Об обязательности подчинения решению Аллаха
Аллах Всевышний сказал: «Но нет - клянусь твоим Господом! - они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью»[1248].
А также: «Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: "Слушаем и повинуемся!" Именно они являются преуспевшими»[1249].
К числу хадисов, относящихся к данной главе, принадлежит хадис Абу Хурайры, приводимый в начале предыдущей главы[1250], а также и другие хадисы.
168 ― Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был ниспослан аят, (в котором говорится): “Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Обнаружите ли вы то, что в ваших душах, или утаите, Аллах предъявит вам счет за это”[1251], - его сподвижникам стало тяжко от этих слов, и тогда они пришли к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), опустились на колени и сказали: “О посланник Аллаха, (сначала) на нас было возложено то, что нам по силам: молитва, джихад, пост и милостыня, но теперь тебе был ниспослан этот аят, в котором говорится о том, чего мы делать не сможем!” (В ответ им посланник) Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Неужели вы хотите сказать нечто подобное тому, что до вас говорили обладатели обоих Писаний, (говорившие): “Мы слышали, но не повинуемся”?! Нет, говорите: “Мы услышали и повинуемся! Прости, Господь наш, Тебе решать!” И после того, как люди прочитали этот аят, подчинившись тому, о чём в нём говорится, Аллах Всевышний сразу же ниспослал (другой аят): “Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: "Мы не делаем различий между Его посланниками". Они говорят: "Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие"”[1252]. И когда они сделали это, Аллах Всевышний отменил тот аят, а затем Всемогущий и Великий Аллах ниспослал (другой, в котором сказано): “Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел”[1253]. (Они говорят): “Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись”.(Аллах сказал: “Да”) (Они говорят): “Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников”. (Он сказал: “Да”) (Они говорят): “Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу”. (Он сказал: “Да”) (Они говорят): “Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты - наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми”. (Он сказал: “Да”)»[1254].
«Когда посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был ниспослан аят, (в котором говорится): “Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Обнаружите ли вы то, что в ваших душах, или утаите, Аллах предъявит вам счет за это”[1255], - его сподвижникам стало тяжко от этих слов».
Это показалось сподвижникам тяжелым, ибо в людские души проникает огромное количество мыслей. Шайтан приходит к человеку и начинает нашептывать ему ужасные и порицаемые вещи. А Аллах Всевышний сказал: «Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Обнаружите ли вы то, что в ваших душах, или утаите, Аллах предъявит вам счет за это»[1256].Если люди будут спрошены за все свои мысли, то они погибнут!
Поэтому сподвижники пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и опустились на колени по той причине, что им было тяжело. Они сказали: «О посланник Аллаха, (сначала) на нас было возложено то, что нам по силам: молитва, джихад, пост и милостыня, но теперь тебе был ниспослан этот аят…». Сподвижники имеют в виду слова Всевышнего: «Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Обнаружите ли вы то, что в ваших душах, или утаите, Аллах предъявит вам счет за это»[1257].Ведь, это на самом деле тяжело, так как никто не сможет удержать свою душу от плохих мыслей. Если человек будет спрошен и за эти мысли, то погибнет.
(В ответ им посланник) Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Неужели вы хотите сказать нечто подобное тому, что до вас говорили обладатели обоих Писаний, (говорившие): “Мы слышали, но не повинуемся”?! Нет, говорите: “Мы услышали и повинуемся! Прости, Господь наш, Тебе решать!”
Обладатели двух Писаний – это иудеи и христиане. Иудеям была ниспослана Тора, а это самая почетная книга после Корана. А христианам было ниспослано Евангелие в качестве дополнения к Торе. Иудеи и христиане ослушались своих пророков и сказали: “Мы слышали, но не повинуемся”.
Но вы не говорите так, а скажите: “Мы услышали и повинуемся! Прости, Господь наш, Тебе решать!”
И вот так, каждый мусульманин обязан, слыша приказ Аллаха и Его посланника, говорить: ″Слушаю и повинуюсь!″ Мусульманин обязан подчиниться приказу настолько, насколько это возможно, а Аллах не возлагает на душу то, на что она неспособна.
Сегодня многие люди приходят и спрашивают: «Вот посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал то-то и то-то. Это обязательно или желательно?» Ты обязан делать то, что тебе приказано! Если этот приказ указывает на обязательность, то ты избежишь греха и приобретешь благо. Если же этот приказ указывает на желательность, то, ведь, ты все равно приобретешь благо. А эти люди сначала выясняют дело обязательно или желательно, а потом уже решают: делать его или нет. Так не поступает никто, кроме ленивого человека, который не любит добро и не желает его увеличения.
Что же касается того человека, который любит увеличение добра, то он, услышав приказ Аллаха и Его посланника, говорит: “Слушаю и повинуюсь”, — а затем выполняет приказанное. Не спрашивай обязательно ли это или желательно, кроме как, если ты уже ослушался приказа. Если ты ослушался приказа, то тогда можешь спросить: обязательно или желательно, — чтобы узнать есть ли на тебе грех или нет.
Поэтому, мы не знаем такого, чтобы сподвижники, услышав приказ посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спрашивали: ″О посланник Аллаха, а обязательно выполнить твой приказ или просто желательно?″ Такого не было! Они всегда говорили: “Слушаем и повинуемся”, — а затем выполняли приказанное.
