О запрещении несправедливости и велении возвращать несправедливо присвоенное
Аллах Всевышний сказал: «Не будет у несправедливых ни любящего товарища, ни заступника, которому подчиняются»[1528].
А также: «Не будет у несправедливых помощников!»[1529]
Что же касается хадисов, то к ним можно отнести и хадис Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, который уже приводился в этой книге под номером 111.
В этой главе указание на две вещи:
Во-первых, запрещенность несправедливости (зульма).
Во-вторых, веление возвращать несправедливо присвоенное.
Несправедливость (зульм) бывает двух видов:
1 — Несправедливость в отношении прав Аллаха — и самой великой несправедливостью является придание Аллаху сотоварищей (ширк).
Передают, что ‛Абдуллах ибн Мас'уд сказал: «Один человек спросил: "О посланник Аллаха, какой грех Аллах считает тягчайшим?" Он ответил: "Приравнивание кого бы то ни было к Аллаху, Который создал тебя"»[1530]. Затем уже следуют тяжкие грехи, а затем малые грехи.
2 — Несправедливость в отношении прав людей — этот вид несправедливости связан с тремя вещами. На них указал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время прощального хаджа, сказав: «Поистине, ваша жизнь, ваше имущество и ваша честь являются столь же запретными для вас, как и этот ваш день в этом вашем городе и в этом вашем месяце. Довёл ли я это до вас?»[1531]
а) несправедливость по отношению к человеческой жизни — например, убийство человека или нанесение ему увечий.
б) несправедливость по отношению к имуществу человека;
в) несправедливость по отношению к чести человека — например, обвинение кого-нибудь в прелюбодеянии, и так далее.
Все виды несправедливости запрещены! Несправедливый не найдет того, кто поможет ему пред Аллахом Всевышним. Аллах Всевышний сказал: «Не будет у несправедливых ни любящего товарища, ни заступника, которому подчиняются»[1532].
То есть, в День Воскресения несправедливый человек не найдет товарища, который спасет его от наказания Аллаха. Также не найдется у него заступника, чье заступничество было бы принято. Несправедливый человек не найдет помощника в День Воскресения. Аллах Всевышний сказал: «Не будет у несправедливых помощников!»[1533]
203 ― Передается от Джабира, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, несправедливость (обернётся густым) мраком в День воскресения. И бойтесь алчности, ибо, поистине, алчность погубила живших до вас, побудив их проливать кровь (друг друга) и позволять себе (делать то, что было) для них запретным»[1534].
«Бойтесь несправедливости…» ― то есть: бойтесь несправедливости как в отношении прав Аллаха, так и в отношении прав людей. Не притесняйте никого: ни себя, ни других!
«…ибо, поистине, несправедливость (обернётся густым) мраком в День воскресения…» ― в День Воскресения не будет никакого света, кроме того света, который дан Аллахом Всевышним. Кому Аллах Всевышний не даст света в Тот День, у того не будет света. Если человек был мусульманином, то у него будет в свет в соответствии с тем, как он соблюдал Ислам. Но чем больше человек совершал несправедливости, тем меньше света у него будет в Судный День.
К несправедливости также относится и тот случай, когда богатый человек не выполняет своих обязанностей. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Затягивание богатым выплаты долга является проявлением несправедливости»[1535]. Например, к богатому человеку приходят и говорят: ″О такой-то, верни мне то, что ты должен″. А богатый говорит: ″Сейчас у меня ничего нет, приходи завтра″. На следующий день опять говорит: ″Сейчас у меня ничего нет, приходи завтра″. Такая несправедливость обернется густым мраком в День Воскресения.
«Бойтесь алчности…» ― то есть: стремления к имуществу.
«…ибо, поистине, алчность погубила живших до вас…» ― если у человека есть алчность, то она толкает его на получение денег любым способом. Он не смотрит дозволен ли этот заработок или запрещен.
