Валаамские старцы в псково-печерской обители
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 8
О ПРАВОСЛАВНОМ СТАРЧЕСТВЕ. 10
ВАЛААМСКИЕ СТАРЦЫ В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ОБИТЕЛИ.. 14
О МОНАХИНЕ МАРИИ (СТАХОВИЧ), СОСТАВИТЕЛЬНИЦЕ «НАЧАЛЬНОГО» ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ОТЦА МИХАИЛА, О ЕЕ ЗАПИСКАХ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКАХ БИОГРАФИИ СТАРЦА.. 24
«ВСЕХ ЛЮБЛЮ — ВСЕХ БЕГУ..». 35
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ИЕРОСХИМОНАХА МИХАИЛА, ВЕЛИКОГО СТАРЦА ВАЛААМСКОГО И ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОГО ДЕТСТВО И ГОДЫ ЮНОСТИ. ПОИСКИ ВОЛИ БОЖИЕЙ.. 35
НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ. ПРИБЫТИЕ НА ВАЛААМ И НАЧАЛО ИНОЧЕСКОГО ПУТИ.. 40
ОТ ПОСЛУШНИЧЕСТВА К ИЕРОМОНАШЕСТВУ: «БОЖИЙ ПРОМЫСЛ УПРАВЛЯЕТ ВСЕМ!». 41
«МРАЧНАЯ ПОРА»: ОБНОВЛЕНЧЕСКАЯ «КАЛЕНДАРНАЯ СМУТА». 48
ИСПОВЕДНИКИ КАНОНИЧЕСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ПАСХАЛИИ — ОТЕЦ МИХАИЛ СТАРШИЙ И ОТЕЦ ТИМОН (СТАРЕЦ МИХАИЛ МЛАДШИЙ) 61
НОВЫЙ ВАЛААМ. ПРИНЯТИЕ ОТЦОМ ТИМОНОМ СХИМЫ. ТАЙНЫЕ МОНАХИНИ- ДУХОВНЫЕ ЧАДА СТАРЦА.. 79
СЛУЧАИ ЧУДЕСНОЙ ПОМОЩИ ДУХОВНЫМ ДОЧЕРЯМ ОТЦА ТИМОНА (МИХАИЛА) ПО ЕГО МОЛИТВАМ.. 86
ОБ ИСЦЕЛЕНИИ ДУШЕВНОБОЛЬНОЙ ЗИНАИДЫ ТИХОНОВОЙ (БУДУЩЕЙ МОНАХИНИ ФЕОФАНИИ) 86
ИСЦЕЛЕНИЕ МАРИИ (СТАХОВИЧ) 87
ТАЙНА МОНАХИНИ АННЫ.. 88
ВОССТАНИЕ ОТ ОДРА БОЛЕЗНИ.. 88
ПОЛНОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ ПО МОЛИТВАМ ОТЦА МИХАИЛА ИЗ ПИСЬМА МАТЕРИ (СЕСТРЫ МОНАХИНИ МАРИИ) О ТЯЖЕЛО БОЛЬНОЙ ДОЧЕРИ.. 89
О БРАТСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СТАРЦА МИХАИЛА С ДРУГИМИ ИНОКАМИ ВАЛААМА.. 91
ДОМОЙ, В СТРАДАЮЩУЮ РОССИЮ! 98
О ДУХОВНЫХ ПРИЧИНАХ УХОДА СТАРЦА МИХАИЛА ИЗ НОВО-ВАЛААМСКОГО МОНАСТЫРЯ.. 108
ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ. СТАРЕЦ МИХАИЛ В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ОБИТЕЛИ.. 115
О ПРОДОЛЖАЮЩЕМСЯ МОЛИТВЕННОМ ОБЩЕНИИ СО СТАРЦЕМ МИХАИЛОМ ПОСЛЕ ЕГО КОНЧИНЫ.. 131
Сон матушки Марии (1964) 131
Еще один сон матушки Марии (1966) 133
Сон игумена Германа (ок. 1966) 133
ИЗ МОНАШЕСКОГО ОПЫТА СТАРЦА МИХАИЛА.. 136
ПОУЧЕНИЯ, ПИСЬМА, НАСТАВЛЕНИЯ ИНОЧЕСТВУЮЩИМ.. 136
ИЗ ПОУЧЕНИЙ ИЕРОСХИМОНАХА МИХАИЛА.. 136
О МОНАШЕСКОМ НАПРЯЖЕНИИ.. 136
О ПОСТЕ И ЧИСТОТЕ. 136
О ПРИСТРАСТИИ.. 137
О МОЛИТВЕ. 138
«БУКВАРИ», ИЛИ ФАРИСЕЙСТВО.. 139
О ЖЕРТВАХ БОГУ.. 140
О ДАРАХ И ГРУЗАХ.. 142
ВЗЯТКИ.. 142
О ЛЮБВИ.. 143
О ЧИСТОЙ ПРАВДЕ, СТАРЦЕ ОНУФРИИ И МОНАХЕ ЛОНГИНЕ, ДУХОВНОМ СЫНЕ 0. МИХАИЛА.. 143
ИЗ ПИСЕМ СТАРЦА ТИМОНА, В СХИМЕ МИХАИЛА.. 146
Из письма на Пасху Елене Тихоновой, псаломщице. 146
Из письма к Е. и Г. 147
Из письма церковному писателю, профессору С. Большакову, в Оксфорд. 147
ИЗ КРАТКИХ НАСТАВЛЕНИЙ ИНОЧЕСТВУЮЩИМ.. 148
ТЕРПЕНИЕ. 148
ХРАНЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА.. 148
ЗНАЧЕНИЕ СКОРБЕЙ.. 149
СИЛА ОБЕТОВ.. 149
