Во вторник, 28 ноября, у православных христиан начался Рождественский пост. Продлится он до праздника Христова Рождества -7 января.
Во вторник, 28 ноября, у православных христиан начался Рождественский пост. Продлится он до праздника Христова Рождества -7 января.
Как был установлен Рождественский пост?
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.
Зачем установлен Рождественский пост?
Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.
Лев Великий пишет: “Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий”.
По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.
“Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным”.
По словам СимеонаФессалоникийского, “пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти”.
Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Рецепты от бабы Гали к постному столу.
Суп с рыбными фрикадельками
Продукты:Овощной, рыбный бульон или просто вода - 1,5-2 л; филе рыбы (судак, хек, минтай) - 400 г; крахмал или манка- 1 ст. ложка; картофель- 4-5 шт.; морковь- 1шт.;
лук зеленый - 2 шт.; зелень - по вкусу; соль - по вкусу;
приправа для ухи - по вкусуили лавровый лист и перец горошком; зелень рубленая – 1 ст. ложка.
Как приготовить суп с рыбными фрикадельками:
Для рыбного бульона использую замороженные головы и хвосты карпа или другой рыбы.Картофель нарежем кубиками, а морковь - мелкими кусочками. Зелень и лук измельчим.Филе рыбы прокрутим на мясорубке, посолим, добавим крахмал или манку. Хорошо вымесим и мокрыми руками сделаем фрикадельки.
В кипящую воду или бульон кладем картофель с морковью и варим 10 минут.Потом фрикадельки. Варим суп с рыбными фрикадельками 15 минут.Солим, добавляем приправы и зелень. Суп с рыбными фрикадельками готов. Минут 10 дадим ему постоять.
Готовый суп с рыбными фрикадельками. Приятного аппетита!
Котлеты из кальмаров
Продукты:ДЛЯ ФАРША:Кальмары – 1 кг;
лук – 1 шт.; панировочные сухари – 100 г; перец– по вкусу; соль- по вкусу; растительное масло–50г.
Способ приготовления
1. Провернуть кальмары в мясорубке, чтобы получился фарш. Туда же добавить лук, сухой хлеб (треть сухарей).
2. Полученный фарш провернуть еще раз, перемешать с еще одной третью сухарей, что бы получилась смесь, из которой будем лепить котлеты.
3. Слепить котлеты, обвалять в сухарях. Жарить на большом количестве растительного масла.
Салат «Оливье» постный Продукты: Картофель - 5-6 шт.; кальмары - 2 шт.; морковь - 1-2 шт.; зеленый горошек - 1 банка; огурцы свежие - 2 шт.; лук репчатый - 1 шт.; маслины - по вкусу; майонез постный - по вкусу; зелень - по вкусу. Как приготовить салат "Оливье" постный: Затем слить воду и остудить. Отварить картофель в мундире и морковь. Остудить и почистить.Свежие огурцы помыть и порезать кубиками.Морковь порезать кубиками. Картофель порезать кубиками. Лук почистить, помыть и порезать мелко кубиками.Кальмары почистить и нарезать соломкой. Все ингредиенты сложить в миску.Открыть банку гороха. Добавить в миску. Помыть и порезать зелень. Поперчить и посолить. Добавить майонез. Все смешать и выложить салат «Оливье» в салатницу. Украсить. Приятного аппетита!!! |
В Вепревой Пустыни
4 декабря - 5 лет со дня возвращения иконы Успенияна свое место.
Время основания Вепревой пустыни как монастыря неизвестно, но она существовала уже в весьма отдаленные времена. По словам уважаемого ярославского историка В.И. Лествицына, здесь был женский монастырь, основанный, по преданию, в XV веке княгиней Приимковой, урожденной Гвоздевой, в монашестве Евпраксией, в котором она скончалась и погребена.
По другой же рукописи, эта местность получила название будто бы оттого, что в XV веке на берегу находящегося вблизи озера ростовский князь Семен Юрьевич Ворона (сын князя Юрия Ивановича Немого-Голенина, упоминаемого под 1400 г.) убил огромного вепря.
Жена князя Вороны княгиня Феодора была увезена князем Василием Юрьевичем Шемякой. По преданию, княгиня Феодора поступила впоследствии в монашество и основала здесь монастырь, который вскоре сгорел, но был возобновлен княжной Ульяной, дочерью князя Феодора Дмитриевича Приимкова (Феодор Дмитриевич Приимков-Бахтияр упоминается под 1545 г.), и княжной Марией, дочерью князя Григория Ивановича Темкина (упоминается под 1562 г.).
Вепрева пустынь – село в Ростовском уезде, Карашской волости, при озере Вепрь и реке Ремже, в 35 верстах от Ростова. Каменная одноглавая церковь села сооружена в 1822 году, имеет два престола: Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая, стоит на месте прежде бывших трех деревянных церквей, из которых две сгорели ок. 1790 г., а третья была заменена ныне существующей.