«…побудив их проливать кровь (друг друга) и позволять себе (делать то, что было) для них запретным» ― так и поступают алчные люди. Они занимаются грабежами, убивают людей, отбирают их вещи и транспорт.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег нас от двух вещей: от несправедливости и от алчности. Обе эти вещи запрещены! Поэтому Аллах Всевышний сказал в Своей Книге: «А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими»[1536]. В этом указание на то, что человек, не уберегшийся от собственной алчности, не приобретет успеха.
نسأل الله أن يعيذنا وإياكم من الظلم، وأن يقينا شح أنفسنا وشرورها
204 ― Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День Воскресения обязательно будут соблюдены права имеющих право и даже к безрогой овце приведут рогатую»[1537].
Как правило, та овца, у которой есть рога, причиняет обиду безрогой овце. В День Воскресения Аллах Всевышний рассудит даже между двумя этими овцами и будут восстановлены права безрогой овцы. И это касается животных, которые не разумеют и ничего не понимают! Однако Аллах Всевышний – справедливый Судья! Он рассудит даже между животными, чтобы показать Своим рабам совершенство Своей справедливости. А что же будет с людьми?!
В этом хадисе указание на то, что животные будут воскрешены в День Воскресения. В День Воскресения будут воскрешены все живые существа. Аллах Всевышний сказал: «Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются подобными вам сообществами. Мы ничего не упустили в Писании»[1538].Всякая вещь записана в Писании! Даже деяния животных и насекомых записаны в Хранимой Скрижали. Аллах Всевышний сказал: «Мы ничего не упустили в Писании. А затем они будут собраны к своему Господу»[1539].
Также Аллах Всевышний сказал: «…когда дикие звери будут собраны…»[1540].В Судный День будут собраны все и Аллах Всевышний рассудит меж ними в соответствии со справедливостью и мудростью. Он – Слышащий, Знающий!
Каждому животному будет возмещена несправедливость. Каждому человеку будет возмещена несправедливость. Каждому джинну будет возмещена несправедливость. Если человек нанес какую-то обиду джинну, то джинну будет возмещено, и наоборот. Ведь, бывает так, что джинны причиняют несправедливость людям, а бывает так, что люди причиняют несправедливость джиннам. Видов несправедливости джиннов по отношению к людям много. Что же касается несправедливости людей по отношению к джиннам, то это, например, очищение с помощью костей животных после справления большой нужды (истиджмар). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил это и сказал: «Не очищайтесь после испражнения ни пометом, ни костями, ибо они являются едой ваших братьев из числа джиннов»[1541].
В общем, в День Воскресения притесненному будут возмещены те обиды, которые он претерпел от несправедливого. Притесненный заберет добрые деяния несправедливого человека, а если добрых деяний не останется, то грехи притесненного будут переданы этому несправедливому.
Передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однажды спросил людей: «Знаете ли вы, кто такой неимущий?» Они ответили: “Неимущим среди нас называют того, у кого нет ни денег, ни имущества”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, неимущим из числа членов общины моей окажется тот, кто в День воскрешения принесет с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил одного, оклеветал другого, присвоил имущество третьего, пролил кровь четвертого и ударил пятого. И тогда придется ему отдать из своих благих дел одному потом другому, а если запас его благих дел иссякнет прежде чем он сумеет рассчитаться со всеми, тогда из грехов обиженных станут брать и возлагать на него. А затем его ввергнут в Огонь!»[1542]
والله المستعان
205 ― Сообщается, что ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Однажды, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) находился среди нас, мы стали говорить о прощальном паломничестве, не зная о том, что это такое. И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) воздал хвалу Аллаху и восславил Его, после чего он долго говорил о Даджале, сказав (среди прочего следующее): “Каждый пророк, которого Аллах направлял к людям, обязательно предостерегал от него свою общину: предостерегал о нём Нух и другие пророки, жившие после него. И, поистине, если он появится среди вас, то это от вас не останется скрытым, ибо известно вам, что Господь ваш не является кривым, а Даджаль крив на правый глаз, и глаз его будет подобен выпуклой виноградине. Поистине, Аллах объявил вашу кровь и ваше имущество столь же священными для вас, как и этот ваш день в этом вашем городе в этом вашем месяце. Довёл ли я (это до вас)?” (Люди) сказали: “Да!” Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) трижды воскликнул: “О Аллах, призываю Тебя в свидетели! Горе вам, смотрите же не становитесь после смерти моей неверными, рубящими друг другу головы!”»[1543]
Прощальное паломничество (хадж) состоялось в десятом году хиджры. Этот хадж назван прощальным, потому что в нем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, попрощался с людьми и сказал: «Я не знаю, может быть, после этого моего хаджа я уже никогда не совершу паломничества»[1544]. После переселения (хиджры) из Мекки в Медину пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал хаджа, кроме этого хаджа. Говорят, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил хадж два раза еще до переселения в Медину. Но более правильно, а Аллах знает лучше, что он совершал хадж больше, чем два раза. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, жил в Мекке и в период хаджа выходил к людям и племенам, чтобы призвать их к религии Аллаха. И скорее всего в это время он сам также совершал хадж.
Как бы там ни было, после переселения в Медину пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил только один хадж в конце своей жизни в десятом году хиджры. Он не совершал хадж вплоть до десятого года, так как Мекка была в руках многобожников. Мекка была освобождена от многобожников в восьмом году хиджры, после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в Таиф, где уже состоялось сражение с племенем Сакъиф. Затем он вернулся и остановился в Джа‛ране, и ночью совершил ‛умру. Многие люди этого даже и не увидели, а затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся в Медину.
В девятом году хиджры делегации арабских племен начали приезжать к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, со всех краев. И он не поехал совершать хадж, а остался в Медине, чтобы встречать эти делегации.
Также в девятом году хиджры вместе с мусульманами хадж совершали и многобожники, так как в тот год им еще не было запрещено входить в Мекку. А после этого было ниспослано: «О те, которые уверовали! Воистину, многобожники являются нечистыми. И пусть они после этого их года не приближаются к Заповедной мечети»[1545].
Тогда глашатай посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начал объявлять, что после этого года многобожники не будут совершать хадж, и никто не будет иметь права совершать обход вокруг Каабы обнаженным[1546]. В девятом году хиджры руководителем людей во время хаджа был Абу Бакр, да будет доволен им Аллах.
А в десятом году хиджры собралось примерно 124 тысячи человек, желающих совершить хадж вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует. То есть, в хадж отправились почти все мусульмане. И этот хадж был назван прощальным, так как во время него пророк, да благословит его Аллах и приветствует, попрощался с людьми. Он сказал: «Я не знаю, может быть, после этого моего хаджа я уже никогда не совершу паломничества»[1547]. После возвращения из этого хаджа в Медину, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер в месяце Раби‛ уль-Аууаль. То есть, после этого хаджа до смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был только месяц Мухаррам, месяц Сафар и двенадцать дней месяца Раби‛ уль-Аууаль.
Во время совершения прощального хаджа, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к людям с проповедями. Он обращался с проповедями на ‛Арафате, в Мине, и в одной из этих проповедей он упомянул Даджаля и указал на важность этой темы. То же самое он делал и в Медине. Он предостерегал от Даджаля так сильно, что сподвижники подумали, что Даджаль уже вышел и находится совсем рядом с городом.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что каждый пророк предостерегал свою общину от этого Даджаля, хотя Аллах Всевышний и знает, что Даджаль появится только перед Судным Днем. Но пророки все равно предостерегали свои общины от Даджаля, дабы указать на его опасность. Ведь, Даджаль придет к людям и призовет их к поклонению ему. Он скажет людям: ″Я — ваш Господь. Если вы хотите, я могу доказать вам это″. Он скажет небесам: ″Пролейте дождь″, — и вдруг пойдет дождь. Он скажет земле: ″Взрасти растения″, — и вдруг вырастут растения. Если же люди ослушаются его, то наступит неурожай и засуха. И это, без сомнения, очень опасно!
