О монахине марии (стахович), составительнице «начального» жизнеописания отца михаила, о ее записках и других источниках биографии старца
Особо важное значение для составления наиболее полного жизнеописания отца Михаила имеют воспоминания о нем его духовной дочери, монахини Марии (Стахович; 1983), постриженной старцем-схимником в монашество в 1957 году — после кончины ее мужа в 1955 году. Матушка Мария до этого долгое время окормлялась старцем и порой записывала как его духовные советы, так и отдельные (заметим — всегда весьма сдержанные) его рассказы о своей жизни в Церкви.
В 1959 году, после отъезда старца в Россию, она также покинула Финляндию, переехав к родственникам в США, где стала вскоре насельницей Ново-Дивеевской обители под Нью-Йорком.
Накопившиеся за время общения с отцом Михаилом впечатления позволили монахине Марии подготовить на рубеже 1950-1960-х годов рукопись с достаточно обширными воспоминаниями о дорогом для нее старце. Свои записки она впоследствии передала для возможной публикации возникшему тогда в Америке Братству преподобного Германа Аляскинского.
Благодаря личной инициативе игумена Германа (Подмошенского), духовного главы Братства, записки матери Марии (которые он назвал «первоисточником жития» старца) были опубликованы в 1992 году — в память тридцатилетия со дня блаженной кончины отца Михаила.
Воспоминания матушки Марии появились тогда на страницах издаваемого Валаамским Обществом журнала «Русский Паломник», а также были напечатаны (в чуть более подробном варианте) в уже цитировавшейся здесь книге [«Внутреннее безмолвие: Старец Михаил, последний великий мистик
Валаама...»], изданной Ново-Валаамским монастырем на Аляске и Братством преподобного Германа Аляскинского.
В этой же книге помимо записок монахини Марии помещены: двухстраничная «Хронология» (с указанием основных дат жизни старца) и ряд очерков о встречах и четырех беседах с отцом Михаилом паломника на Новый Валаам Сергея Николаевича Большакова, состоявшихся летом 1954 года в Финляндии. Изложение этих бесед печаталось С.Н.Большаковым несколько раз (и в Европе, и в США) еще во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов, но, к сожалению, лишь на английском языке.
Наконец, в том же «Русском Паломнике» в 1993 году было напечатано в виде некоторых пояснений к жизнеописанию старца несколько писем монахини Марии, присланных ею в свое время Братству преподобного Германа Аляскинского, с дополнительными сведениями, как она пишет, о «великом Валаамском старце» Михаиле.
Сравнительно недавно в свет вышел и русскоязычный вариант части ранее указанной книги (дополненный, однако,
несколькими письмами монахини Марии), имеющий, к сожалению (как и американское издание), ряд хронологических ошибок и фактических неточностей. Главным образом они встречаются в воспоминаниях монахини Марии, основной задачей которой, впрочем, было не исторически абсолютно точное изложение всех известных ей сторон и внешних событий жизни иеросхимонаха Михаила (или же истории самого Валаама той поры), а непосредственная передача духовно истинного лика этого замечательного подвижника.
К неменьшему сожалению, в русскоязычном варианте книги опущен имеющийся в его американском издании раздел, излагающий содержание духовных бесед со старцем Михаилом С.Н.Большакова, поскольку, как поясняет составитель, текст этот был написан упомянутым паломником из Оксфорда «по памяти, только на английском языке... и нами здесь не приводится за неимением полного русского оригинала».
Ныне перевод большаковских бесед впервые предлагается вниманию благочестивого русскоязычного читателя на страницах этой книги — в третьей ее части.
Учитывая, что многими из имеющихся на сегодня биографических данных о старце Михаиле мы обязаны монахине Марии, следует сказать также несколько слов и об этой постоянной (более тридцати лет!) преданнейшей послушнице старца: ведь именно она не только сохранила все важнейшие сведения о его иноческом пути, но, главное, донесла до нас его правдивый, живой, одновременно и строгий, и столь преисполненный христианской любви, духовно поучительный образ.
