Новый валаам. принятие отцом тимоном схимы. тайные монахини- духовные чада старца
В конце 1939 — начале 1940 года Валаамский монастырь в связи с войной был эвакуирован.
Эвакуация проходила в несколько этапов, начавшись 15-20 декабря 1939 года (когда из обители были принудительно вывезены лишь те, кто не имел финского гражданства) и продолжившись до первых чисел февраля 1940 года, поскольку остальные должны были заботиться об эвакуации сами.
Последний молебен Матери Божией и преподобным Сергию и Герману Валаамским служился в Преображенском соборе вечером 5 февраля, перед ночным переездом игумена Харитона с несколькими братиями по льду Ладожского озера на Большую землю, в Лахденпохья.
«...С горечью и скорбью покидали старцы свою обитель... Иконы, утварь, ризница, музей и часть библиотеки были вывезены. Несколько колоколов отцы тоже взяли с собой. Но весь Валаам — его чудесные скиты в своей неповторимой красоте, ценнейший рукописный "Валаамский патерик", большие колокола — все это осталось.
Отцы были увезены в глубь Финляндии, в деревню Каннонкоски. Здесь все они очень тесно и скученно были размещены в помещении школы на берегу озера, среди леса, близ деревни».
Итак, как пишет матушка Мария, «Старый Валаам был уничтожен. Новый Валаам — это уже не Валаам.
Все имущество, деньги — всем распоряжалось церковное управление Финской Церкви. Что могла сделать небольшая группа? Большинство старостильников или уехали сами, или же высланы, если резко выражали свои мысли. По завету владыки Антония, они "жили, как жили" — терпели подчинение новостильным власть имущим... Какая распущенность царила на Новом Валааме... "Я ни к кому не хочу подходить", — говорил отец Михаил [точнее, тогда еще Тимон]. Он искал иной жизни — полного уединения».
И хотя по обстоятельствам времени старец вновь был его полностью лишен, он «и тут, несмотря ни на какие трудности, не прекращал ежедневного служения Божественной Литургии.
Отделив в сарае, где был сложен разный хозяйственный хлам, уголок, он его вычистил, прибрал, устроил там престол на снятой с петель старой двери, все вокруг закрыл пеленами, поставил иконы и на антиминсе совершал службу... Убогий сарай, подобно Вифлеемской пещере, превратился в палату, где совершалось величайшее Таинство.
Одна мысль о величии этого Таинства, совершаемого в углу убогого сарая, еще более поражала и умиляла».
Вскоре монастырская жизнь валаамцев на новом месте была в целом относительно налажена, хотя, к сожалению, ее устроение коснулось преимущественно лишь внешних сторон иноческого бытия — внутренний же духовный надлом, та обновленческая трещина, что прошла через весь монастырь в предыдущие полтора десятилетия, продолжала сохраняться, исподволь лишая его братию необходимого внутреннего душевного равновесия, доверия друг к другу и нелицемерного, подлинного духовного мира...
Как пишет об этом времени и о совершенно новом стиле жизни прежде довольно строгой в уставном отношении обители матушка Мария, «Валаам располагал кроме недвижимости капиталом до 20 миллионов финских марок, но все средства были взяты под контроль Финским церковным управлением, им [насельникам монастыря] выдавали необходимое для жизни, и хотя они не голодали, но лишнего ничего не было. И на Новом Валааме было сорок — пятьдесят коров и свинарство — в скоромные дни монахов заставляли есть суп с мясом. Многие перестали ходить на трапезу.
Отец Тимон нашел на опушке леса маленькую избушку и поселился в ней. Сам продолжал выпекать просфоры, сам заготовлял химический уголь для кадила. Этим углем он делился с одной церковью (в Хельсинки) — Покрова Пресвятой Богородицы, где были членами [прихода] его духовные дочери; одна из них была псаломщицей. Конечно, скоро об этом узнали в монастыре, и это послужило поводом к новым нареканиям.