У Даджаля будут признаки, которые указывают на то, что он является лжецом:
Например, меж его глаз на лбу будет написано ″кафир″, что значит ″неверующий″[1548]. Прочитать эту надпись сможет только верующий, даже если он и не умеет читать по-арабски. А неверующий не сможет прочесть этого, даже если и умеет читать. Ведь, это не обычная надпись, а надпись от Аллаха Всевышнего.
Также из его признаков — кривизна правого глаза. Ведь, в этом хадисе сказано: «И, поистине, если он появится среди вас, то это от вас не останется скрытым, ибо известно вам, что Господь ваш не является кривым, а Даджаль крив на правый глаз». У Всевышнего Господа совершенные атрибуты (сыфаты), в которых нет недостатка ни с какой стороны. Что же касается Даджаля, то он будет кривоглазым и глаз его будет подобен выпуклой виноградине. И это очень явный признак, по которому каждый сможет узнать его.
Кто-то может спросить: «Если у Даджаля будут настолько явные признаки, то как могут люди все равно поверить ему?»
Поистине, Аллах Всевышний сказал в Своей Книге: «Но знамения и увещевания не приносят пользы тем, кто не уверовал!»[1549]Тем, которых Аллах Всевышний оставил скитаться в заблуждении, не помогут никакие признаки, даже если они будут очень явными.
Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил то, что признаки Даджаля не скроются ни от кого. В другом хадисе сказано: «Если появится он в то время, когда я буду с вами, то я и буду вести с ним спор за вас. Если же появится он в то время, когда меня среди вас не будет, тогда каждому придётся вести (с ним) спор за себя, а Аллах заменит меня (в этом) для каждого мусульманина»[1550].
Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что Даджаль выйдет в конце времен и пробудет на земле всего лишь сорок дней, но первый день будет подобен году, то есть 12-ти месяцам. В эти первые сутки день будет длиться шесть месяцев, а затем ночь будет длиться шесть месяцев. Второй день будет подобен месяцу, а третий день — неделе, а остальные 37 дней будут подобны обычным дням[1551].
Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал об этом сподвижникам, то никто из них не увидел проблем в том, что день будет длиться год, ибо Аллах над каждой вещью мощен.
Как правило, сподвижники вообще не задавали вопросов, связанных с этим бытием и мирозданием. Ведь, они знали, что мощь Аллаха безгранична! Они спрашивали о важных вопросах, то есть о вопросах, связанных с шариатом. Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил им о том, что день будет длиться целый год, они сразу же спросили: “О посланник Аллаха, а достаточно ли будет, (если в тот) день, который окажется подобен году, мы совершим молитвы, (обычно совершаемые нами) ежедневно?” Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Нет, но определяйте (в этот день время) должным образом”[1552]. То есть, примерно рассчитывайте сколько бывает времени между двумя намазами и вот так совершайте намазы в течение года.
206 ― Передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вокруг шеи того, кто захватит пядь земли без права, будет обвито (собранное) с семи земель»[1553].
Этот хадис касается одного из видов несправедливости – несправедливости, связанной с присвоением чужой земли. Этот вид несправедливости является одним из тяжких грехов. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да проклянет Аллах того, кто изменил границы земли»[1554]. Проклятие — это отдаление от милости Аллаха Всевышнего!
Но за этот грех есть также и другое наказание, помимо проклятия. Речь идет о наказании, упомянутом в нашем хадисе, где сказано: «Вокруг шеи того, кто захватит пядь земли без права, будет обвито (собранное) с семи земель».