ЕЩЕ О МОЛИТВЕ. 150
«СКАЗОЧКА О ПРАВДЕ» ОТЦА МИХАИЛА.. 151
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ СО СТАРЦЕМ МИХАИЛОМ.. 154
О ПАЛОМНИКЕ С.Н. БОЛЬШАКОВЕ И ЕГО ВСТРЕЧАХ СО СТАРЦЕМ МИХАИЛОМ В НОВО-ВАЛААМСКОМ И ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОМ МОНАСТЫРЯХ 154
ЧЕТЫРЕ БЕСЕДЫ СО СТАРЦЕМ МИХАИЛОМ.. 160
БЕСЕДА ПЕРВАЯ.. 164
1. НАЧАЛО БЕСЕДЫ.. 164
2. МОЛИТВА ОБ УМЕРШИХ.. 165
3. ПРОМЫСЛ БОЖИЙ.. 167
4. ЖИЗНЬ ВНУТРЕННЯЯ.. 168
5. МОЛИТВА.. 169
6. ЕПИТИМЬЯ [О ПОКАЯНИИ] 170
7. КНИГА ОТЦА СОФРОНИЯ [О ПРЕПОДОБНОМ СИЛУАНЕ АФОНСКОМ] 170
БЕСЕДА ВТОРАЯ.. 171
1. «ЭТО ПРИХОДИТ ОТ МЕНЯ». 171
2. ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ.. 172
3. ВЕЛИКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ.. 173
4. ОБ ИСПОВЕДИ.. 173
5. МИСТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ.. 174
6. О ЕЖЕДНЕВНЫХ ЦЕРКОВНЫХ СЛУЖБАХ.. 175
БЕСЕДА ТРЕТЬЯ.. 177
1. БЛАЖЕННАЯ ДОЛИНА СЛЁЗ. 177
2. ЕЖЕДНЕВНОЕ СЛУЖЕНИЕ ЛИТУРГИИ.. 178
3. ЧАСТОЕ ПРИЧАЩЕНИЕ. 178
4. ВОЛЯ БОЖИЯ.. 179
БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ.. 180
1. О МИРНОМ СОСТОЯНИИ ДУШИ.. 180
2. КАК ДОСТИЧЬ СПОКОЙСТВИЯ ДУШИ.. 181
3. СОВЕТ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА ОТЦУ ТИМОНУ НАДЕЕВСКОМУ 182
4. О БЕЗМОЛВИИ.. 182
ЕЩЕ О НЕОБУРЕВАЕМОМ МИРЕ ДУШИ, ИЛИ О ВНУТРЕННЕМ БЕЗМОЛВИИ 183
ЗАВЕРШЕНИЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА.. 185
1. ПРИСУТСТВИЕ НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ, СОВЕРШЁННОЙ ОТЦОМ МИХАИЛОМ.. 185
2. ОТЪЕЗД ИЗ НОВОГО ВАЛААМА.. 185
3. ЛИЧНОСТЬ ОТЦА МИХАИЛА.. 186
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 186
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 199
1. «АВТОБИОГРАФИЯ» ИЕРОСХИМОНАХА МИХАИЛА.. 199
2. О КОНЧИНЕ ИЕРОСХИМОНАХА МИХАИЛА.. 200
3. ПИСЬМЕННЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ВАЛААМСКИХ ИНОКОВ О «КАЛЕНДАРНОЙ СМУТЕ». 203
1. ПО СТРАНИЦАМ «ЗАЯВЛЕНИЯ В ЦЕРКОВНЫЙ СУД ОТ БРАТИИ ВАЛААМСКОГО МОНАСТЫРЯ». 203
2. ИЗ ДНЕВНИКА ИЕРОМОНАХА ПАМВЫ.. 205
3. ИЗ «ЗАПИСОК» СХИМОНАХА НИКОЛАЯ.. 210
4. ПИСЬМО ОТЦА НИКАНДРА ЛЕСНИНСКОГО (БЕЛЯКОВА) 212
4. О «СТАРОЙ» И «НОВОЙ» ПАСХАЛИЯХ.. 214
4 . Из беседы Святейшего Патриарха Сербского, Архиепископа Печского, Митрополита Белградско-Карловацкого ПАВЛА.. 216
1. «НЕИЗМЕННОСТЬ КАНОНОВ И ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В ЦЕРКВИ» (ИЮНЬ 1990) 216
2. Из проповеди Его Высокопреосвященства Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (Икима) 220
5. О ДУХОВНО-АСКЕТИЧЕСКИХ ИСТОКАХ МОЛИТВЕННОГО ПОДВИГА СТАРЦА МИХАИЛА ЗАТВОРНИКА.. 224
1. Об исихазме и исихастах. 225
2. Преподобный Исаак Сирин о безмолвии и молитвенных слезах. 232
ВВЕДЕНИЕ
Эта книга посвящена истории жизни и исповеднического подвига одного из наиболее богомудрых и смиренных старцев XX века — валаамского и псково-печерского иеросхимонаха Михаила (Питкевича; 1877-1962).