Мы видим, как ибн ’Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, разговаривая со своим сыном Билялем, рассказал ему, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не запрещайте рабыням Аллаха посещать мечети». И тогда его сын Биляль сказал: «Клянусь Аллахом, мы будем им это запрещать», так как состояние людей уже изменилось со времен смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует. ’Абдуллах ибн ’Умар, услышав это, повернулся к нему и стал его ругать очень сильно, а затем сказал: «Я рассказываю тебе от посланника Аллаха, а ты говоришь: ″Клянусь Аллахом, мы будем им это запрещать!″?!»[1258] А затем ибн ’Умар не разговаривал с ним до самой смерти.
В этой истории указание на то, как сильно сподвижники, да будет доволен ими Аллах, возвеличивали приказы Аллаха Всевышнего и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Что же касается нас, то мы начинаем говорить: ″А этот приказ указывает на обязательность или на желательность? Этот запрет указывает на строгую запрещенность или просто на нежелательность?″
Как мы уже говорили, сподвижникам стало тяжело после ниспосланного аята. Но мы знаем, что есть хадис, в котором сказано: «Благой и Всевышний Аллах простит членам моей общины те речи, которые будут вести их души, если люди не станут говорить об этом вслух или делать этого»[1259]. Хвала Аллаху, Который снял с нас этот груз! Если у тебя есть какие-то греховные мысли, но ты не принимаешь их, не делаешь того, что в этих мыслях, и не говоришь их вслух, то тебе будет прощено, даже если эти мысли очень ужасны. Хвала тебе за это, о Аллах!
И даже было так, что люди из числа сподвижников говорили пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, иногда мы ощущаем, что в наших душах происходит нечто такое, о чём мы не осмеливаемся даже говорить». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это и указывает на чистоту веры»[1260]. Это указывает на чистоту веры, ибо шайтан не бросает такие мысли в погибшее сердце, в сердце, которое переполнено сомнениями. Шайтан пытается одолеть только сердце искреннего верующего, чтобы затем испортить его.
Поэтому, некоторые люди спрашивали у сподвижников: ″Почему когда иудеи совершают молитву, у них не бывает никаких наущений (васвасов)?″, — на что получали ответ: ″Зачем шайтану нужно разрушенное сердце?″ Иудеи – неверующие, их сердца разрушены. Шайтан не наущает им ничего в молитве, ибо их молитва итак недействительна. Поистине, шайтан наущает только мусульманину, молитва которого действительна, чтобы испортить её. Шайтан приходит к искреннему верующему, чтобы испортить его чистую веру.
Но хвала Аллаху, Который дал Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, лекарство для сердец и тел. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Шайтан может явиться к любому из вас и сказать: “Кто создал это? Кто создал это?” — и он будет продолжать задавать такие вопросы, пока не спросит: “Кто создал твоего Господа?” — и когда он дойдёт до этого, пусть человек обратится за защитой к Аллаху и прекратит (думать об этом)»[1261].
Если человек почувствует нечто из таких наущений шайтана, то пусть скажет: ″Прибегаю за защитой к Аллаху от шайтана побиваемого″.
أعوذ بالله من الشيطان الرجيم
(А’узу би-Лляхи мин аш-шайтани-р-раджим)
И после того, как люди прочитали этот аят, подчинившись тому, о чём в нём говорится, Аллах Всевышний сразу же ниспослал (другой аят): “Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: "Мы не делаем различий между Его посланниками". Они говорят: "Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие"”[1262].
Аллах Всевышний в этом аяте похвалил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и верующих, так как они сказали: "Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие".
Затем Аллах Всевышний ниспослал: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел»[1263].
То есть, Аллах Всевышний не спросит тебя за то, что ты сделать не в состоянии. Например, наущения, которые атакуют сердце человека. Если человек не принимает их, не обращает на них никакого внимания, они не повредят ему.
Шайтан шепчет человеческой душе ужасные вещи. Но если человек отвернется от этих мыслей и прибегнет к Аллаху за защитой от шайтана, они ничем не повредят.
(Они говорят): “Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись”.(Аллах сказал: “Да”) (Они говорят): “Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников”. (Он сказал: “Да”)
Именно поэтому, описывая Своего посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Аллах Всевышний говорит: «Он освободит их от бремени и оков»[1264].
(Они говорят): “Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу”. (Он сказал: “Да”)
Поэтому, Аллах Всевышний возложил на людей в этом шариате только то, что им под силу выполнить. Если же человек не может выполнить определенные вещи в религии, то переходит к тому, что заменяет их, или же обязанность и вовсе спадает.
(Они говорят): “Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты - наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми”. (Он сказал: “Да”)»[1265].
«Будь снисходителен к нам!»― то есть: будь снисходителен к нам тогда, когда мы не выполнили что-то из обязательного.
«Прости нас…»― то есть: прости нас тогда, когда мы нарушили Твои запреты.
«…и помилуй!»― то есть: дай нам возможность совершать праведные деяния.
«Ты - наш Покровитель»― то есть: Покровитель в мирской жизни и в Последней.
«Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми»― люди думают, что речь идет о наших врагах из числа неверующих, хотя значение аята шире. В этом аяте речь идет и о помощи против шайтана, так как он является главой всех неверующих.
باب النهي عن البدع ومحدثات الأمور
18-ая глава