Всего существует семь земель, как это известно из сунны. Также Аллах Всевышний указал на это, сказав: «Аллах - Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель»[1555].
Вокруг шеи того, кто захватит пядь земли без права, будет обвито семь земель. Пусть Аллах убережет нас от подобного! Это произойдет на глазах у всех людей и человек будет опозорен в День Воскресения.
207 ― Передается от Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах даёт отсрочку несправедливому, но когда Он схватит его, то уже не отпустит».
Абу Муса сказал: «А потом он прочитал аят, в котором говорится: “Такова хватка Господа твоего, когда Он хватает (обитателей) селений, проявляющих несправедливость. Поистине, хватка Его мучительна, сурова!”[1556]»[1557].
То есть, Аллах Всевышний дает отсрочку несправедливому человеку и тот продолжает упорно совершать несправедливость. И это – беда! Пусть Аллах спасет нас и вас от этого! Этот человек постепенно вовлекается в совершение несправедливости, а Аллах не наказывает его за это быстро, и несправедливость начинает накапливаться. Если же Аллах Всевышний схватит его, то уже не отпустит. Это – наказание Великого, Могущественного!
نسأل الله أن يرزقنا وإياكم الاعتبار بآياته وأن يعيذنا وإياكم من ظلم أنفسنا ومن ظلم غيرنا ، إنه جواد كريم
208 ― Сообщается, что Му’аз, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) послал меня (в Йемен) и сказал: “Поистине, ты явишься к людям из числа людей Писания, призови же их к свидетельству о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что - я посланник Аллаха. Если они подчинятся этому, извести их о том, что Аллах вменил им в обязанность совершение пяти молитв в течение дня и ночи, и если они подчинятся этому, извести их о том, что Аллах вменил им в обязанность давать милостыню, которую следует брать с богатых из их числа и отдавать бедным из их числа. А если они подчинятся и этому, то ни в коем случае не забирай самого ценного из их имущества и бойся мольбы обиженного, ибо, поистине, между ней и Аллахом нет преграды!”»[1558]
В хадисе говорится о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал Му‛аза, да будет доволен им Аллах, в Йемен. Случилось это весной десятого года хиджры. Жители Йемена, к которым был послан Му‛аз, были людьми Писания. Поэтому, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, ты явишься к людям из числа людей Писания…». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил Му‛азу об их положении, чтобы тот был готов. Ведь, тот, кто собирается вести дискуссию с людьми Писания должен владеть более сильными и многочисленными доводами, чем тот, кто собирается вести дискуссию с обычными многобожниками. Ведь, обычные многобожники были невеждами, а у людей Писания было знание.
Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, указал на первое, к чему нужно призывать жителей Йемена, а это единобожие (таухид) и посланническая миссия (рисаля). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…призови же их к свидетельству о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что - я посланник Аллаха». Только Аллах Всевышний достоин поклонения! Что же касается всех остальных божеств, то они не заслуживают поклонения. Поклонение им – это ложное поклонение! Аллах Всевышний сказал: «Это - потому, что Аллах является Истиной, а все, к чему взывают помимо Него, является ложью, а также потому, что Аллах - Возвышенный, Большой»[1559].Также они должны были засвидетельствовать, что Мухаммад – это тот, кто послан к людям и джиннам, и был последним из пророков. Кто не уверует в него, тот попадет в Огонь.
«Если они подчинятся этому, извести их о том, что Аллах вменил им в обязанность совершение пяти намазов в течение дня и ночи» ― то есть: обеденный (зухр), послеобеденный (‛аср), вечерний (магъриб), ночной (‛иша) и утренний (фаджр) намазы. Кроме этих пяти намазов, в течение дня нет больше обязательных намазов.
«…и если они подчинятся этому, извести их о том, что Аллах вменил им в обязанность давать милостыню, которую следует брать с богатых из их числа и отдавать бедным из их числа» ― речь идет о закяте. Закят – это обязательное пожертвование, которое берется от богатых людей и отдается бедным.