Старец Михаил провел почти всю свою монашескую жизнь в стенах Валаамской обители — сначала на островном Старом Валааме, а затем и в Новом (в лесах Северной Финляндии). Оказавшись за рубежом, он по милости Божией смог все-таки в конце концов осуществить то, чего так жаждала душа его на протяжении четырех десятилетий (в период, когда Валаамская обитель в результате большевистского переворота 1917 года была отторгнута от России и Матери — Русской Церкви), — вернулся в 1957 году на Родину и, прожив еще четыре года в Свято-Успенском Псково- Печерском монастыре (который называл раем духовным), упокоился от праведных трудов своих в древней земле Святой Руси — в «Богом зданных» монастырских пещерах.
Печерская обитель осталась благодарна ему за доброе научение ее послушников и монахов той поры духовным основам истинного монашества, за поддержание в ней иноческой традиции постоянного творения Иисусовой молитвы, за искреннюю любовь к братии и за мудрый, опытный его подвиг старчества, так много способствовавший делу спасения всех приходивших к нему иноков и мирян.
Изначально будучи на иноческом своем пути склонным к отшельничеству и к исихастскому внутреннему безмолвию, старец Михаил со временем стал фактически затворником, наподобие святителя Феофана, Затворника Вышенского (оба одинаково осуществляли свой затворнический подвиг в условиях монастырей с общежительным иноческим уставом, что, естественно, значительно усложняло их задачу).
Более тридцати лет, до самой кончины, старец жил или в отдаленных валаамских скитах, или в одиночной келье, где каждый день (!) служил Божественную Литургию, старясь никуда не выходить и даже не посещая общей трапезы (ел он вообще очень мало; если же ему приносили еду, как это бывало в Ново- Валаамской обители, когда он был уже весьма преклонного возраста, то обычно ее оставляли в коридоре под дверью его кельи).
Стремление к подобному отшельничеству даже в условиях общежительного монастыря было для него вполне естественным, ибо он всегда стремился к тому, чтобы молитвенное делание охватывало его душу целиком (отец Михаил именно это наряду с исполнением заповедей Божиих собственно и считал, вслед за многими великими подвижниками православного иночества, истинным смыслом и содержанием монашества). А такой, по возможности предельный, уход в молитву имел, естественно, своим следствием не только своего рода внутренний затвор души старца Михаила, но и стремление его к максимальному освобождению от «дел плоти» — по слову столь почитаемого и столь любимого им (часто им цитировавшегося) преподобного Исаака Сирина: «Кто возлюбит сии заповеди и воспользуется ими по чину, для того необходимым сделается освободиться от многих человеческих дел, то есть совлечься тела и быть вне его, так сказать, не по естеству, но по потребности».
В то же время старец Михаил всегда ставил во главу всей своей жизни прежде всего евангельскую любовь как основной смысл благой вести Христовой и как единственное Божественное задание любому человеку, по сути, вбирающее в себя все остальные. Именно поэтому отец Михаил порой вполне сознательно нарушал столь дорогое ему затворничество — но единственно ради служения ближним, — когда осуществлял подвиг старческого окормления, духовного водительства ко Христу своей паствы — как менявшихся его учеников-послушников, так и постоянных его духовных чад (и мирян, и монашествующих — особенно же инокинь тайного пострига, десятилетиями помогавших своим трудом Валаамской обители не только в России, но и по переезде монастыря в глубь Финляндии).
Преимущественно как раз эти инокини и донесли до нас драгоценные сведения о жизни своего досточтимого аввы — одного из самых замечательных подвижников прошлого века. Но, пожалуй, еще важнее для нас то, что они сохранили в памяти (и даже в свое время записывали, чтобы затем передать и нам) живые слова старца — и о самом себе, и о трагических для Валаама событиях, имевших место во время обновленческой смуты в обители в 1920-1930-х годах, и о правде Божией, и о спасительных путях христианской жизни в целом, и о путях истинного монашества, утвержденного на непоколебимом завете творения Иисусовой молитвы.
Старец Михаил был подлинным исихастом-безмолвником в истинно древнеаскетическом понимании исихии, то есть не как просто внешнего «молчальничества», безмолвия, но «молчания внутреннего» — как мирного, бесстрастного устроения души и ничем не обуреваемого ума человеческого, погруженного во внутренне же звучащие слова молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
Все кратко сказанное здесь и позволило тем, кто писал ранее об иеросхимонахе Михаиле, назвать его великим старцем Валаамским и Псково-Печерским. И он поистине был для многих той евангельской свечой Божией, которую никто не покрывает... сосудом, — но чтобы все к нему входящие видели свет (Лк 8,16) Господней любви, явленной и через него, смиренного раба Божия инока Михаила.