О монахине Марии автор предисловия к ее запискам игумен Герман (Подмошенский) сообщает, что она «жила сначала в Выборге и была замужем, но, овдовев, приняла тайный постриг у отца Михаила уже на Новом Валааме в Финляндии, хотя еще задолго до вдовства часто ездила на Старый Валаам и была близким человеком, симпатизирующим «старостильникам», и помогала чем могла, стараясь как можно чаще посещать Валаам. Когда старец Михаил ослеп на один глаз, она писала письма-ответы под его диктовку многим, кто ему писал. В свою записную книжку заносила что могла; старец был истинный мистик, и ей не все удавалось передать, о чем она часто скорбела».
Сама же она говорит о своих воспоминаниях так: «Мои убогие и беспорядочные записи о моем дорогом, тихом и кротком старце. Это не литература, и написаны [они] для того, чтобы не ушло из памяти самое для меня ценное; старалась местами сохранить и стиль его рассказа. Кажется мне, что оставить без следа воспоминания о жизни такого старца было бы даже — грех?.. Все, что записано мною о Валааме, написано не чернилами, а, можно сказать, кровью моего сердца». В самом же тексте своего жизнеописания старца Михаила она с внутренним вол-
нением восклицает: «Господь буди с нами! Лишь бы мои записки не опорочили как-нибудь непорочное имя батюшки отца Михаила!..»
Как пишет в своем предисловии игумен Герман, матушка Мария, познакомившись с ним в 1960 году в алтаре храма Ново-Дивеевского монастыря (тогда будущий игумен еще только заканчивал учебу в семинарии), рассказала ему о своем духовном отце, валаамском старце Михаиле, «о его святой жизни, и даже вскоре принесла целую тетрадь ею записанного с его слов его жития. Она оказалась дивной матушкой, приехавшей к отцу Адриану спасаться в его обитель... [поскольку] старец Михаил решил, после многих лет жизни в стране западной ориентации, Финляндии, поехать [в Россию], чтобы сострадать томящимся тайным святым, находящимся под коммунистическим игом! Она открыла мне новый горизонт, и вмиг я ощутил, хотя разумом еще не было ясно, что на том небосклоне, где я ощущал бесповоротный закат, есть, по сути, проблески пробуждающейся зари. Есть еще живые святые — я как бы слышал [это] из ее уст, и что [вот — сама] она живая свидетельница этой реальности, скрываемой железным занавесом — как изнутри, так и со стороны разлагающегося Запада. Я весь воспрянул и тут же умолял ее написать старцу, чтобы он мне помог своими святыми молитвами. Я передал иконку моего святого покровителя, чтобы старец не забывал меня, и через некоторое время пришел ответ из Псково-Печерского монастыря, что старец за меня молится. Позже, уже монахами, мы получили большее благословение. Так узнал я о старце Михаиле, и так встрепенулась душа моя сознанием, что на многострадальной родине моей есть не только святые, но и миру не ведомое поколение восприемников живой [хотя и] подъяремной Святой Руси.
С годами мать Мария передала нам ее записи о старце Михаиле, прислала много дополнительного материала и благословение нам с Валаама, ей отцом Михаилом переданное, — икону валаамского письма Нерукотворенного Спаса перед которой по ее указанию и молитвам старца Михаила происходил наш монашеский постриг — не только основателей нашей Свято-Германовской обители, но и всех остальных мантийных и рясофорных монахов да и монахинь в Свято-Ксеньевском женском скиту в Калифорнийских горах и лесах».
Здесь, заметим, речь идет об имеющем весьма важное миссионерское значение Братстве преподобного Германа Аляскинского и одноименной обители, возникших в США в начале 1960-х годов в память этого инока-миссионера, выходца из Валаамского монастыря, подвизавшегося с 1805 года на острове Еловом (возле острова Кадьяк, в пределах бывшей в свое время русской Аляски).
Преподобный Герман (4 1836) стал называть полюбившийся ему остров Еловый Новым Валаамом, и потому правитель русских американских колоний Фердинанд Врангель, издавая в 1831 году особый указ о передаче восточной части Елового иноку Герману для устройства здесь в будущем монастыря, прямо назвал эту обитель Новым Валаамом.