«А если они подчинятся и этому, то ни в коем случае не забирай самого ценного из их имущества…» ― то есть, сборщик закята должен забирать у людей среднее имущество: не самое лучшее и не самое худшее.
«…и бойся мольбы обиженного…» ― то есть: если ты заберешь у них самое лучшее имущество, то станешь несправедливым, и они могут начать взывать к Аллаху против тебя. Бойся их мольбы!
«…ибо, поистине, между ней и Аллахом нет преграды!» ― то есть, на эту мольбу будет дан ответ.
Пользы из хадиса:
1 —Указание на обязательность посылания людей в различные местности для призыва к Аллаху. Это – прерогатива правителя мусульман! Он обязан посылать проповедников, призывающих к Аллаху, во все места. Ведь, все места нуждаются в призыве.
2 —Проповеднику, которого отправляют для призыва в определенную местность, нужно разъяснить в каком положении находятся жители этой местности, дабы он был подготовлен. А иначе жители этой страны застанут его врасплох, приведут ему много сомнений, на которые он не сможет ответить. А это уже будет великий урон исламскому призыву! Проповедник, прежде чем начинать призыв, должен подготовиться, чтобы узнать о тех, кого он призывает.
3 —Первым, к чему следует призывать людей, является свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха. Призыв к этому прежде призыва ко всему остальному! Например, ты поехал призывать неверующих. Ты не должен говорить им: ″Не пейте спиртное! Не прелюбодействуйте! Не занимайтесь ростовщичеством!″ Такой призыв будет ошибкой! В первую очередь нужно призывать к основе основ! В первую очередь ты должен призывать к единобожию и к тому, что Мухаммад является посланником Аллаха. Если люди согласятся с этим, то затем по очереди призывай к остальным столпам религии.
4 —Если тот, кого призывают, понимает призыв, то необязательно подробно разъяснять его. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…призови же их к свидетельству о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха…», но не стал объяснять смысл этого свидетельства. Ведь, те, к кому отправлялся Му‛аз, понимали смысл этого свидетельства, так как они говорили на арабском языке.
Но если ты призываешь к этому свидетельству того, кто не понимает его смысла, то обязательно нужно разъяснить ему смысл этого свидетельства. Ведь, если он не понимает смысла свидетельства, то произношение этого свидетельства не принесет ему пользы. Именно поэтому, Аллах посылал ко всем народам только таких посланников, которые говорили на языке этих народов, дабы посланники могли разъяснять этим народам смыслы религии.
Например, если ты призываешь человека, который не знает смысла свидетельства ″Ля иляха илля Ллах″, то ему обязательно нужно разъяснить этот смысл. Скажи ему, что ″Ля иляха илля Ллах″ означает ″Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха″. Каждое божество, которому поклоняются наряду с Аллахом, не заслуживает поклонения. Аллах Всевышний сказал: «Это - потому, что Аллах является Истиной, а все, к чему взывают помимо Него, является ложью»[1560].
Точно так же недостаточно просто произнести, что Мухаммад – посланник Аллаха. Нужно разъяснить человеку смысл этого свидетельства. Например, скажи человеку: ″Мухаммад – это человек, который был послан Аллахом Всевышним. Он относился к роду бану Хашим. Аллах Всевышний послал его, чтобы он вывел людей из мраков к свету. Аллах Всевышний послал его с верным руководством и религией истины. Он разъяснил людям все виды добра и призывал их к этому добру. Также он разъяснил людям все виды зла и предостерег их от этого зла. Он является посланником Аллаха, а мы обязаны подтверждать правдивость всего того, что он сообщил, подчиняться ему в том, что он повелел и оставлять все то, что он запретил″.
Также нужно разъяснить людям, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, является посланником Аллаха, а не Господом. Он – раб, которому не поклоняются, и посланник, которого не обвиняют во лжи.