С благодарностью памятуя его дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес 1, 3), предпринимаем ныне наиболее точное и полное на сегодня издание, посвященное жизнеописанию старца, уделяя при том особое внимание и его учительному наследию — духовным советам, которые давал он порой как иночествующим, так и мирянам.
В этой книге впервые публикуются и записи бесед отца Михаила о христианской жизни, изданные ранее на английском языке русским эмигрантом революционной поры (одним из валаамских паломников и почитателей старца), но в России никогда прежде не печатавшиеся.
Все это, безусловно, принесет немалую духовную пользу читателям, познакомив их с правдивым образом еще одного православного подвижника благочестия XX века, но главное — с его духоносным, опытным пониманием самого смысла и цели подлинного христианства, истинно евангельского содержания православного иноческого подвига и смиренной сути благодатного, строгого, но всегда срастворенного любовью Христовой старчества.
Вообще само старчество постоянно являлось как бы второй натурой отца Михаила, который, зная многое о вере и постоянно изучая святоотеческое наследие (особенно в области православной аскезы), а потому и возрастая духом в христианской любви, никогда не мог отказать вопрошавшим у него о правых, верных путях ко спасению.
Поэтому представляется естественным предварить рассказ о самом старце словами о том, что понимали и понимают под истинным старчеством наиболее духовно опытные иноки тех двух монастырей, с которыми его связала жизненная судьба, — как Валаамского, так и Псково-Печерского, — чьи молитвенные, духовнические и наставнические традиции он так достойно продолжил в своем смиренном иноческом житии.
О ПРАВОСЛАВНОМ СТАРЧЕСТВЕ
В свое время многолетний благочинный Псково-Печерской обители архимандрит Александр (Васильев; 1927-1998), весьма опытный инок, принявший в конце жизни схиму, писал в одной из своих заметок о старчестве: «Необходимость в руководителе- отце очевидна сама собою. Всякому начинающему искать спасения нельзя браться за это дело самому или соделывать свое спасение по своему разумению и хотению, но с первого же раза надо отдать себя кому-нибудь под науку в сем. Вступил он на новый, совершенно безвестный ему путь, пусть же пользуется верным указанием, а не останавливается на одних своих догадках.
Ходит он сначала, как в тумане или в лесу каком мрачном и посреди сетей, — пусть же подаст руку тому, кто может вывести его оттуда и поставить на пространне нозе его (Пс 30, 9). Он — больной; как же можно решиться лечить самого себя в духовных болезнях тончайших, когда и тела своего не только обыкновенные больные, но и врачи сами не лечат? Тому только, к чему естественно рождены, можем мы и не учась навыкнуть; искусству же и мастерству обыкновенно обучаемся. А дело спасения есть искусство искусств и наука наук, как же можно обойтись тут без учителя? Кто поступает таким образом, тот в самом начале пути спасительного допускает в себе расположение самое пагубное: именно самонадеянность и самоуверенность.
Сколько неоцененного добра заключает в себе старческое окормление, как облегчает оно борьбу с врагом, как подкрепляет в минуту уныния, малодушия, как поддерживает и направляет в случае падения или сомнения, каким верным покровом от вражеских бурь служит оно всем, кто, не сомневаясь, прибегает к его мощному содействию! Да и само установление старчества, то есть всецелого подчинения своей воли, своего разумения воле старца, имеет основою пример Христа Спасителя, Который первый Своею земною жизнью так ясно доказал необходимость послушания; на это указывает и апостол Павел, говоря, что Христос смирил Себя, быв послушным даже до смерти... (Флп 2, 8). Следовательно, и тот, кто свою волю подчиняет воле наставника, подражает Христу».
Все сказанное здесь прекрасно знал (притом не из одних только книг, а из личного церковного опыта) иеросхимонах
Михаил, постоянно применяя в деле иноческого воспитания своих духовных детей. При этом он неизменно руководствовался пониманием того, что старчество и полное послушание старцу — отнюдь не рабство подвизающегося под руководством последнего, а взаимная ответственность обоих перед Богом в деле их общего спасения, и потому подлинно христианские отношения между старцем и его духовным чадом есть, как всегда учил отец Михаил, «истинная любовь» и «истинная дружба».
Разумеется, столь важные человеческие связи в данном случае выступают не в мирском (как правило, душевно страстном и поверхностно гуманистическом их восприятии), а в предельно серьезном и ответственном, по-монашески духовноопытном осмыслении, когда, по словам старца, «вся глубина их обнаруживается в тонкостях, часто именно в мелочи; в тонком понимании (внимании)» — только так и «поймешь и почувствуешь их». Именно тогда молитва духовного отца о своем чаде становится действенной и спасительной, а находящийся в послушании обретает в отеческой поддержке духовника совершенное к тому доверие и твердую надежду на его молитвы о нем ко Господу. Зная это из собственной многолетней духовнической практики, старец Михаил с полным правом мог поучать своих подопечных: «Бывают сильные искушения, такие, что не совладать с собой, ничего не помогает, молитва не идет и от нее нет облегчения. Ничего не можешь сделать с собой, совсем изнемогаешь, и слезы не облегчают... тогда молись так: Господи, за старца моего, помилуй мя. Тогда почувствуешь облегчение, но, — подчеркивал он, — это только тогда бывает, если есть к старцу полное доверие и полное послушание...» И это вполне естественно, поскольку, по словам другого инока, схиигумена Иоанна, «старец есть человек, богатый духовным опытом и мудростию и великою любовью к людям».
