил мученичеством».
Многим, не способным подняться над сугубо политическим, внешним, мирским взглядом на церковную жизнь, такое стремление старца вернуться в лоно родной Матери — Русской Церкви и его трезвая духовная оценка трагического ее положения в захваченной атеистами России были совершенно непонятны.
Позже некоторые из них задавали матушке Марии, как она говорит, «очень трудны