Также нужно разъяснить людям, что эти два свидетельства являются ключом к Исламу. Если человек не засвидетельствует эти свидетельства, то ни одно поклонение не будет принято.
5 —Самая важная вещь после двух свидетельств – это намаз! Поэтому, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…призови же их к свидетельству о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что - я посланник Аллаха. Если они подчинятся этому, извести их о том, что Аллах вменил им в обязанность совершение пяти молитв в течение дня и ночи».
6 —Намаз ″уитр″ не является обязательным, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что в течение дня есть только пять обязательных намазов. Некоторые ученые сказали, что намаз ″уитр″ является обязательным, но более правильно, что не является.
7 —Закят является обязательным! Закят – это третий столп Ислама. Поэтому, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…и если они подчинятся этому, извести их о том, что Аллах вменил им в обязанность давать милостыню, которую следует брать с богатых из их числа и отдавать бедным из их числа».
8 —Закят не взимается с бедных людей, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…извести их о том, что Аллах вменил им в обязанность давать милостыню, которую следует брать с богатых из их числа и отдавать бедным из их числа». Но кто является богатым? Тот, кто владеет миллионами? Когда дело касается закята, богатым считается тот, кто владеет ″нисабом″[1561]. Если человек владеет ″нисабом″, то он считается богатым и обязан платить закят.
9 —Закят, который выплачивают богатые в определенной местности, следует отдавать беднякам из этой же местности. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…которую следует брать с богатых из их числа и отдавать бедным из их числа». Закят не следует вывозить из страны, кроме как из-за нужды. Если же в этой стране есть нуждающиеся, то они более заслуживают закята, нежели нуждающиеся других стран. Некоторые ученые посчитали запретным вывоз закята из страны, если в этой стране есть люди, заслуживающие этот закят, и привели в довод данный хадис.
Также бедные в определенном государстве связывают свои души с богатыми людьми, живущими в этом государстве. Если же богатые вывезут закят за пределы страны, то бедные могут подумать, что богатые лишили их денег, на которые бедняки имели право. Из-за этого могут начаться даже беспорядки.
10 —Указание на запретность несправедливости. Сборщик закята не должен собирать с людей больше, чем положено. Именно поэтому, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег Му‛аза, сказав: «…ни в коем случае не забирай самого ценного из их имущества…».
11 —Указание на то, что мольба обиженного принимается Аллахом, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…ибо, поистине, между ней и Аллахом нет преграды!»
209 ― Сообщается, что Абу Хумейд ‘Абду-р-Рахман ибн Са’д ас-Са’иди сказал: «В своё время пророк (мир ему и благословение Аллаха) поручил одному человеку из племени аль-азд, которого звали Ибн аль-Лютбийа, заниматься сбором милостыни. Вернувшись[1562], он сказал: “Это - вам, а это было подарено мне”. Услышав это, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поднялся на минбар, воздал хвалу Аллаху, восславил Его, а потом сказал: “А затем, поистине, я назначаю одного из вас заниматься тем делом, которое поручил мне Аллах, а он приходит и говорит: “Это - вам, а это - подарок, который мне преподнесли”! Почему не остался он в доме своего отца (или: … своей матери), дожидаясь этого подарка, если он говорит правду?! Клянусь Аллахом, если кто-нибудь из вас возьмёт себе хоть что-то, не имея на это права, в День воскресения он обязательно встретит Аллаха Всевышнего, влача это (на себе)! И, поистине, ни за что не признаю я ни одного из вас, если встретит он Аллаха, неся на себе ревущего верблюда, мычащую корову или блеющую овцу!”[1563], - после чего пророк (мир ему и благословение Аллаха) воздел руки к небу, подняв их так высоко, что стала видна белизна его подмышек, и сказал: “О Аллах, разве не известил я?[1564]”»[1565]
210 ― Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть допустивший (такую) несправедливость по отношению к своему брату, которая затронула его честь или что-нибудь ещё, освободится от этого сегодня, прежде чем исчезнут динары и дирхемы, ибо тогда, если будут у него в запасе благие дела, их заберут у него в соответствии с тяжестью нанесённой им обиды, а если добрых дел у него не окажется, тогда будет взято (что-нибудь) из дурных дел обиженного и возложено на него»[1566].