Именно всеобъемлющей христианской любовью и питается прежде всего само старчество, сея, в свою очередь, ее семена в пасомых старцем духовных чадах, ибо, по слову святого апостола Павла: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто (1 Кор 13,1-2). Такая любовь долготерпит, милосердствует... не превозносится, не гордится... не раздражается... все покрывает... все переносит (1 Кор 13,4-5,7), — а значит, и старец, верный именно такой Христовой любви, всегда должен отвечать тем критериям подлинного старчества, на которые указывал тот же схиигумен Иоанн, говоря: «Ищи себе старца тихого, доброго, смиренного, пребывающего в мире совести и внутреннем безмолвии, то есть никого не осуждающего. А тех, которые всех осуждают, всем недовольны, да еще и сребролюбивы, — от таковых беги, ибо с ними сам еще развратишься».
Совершенно о том же и слово насельника Коневецкой обители (соседней с Валаамской) инока Дорофея: «...Если хочешь у кого поучиться молитве, то выбирай старца тихого и смиренного, который никого не осуждает... не раздражается, не кричит, не командует. А то есть и такие старцы, которые, сами собой еще не овладев, пускаются другими верховодить. Они, пожалуй, внешнюю, техническую, так сказать, сторону молитвы изучили, но духа ее не получили. Сам посуди, кбк может осуждать других тот, кто сам постоянно взывает: помилуй мя грешного».
При этом подлинно мудрый старец-пастырь, постепенно передавая своему чаду духовный опыт Церкви (ставший, если сам старец следует приведенным выше словам святого апостола Павла, и его собственным), не может не стремиться приучить пасомого к личной ответственности перед дарованной ему Творцом богообразной свободой, перед Самим Богом и перед своими ближними, научить умению выбирать всегда пути добра, а не зла, в какие бы порой внешне светлые одежды ни рядилось последнее. Он должен со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя... любовью (Еф 4, 2) вложить в души чад своих желание быть всегда рабами Божиими, а не рабами греха (Рим 6, 16) и при этом всегда помнить апостольский призыв: Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков (1 Кор 7, 23).
Именно этим и объясняется мягкое, но настойчивое стремление упомянутого схиигумена Иоанна, валаамского собрата иеросхимонаха Михаила, разъяснять своим собеседникам всю меру личной их ответственности на пути ко спасению, поскольку многие из них нередко пытались «перевалить» ее на самого старца. Но послушник ли, духовное ли чадо из мира — не раб его! И потому этот всегда весьма трезво мысливший схимник просто и ясно говорил беседовавшему с ним паломнику: «...Да помни еще и то, что со старцем жить можно до поры до времени, а как научился деланию молитвы да блюдению помыслов, то зачем тебе и старец? Нельзя все время быть ребенком, а с годами сам за все должен отвечать...»
Однако достижение такого состояния духа (когда человек становится способен и к постоянному молитвенному деланию, и к блюдению самого себя от греха) предполагает достаточно долгий и нелегкий путь борьбы его с самим же собой (и порой на это уходит вся человеческая жизнь, в течение которой приходится сражаться во имя Господне, до крови... подвизаясь против греха (Евр 12,4)). Подвизающемуся в подобной битве может служить живым примером сам его старец, пришедший (на основе личного аскетического опыта, всегда сверяемого им — разумно, с рассуждением — с опытом Церкви) в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф 4,13).
В этом отношении отец Михаил являл собой весьма выразительный и законченный образец православного русского инока, далеко уже прошедшего по тому пути к Царству Божию, по которому шли вслед за ним его монастырские ученики и все прочие постоянно окормлявшиеся им духовные чада. Такому пути научили его старшие валаамские собратия исихастского толка с их неизменным «прилеганием» к Иисусовой молитве; но, быть может, в еще большей степени — многие поколения предшествовавших ему подвижников Вселенской Церкви: и ближневосточных (Святой Земли, Сирии, Египта), и греко-византийских, и собственных русских. Будучи хорошо знаком с учительным наследием святых отцов-аскетов (причем явно шире рамок известного «Добротолюбия»), он перенял от них жажду пустыни, особую любовь к отшельничеству, благодатно питаемую силой и спасительными дарами Святого Духа, и ту постоянную молитвенную сосредоточенность иноческой души, которую она из века в век обретала в творении Иисусовой молитвы. Недаром лет за пять до своей кончины старец Михаил говорил одной из духовных дочерей-монахинь, что его уже ничто не интересует, кроме молитвенного общения с Богом: «Только молитва Иисусова — больше мне ничего не надо...»
Причем, как говорил старец, от монашествующего требуется постоянное «напряжение» души — как для постоянства самого пребывания в этой молитве, так и для соответствующего (внутренне, духовно напряженного) характера этого пребывания, ибо «с Иисусовым именем, с этой молитвой, должен быть вопль из глубины сердца — тогда и будет молитва».
Иисусова молитва поистине всеобъемлюща, всегда доступна каждому в любом месте и в любое время и, будучи кратчайшим исповеданием догматической истины о Христе как Сыне Божием и выражением одновременно покаяния души и ее несокрушимого упования на спасительное помилование Господом Богом, является тем самым, по сути, молитвою всех молитв!
Рассказывая о своих беседах с отцом Михаилом, Сергей Николаевич Большаков (1990) приводит, в частности, и слова другого русского инока, отца Евфимия, подвизавшегося в афонском монастыре Дионисиат, который при их встрече там в 1951 году как раз особенно подчеркивал постоянную доступность Иисусовой молитвы в любое время и в любых жизненных обстоятельствах: «Хотя молитвы церковные и даже келейные по книгам и нотам весьма полезны, тем не менее они временны...
Не всегда мы имеем книги и ноты, да и не можем мы все время быть в церкви или в келье — нужно жить, исполнять пост. Я не знаю, какая молитва, кроме Иисусовой, может быть непрестанной. Для этой молитвы не нужно ни церкви, ни кельи, ни книг. Молитвой Иисусовой всюду можно молиться — и дома, и на улице, и в путешествии, и в тюрьме, и в больнице...»
Великая православная традиция творения этой молитвы постоянно сохранялась и в Псково-Печерском монастыре, о чем пишет все тот же С.Н.Большаков, вспоминая свою беседу в 1926 году со здешним иноком Аркадием, так разъяснявшим ее необходимость для монашествующего: «...важна молитва непрестанная, Иисусова. Многие, даже в монашестве, говорят: ни к чему она! Вполне довольно церковной службы да келейного правила. Но, во-первых, мы не всегда в церкви или келье, а искушения следуют за нами всюду, а во-вторых, если бы вы- певание да вычитывание молитв в церкви или в келье подлинно спасало бы, то, как старец Василий Поляномерульский писал, певцы и чтецы на клиросе были бы всюду образцами добродетели, а сего мы не видим. <...> Кто, как мудрые девы, всегда будет наготове и в молитве Иисусовой, имеет масло для факела своей души, тот и переходит в мир иной готовый и призываемый. Вот о такой-то кончине мы и просим в ектениях: «"Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшном судищи Христове". Вот какова молитва Иисусова. Подвизающийся в ней право бывает смирен, прост, радушен, благостен. Чего же более мы можем желать?» Этим простым, но мудрым словам печерского инока вторит и валаамский его собрат — схиигумен Иоанн, подобным же образом поучающий нас о той же молитве и при том особо подчеркивающий, что «при молитве Иисусовой надо иметь глубокое смирение и отнюдь не мнить. А иные мнят. Для чего мы читаем молитву Иисусову? Чтобы, постоянно помня Господа и каясь в грехах, прийти в духовное умиротворение, внутреннее безмолвие и любовь к ближнему и правде — тогда мы живем в Боге, Который есть Любовь».
Итак, нерассеянное пребывание в Иисусовой молитве, творимой со смирением перед волей и Промыслом Божиими,
с любовью к Богу, человеку и всему творению Божиему, причем непременно подтверждаемой христианскими по своему духу добрыми делами, постоянное стремление к стяжанию такого состояния — вот истинная суть и спасительное, по милости Божией, духовное делание подлинного монашества.
Подводя же итог сказанному здесь о внутреннем смысле молитвы Иисусовой, можно привести слова одного из учеников преподобного Симеона Псково-Печерского (чрезвычайно близкого по духу старцу Михаилу) — его послушника Сергия (Пауля), передающего нам то, как учил понимать ее старец Симеон: «...все это [всю злобу мира] должно отставить и помнить, что Бог есть Любовь, и поклоняться Ему следует в духе и истине. Вот молитва Иисусова и есть поклонение в духе и истине».
Однако такое глубоко православное понимание старчества — преимущественно как школы христианской любви, смирения и постоянной внутренней Иисусовой молитвы, дарующей человеку возможность посильного для него обретения даров Духа Святого и стяжания Его благодати, приходит к нам лишь в живом опыте общения с духовно же умудренными руководителями нашего спасения, причем только при самом искреннем доверии к ним и внутренней внимательности сердца к их советам.
Неоценимую помощь в деле благого устроения наших душ оказывает также и уяснение нами богомудрого опыта ранее живших духоносных мужей — опыта, засвидетельствованного в их поучениях и наставнических письмах, в разного рода документально-исторических материалах о подобных подвижниках, в дневниках и воспоминаниях о них современников.
Не удивительно поэтому, что православного читателя так привлекают книги, передающие именно этот живой подвижнический опыт боговедения, а отсюда — и того христианского устроения жизни, что наиболее ярко и последовательно являют нам лучшие представители вселенского, в том числе и русского, монашества. Одним из таких церковных изданий, стремящихся к наибольшей исторической полноте и духовной пользе для читателей, и является публикуемая ныне книга о смиренном рабе Божием блаженной памяти иеросхимонахе Михаиле.