Точное явление Чудотворной иконы не известно, но как гласит предание она была явлена ещё в монастыре ине сгорела при пожаре вместе со свечой.
Местное предание гласит, что когда Успенская деревянная церковь сгорела со всей утварью, то среди пожарища была найдена под пеплом в целости, нисколько не поврежденная восковая свеча, стоявшая до пожара перед местной иконой Успения Божией Матери. В настоящее время эта свеча, вместе с иконой, составляет предмет особенного почитания богомольцев, во множестве стекающихся сюда даже из весьма отдаленных местностей. Вообще верование в Чудотворную храмовую икону Успения Божией Матери и стоящую пред ней свечу в народе очень сильно, так как от этих свято чтимых предметов, как нам лично передавали местные крестьяне, было немало чудесных исцелений.
После ареста и заключения под стражу священника Василия Кавалерова(1931г.), храм остался без настоятеля и отца, но Чудотворная икона Успения до 1938 года находилась в храме.В 1938 году прихожанами было принято решение сохранить Чудотворный образ, чтобы тот не достался безбожной власти.Под покровом ночи, с молитвами и песнопением через лес прихожане перенесли икону в соседний храм в честь святителя Николая Чудотворца села Вашка, который к счастью в советское время никогда не закрывался и там образ был поставлен в тайное место.В праздник Успения икону иногда выставляли для поклонения, но потом вновь убирали.
В 2007 году в Петровском мужском монастыре была обретена Чудотворная икона Успение, явившаяся чудесным образом ещё в древнем монастыре и в связи с этим встал вопрос о её возвращении.
Особую благодарность хотелось выразить митрофорному протоиерею Владимиру Агрикову, протоиерею Виталию Тарасову, игумену Клименту Новикову и прихожанам храмов, где хранился и пребывал Чудотворный образ.
В сентябре 2012 года образовалось Петровское благочиние, которое возглавил благочинный священник Алексей Пакин.В этом же году усилиями благочинного, настоятеля и прихожанами храма, на это благое дело было получено благословение Главы Ярославкой Митрополии Митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона, икона была возвращена в кратчайшие сроки на свое историческое место, а в Петровский монастырь была написана копия.
Со слезами и трепетом переживали прихожане это великое, знаменательное событие храма, которое состоялось 4 декабря в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.Поистине Царица Небесная через этот Чудотворный образ вернулась в храм.
В этом же году 13 декабря в память святого Апостола Андрея Первозванного в храме Успения Литургию возглавил и совершил Митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон и поклонился Чудотворному образу.
После возвращения иконы с 2012 года произошло множество чудес и исцелений от различных болезней, особенно от аллергических. Были случаи, когда люди, истратив большие средства за границей, обрели помощь и исцеление от Чудотворной иконы. Но самое главное чудо-это то, что образ Царицы Небесной находится в родном храме и покровительствует людям приходящим к Ней со своими бедами и скорбями.
Иерей Андрей Баскаков
ВСТРЕЧАТЬ ЛИ НОВЫЙ ГОД?
В период Рождественского поста многие из нас сталкиваемся с таким вопросом: «А можно ли православному христианину встречать Новый год, а если можно то как?»
На этот вопрос ответит протоиерей Павел Гумеров, настоятель строящегося храма блгвв. кнн. Петра и Февронии Муромских в Марьино.
Приближается Новый год и следующие за этим праздником продолжительные выходные. К сожалению, в это время вся страна без меры пьет и ест, и единственным отвлечением от застолья для многих становится просмотр всевозможных пошлых шоу и «голубых огоньков» по телевизору. Жизнь словно бы замирает.
До Петра I и церковный, и гражданский календарь в России начинался с 1 сентября. Церковь и сейчас начинает церковный годичный круг сентябрем. Петр постановил отмечать Новый год с 1 января – на западный манер. Новый год был праздником светским и приходился на святки – дни после Рождества Христова. И поэтому не было никакого греха в череде святочных дней отмечать и новолетие, вкушая скоромную пищу и вино. После революции 1917 года была проведена еще одна календарная реформа: вместо юлианского был принят григорианский календарь (новый стиль), так что празднование Нового года стало выпадать на конец Рождественского поста. Поэтому возникла проблема для людей, соблюдающих духовные традиции: как праздновать Новый год и праздновать ли его вообще?
Празднование Нового года сейчас совершается с гораздо большим размахом и сопровождается большим пьянством и разгулом, чем в советское время. Оно и понятно. Сначала советская власть отняла у людей церковные праздники и насадила свои, пролетарско-революционные, которые народ, за неимением других, и отмечал. Но с падением советского строя революционные даты отошли в прошлое, и из прежних праздников остался практически один Новый год.