Игуменом тогда был отец Харитон. Он не мог не видеть... истинно монашескую жизнь отца Тимона и тем сильнее часто его преследовал: его раздражала твердость старца и невозможность привлечь на свою сторону. Однажды среди двора, при других, он стал грубо кричать на него: "Всё к тебе женщины ходят. Сейчас же перебирайся в монастырь”.
К этому времени здоровье отца Тимона сильно пошатнулось; долгие годы трудов и скорбей от преследования отразились на его нервах; на этой почве он стал страдать болезнию глаз, один глаз закрылся и второй был в опасности. После грубости игумена он пролежал три дня, не в силах встать, потом безропотно переселился в убогую келейку во втором этаже, под крышей, в деревянном флигеле».
И вот война закончилась. «Москва диктовала свои условия Финляндии. Валаамский монастырь сразу перешел из Финляндской Церкви в Московскую Патриархию. Тот же игумен [Харитон], который [прежде] преследовал за старый стиль, под влиянием политических событий... а может быть, под влиянием страха [перед русским старостильным церковным начальством] перешел опять со всей братией на старый стиль. Раскол [заметим, впрочем, лишь на время и притом чисто внешне] был ликвидирован. В монастыре водворилось единообразие, но все-таки осталось два направления — финское и русское».
Этот послевоенный период ознаменовался для отца Тимона великим событием — он сподобился наконец принятия схимы...
По этому поводу монахиня Мария замечает: «Еще задолго до войны отец Тимон готовился к принятию схимы. "К схимочке готовился я двадцать лет", — говорил он. Но, как и раньше, монастырское начальство отказывало ему в этом. Только в 1946 или 1947 году он был пострижен в схиму с именем Михаила [Архангела]. Тогда уже отцы жили в приобретенном ими после войны имении Паппиниеми, которое ныне носит имя Новый Валаам».
Здесь, однако, необходимо заметить, что время принятия старцем схимы указано матушкой Марией слишком приблизительно. Вообще в биографических данных старца много неясностей, а в имеющихся датах — явных противоречий. Тем не менее сопоставление имеющихся данных позволяет с полным основанием утверждать, что отец Михаил принял великий постриг несколько позже времени, сообщаемого нам его духовной дочерью: это произошло или в конце (осенью?) 1947 года, или даже в 1948 году.
Но вернемся к повествованию матушки Марии, которая, касаясь этого периода жизни старца, пишет:
«До принятия схимы одно чудесное событие имело место в жизни отца Тимона.
Лишившись глаза и опасаясь за другой, он по просьбе своих чад приехал в Хельсинки к глазному специалисту. Известный доктор, осмотрев его, заявил, что можно попробовать сделать операцию, но что дело безнадежно и второй глаз должен закрыться.
Операция была сделана. Когда сняли повязку, к великому изумлению доктора, отец Тимон отлично видел. Долго ходил доктор по палате взад и вперед, раздумывая и повторяя, что такого случая он не встречал.
Батюшка, улыбаясь, сказал: "Сохранил Господь мне этот глазик, чтобы я еще мог читать и служить”. Доктор велел быть очень осторожным с этим глазом, приехать опять показаться ему, но вскоре отец Тимон был облечен в схиму и решительно отказался от всякой медицинской помощи. Глаз и до конца служил ему, читать он мог даже без очков.
После принятия схимы отец Михаил совсем уединился, даже в храм не выходил, совершая у себя каждый день Литургию. Хотел он совершенно уйти в затвор и никого не принимать больше. "Но, — говорил, — как только хочу от вас всех отказаться — вижу вокруг себя множество бесов. Верно, за ваши молитвы Господь хранит еще меня”, — смиренно заключал отец Михаил. И чада его продолжали его посещать.
У отца Михаила было десять — пятнадцать постриженниц-монахинь, не считая монахов.
Своих духовных чад, особенно тех, кого хорошо знал, принимал у себя каждый день, и монахинь причащал Святых Таин каждый день. Благодаря своей любви, благодаря силе брал он все их грехи на себя, все покрывая любовию, замаливая каждый грех, каждую язву как свою. "Вот вы придете — чего только не перескажете, все это вольете в меня, а я должен все очистить и отмолить".
"Батюшка, я вам вручаю свою душу”, — говорила одна. "Да, хорошо, но помни, я беру на себя только если будешь слушаться; не будешь слушаться — откажусь”.
Кто приезжал к нему со своими горестями и тяжестями, хорошо знал его силу, силу любви старца. Придя в [его] убогую келью, [каждый] чувствовал: будто всё растает и уйдет без следа, как не бывало, а если что и останется, — отец Михаил это сразу увидит и легко, наводящим вопросом, вскроет язву или, даже без вопроса, строго скажет: "Гони, гони от себя этого беса, — назовет то, чем страдает душа, — гони именем Иисусовым".
[А то спросит:] "Ты когда, чадушко мое, вчера легла спать?" — "Около одиннадцати, устала”. — "Да я видел, что у тебя огонек погас (окна комнат, где останавливались паломники, были видны из его кельи). Ну, думаю, теперь время встать мне на молитву; когда чада мои спят, надо мне молиться за них".
Пришли к нему утром причаститься чада. [Одна из них говорит:] "Батюшка, я вчера так устала, что и правила не дочитала, плохо приготовилась". Батюшка внимательно посмотрел: "Бог простит. А вот что я вам расскажу. Поехал однажды отец Иоанн Кронштадтский причастить своих духовных чад — они говели. Он спрашивает: "Ну как вы?" — "Да мы готовы, батюшка". — "А вы?" — "А мы плохо, в работе и заботах, не приготовились, — с сокрушением ответили они, — простите!” — "Так вот, — сказал отец Иоанн, — вы, не готовые, — приступите. А вы, готовые, — приходите в другой раз к чаше Таин Христовых”. Так отец Иоанн провидел гордыню и самоуверенность и смирил их. Сердце без смирения и сокрушения — ничто"».
К сожалению, монастырское начальство не одобряло пастырско-духовнического подвига отца Тимона (Михаила), порой прямо-таки запрещая старцу христианское окормление приходивших к нему за советом духовных чад.
Что ж, как это хорошо известно, подобное не раз случалось и прежде в истории монашества, в том числе и российского.
Вспомним хотя бы, например, о подобных же неоднократных запретах великому старцу прославленной Оптиной пустыни преподобному старцу Леониду (Наголкину; в схиме Льву; 1768-1841), канонизированному Русской Православной Церковью в 2000 году.
В свое время очередной епископ Калужский начал настоящее гонение на старца Леонида, не позволяя ему встречаться с богомольцами, жаждавшими духовной беседы с ним и исповеди у него, ибо считал всякое монашеское душепопечительство по отношению к мирянам (равно и старчество как таковое) как бы некоей ересью. Владыка приказал ему перейти из скита в монастырь и вообще запретил принимать мирян. Но отец Леонид, жалея их, по зову совести не мог исполнить епископский приказ. Тогдашний настоятель обители преподобный старец Моисей (Путилов; 1782-1862) пребывал в некоторой растерянности: сознавая внутреннюю правоту старца Леонида, он все же считал обязанностью напоминать ему порой о требовании архиерея.
В ответ на это преподобный Леонид как-то сказал, указывая на лежащего у его кельи параличного калеку: «Посмотрите, отец Моисей, на него; он живой в аду, я могу помочь ему. Господь прислал его сюда для покаяния, чтобы я открыл ему его грехи». Но архимандрит Моисей все же настаивал: «Ведь Его Преосвященство грозит вашим арестом». Тогда старец Леонид спокойно, хотя и твердо, ответил: «Ну что ж? Хоть в Сибирь пошлите, хоть костер разведите, хоть на огонь поставьте, а я буду все тот же Леонид. Я к себе никого не зову, а кто приходит ко мне, тех гнать от себя не могу».
Точно так же и старец Тимон-Михаил не мог отказать в духовном совете приходившим к нему богомольцам, тем более духовным своим чадам, среди которых немало было монашествующих женщин.
Как свидетельствует монахиня Мария, отец Тимон на все подобные запреты со стороны начальства и обвинения в якобы излишней пастырской деятельности не отвечал ничем, а лишь «терпел за своих “сироток" и все покрывал молчанием, но всегда требовал полного послушания: от тех, кто своевольничал, он решительно, несмотря на свою любовь ко всем, отказывался, переставал давать им советы... "Теперь только тот хорош, кто по головке гладит", — он, бывало, скажет...»