СЛУЧАИ ЧУДЕСНОЙ ПОМОЩИ ДУХОВНЫМ ДОЧЕРЯМ ОТЦА ТИМОНА (МИХАИЛА) ПО ЕГО МОЛИТВАМ
Окормлявшиеся отцом Михаилом духовные дочери оставили нам несколько свидетельств молитвенной помощи старца в моменты постигавших их житейских бед и болезней. Хотя никто из них и не занимался нарочитым сбором сведений о подобных случаях, несколько событий такого рода все же сохранилось в их благодарной памяти. При этом они прекрасно понимали (и их слова постоянно подтверждают это), что Господь отвечал им Своими благодеяниями именно в ответ на батюшкину любовь; со своей же стороны они имели, по слову Священного Писания, веру для получения исцеления (Деян 14,9), ибо только молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь (Иак 5,15).
Несколько рассказов о даре молитвенной поддержки старца Михаила приводятся ниже. А о скольких таких же благодатных случаях, имевших место и при жизни его, и по отшествии ко Господу, происходивших в ответ на просьбы к старцу о помощи (и келейные, и у гроба его в Псково-Печерской обители), мы пока и вовсе не знаем! Но знает о том бездна богатства... и ведения Божия (Рим 11,33)...
ИСЦЕЛЕНИЕ МАРИИ (СТАХОВИЧ)
«Была холодная погода, гололедица. Время тяжелое, война, то и дело воздушная тревога над Гельсингфорсом [Хельсинки]. Жили мы в пятом этаже, приходилось не раз в день выходить по делу и подолгу стоять за продуктами, которых было мало. Надо было относить работу ([будучи вынужденной] дома шить на ножной машинке). Муж был больной и не мог выходить из дому совсем. Для работы нужны были опилки, за ними надо было ехать на трамвае и от него несколько пройти прямо на лесопилку; было очень скользко, тут шли рельсы и между ними, для перевода вагонеток, — вертящиеся круги.
Нагрузив мешок опилками, я переходила рельсы и ступила неожиданно на вертящийся круг — он повернулся, нога скользнула и подвернулась. От страшной боли не могла сразу двинуться с места... С молитвой, едва ступая, не знаю как добралась до трамвая; боль ужасная, и нога в щиколотке делается как деревянная... Кое-как добралась до дому. Нога сильно распухла, и по опухоли шли кровоподтеки багрово-лиловые.
Я пришла в отчаяние. Положение безвыходное: не двинуться, телефона нет, запасов продуктов тоже нет, а мой больной [муж] тоже не может выйти... Нога распухает больше и больше. Легла в постель, со слезами молясь; во время молитвы с отчаянием сказала:
"Батюшка, хоть ты бы умолил за меня Бога — что я буду делать с моим больным?” После этой молитвы я как-то быстро заснула, хотя нога так болела, что [я] никак не могла для нее найти удобное положение, — боль от простыни, боль и тяжесть от одеяла.
Под утро вижу во сне батюшку: он смотрит на меня приветливо и весело, берет крепко рукой за плечо — и встряхнул меня. Я проснулась в добром настроении, вспомнила про ногу, посмотрела на нее — опухоли как не бывало; попробовала ступить — не болит, точно и не было ничего; только остались с двух сторон легкие кровавые подтеки. И по лестнице ходила, и все дела свои смогла устроить — только кровоподтеки да некоторая негибкость напоминали о том, что было.
Так меня исцелил мой дорогой батюшка. Но замечательно, что, встретившись с ним после этого, имея намерение ему это рассказать, я, проведя с ним дня три, совсем об этом забыла и не пересказала ему о своем исцелении. Встретились опять через полгода — и повторилось то же.
Тогда я задумалась над этим и решила, что пока не буду об этом говорить. Только несколько лет спустя, уже после своего пострига, рассказала батюшке этот случай. Он выслушал молча, опустил глаза и только сказал: "По вере вашей да будет вам”».
ТАЙНА МОНАХИНИ АННЫ
«Было это в 1954 (или 1955) году — точно не помню. Летом приехала к старцу одна вдова (из города Вильманстранда). Она была впервые на Валааме и, много наслышавшись об отце Михаиле, пошла к нему. Поговорив с ним, хотела через два дня уехать обратно, так как у нее были дела со своим домом; взяла и обратный билет на понедельник. Была суббота.
Отец Михаил ей неожиданно сказал: "Не уезжай в понедельник, отложи... Дело важное — я должен тебя постричь".
Она пришла в большое недоумение от этого — [ведь она] не готовилась; хотя против монашества не имела ничего, но ответила, что с домом дела неотложные, будут ее ждать, отложить нельзя, а на следующее лето приготовится, и тогда пусть отец Михаил ее пострижет. Но батюшка настойчиво уговаривал не откладывать: "Так надо, теперь же, — говорит, — если ты не можешь отложить, то я это сделаю завтра же, в воскресенье; все достанем, но откладывать нельзя". После настойчивых уговоров она согласилась — была пострижена с именем Анны. Постриг был тайный.
В понедельник она уехала домой. Было это в конце лета. Месяца через два с половиной ее нашли мертвой у нее в комнате, перед иконами, в монашеском, с четками в руках. Жила она одна в своем доме. Ни о каких ее болезнях никто не слыхал.
На следующее лето духовная дочь, вспоминая с отцом Михаилом этот случай, спросила его: "Батюшка, как вы знали, что Анна умрет?" — "Да не знал я этого". — "Как не знали? Почему же вы настояли, чтобы она не откладывала и сразу постриглась?” — "Это надо было, я должен был, на то была воля Божия", — заключил старец.
"Знай, — сказал отец Михаил, — как бы кто ни добивался стать монахом, без Божией воли никогда им не станешь. Я не знал, что она умрет, но было мне велено безотлагательно ее постричь. Я могу это сделать, только если есть или крайняя нужда, или Откровение Божие, или благословение и воля высшего иерарха. Когда бывает второй случай — [когда] Господь мне велит, [то] я не буду ни у кого спрашивать — ни у архиерея, ни у патриарха: не могу ослушаться повеления Божия; и в первом случае — то же".
Но на вопрос, как же батюшка знал, что так надо было поступить, как ему так ясно, явно открывается
Божия воля (и лик Пречистой видит, и Она отворачивалась от него, [а] потом обернулась), отец Михаил ничего не ответил. Вероятно, вопрос был слишком смелый и ответ — не по духовным силам вопрошавшей».
ВОССТАНИЕ ОТ ОДРА БОЛЕЗНИ
«Был и другой случай. Одна из батюшкиных духовных дочерей, мать малых ребят, очень тяжело заболела — лежала прикованная к постели, лекарства не помогали. Пришел батюшка с псаломщицей ее навестить, очень жалел детей. [И вдруг он обратился к ней:] "Что ты лежишь? Дала бы нам чайку”. Она, ничего не думая, послушно встала, приготовила чай и с того времени совсем поправилась.
Имя ее и место, где это произошло, мне неизвестны — на эти вопросы батюшка не захотел отвечать: "Все ты меня расспрашиваешь... Это не надо, и похвалять меня не надо; великое зло монаху — похвала; бесы этого не переносят и нападают тогда на него с особой силой. Монаха похвалять — бесов вокруг него собирать”».
Сон матушки Марии (1964)
«Сон в ночь на избрание
митрополита Филарета (Нью-Йоркского)
Вижу себя около алтаря нашего Серафимова храма: что-то надо сделать в ризнице, чувствую, что кто-то есть в алтаре. Смотрю — между престолом и жертвенником стоит на коленях отец Михаил; оборачивается ко мне, лицо скорбное и следы слез: “Что же ты?! Молиться надо... Смотри, какая тьма кругом!” В этих словах, тихо сказанных, был и укор, и скорбь — я поняла, что я плохо и мало молюсь, что я в обычной многозаботливости рассеиваюсь, поняла, что в эти дни, когда решается участь всей Церкви, при условии раз-
ногласий и недружелюбия высших иерархов, наговоров и интриг, тьма объяла нас всех, нужна особая молитва, усиленная. Знала, что отец Адриан сильно переживал эти дни. Сама накануне горячо молилась, со слезами... Молила отца Михаила: "Умоли Господа за нас!"
Я рассказала этот сон отцу Адриану. Он призадумался на минуту и ответил: “Будем молиться, может, Господь и пошлет свет нам”.
В тот день непонятным образом был избран Австралийский епископ Филарет, самый молодой из всех. Два дня об этом не объявляли. Все были удивлены этим избранием, особенно недоброжелатели нашей Церкви, которые ждали от несогласий — полного развала...
Не ясно ли из этого чудесного избрания, что в ином мире близкие наши скорбят и там с нами и молят Господа о нашей земной Церкви праведные души их?» Замечательно, что избранный тогда владыка Филарет (Вознесенский) действительно оказался для Русской Зарубежной Церкви подлинным светом (по выражению отца Адриана). В определенной степени это было засвидетельствовано не только всеми его трудами ради Церкви Христовой, но и через некоторое время после его кончины.
Вот краткая выдержка из рассказа об этом посмертном свидетельстве:
«Выбор именно этого первосвятителя не случаен. <...> Святитель Филарет блаженно почил в 1985 году и был погребен в крипте монастырского кладбищенского храма в Джорданвилле. В 1998 году была построена новая крипта за алтарем Свято-Троицкого монастырского собора. Перед тем как гроб митрополита Филарета перенесли на новое место, он был вскрыт, и обнаружилось, что честные останки митрополита нетленны.
В течение нескольких дней гроб с телом митрополита Филарета находился в кладбищенском храме, после чего он был закрыт, опечатан и торжественно перенесен в монастырский собор, а затем в новую крипту... В памяти запечатлелись святые мощи митрополита Филиппа, шоколадного цвета, очень напоминавшие мощи преподобного Иова Почаевского и святителя Иоанна (Максимовича)...
Видевший мощи митрополита Филарета не может сомневаться в его богоизбранности».
О МОНАШЕСКОМ НАПРЯЖЕНИИ
«..."Больше настоящих монастырей не найдешь. Мир с его обычаями вошел во все обители и вводит свои порядки. Есть еще уединенники и отшельники в глухих, нев<