Следует при этом добавить, что в последующем возникли еще два «Новых Валаама», созданных также монахами- валаамцами: второй — в Сибири (1894) и третий, так называемый Valamo, — в Финляндии (1940), куда и перебралась вся братия Старого Валаама перед передачей этого ладожского острова (по итогам советско-финской войны 1939-1940 годов) во владение СССР. Преимущественно именно этот, третий монастырь, устроенный на территории Финляндии, обычно и именуется Новым Валаамом.
Известное американское Братство преподобного Германа (с монастырем в его честь) было основано по завету инока Тихоновой Калужской пустыни старца-архимандрита Герасима (1888-1969), прибывшего в качестве миссионера на Аляску в 1916 году и жившего с 1935 года на Еловом острове. Создателями Братства и Свято-Германовской пустыни в Платине (в горах Калифорнии) стали отец Герман (Подмошенский) и его друг отец Серафим (Роуз; 1982), имевшие в виду прежде всего дальнейшее усиление миссии Православия среди американцев. И это Братство, и возникшее впоследствии Валаамское общество Америки весьма способствуют своей издательской деятельностью духовному просвещению также и русского народа, выпуская в России известный журнал православного и монархического направления «Русский Паломник».
Что ж, благословение Валаамского старца Михаила не могло остаться втуне, бесплодным!
Как пишет один из авторов этого журнала: «Сейчас Братство преподобного Германа духовно заведует пустынножительством на Еловом [иноки Братства начали подвизаться здесь с 1983 года, где ими был устроен Михаило-Архангельский скит, а также и на соседнем острове Святого Нила Сорского, где живет несколько монахинь. — Авт.]. Братство преподобного Германа в Калифорнии за все годы развивалось и породило несколько обителей с миссионерским уклоном: 1) женский скит Блаженной Ксении Петербургской близ Платины; 2) Паисия
(Величковского) обитель возле русской речки Славянки [недалеко от известного Форта Росс. — Авт.] (ныне переехала в штат Аризону); 3) подворье блаженной Ксении в городе Индианаполисе; 4) пустыня Преподобного Пахомия Великого с подворьем в Канзасе.
Как миссионерское ответвление Братства существует также в городе Кадьяке Свято-Иннокентиевская академия для юношества.
Все монашествующие на Еловом американского происхождения...»
В дополнение к сказанному следует особо упомянуть о том, что первые два инока для пустыни на Еловом были по просьбе игумена Германа (Подмошенского) рукоположены во иереев в 1994 году в Санкт-Петербурге блаженной памяти архипастырем Иоанном (Снычевым), митрополитом Петербургским и Ладожским.
И замечательно, что все эти труды и немалые достижения во славу Божию уже были как бы сокрыты в благословении, полученном первыми братчиками и иноками Платины от старца Михаила Валаамского и (тогда уже) Псково-Печерского — через переданную им от него икону Нерукотворенного Спаса! Икона эта, по сути, оказалась положена в основание всего «валаамского» дела в Северной Америке, о чем свидетельствует и «Русский Паломник», сообщая своим читателям, что за годы развития в ней православного монашества Братством преподобного Германа на американском (аляскинском) Новом Валааме были совершены многочисленные постриги «в разных часовнях, но всегда непременно пред валаамским образом Нерукотворного Спаса, переданным Братству через монахиню Марию (С[тахович]) от последнего великого старца Михаила Младшего. Столько монашествующих, черноризцев со времен преподобного Германа там никогда не бывало; не оглашался лес таким мощным пением древних монастырских напевов и, думается, не радовался так ангельский лик...»
Вот так, по милости Божией, благословение двух обителей — Валаамской и Псково-Печерской, где старец Михаил подвизался по возвращении в Россию до самого своего отшествия ко Господу, — достигло православного иночества даже на далеком «американском Западе»!
...Своё искреннее выражение благодарности давно уже ушедшей в мир иной матушке Марии, как и все предисловие к издаваемым ее запискам, игумен Герман завершает следующими словами: «Помяни ее добрую душу, дорогой читатель, если сердце твое умилится при бесхитростном чтении, в простоте сердца, этого нашего посильного труда».