Конечно, отмечать Новый год пьянкой и гулянкой – обычай советский, а никак не русский православный. И нужно нам от этой вредной традиции избавляться и возвращаться к праздникам настоящим, христианским. Тем паче что Рождество у нас сейчас, слава Богу, всегда является выходным днем, а значит, праздновать его никто не мешает. Не нужно придавать празднованию Нового года такое первостепенное, порой просто мистическое значение. Новый год в дореволюционной России всегда был неразрывно связан с Рождеством, просто этот праздник стоял в череде рождественских дней, и, конечно, никто его так широко и торжественно особо не отмечал.
Некоторые православные люди занимают очень крайнюю, строгую позицию: Новый год – праздник бесовский, богомерзкий. Эта позиция вполне объяснима, ведь Новый год всегда сопровождается телебеснованием и пьянством – об этом мы уже говорили. Однако полностью отрицать Новый год и видеть в его праздновании один грех нельзя. Просто не нужно подменять им Рождество и бесчинствовать постом. Ведь мы, православные люди, являемся гражданами своей страны. И хотим этого или не хотим, живем по новому, григорианскому, календарю, строим нашу жизнь и трудовую деятельность по календарю гражданскому. Например, отправляемся в отпуск, сдаем отчеты по работе в конце года по новому, а не по старому стилю. Поэтому не является грехом проводить старый год, подвести итоги, поблагодарить Бога и, конечно, помолиться, вступая в новолетие. «Благословиши венец лета благости Твоея!» (Пс. 64: 12). По всем храмам Русской Православной Церкви служатся молебны, чтобы мы все имели возможность попросить у Господа благословение на год грядущий. Знаете, весьма заезженная фраза – новогоднее пожелание: «Как встретишь Новый год – так его и проведешь» – содержит в себе немалую долю правды. Кто-то под Новый год идет в храм со всей своей семьейи молится за новогодним молебном, чтобы призвать благословение и помощь на все свои дела, и потом за скромной трапезой вспомнить с благодарностью уходящее лето. А кто-то проведет новогоднюю ночь (да и всю последующую неделю) в телеалкогольном угаре.
К сожалению, мы поставлены в такие условия, что в новогоднюю ночь, хочешь – не хочешь, приходится бодрствовать: уснуть можно разве что со снотворным и уже под утро. Поэтому и православные люди вполне могут посидеть вместе за столом, поговорить, но при этом, конечно, помня, что пост еще не окончен.
В дружеском застолье, общении нет ничего скверного, и Новый год тоже повод собраться вместе, подвести итоги, помянуть былое. Ведь праздники церковные мы празднуем и постом. Например, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим всегда празднуются в пост. Но отмечаются они скромно, по-постному и, конечно, с молитвой. Они дают нам возможность подкрепиться перед следующей частью поста. Конечно, Новый год вовсе не церковный праздник, но его можно наполнить духовным смыслом и отметить вполне по-православному. Хотя можно, конечно, вообще не отмечать Новый год, ограничиться новогодним молебном. Это тоже допустимо.
Отмечая Новый год с нецерковными близкими, конечно, нужно соблюдать меру. Совершенно необязательно просиживать за столом всю ночь и до конца участвовать в шумном веселье. Отдав дань уважения близким, можно под предлогом усталости удалиться, чтобы отдохнуть (если получится) или помолиться, почитать.
И еще будет не лишним напомнить: пост еще не окончен и после Нового года будет продолжаться еще шесть дней, а в последние пять дней, даже в воскресный день, он станет строже – не благословляется вкушение рыбы.
Дай нам всем Бог сил пройти остаток пути без преткновения и с радостью встретить Рождество Христово!
Священник Павел Гумеров
Казанская в Караше
4 ноября благочинный приходов Петровского округа иерей Алексий Пакин возглавил праздничную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери в селе Караш.
По окончании богослужения прошёл крестный ход.
В своей проповеди благочинный отметил, что для прихожан Караша этот праздничный день - малая Пасха. Так же отец Алексий обратил внимание присутствующих на то, что в этот день отмечается и государственный праздник – День Народного единства. Он отметил, что не случайно эти два праздника отмечаются в один день. Именно с образом иконы Казанской Божией Матери российское ополчение изгнало польских захватчиков из земли русской.
Настоятель храма, иерей Николай Олейник так же поздравил прихожан с праздником и пригласил присутствующих на трапезу.
Поздравляем:
- 3 декабря Скачкову Анну Ивановну с днем рождения!
- 6 декабря Полуэктова Арсения с днём Рождения!
- 21 декабря Попову Татьяну Васильевну с днём
Рождения!
- 26 декабря Полуэктова Арсения с днём Ангела!
- 26 декабря Солянову Галину Николаевну с днём
Рождения!
Во вторник, 28 ноября, у православных христиан начался Рождественский пост. Продлится он до праздника Христова Рождества -7 января.