В этом мире человек еще может освободиться от несправедливости, причиненной людям, вернув то право, которое он нарушил. Но в Последней жизни у человека не будет ничего, кроме благих деяний. В Судный День благие деяния несправедливого человека будут переданы тому, кому он причинял несправедливость. Если же у несправедливого человека уже не останется благих деяний, то на него будут повешены грехи того, кому он причинял несправедливость. Пусть Аллах убережет нас от этого! Несправедливый человек помимо своих грехов получит еще и чужие.
Хадис явно указывает на то, что человек обязан освободиться от несправедливости, которую он причинил своему брату.
Например, если человек совершил преступление против своего брата, ударил его, ранил его или убил, то чтобы освободиться от этой несправедливости, он должен позволить отомстить (къисас). Если же нет возможности отомстить, то нужно выплатить ″дию″[1567].
Например, если человек присвоил чье-то имущество несправедливо, то должен вернуть его владельцу. Если же он уже не может найти владельца имущества, не знает, где живет этот владелец, то пусть раздаст милостыню от его имени. Аллах Всевышний знает об этом и вернет владельцу имущества его право. Если владелец имущества уже умер, то верни его имущество его наследникам. Ведь, имущество человека после его смерти переходит к его наследникам.
Также, например, если человек обругал другого человека в каком-либо собрании или обсуждал его за спиной, то он непременно должен избавиться от этой несправедливости, которую он причинил своему брату. Если тот человек узнал о том, что его обругали, то нужно пойти к нему и попросить прощения. В прощении заключено благо и для обидчика, и для обиженного. Аллах Всевышний сказал: «Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников»[1568].Если же тот человек не прощает, то нужно дать ему денег, чтобы он простил. Если же он все равно не прощает, то если Аллах Всевышний увидит, что твое покаяние истинное, то Он сделает так, чтобы обиженный в День Воскресения остался тобою доволен.
Некоторые ученые сказали: ″Если человек не знает о том, что его обругали, то не нужно рассказывать ему об этом″. Например, определенного человека обругали в определенном собрании людей, а затем тот, кто его ругал, покаялся. В таком случае не нужно рассказывать человеку о том, что было в этом собрании. Вместо этого следует просить прощения у Аллаха за этого человека, обращаться к Аллаху с мольбами за него, и похвалить его среди тех людей, среди которых он был обруган.
Посредством этого ты освободишься от этого греха, а иначе положение будет очень опасным. Права людей, которые ты нарушил, нужно вернуть. Ты все равно сделаешь это либо в мирской жизни, либо в Последней.
211 ― Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-’Аса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мусульманином (муслимом)является тот, кто не причиняет вреда (другим) мусульманам своим языком и своими руками, а мухаджир - это тот, кто бросил запрещённое Аллахом»[1569].
Слово ″муслим″ используется для указания на разные смыслы.
Например, ″муслимом″ называют того, кто покорился и предал себя. Того, кто покорился кому-то, называют ″муслимом″. Аллах Всевышний сказал: «Бедуины сказали: "Мы уверовали". Скажи: "Вы не уверовали. Посему говорите: “Мы стали муслимами”»[1570].То есть: мы покорились и не будет с вами сражаться. Это одно из толкований этого аята. Согласно другому толкованию под словами бедуинов “мы стали муслимами”,имеется в виду, что они приняли Ислам.
Также ″муслимом″ называют того, кто выполняет пять столпов Ислама. Эти пять столпов перечислены пророком, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Суть ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет <