Предпосылки быстрого распространения христианской проповеди. Ранняя Церковь.
Предпосылки, а именно: во-первых, создание огромной Римской Империи, в которую были включены несколько десятков современных нам государств. Благодаря этому процветала торговля, прекрасные дороги и безопасные моря весьма облегчали путешествия, а единый международный язык весьма облегчал интеллектуальный обмен; во-вторых, господство в этой Великой Империи эллинистической культуры. Рим, великий своими государственными и военными достижениями, вполне сознавал свою культурную неполноценность, и римская культура имела подражательный характер.
Мало того, в первом веке все образованные римляне были двуязычны. Например, император Марк Аврелий прославился как замечательный греческий писатель. Вместе с тем, в Риме и вообще на Западе обитало очень большое число выходцев с Востока. Мы не удивимся, в случае если узнаем, что в самом Риме языком христианской Церкви, и, причем довольно долгое время, был греческий язык. То же самое было и в Галлии, где, к примеру, во второй половине II века Лионский епископ Ириней писал по-гречески. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в Великой Империи существовал единый язык, который был доступен большинству ее населения, и христианская проповедь могла звучать именно на этом языке.
Христианская проповедь была подготовлена также и тем, что в III веке до Рождества Христова был сделан перевод Священного Писания Ветхого Завета на греческий язык. Этот перевод, выполненный, как говорит Предание, для того, чтобы удовлетворить любознательность египетского царя – язычника, получил довольно широкое распространение. Он стал средством проповеди ветхозаветной религии в языческой среде. Евреи расселялись по разным городам Римской империи, создавали свои молитвенные дома (бывшие одновременно и школами), которые назывались синагогами. (ʼʼСинагогаʼʼ в переводе с греческого значит ʼʼсобраниеʼʼ). Эти синагоги были центром притяжения для всех, кто интересовался еврейской религией. Эта среда, среда евреев рассеяния, и всех, кто в какой-либо мере сочувствовал ветхозаветной религии (язычников, которые сочувствовали иудейству – т. н. прозелитов), и явилась той средой, где с чрезвычайной быстротой стала распространяться проповедь о Христе Спасителе, о Христе Воскресшем. Как шла эта проповедь, мы можем себе представить по книге Деяний св. апостолов, где описана проповедь св. ап. Павла в странах рассеяния. Как только ап. Павел прибывал в какой-нибудь город, он сразу направлялся в синагогу и проповедовал там (ни апостолы, ни другие первые христиане не противопоставляли себя ветхозаветному богопочитанию). Обычно это довольно скоро приводило к конфликту с синагогальным начальством. Апостола изгоняли из синагоги, но за то время, что ему удавалось проповедовать, он успевал своей проповедью приобрести каких-то новых последователеей веры Христовой, которые и составляли ядро христианской Церкви в данном городе.
Ранняя христианская церковь
Значение ранней церкви в распространении христианства.
Евангелист Матфей записал слова Христа о том, что Он создаст церковь, «которую не одолеют даже врата ада». Церковь в дословном переводе от греческого «экклесия» – это группа людей, их собрание, целью которых является поклонение и служение Богу. В послании Ефесской церкви автор характеризует церковь как людей, призванных из греха, и ставших «согражданами святыми и своими Богу».
Как происходило становление первой христианской (апостольской) церкви?
События тех дней описаны в Библии в книге «Деяний святых апостолов».
Пятидесятый день от воскресения Иисуса, когда ученики получили крещение Святым Духом в день еврейского праздника Пятидесятницы, стал днем рождения церкви.
Обыкновенные малограмотные рыбаки и мытари, с их человеческими слабостями и недостатками были призваны Иисусом на служение. Получив в дар силу от Господа, наполнившись Духом Святым, они начинают проповедовать на незнакомых им языках для разноязычного населения Иерусалима. Выполняя наказ Господа идти по всему миру и проповедовать Евангелие, эти люди сами изменяются. Приняв крещение от третьей Божественной Личности, они с мудростью, смелостью, встречая сопротивление и испытывая гонения, проявляя стойкость и даже готовность отдать свою жизнь за Христову истину, начинают выполнение своей миссии.
Создание общин, живущих по Божественным законам, проповедь христианского учения вначале евреям и прозелитам, затем язычникам «до края земли», были так убедительны, что одновременно каялись в своей греховности до пяти тысяч человек. Не только проповеди первых христиан убеждали людей. Их личный пример добродетельности, братской любви и уважения, дружбы служили ярким примером истинной христианской жизни. Первая церковь ежедневно собиралась в храме для слушания проповедей апостолов, по воскресеньям у них происходило особое служение с литургией и приобщением к Святым Таинствам. Отношения строились по принципу взаимопомощи и поддержки, как в большой дружной семье. Продавались имения, вырученные средства раздавались тем, кто нуждался. Для соблюдения справедливости при раздаче приношений были рукоположены апостолами на дьяконское служение помощники – семь благочестивых мужчин. Видя популярность первых христиан в народе, еврейские священники, не признающие учение Христа, начали жестокие притеснения церкви.
Учеников избивали, запрещая христианскую веру. Но они стойко переносили страдания и притеснения своих гонителей. Поручение Господа проповедовать Царство Божие выполняли добросовестно.
Из-за гонений, которыми преследователи пытались уничтожить церковь, христиане, переселяясь в другие места, начали активное распространение христианского учения. Притеснения только закалили церковь, способствовали её росту. Тюрьмы, убийства посредством распятия, обезглавливания, яда не смогли сломить веру учеников Иисуса Христа. Они шли, не сломившись, на смерть за Его учение, благословляя, как и Он, своих мучителей.
Один из первых дьяконов, первомученик Стефан, по ложному обвинению был побит до смерти камнями, умирая, просил Отца небесного не вменять убийцам этот грех.
Иоанна и Петра жестоко избили в храме, бросали в темницы, запрещая проповедь христианства.
Савл – очень образованный человек, римский гражданин, будучи вначале своей сознательной жизни гонителем церкви Иисуса, превратился в несгибаемого христианского миссионера для язычников – апостола Павла. За распространение христианского мировоззрения он претерпевал много лишений и принял мученическую смерть. Им оставлены нетленные труды – 14 посланий, адресованных церквям. Они вошли в Библейский Новый Завет, актуальны для назидания и формирования не только ранней, но и церкви наших дней.
26 книг Евангелия, составляющих «Новый Завет» написаны под водительством Духа Святого первыми христианами. Все ученики Христа были притесняемы, все кроме Иоанна приняли мученическую смерть за веру.
Первая церковь, христианство оказали благотворное влияние на весь мир. Человеколюбивые правила и нормы, основанные на доброте, скромности, милосердии, чистоте нравов, прощении и любви постепенно перерождали господство гордости, тщеславия, силы, жестокости, нравственной распущенности языческого мира.
Этот пример жизни и поведения первой апостольской церкви оставил убедительный след в истории человечества последних 2000 лет и оказал огромное значение для распространения христианства по всему миру.
История развития церкви – это история становления самого главного, как в отдельной личности, так и в нравственном и духовном развитии человечества.
Трудно переоценить значение христианства и в мировом культурном наследии. Талантливейшие художники создавали свои творения на библейские сюжеты, отражая жизнь и подвиг последователей Иисуса Христа.
Как школа духовного и нравственного воспитания, церковь благотворно влияет на очищение всего цивилизованного мира от зла и пороков.