С пламенем, что снедает и не жалит.
РАЗЪЯСНЕНИЕ
2. В сей песне говорит душа и объясняет то, что, молвит, должен дать ей Супруг в сём блаженном преображении, разъясняя это в пяти высказываниях. В первом говорит, яко есть то вдыхание Духа Свята ею о Бозе, и Богом о ней. Во втором – ликование Бога в наслаждении Богом. В третьем – познание творений и порядка их. В четвёртом – чистое и ясное созерцание божественной сущности. В пятом – полное преображение в неизмерную любовь Божью. Износит, стало быть, стих:
Вдыхать дуновенье.
3. Сие вдыхание воздуха есть некая способность, о которой молвит душа, яко даровал ей бог там, в общении Духа Свята, каковое, на манер дыхания, с которым Его духновение божественное весьма возвышенно поднимает душу и осведомляет её и обучает, чтобы она вдыхала в Бозе то самое вдохновение любви, кое Отец вдыхает в Сына, а Сын в Отца, которое есть тот самый Дух Святой, что вдыхает она в Отца и Сына, в сказанном преображении, чтобы соединить её с Собой. Ибо не будет истинного и полного преображения, если душа не преобразится в три Лица Святейшей Троицы в открытой и проявленной степени. И таково это вдыхание Духа Свята в душе, с коим Бог преобразует её в Себя, дающее ей столь возвышенное и тонкое и глубокое радование, что не выговорить того языком смертным, ни разуму человеческому постичь сколько-нибудь из того; потому что, хотя происходящее в этом временном преображении близко к сему общению в душе, о том невозможно сказать, так как душа, единая с Богом и преображённая в Бога, вдыхает в Боге Богу то самое божественное вдохновение, кое Бог – она, ставши преображённой в Него – вдыхает в себе самом ей.
4. И в преображении, кое душа имеет в жизни сей, проходит то самое вдыхание Бога душе, и души Богу многократно, с возвышеннейшей радостью любви в душе, хотя не в открытой и явленной степени, как в грядущей жизни. Ибо сие есть то, что, разумея, хотел сказать Святой Павел, когда говорил: Поскольку сыновья есте Бога, пошлёт Бог в сердца ваши духа Сына, взывающего к Отцу (Гал. 4,6). Что в блаженных другой жизни и в совершенных этой происходит сказанным образом. И не следует держать за невозможное то, что душа мощна в вещи столь высокой, что душа дышит в Бозе, как Бог дышит в ней, по причастию. Потому что, при одарённости тем, что Бог оказал ей милость единения в Святейшей Троице, в котором душа делается богоподобной и Богом, по причастию, разве невероятно, что работает она также свою работу разума, понятия и любви, или, лучше сказать, она действует в Троице соединено с нею, как сама Троица, но в модусе общения и причащения, так что сам Бог работает в самой душе? Ибо сие есть быть преображенной в три Лица в потенции и мудрости, и любви, и в этом есть уподобление души Богу, и чтобы смочь прийти к сему, она сотворена по Его образу и подобию.
5. И как это происходит, нет более ни знания, ни мочи, чтобы сказать о том, кроме как дать уразуметь, как Сын Божий нас доставил к этой высокой стадии и удостоил нас сего возвышенного положения мочь быть сынами Бога, как молвит Святой Иоанн (1,12), и так просит о том Отца через того же Святого Иоанна, говоря: Отче, хочу, чтобы те, которых дал мне, чтобы где я буду, они тоже были со мною, да увидят и они ясность, которую дал мне (17,24); а именно, чтобы творили по причастию в нас те же дела, что аз по естеству, что есть дышать Духом Святым. И больше молвит: Не прошу, Отче, только за этих, предстоящих, но также за тех, которые поверят по научению его в меня; чтобы все они были едины наподобие, как ты, Отче есть во мне, а я в тебе, так они в нас будут едины, как мы едины, я в них, и ты во мне; через что станут совершенны в одном, через что познает мир, яко ты меня послал, и любишь их, как меня (17,20-23), то есть сообщишь им ту же любовь, что Сыну, хотя не естественно, как Сыну, но, как мы сказали, через единение и преображение любви. Так же как, разумеется, не хочет сказать здесь Сын Отцу, что святые сущностно и естественно суть то же самое, что Отец и Сын, но что они суть через союз любви, как Отец и Сын в единстве любви.
6. Откуда, души получают те же блага по причастию, кои Он по естеству; через что поистине суть боги по причастию, равные сопутники Бога. Откуда, молвил Святой Пётр: Благодать и мир исполнены и совершенны в вас в познании Бога и Христа Иисуса, нашего Господа, так что нам дадены все вещи Его божественной доблести для жизни и благочестия, через познание того, кто призвал нас своей славой и доблестью, чем даровал нам ещё более великие и драгоценные обещания, благодаря которым сделались товарищами божественного естества (2. 1,2-4).До сюда достигают слова святого Петра, в коих даёт он ясно понять, что душа сопричастна самому Богу, который работает в ней совместно с нею работу Святейшей Троицы так, как мы сказали, по причине союза субстанциального и любви между душой и Богом. Каковая, хотя совершенно исполнится в другой жизни, тем не менее в этой, когда достигается стадия совершенства, какой, говорим, достигла здесь душа, обретается великое запечатление и вкус её, способом, о котором говорим, хотя (как мы сказали) говорить невозможно.
7. О, души, сотворённые ради этих величаний и этих призываний! что делаете, чем занимаетесь? Претензии ваши низки и ваши имения мизерны. О, жалкая слепота очей души вашей, ибо к такому свету слепы, и к таким великим голосам глухи, не ведая, что, в то время как ищете величия и славы, остаётесь нищими и низкими, о таковых благах делаетесь невежественны и недостойны! Следует второе, что молвит душа, чтобы дать уразуметь то, а именно:
Песня сладкого соловья.
8. То, что рождает в душе сие вдыхание дуновенья, есть сладкий голос её Супруга к ней, в коем она творит Ему своё нежное ликование; и то и другое зовётся здесь песней соловья; потому что, как песня соловья слышится по весне, когда прошли уже морозы и дожди и превратности зимы, и творит мелодию для слуха и отдохновения души, так в этом настоящем общении и преображении любви, которые супруга имеет уже в жизни сей, защищенная уже и свободная ото всех возмущений и превратностей преходящих, и совлечена, и очищена от несовершенств, тягот и затемнений, так же в чувствах, как и в духе, ощущает новую весну в свободе и широте, и веселии духа, в каковом сидит сладкий голос Супруга, который есть её сладкий соловушка; чьим гласом обновлённая и освеженная субстанция души её, как души уже добре расположенной для пути к жизни вечной, зовёт её сладко и нежно, так что воспринимает она нежный голос, который молвит: Восстании, выкажи поспешность, подруга моя, голубка моя, краса моя, и приди; ибо прошла уж зима, дожди отошли уже далече; цветы появились на земле нашей; пришло время обрезки, и глас горлинки слышен по земле нашей (Песн. 2,10-12).
9. В каковом голосе Супруга – раздающемся во внутреннем души – ощущает супруга конец зол и начала благ, в чьё отдохновение и защиту и чувство нежное она так же, как сладкий соловушка подаёт свой голос с новой песней ликования к Богу, совместно с Богом, который подвизает её к сему. Так что ради этого Он даёт ей свой голос, чтобы она в раз отдала его в единстве с Ним Богу, ибо сие есть притязание и желание Его, чтобы душа настроила свой голос духовный в ликовании к Богу, о чём также сам Супруг просит её в Песнях, говоря: Восстани, выкажи поспешность, подруга моя, и приди, голубка моя; в отверстиях камня, в полостях изгороди, яви мне лицо твоё, да звучит голос твой в ушах моих (2,13-14). Уши Бога знаменуют здесь желания, которые имеет Бог к тому, чтобы душа издала сей глас ликования совершенного. Каковой глас, ради которого стала бы совершенна, молит Супруг чтобы издала его и поместила во впадины камня, то есть в преображение, о котором говорили, как о мистерии Христа. Что, - поскольку в сём единении душа величает и хвалит Бога с помощью самого Бога, как говорим от любви, - есть хвала весьма совершенная и приятная Богу, ибо, душа, пребывая в сём совершенстве, творит дела весьма совершенные; итак, сей глас ликования сладок Богу и сладок душе. Так что поэтому говорил Супруг: Голос твой сладок (Песн. 2,14); а именно, не только для тебя, но также для меня, потому что, будучи одно со мной, подай голос твой заодно со сладким соловушкой для меня со мной.