Летом или в самом начале осени 1957 года (незадолго перед возвращением в Россию) отец Михаил постриг в монашество нескольких своих духовных дочерей, среди которых приняла тайный постриг и матушка Мария.
В это время все они стремились как можно чаще встречаться со своим старцем-схимником, зная о приближающемся уже скором расставании с ним.
Монахиня Мария вспоминала об одной из таких встреч: «4 октября (ст. ст.) 1957 года собрались после причастия Святых Таин у старца Михаила в келье — схимница Нимфодора, схимница София да еще одна монахиня.
"Батюшка, — сказала ему простодушно старенькая, восьмидесятисемилетняя Нимфодора, — слушала я сегодня поучение о святителе Димитрии Ростовском, а вот ты совсем как он: только все молился и ничего не ел".
Отец Михаил будто и не слышал этой похвалы себе и продолжал разговор с схимницей Софией...
Эта Нимфодора в молодые годы ходила по русским монастырям, бывала в Оптиной пустыни у отца Анатолия, и он ей предрек: "Будешь спасаться в мужском монастыре".
Придя на Валаам, она сначала осталась там прачкой, потом из-за революции осталась [там насовсем] на гостинице горничной... Когда она умерла, уже на Новом Валааме, то ей было, кажется, за девяносто лет.
Мать Нимфодора была права: отец Михаил, относясь к каждому очень снисходительно — по силе устроения и духовного роста того, сам к себе был очень строг и был великий постник.
Уже до схимы перестал он брать из трапезной горячую пищу. Случилось это так [как вспоминал батюшка]: "Пришел я за едой к трапезнику, а он мне говорит: что ты пришел, ты ведь ничего не работаешь. И правда, подумал я, что от меня монастырю
пользы? Поклонился трапезнику и ушел”, — с того дня уже больше не ходил он за горячей пищей.
Сухие продукты: хлеб, чай, сахар, в скоромные дни молоко — выдавали всем на руки, в кельи...
Жившие при обители монахини-прачки приносили отцу Михаилу то похлебку, то кашицу, но батюшка сокращал их все больше и больше, почти до минимума; а в последнее время и совсем отказался от посторонних услуг. Даже не позволял мести свою келью. Сам варил иногда манную жидкую кашицу — две ложки, иногда, в скоромные дни, съедал яйцо... супов, похлебок никогда не варил; чай, хлеб и в скоромные дни подкреплял себя кофе, который очень ему нравился, — говорил: "силы дает". Сам был худенький и тоненький как тростиночка.
Как-то собрали мы с матерью Сергией на лужайке около березовой рощи зрелой душистой земляники и снесли ее к батюшке отцу Михаилу (уже тогда в схиме). Он удивился даже: «Я давно ее, землянику, и не видел... мои ноги давно не ходили по траве». Мы стали просить его, чтобы он сам хоть в чай ее положил — не отдавал другим.
На другой день пришли к нему. После беседы дает он нам ягоды, присыпаны сахаром: "Вот снесите такому-то" — сам и не тронул ее...»
О жизни старца и его духовном настрое в период пребывания уже в Ново-Валаамской обители мы узнаем также из кратких заметок о нем уже упоминавшейся другой его духовной дочери, монахини Ангелины (Жаворонковой). Она была предельно предана отцу Михаилу и его памяти до самой своей кончины.
Вот что пишет она в своих воспоминаниях: «Старец Михаил (Тимон) — мой второй старец. Первым был отец Михаил Старший (Маркиан). Он умер в 1934 году, передав меня отцу Михаилу-Тимону.
Я встретила отца Михаила Старшего (первого) в 1917 году, и с той поры он стал моим старцем и духовным наставником. Я имела много его писем ко мне, которые, к несчастью, погибли в Выборге. Он произвел сильное впечатление на меня и направил на путь монашеской жизни.
Отец Тимон [Михаил второй] принял меня, когда я была уже зрелым человеком, с определенным направлением и характером.
Отец Михаил [Старший] был воплощением любви и доброты. Эти добродетели он передал и отцу Тимону. Я стала более близко общаться с отцом Тимоном после его переезда в Новый Валаам. В первый раз я увидела его в Новом Валааме только в 1944 году, а потом в 1946-м.
Отец Тимон не писал писем, и таким образом моя связь с ним была довольно слабой.
Я помню хорошо только один год, когда отцу Тимону пришлось приехать в Хельсинки для глазной операции. Поскольку он не говорил по-фински, я согласилась проводить его в больницу, где я по просьбе врача присутствовала даже и во время операции. Старец был преисполнен мира и с особой мягкостью кротко благодарил врачей и медицинских сестер, ухаживавших за ним в больнице. После операции отец Михаил жил в Хельсинки целый месяц, и каждый вечер я имела благую возможность навещать его. Когда он окреп и с глазами его стало все хорошо — до такой степени, что он был в состоянии вернуться в монастырь, он начал служить в моем доме. Перед отъездом он провел службу с елеопомазанием для всех своих духовных чад.
Мать Мария (Стахович) была тогда замужем и не приходила на наши службы.
Эта встреча была так замечательна, а батюшка был так светоносен, так преисполнен радости, что та служба навсегда осталась со мной как поистине чудесное воспоминание. Позже мы, бывало, приезжали в Новый
Валаам, но старец находился уже в затворе, то есть служил каждый день Литургию в своей келье, никого не принимал. Люди, однако, могли приходить к нему на исповедь. И всегда он встречал нас с такой особой любовью! Временами он даже хлопал в ладоши и нараспев возглашал: "Мои ангелочки прибыли”. Так он называл нас, своих близких духовных чад. Ни одна из нас не была замужем, и все мы, как он, бывало, говорил, были [потому] ближе его сердцу. Часто он говаривал: "Когда люди семейные начинают рассказывать о своей жизни, я затрудняюсь понять их и не знаю, что посоветовать им”.
[Так и] мать Мария стала ближе к нему только после смерти ее мужа, когда он и постриг ее.
Когда он посещал нас после операции и служил Литургию в нашем доме, я вместе с одной из его духовных дочерей всегда пела и читала, и батюшка часто благодарил нас и так любяще называл своими канарейками.
У него был приятный голос, и он, бывало, часто пел вместе с нами.
Я еще помню то время, когда он находился в Хельсинки и был день его рождения. Он очень празднично отметил этот особый день, созвав всех своих духовных детей. Мы все подавали угощения, а батюшка говорил, что люди должны праздновать дни рождения — как великую милость Божию.
В этот день он служил [Литургию] у меня, и мы все сподобились святого причащения.
Так радостным событием было для нас даже и это — день рождения нашего дорогого батюшки».
СЛУЧАИ ЧУДЕСНОЙ ПОМОЩИ ДУХОВНЫМ ДОЧЕРЯМ ОТЦА ТИМОНА (МИХАИЛА) ПО ЕГО МОЛИТВАМ
Окормлявшиеся отцом Михаилом духовные дочери оставили нам несколько свидетельств молитвенной помощи старца в моменты постигавших их житейских бед и болезней. Хотя никто из них и не занимался нарочитым сбором сведений о подобных случаях, несколько событий такого рода все же сохранилось в их благодарной памяти. При этом они прекрасно понимали (и их слова постоянно подтверждают это), что Господь отвечал им Своими благодеяниями именно в ответ на батюшкину любовь; со своей же стороны они имели, по слову Священного Писания, веру для получения исцеления (Деян 14,9), ибо только молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь (Иак 5,15).
Несколько рассказов о даре молитвенной поддержки старца Михаила приводятся ниже. А о скольких таких же благодатных случаях, имевших место и при жизни его, и по отшествии ко Господу, происходивших в ответ на просьбы к старцу о помощи (и келейные, и у гроба его в Псково-Печерской обители), мы пока и вовсе не знаем! Но знает о том бездна богатства... и ведения Божия (Рим 11,33)...