Перед возвращением в Россию старец Михаил, зная, что монахиня Мария порой записывает некоторые из его советов, поучений и вообще житейских его воспоминаний, завещал ей на прощание писать только чистую правду, подчеркнув: «Правда должна быть чистой». Сдержанный и духовно-трезвенный характер воспоминаний матушки явно свидетельствуют о том, что строгий завет своего старца она постаралась выполнить неукоснительно.
Наряду со всеми перечисленными документальными источниками о жизни старца Михаила (воспоминаниями, письмами, заметками келейника Кенсорина), отдельные дополнительные черты в его благодатный образ привнесли также некоторые краткие свидетельства общавшихся с ним печерских иноков, полученные составителями настоящей книги в ходе бесед с последними. Все это в итоге и легло в свое время в основу отдельного краткого жизнеописания старца Михаила, которое было опубликовано составителями в их предыдущей книге, посвященной псково-печерским подвижникам, — «У "пещер Богом зданных"».
Однако со временем авторам по благословению нынешнего наместника Псково-Печерской обители архимандрита Тихона (Секретарева) удалось, предприняв ряд поисков, обнаружить среди ранее не разобранных монастырских бумаг еще два дополнительных документа — кратких, но емких по содержанию и весьма важных для уточнения хронологической канвы жизни отца Михаила: автобиографию старца и сообщение о его кончине, составленное одним из прежних наместников — архимандритом Алипием (Вороновым).
Кроме того, небольшие, но яркие штрихи в портрет иеросхимонаха Михаила позволяют внести и воспоминания о нем еще одного его бывшего келейника — известного впоследствии архимандрита Ипполита (Халина; 1928-2002), подвизавшегося в Печерской обители в 1958-1966 годах, жившего затем восемнадцать лет на Афоне и кончившего свои дни весьма почитаемым благодатным старцем-настоятелем Свято-Николаевского Рыльского монастыря Курской епархии.
В предлагаемом вниманию благочестивого читателя наиболее полном ныне жизнеописании отца Михаила, естественно, максимально использованы и по возможности систематизированы (и тематически, и хронологически) все имеющиеся сведения о старце. Такая их систематизация оказалась особенно необходимой в связи с тем, что воспоминания монахини Марии (сами по себе очень живые и весьма важные в отношении сообщаемых ею исторических фактов), к сожалению, несколько отрывочны и хронологически сбивчивы, а порой в собственно историческом отношении, касательно самой Валаамской обители, и не достаточно точны.
Помимо всего сказанного, составители настоящей книги уделили особое внимание тем сложным духовно-историческим обстоятельствам жизни Валаамской обители, которые проявились в 1920-1930-х годах, в период надолго затянувшейся и, по сути, разрушившей былое единство ее монашества прискорбной «календарной смуты», спровоцированной светскими властями Финляндии.
Смута эта возникла вследствие не только наступившего тогда разрыва Финляндской Церкви с Матерью — Русской Церковью, но и по причине возобладавших в Церковном Управлении Финляндии обновленческих тенденций протестантского типа. Эти тенденции проявились, в частности, в отказе от церковного календарного «старого стиля» (что, впрочем, в духовном отношении не столь уж существенно), но главное — в отказе от православной пасхалии, то есть тех духовных, а затем и «физических» (астрономических) принципов определения времени празднования новозаветной Пасхи, что были утверждены еще святыми отцами Вселенских Соборов и могут быть отменены также только соборным же образом.
Как известно, разорители церковного единства в отношении одновременного празднования всей полнотой православного мира «старостильной» пасхалии, как и общающиеся с ними, должны (согласно церковным канонам) всегда караться преданием анафеме. И потому, если с первым нарушением традиционного хода церковной жизни валаамские иноки, дорожившие чистотой Православия и действительно полностью верные православным канонам, еще как-то могли примириться, то со вторым — никогда! И показательно, что даже перед лицом всевозможных преследований со стороны финских церковных (обновленческих) и светских властей — в том числе преследований даже полицейски-тюремного свойства! — именно старец Михаил вместе с рядом наиболее принципиально настроенных и трезвенно мысливших монахов-содругов выступил в тот период вполне сознательным, последовательным защитником и подлинным исповедником Вселенского Православия.
«ВСЕХ ЛЮБЛЮ — ВСЕХ БЕГУ..»