10. Такова вот песня, что переходит в душе в преображение, кое получает в жизни сей, вкус какового превыше всех похвал. Но, поскольку не так совершенна, как песня новая жизни славной, прельщена душа тем, что чувствует здесь, преследуя через высоту сей песни превосходство, кое будет иметь во славе, чьё преимущество выше всякого сравнения, вспоминает о нём и молвит, яко то, что подарит ему, будет песней сладкого соловья. И молвит тут же:
Рощу и грацию её.
11. Сие есть третье, о чём говорит душа, яко должен дать ей Супруг. Под рощей, - поскольку проращает в себе многие растения и животных, - разумеет здесь Бога, в том отношении, что Он сотворил и даровал бытие всем тварям, которые имеют в Нём свои жизнь и корень, что являет Бога и даёт познать Его как Творца. Под грацией сей рощи, о коей также молит здесь душа Супруга до той поры, просит изящества и мудрости и красоты, которых о Бозе имеет не только всякая тварь, как земная, так и небесная, но также тех, что творят меж собой в соответствии мудром, упорядоченном, изящном и полюбовном одних с другими, как низшие меж собой, так и высшие меж собой, и между высшими и низшими, что есть вещь, дающая душе великое остроумие и усладу познания сего. Следует четвёртое, и оно есть:
В ночи прозрачной.
12. Сия ночь есть созерцание, в коем душа желает видеть эти вещи. Зовёт её ночью, потому что созерцание темно, и оттого называется по-другому Мистической Теологией, которая хочет высказать премудрость Божию тайную и сокрытую, в каковой, без громких слов и без помощи какого-либо телесного или духовного чувства, как в молчании и покое, в потёмках обо всём чувственном и природном, научает Бог сокровенно и тайно душу, без того, чтобы она знала как; что некоторые из духовных называют понимать, не понимая. Потому что сие не творится в разуме , как говорят философы, активном, чья работа в формах и фантазиях и постижениях потенций телесных, но творится в разуме, относящемся к возможному и пассивном, каковой, без приятия тех форм и пр., лишь пассивно воспринимает субстанциальную интеллигенцию, совлечённую образов, которая даётся ему без всякого труда и активации функций.
13. И через то, зовёт душа сие созерцание ночью, в которой, в жизни сей познаёт душа, посредством преображения, которому уже подверглась, возвышенно, эту божественную рощу и её грацию. Однако, из-за большой высоты сего понятия, оно есть ночь тёмная в сравнении с блаженством, о коем просит здесь; и потому молвит, умоляя о ясном созерцании, что есть радоваться роще и её грации, и прочим вещам, о коих здесь сказала, сущим в ночи уже прозрачной, то есть, в созерцании уже ясном и блаженном, так что она перестаёт уже быть тут ночью в созерцании тёмном, и возвращается там в созерцание зрения ясного и прозрачного о Бозе. Итак, сказать в ночи прозрачной значит сказать в созерцании уже ясном и прозрачном зрения Божьего. Откуда Давид говорит об этой ночи созерцания: Ночь будет светить мне в радостях моих (Пс. 138,11); что есть, как если бы сказал: Когда пребываю в усладах моих зрения сущностного Божьего, пременяется уже ночь созерцания в день и свет моего разумения. Следует пятое: